От любви без соли зарождаются черви
"…и не участвуйте в бесплодных
делах тьмы, но и обличайте"
Еф.5:11
Нередко к нам приходят письма сектантов,
которые прочитав критику вероучения и практик их сект на
нашем сайте, начинали нас укорять. Дескать, людей нужно
любить и никого не осуждать. То есть люди критику в
адрес своей ложной веры извращено понимают как выражение
нашей нелюбви к ним. Этот часто используемый лукавый
контраргумент сектантов требует разъяснения.
В своих действиях мы опираемся на
принцип "люби грешника, ненавидь грех": "...ненавижу
всякий путь лжи" (Пс.118:104) или "вымыслы человеческие
ненавижу" (Пс.118:113).
То, что опубликовано на нашем сайте -
это есть обличение лжеучений сект: "вымыслов
человеческих", "путей лжи", а не осуждение сектантов как
таковых людей. Впрочем, находятся и те, кто упорно
твердит, что мы "осуждаем".
Что же рассмотрим слова Господа: "Не
судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите,
таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам
будут мерить" (Мф. 7:1-2)
Наши оппоненты указывая "не суди",
лукаво опускают продолжение слов Господа: "ибо каким
судом судите, таким будете судимы". Мы обличаем (или как
некоторые настаивают - "осуждаем") сектантов и иноверцев
не за личные прегрешения (коих и у нас в преизбытке), а
за лжеверие и проповедь лжи о Боге и Церкви. И суда веры
над собой мы не боимся, ибо принадлежим истиной
Христовой Церкви. Нам не страшен суд веры над нами, ибо
держимся веры правой. Также и в остальном, лично я
обличаю только те грехи, против которых сам не совершаю,
которым с Божией помощью успешно противостою.
Далее предлагаю рассмотреть фрагменты их
толкования на Евангелие от Матфея одно их известных и
авторитетных православных толкователей Писания
блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского (†1107).
Цитируется по одноименной книге издательства "Афон"
(Москва, 2000).
Думаю, лучше и не скажешь, чем святитель
Феофилакт, в коем, вне всякого сомнения, почивал Дух
Святой.
***
"Вы - соль земли" (Мф. 5:13).
Пророки посылались к какому-нибудь
одному народу, вы же - соль для всей земли,
исправляющая беспутных учением и обличениями, дабы они
не порождали непрестанно червей. Почему не
оставляете горьких обличений, хотя бы ненавидели и
преследовали вас.
"Если же соль потеряет силу, то чем
сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как
разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф. 5:13).
Если учитель потеряет ум, то есть,
если не будет учить, обличать и исправлять, и
разлениться, что чем исправиться? Он должен быть
лишен учительского сана и подвергнут презрению.
"Вы - свет мира" (Мф. 5:14).
Сперва соль, потом свет. Учение
сначала неприятно, потому что обличает человека, но
потом оно делается утешительным, ибо просвещает ум его.
"Не судите, да не судимы будете"
(Мф.7:1).
Господь запрещает не укорять и не
выговаривать, а осуждать, ибо укорение и выговор
служат на пользу, а осуждение клониться к обиде и
унижению, особенно же, когда кто-либо, имея тяжелые
грехи, поносит других и осуждает других, имеющих меньшие
грехи, за которые будет судить один Бог.
***
Обратимся непосредственно к Священному Писанию, слову
Божию. Допустимо ли обличение?
"Не враждуй на брата твоего в сердце
твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него
греха" (Лев.19:17).
"И ты будешь стонать после, когда плоть
твоя и тело твое будут истощены, - и скажешь: "зачем я
ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало
обличением и я не слушал голоса учителей моих, не
приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я
во всякое зло среди собрания и общества!""? (Притч.
5:11-14)
"Кто хранит наставление, тот на пути к
жизни; а отвергающий обличение - блуждает"
(Прит.10:17).
"Кто любит наставление, тот любит
знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда"
(Прит.12:1).
"Мудрый сын слушает наставление отца, а
буйный не слушает обличения" (Прит.13:1).
"Глупый пренебрегает наставлением отца
своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен"
(Прит.15:5).
"Злое наказание - уклоняющемуся от пути,
и ненавидящий обличение погибнет" (Прит.15:10).
То, что согрешившего необходимо
обличать, говориться и Господом и апостолами:
"Если же согрешит против тебя брат твой,
пойди и обличи его между тобою и им одним; если
послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же
не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы
устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое
слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и
церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и
мытарь" (Мф.18:15-17)
"…и не участвуйте в бесплодных делах
тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11).
"…других страхом спасайте, исторгая из
огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже
одеждою, которая осквернена плотью" (Иуд.1:23).
"Согрешающих обличай перед всеми,
чтобы и прочие страх имели" (1Тим.5:20).
"…проповедуй слово, настой во время и не
во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким
долготерпением и назиданием" (2Тим.4:2).
"…обличай их строго, дабы они были
здравы в вере" (Тит.1:13).
"Сие говори, увещевай и обличай со
всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя"
(Тит.2:15).
Одно из действий Святого Духа -
обличение:
"…и Он, придя, обличит мир о грехе и
о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня;
о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
о суде же, что князь мира сего осужден" (Ин.16:8-11).
Одно из предназначений Святого Писания -
обличение:
"Все Писание богодухновенно и полезно
для научения, для обличения, для исправления,
для наставления в праведности" (2Тим.3:16)
Одна из обязанностей епископа -
обличение:
"…держащийся истинного слова, согласного
с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом
учении и противящихся обличать" (Тит.1:9).
Согласно Слову Божьему, наказание и
обличение является выражением любви к человеку:
"…сын мой! не пренебрегай наказания
Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же
всякого сына, которого принимает" (Евр.12:5-6).
Лучшим выводом высказанного будут слова
святого преподобного Максима Исповедника: "Ибо полагаю человеконенавистничеством и
уклонением от Божественной любви потакать заблуждению,
отчего уже впавший в него еще больше повреждается".
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 22.04.2012.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|