Все ли наши несчастья от личных грехов и
почему страдают дети
В статье на основе Священного Писания и
мнения Святых отцов рассмотрены причины
человеческих страданий, болезней, включая врождённые
болезни детей.
Содержание
***
"Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за
вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого
рода, ненавидящих Меня" (Втор. 5: 9).
"…каждый будет умирать за свое
собственное беззаконие…" (Иер. 31: 30).
"Сын не понесет вины отца, и отец не
понесет вины сына, правда праведного при нем и остается,
и беззаконие беззаконного при нем и остается" (Иез. 18:
20).
По христианским понятиям, все страдания,
а также физическая смертность, появились в результате
первородного греха. До этого человек находился в
состоянии возможности не умирать, которое, при
определённом духовном развитии Адама и Евы, могло бы
перейти в состояние невозможности умереть. Кроме того, у
человека вначале не было болезней, усталости, тленности,
страстности, ничто из окружающей природы не могло
навредить ему, не было у него и внутренних соблазнов.
"До преступления они были облечены
Божией славою… Адам, пока держался заповеди, был другом
Божиим и с Богом пребывал в раю… Человек был в чести и
чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до
дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист
от греха или пороков..." (прп. Макарий Великий) (цит. по
10: 151). "Итак, Бог сотворил человека непричастным злу,
прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от
забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим
всякими благами, как бы некоторый второй мир - малый в
великом, другого Ангела..." (св. Иоанн Дамаскин) (22:
152).
После грехопадения (т.е., в падшем мире)
всё это изменилось на противоположное (см., напр., 20:
213-506). По словам прп. Максима Исповедника: "изменение
произволения в Адаме ввело страстность, тленность и
смертность в естество (человеческое)" (12. См. вопрос
42), которые, -по закону преемственности, -передаются
всем людям. У человека также появилось и внутреннее
уклонение ко злу. Прп. Антоний Великий отмечает: "Зло
приразилось к естеству, как ржавчина - к меди и грязнота
- к телу" (цит. по 24: 251). О состоянии людей после
первородного греха свт. Григорий Богослов пишет: "Когда же,
из-за зависти дьявола и обольщения жены … человек забыл
данную ему заповедь и побежден горьким вкушением; тогда
через грех делается он изгнанником, удаляемым в одно
время и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается
в кожаные ризы (может быть, в грубейшую, смертную и
противоборствующую плоть), в первый раз познает
собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь
приобретает нечто, именно смерть - в пресечение греха,
чтобы зло не стало бессмертным" (23. Слово 45).
Митр. Московский и Коломенский Макарий
(Булгаков) об изменениях в жизни человека после
первородного греха говорит, что "непонятного или
невероятного тут нет ничего. Мы видим на опыте, что дети
получают в наследство болезни своих родителей, и часто
эти болезни надолго утверждаются и переходят в известных
семействах из рода в род. Мы знаем из опыта и по простым
соображениям, что не может дерево худое приносить плоды
добрые (Мф. 7: 18), что из зараженного источника
естественно течет зараженный поток, что когда испорчен
корень дерева, тогда не может оставаться неиспорченным
его ствол. Следовательно, человечество, растленное в
своем корне, неизбежно должно являться растленным и в
своих ветвях. И если первый человек сделался грешным,
повредил всю свою природу, то и потомство его не может
не наследовать этой же самой греховной и поврежденной
природы" (13: 507).
В Библии о наказании за личные грехи
сказано следующее:
"Господь сказал Моисею: того, кто
согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей" (Исх. 32:
33).
"Если не
будешь стараться исполнять все слова закона сего,
написанные в книге сей, и не будешь бояться сего
славного и страшного имени Господа Бога твоего, то
Господь поразит тебя и потомство твое необычайными
язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми
и постоянными; и наведет на тебя все [злые] язвы
Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и
всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую
написанную] в книге закона сего, Господь наведет на
тебя, доколе не будешь истреблен, и останется вас
немного, тогда как множеством вы подобны были звездам
небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего. И
как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас,
так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя
вас…"(Втор 28: 58-63).
"...если я согрешу, Ты заметишь и не
оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе
мне!" (Иов. 19:14, 15).
"Стремящийся к злу стремится к
смерти своей" (Прит. 11:19).
"Всякое преступление и
непослушание получало праведное воздаяние" (Евр. 2:2).
О связи грехов с болезнями ясно учил
Иисус Христос: "Потом Иисус встретил его (исцеленного
человека - П.Д.) в храме и сказал ему: вот, ты
выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою
чего хуже" (Ин. 5:14); при исцелении расслабленного
больного Иисус говорит ему: "чадо! Прощаются тебе грехи
твои" (Мк. 2:5). Здесь мы видим, что именно личные
грехи повлекли за собой болезнь личности. "Св. апостол
Павел объяснял частые болезни и смерть коринфян как
наказание за непочтительное и эгоистическое поведение на
вечери Господней. Он также предостерегал христиан против
ложного религиозного поклонения, напоминая о внезапных
наказаниях, посылавшихся идолопоклонникам в Ветхом
Завете" (1:99). О наказании за непослушание Богу также
сказано и в других местах Священного Писания, напр.,
Лев. 26:14-41; Втор. 8: 19, 20; 11:26, 28; 28:15-68;
30: 15, 17-19; 31:20, 21, 29.
О наказании за личный грех говорили царь
Соломон и Иисус, сын Сирахов: "Суд над согрешающими
следует всегда за преступлением неправедных" (Прем. 14:31); "Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не
останешься ненаказанным" (Сир. 7: 8); "И хотя бы и один
был непокорный, было бы удивительно, если б он остался
ненаказанным" (Сир. 16:11). Об этом также повествуется
и в других неканонических книгах Библии: "Не пощадит
десница Моя грешников…" (3 Езд. 15:22); "Горе грешникам
и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не
пощажу их" (3 Езд. 15:24, 25); "Нечестиво поступать
против Божественных законов невозможно ненаказанно…" (2
Мак. 4:17).
Примеры конкретного влияния личных
грехов на судьбу человека, или наказания человека за его
грехи, находим, напр., во Второй книге Маккавейской: "На
другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг,
перенести тела павших и положить их вместе со сродниками
в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших
под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что
закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой
причине они пали … доблестный Иуда увещевал народ
хранить себя от грехов, видя своими глазами, что
случилось по вине падших (2 Мак. 12: 39-42); "Ибо когда
он (Менелай - П.Д.) совершил много грехов против алтаря
Господня, которого огонь и пепел был свят, то и получил
смерть в пепле" (2 Мак. 13: 8).
Приведем и другие цитаты о связи
личных грехов и наказания за них.
"Во всяком грехе находится вина и
наказание, как два червя в испорченном зубе или в
трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не
хочет, но наказания, действительно, для нас
предустановляет, да теми предает нас на измождение
(наказнь) ..." (свт. Иоанн Максимович) (2: 477).
"Грех - причина всех скорбей человека и
во времени и в вечности. Скорби составляют как бы
естественное последствие, естественную принадлежность
греха, подобно тому, как страдания, производимые
телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность
этих недугов, свойственное им действие. Грех в обширном
смысле слова, иначе падение человечества, или вечная
смерть его, объемлет всех человеков без исключения;
некоторые грехи составляют печальное достояние целых
обществ человеческих; наконец, каждый человек имеет свои
отдельные страсти, свои особенные согрешения,
принадлежащие исключительно ему. Грех, во всех этих
различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий,
которым подвергается вообще человечество, подвергаются
человеческие общества, подвергается каждый человек в
частности" (свт. Игнатий Брянчанинов) (цит. по 3: 174.
См. ст.: "Наказание за грех").
"Большинство злоключений происходит от
несправедливостей. Напр., если несправедливостью люди
наживают себе богатство, то несколько лет они как сыр в
масле катаются, но потом тратят все, несправедливо
собранное, на врачей. Ведь в псалме как написано: Малое
у праведника - лучше богатства многих нечестивых (Пс.
36: 16). "Злая разжива - только ветру нажива"
- говорит
пословица. Все, что накапливается неправдой, уходит,
разлетается по ветру. Болезни, банкротства, прочие
несчастья, происходящие как испытания от Бога, случаются
редко и с весьма немногими. Такие люди будут иметь от
Бога чистую мзду, и обычно они становятся впоследствии
более богатыми, подобно Иову (из бесед со старцем Паисием Святогорцем)" (цит. по 3: 190. См. ст.:
"Несправедливость -великий грех").
"Все наши болезни от наших грехов. Когда
к Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала
отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи наши,
наша неправедная жизнь дают нам болезни" (архим.
Амвросий (Юрасов) (4: 211).
Константин Горянов, епископ
Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии
и Семинарии, кандидат медицинских наук, считает, что "в
библейские времена естественных причин болезней даже не
ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения,
одряхление и слепота при старости, напр., как у
Бытописателя: "Когда Исаак состарился, и притупилось
зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава"
(Быт. 27:1). Главная причина такого подхода в том, что
болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи.
Так, увидев слепорожденного, ученики спросили у Иисуса:
"Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился
слепым?"(Ин. 9: 2). Болезнь могла посылаться Богом
прямо, напр., перед казнями египетскими "Господь сказал
(Моисею): кто дал уста человеку? Кто делает немым, или
глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь (Бог)?"
(Исх. 4:11)…
Причиною болезни могла также быть
человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем:
"Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит
раздражительность" (Иов. 5: 2); а с другой стороны,
"кроткое сердце -жизнь для тела, а зависть - гниль для
костей" (Притч. 14: 30).
Ветхий Завет указывает в качестве
причины болезни пресыщение, Книга премудрости Иисуса,
сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: "Сын мой!
В продолжение жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что
для нее вредно, и не давай ей того... Не пресыщайся
всякою сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от
многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до
холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержанный
прибавит себе жизни" (Сир. 37: 30-34). Однако в любом
случае считается, что в конечном итоге болезнь
ниспослана Богом за грехи…
Испытание болезнью должно возбудить в
человеке сознание греха. В просительных псалмах это и
отмечается: мольба об исцелении всегда сопровождается
признанием грехов: "Нет целого места в плоти моей от
гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо
беззакония мои превысили голову мою... Смердят, гноятся
раны мои от безумия моего" (Пс. 37: 4-6). Однако встает
вопрос, является ли каждая болезнь следствием личных
грехов болящего? И ответ на этот вопрос не всегда
ясен…При религиозном взгляде на болезнь исцеление
понималось как знамение того, что человек прощен Богом,
"ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой" (Исх. 15: 26)"
(9).
"Есть прямая связь между болезненностью
и греховностью, что подтверждают многие места из
Писания: "Прощается тебе грех твой", говорит Господь,
исцеляя одного. "Иди и больше не греши", - говорит
другому. Потому повторяю, что святые отцы советуют при
любом заболевании вначале исповедоваться и причаститься"
(прот. Валенитин Мордасов) (цит. по 3: 294).
"На протяжении всего Священного Писания
звучит мотив о том, что соматические и психические
болезни возникают именно вследствие нарушения
нравственных законов. Это открытие подтверждается
современными исследованиями в области медицины и
психофизиологии. Напр., свердловский врач, проф. И. И.
Бенедиктов в своей книге "Письма о любви" проводит мысль
о том, что качество человеческой любви и физическое
здоровье человека во многом зависят от соблюдения
конкретных ограничительных норм (или заповедей). И
напротив, утверждает он, распущенность и
бесконтрольность вполне могут привести к различным
заболеваниям: бесплодию, фригидности, аноргазмии и проч.
(5: 91, со ссылкой на: "Бенедиктов И. И. Письма о любви.
С. 20").
Исключениями из наказания за нарушение
заповедей Божьих являются случаи, когда беззаконник
обращается от грехов: "А когда скажу беззаконнику: "ты
смертью умрешь", и он обратится от грехов своих и будет
творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит
залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам
жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив, не
умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет
жив" (Иез. 33: 14 -16).
Рассмотрим теперь, дополнительно к
сказанному, библейские слова: "отцы ели кислый виноград,
а у детей на зубах оскомина", иногда приводимые для
обоснования виновности детей в грехах родителей.
Представим выдержки из статьи А. Попова:
""Отцы ели кислый виноград…" Несут ли дети
ответственность за грехи своих родителей?", где подробно
анализируется данный вопрос.
"Наша Церковь всегда давала и дает
четкий ответ: дети не несут ответственности за грехи,
содеянные родителями. Бывали случаи, когда какой-то
пастырь, к которому пришли люди, убитые горем потери
своего ребенка, говорил, что это расплата за грехи,
содеянные до этого самими родителями. Комментируя такие
случаи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по
социальному служению сказал: "Если кто-то говорит, что
'за грехи', то такого батюшку надо самого сразу
запрещать в священнослужении. Как так можно? Не знаю, с
каким сердцем и с какой головой может быть священник,
чтобы так сказать несчастной матери или отцу!" (15).
Но о чем тогда слова о "кислом
винограде"? Что говорит нам Священное Писание? Давайте
разберемся и найдем аргументированный ответ.
В Писании мы действительно находим слова
о том, что "у того на зубах и оскомина будет". Самое
интересное: они повторяются даже и не раз. Только тут
есть одно "но": приводя этот отрывок в качестве
аргумента, люди обычно вырывают его из контекста.
Заглянем в Книгу пророка Иезекииля, где есть следующие
слова: "И было ко мне слово Господне: зачем вы
употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря:
"отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить
пословицу эту в Израиле … Сын не понесет вины отца, и
отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и
остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается …
каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто
будет есть кислый виноград, у того назубах и оскомина
будет" (Иез. 18:1–3, 20; Иер. 31:27-30) …
В книге Плача Иеремии есть такие слова,
которые для некоторых могут стать "камнем
преткновения": "Отцы наши грешили: их уже нет, а мы
несем наказание за беззакония их" (Плач 5:7). Эта книга
была написана святым пророком Иеремией после разрушения
Иерусалима и взятия народа Божия в Вавилонский плен.
Праведный муж указывает на то, что люди согрешили, а их
дети будут страдать. Но замечу: они страдают не за грех
своих предков, а за свое маловерие и отсутствие покаяния
перед Богом…" (19).
Бегство Лота и уничтожение Содома
***
Читайте также по теме:
- Библейский взгляд на причины и сущность болезней - протоиерей Леонид Грилихес
- Святоотеческое отношение к болезни - Юрий Максимов
- "Я к врачам обращаться не стану?" - иерей Сергий Филимонов
- Болезнь как лекарство, болезнь как школа - протоиерей Сергий Николаев
- Режим - протоиерей Сергий Николаев
- О путях формирования болезней - Николай Гурьев
- Ответы священника: что делать, когда болеют дети? - иерей Алексей Грачев
- В вашей семье больной - протоиерей Сергий Николаев
- Доктора и лекарства - протоиерей Сергий Николаев
- Значение болезней - Николай Гоголь
- Почему "много скорбей у праведного"? - Юрий Максимов
- "Мама, как прекрасно, что я все-таки живу!" (Почему болеют дети) - Дмитрий Семеник
- Почему болеют дети? - Оксана Федотова
- Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка - Александр Ткаченко
- Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя - иерей Петр Коломейцев
- "Жизнь ребенка держится на ниточке" - беседа с акушером-гинекологом Николаем Ячменевым
- Реабилитация детей с ДЦП - Елена Семенова, Екатерина Клочкова, Александра Коршикова-Морозова, Анна Трухачева, Елена Заблоцкис
- Как не надо говорить с мамами детей-инвалидов - Екатерина Савостьянова
- Все ли наши несчастья от личных грехов и почему страдают дети - Петр Добросельский
- О "невинных" страданиях - профессор Алексей Осипов
- Свой диагноз – "лимфома" – я воспринял более или менее спокойно - диакон Михаил Асмус
- Чем глубже скорбь... - Наталья Сухинина
- Уныние - это грех. Христианин должен быть оптимистом! - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
- О посте, исповеди, подготовке к причащению в паломничестве и псевдоправославии - епископ Егорьевский Марк
***
Хотя за грехом и следует праведное
воздаяние (Евр. 2:2), однако между страданиями
(скорбями, горестями, печалями) человека,
- обусловленными, в том числе, болезнями, физическими
недостатками, немощью, - и его грехами, нет
взаимно-однозначной связи. Иначе говоря, страдания
человека не всегда являются следствиями его грехов или
грехов его родителей, или грехов других людей [1].
Свт. Григорий Богослов учит: "Что значит
постигший нас удар (несчастья - П.Д.), и отчего он?
Испытание ли это добродетели или истязание за грехи? Но
хотя бы и не было это наказанием, - лучше принять за
наказание и смириться под крепкую руку Божию, нежели
превозноситься этим, как испытанием (Слово 15)" (7:
495).
Блаженый Феофилакт, архиепископ
Болгарский, при толковании на Ин. 9: 1-3, говорит: "Ибо
знай. Апостолы … видят слепого и недоумевают, и как бы
так говорят: положим, что тот расслаблен был за грехи,
но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого
нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или
родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за
отца не наказывают. Итак, апостолы в настоящем случае не
столько спрашивают, сколько недоумевают. Господь в
разрешение недоумения их говорит: "не согрешил ни он
(ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его".
Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо
не просто сказал, что не согрешили родители его, но
прибавил, что "родился слеп". Хотя родители его и
согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать
грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых,
несправедливо(выделено - П.Д.). Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой:
"отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"
(Иез. 18:1, 2). А чрез Моисея постановил законом: да не
умрет отец за сына (Втор. 24:16). Но как же, скажешь,
написано: отдаяй грехи родителей на чада до третьего и
четвертого рода (Исх. 34:7)? На это можно сказать,
во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный
не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта.
Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится,
что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но
что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда
дети совершали такие же грехи (выделено -П.Д.)… Если
видим, что нередко, и дети умирают в наказание
родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни
по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже
родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих
других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в
самой себе" (18: 343-345).
Авва Исаия полагает, что "поелику
одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то
не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям
подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи"
(цит. по 10: 419).
По мнению архим. Амвросия Юрасова:
"бывает, что болезни посылаются и святым людям не за
грехи, а для большей святости… Грешникам болезни даются
за грехи, а праведникам - для большей святости" (4: 211,
212).
Свт. Иоанн Максимович пишет: "Каждый из
нас в нуждах своих обязан увещевать самого себя, говоря
или думая так: "Это послано мне праведным судом Божиим
или в наказание за грехи мои, или для наставления меня в
добродетельной жизни, или же для большей награды
небесной…"" (2: 493, 494).
Старец Алексий Соловьев выражает эту
мысль так: "Нет ничего удивительного, что ты страдаешь,
это нужно, чтобы понять страдания других. Терпи…
Христос, будучи безгрешным, терпел поношения от твари, а
ты кто такая, чтобы не страдать? Знаешь ли ты, что душа
очищается страданием; знаешь ли, что Христос помнит
тебя, если он посещает тебя скорбями. Самой избрать путь
жизни труднее всего. При вступлении в жизнь нужно молить
Господа, чтобы Он управил твой путь. Он, Всевышний,
всякому дает крест сообразно со склонностями
человеческого сердца. Кто тебе сказал, что Бог
наказывает людей за грехи, как принято у нас часто
говорить при виде ближнего, впавшего в какую-либо беду
или болезнь. Нет, пути Господни неисповедимы. Нам,
грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто
допускает непостижимые для человеческого ума как бы
несправедливости. Он знает, что Он делает и для чего.
Ученики Христовы никогда не думали, что Христос даст им
счастье, в смысле земного благополучия. Они были
счастливы лишь духовным общением со Сладчайшим своим
Учителем… Христос мог избежать Своего страдания, однако
Он Сам добровольно пошел на крест. Бог любит особенно
тех, кто добровольно идет на страдания Христа ради…"
(цит. по 11: 346).
Иеромонах Григорий Святогорец говорит:
"Все ли болезни являются следствием наших грехов?
Конечно, нет. Иногда Господь попускает болезнь для
воспитания или освящения Своих любимых чад. Как сказано
в "Ответе святого великого старца Варсонофия к
новоначальному брату, который был болен и не мог
терпеливо переносить сей скорби", "бывает болезнь,
которая посылается для испытания. А испытание это
дается, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими.
Муж, не испытанный искушениями, остается неопытным и
незрелым. Испытанный же бедствиями бывает опытен и
искусен, как и золото, очищенное огнем. Потому что т
терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не
постыжает (Рим. 5:4-5) того, кто ее имеет".
В этих случаях человек своим терпением
приобретает небесную награду. Христос заверил нас, что
всякий верующий, когда имеет духовный плод,
подрезывается подобно винограднику, чтобы принести еще
больший плод (см. Ин. 15:2). И, как пишет святитель
Кирилл Александрийский, "если будет совершено некоторое
обрезание ветвей на мысленной лозе, этого не произойдет
без боли … Потому что через боль и страдания путеводит
нас милостивый Бог наш… Но малое это страдание делает
нас блаженными, ибо преподносит Божественное
детоводительство. И свидетелем этому пророк Давид,
который говорит: Блажен человек, которого вразумляешь
Ты, Господи (Пс. 93:12) " …
Наконец, существуют случаи среди святых
людей, когда человек сам испрашивает себе у Бога
болезнь. Просит, чтобы искупить свои грехи, либо чтобы
ответить на великую любовь Божию, либо чтобы оказать
помощь другим людям. Те, кто просил такой дар от Бога,
были движимы большой любовью к Нему и к людям. И эта
любовь сделала их любимыми чадами Божиими. С нашей
стороны необходимо быть осторожными, чтобы не пытаться
им подражать в то время, когда мы находимся на гораздо
более низком духовном уровне. Потому что есть опасность
возроптать на Бога, Который попустил нам испытание, хотя
мы сами об этом просили" (25).
Митр. Московский и Коломенский Филарет
(Дроздов) считает, что "Бог хочет терпения и надежды,
если подвергает душу лишению, для ее испытания и
очищения" (8: 329).
Свщ. Павел Адельгейм рассуждает о
страданиях и их причинах следующим образом: "Отчего
происходят беды на земле, отчего младенец, еще не живя
на земле и не успев совершить ничего дурного, уже
рождается калекой. Отчего люди страдают? Мы обыкновенно
видим причину в грехе. Это совершенно верный диагноз
всех наших скорбей. Грех - это источник и болезней, и
страданий, и смерти, и тления ...
Разве не сами мы виноваты, что мы творим
со своим организмом, с окружающей нас природой? Мы
разрушаем себя своими страстями. Если человек пропитан
алкоголем, естественно, что у него могут рождаться
неполноценные дети. Иногда бывает и так, что человеку
необходимо пройти через скорби. чтобы пережить полноту
радости. Господь говорит: "Женщина, когда рождает,
терпит скорбь … но когда родит младенца, уже не помнит
скорби от той радости, потому что родился человек в мир"
(Ин. 16:21).
Есть, братие, еще одна причина скорбей,
когда человек выбирает добровольно свой крест для того,
чтобы послужить Богу своей любовью и верностью. Господь
ублажает этот путь. Он говорит: "Блаженны вы, когда вас
преследуют, гонят и проклинают за Мое имя, радуйтесь и
веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (см.
Мф.5: 11), - то есть человек сознательно выходит на
битву со злом во имя Христово. Это был путь мучеников и
преподобных. Разными путями приходится идти человеку …
И здесь (Ин. 9: 1-3 - П.Д.), когда
ученики спрашивают: "кто виноват", Господь говорит, что
никто не виноват, хотя, конечно, грех имеет свое начало
в скорби каждого человека. Никто не виноват - то есть
никто не совершил конкретного преступления, за которое
последовало бы вот такое наказание, этой связи
нет…""(27).
Вообще, страдания:
- постигают нас, как наказание за грех,
в том числе,и для воспитания праведности, т.е. "для
пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его"(Евр. 12:
11). "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же
всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог
поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын,
которого бы не наказывал отец?Если же остаетесь без
наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а
не сыны" (Евр. 12: 6-8);
- даются для испытания верности Богу,
смирения, очищения, укрепления в праведности, научения и
воспитания(см., напр., Втор. 8: 2, 3, 16; Иов 2: 7 и
др.; 2 Кор. 12: 7-10);
- происходят по "естественным" причинам,
то есть в соответствии с "законами природы" [2]. Иначе
говоря, - попускаются Богом (т.е. Бог в данном случае не
вмешивается в события, происходящие в соответствии с
законами, которыми Он наделил сотворённые Им объекты);
- посылаются для предотвращения греха:
"В наше время, как особое благоволение Божие, можно
ценить увечье, посланное Господом для того, чтобы
предупредить грехопадение, лишить возможности совершать
грех. Жаль, что многие этого не понимают" (прот.
ВаленитинМордасов) (цит. по 3: 294);
- посылаются с небесной целью, тайна
которой может являться для нас, на данный момент или
вообще, непостижимой.
Отметим, что страдания человека могут
быть обусловлены, напр., и его врождёнными физическими
недостатками, не связанными с его грехами и грехами его
родителей (Ин. 9:3). При этом сами физические недостатки
человека могут быть использованы для того, чтобы на нем
явились дела Божии (Ин. 9:3) [3]. И даже смертельная
болезнь человека, - в определённых случаях, - может быть
к славе Божией: "Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь
не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее
Сын Божий"(Ин. 11: 4).
Также и преждевременная смерть человека
может не являться следствием значительности совершенных
им грехов. В Св. Евангелие об этом говорится так: "В это
время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах,
которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал
им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее
всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но,
если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли,
что те восемнадцать человек, на которых упала башня
Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в
Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все
так же погибнете" (Лк. 13: 1-5).
Ветхом Завете неоднократно говорится
о влиянии греха (вины) отцов на судьбы их детей. Так, напр., за грех царя
Давида (2 Цар. 11: 1-17), который сделал зло в очах
Господа (2 Цар. 11: 26), поразил Господь дитя, которое
родила жена Урии Давиду, и оно заболело (2 Цар. 12: 15)
и на седьмой день дитя умерло (2 Цар. 12: 18).
Приведем и другие примеры: "Я Господь,
Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину
отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня"
(Исх. 20:5).
"…Господь, Бог... наказывающий вину отцов
в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода"
(Исх. 34 6, 7).
"А оставшиеся из вас… за беззакония
отцов своих исчахнут" (Лев. 26:39).
"Господь
долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и
преступления, и не оставляющий без наказания, но
наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и
четвертого рода" (Числ. 14: 18).
"Я Господь, Бог твой,
Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до
третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Втор. 5:
9).
"Если не будешь стараться исполнять все слова закона
сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего
славного и страшного имени Господа Бога твоего, то
Господь поразит тебя и потомство твое необычайными
язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми
и постоянными" (Втор. 28: 58-63).
"Готовьте заклание сыновьям его за
беззакония отца их" (Ис. 14: 21).
"Ты…
за беззакония отцов воздашь в недро детям их -после них"
(Иер. 32: 18).
"Отцы наши грешили: их уже нет, а мы
несем наказание за беззаконие их" (Плач. 5: 7).
"и за
грехи наши и отцов наших мы с братьями нашими и царями
нашими и священниками нашими преданы были царям
иноземным под меч, в плен и на разграбление с
посрамлением до сего дня" (Езд. 2: 74).
"не наказывай меня за грехи мои и
заблуждения мои и отцов моих, которыми они согрешили
пред Тобою" (Тов. 3: 3).
"И,
поистине, многи и праведны суды Твои - делать со мною по
грехам моим и грехам отцов моих" (Тов. 3: 5) [4].
При этом, в соответствии с Исх. 20:5 и
Втор. 5: 9, наказанию за вину отцов подвергаются те
дети, которые ненавидят Бога. В Библии также
указывается, что каждый будет отвечать за свои
преступления:"Отцы не должны быть наказываемы смертью за
детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за
отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое
преступление" (Втор. 24: 16); "каждый будет умирать за
свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый
виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31:
30); "Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца
своего?" Потому что сын поступает законно и праведно,
все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и
отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и
остается, и беззаконие беззаконного при нем и
остается" (Иез. 18: 19, 20).
В Новом Завете о связи детей с грехами
их отцов рассказывается в: Мф. 23: 29-32, 35, 36; 27:
24, 25; Лк. 11: 50, 51, причем наиболее ярко это
выражено в Мф. 27: 24, 25: "Пилат… умыл руки перед
народом и сказал: не виновен я в крови Праведника Сего;
смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на
нас и на детях наших".
Приведём и другие цитаты по данному
вопросу.
"Блаженный Феодорит Кирский, отвечая на
вопрос, соблюдается ли справедливость, когда дети
наказываются за отцов, пишет: "Думаю, что угроза
показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо
присовокуплено 'ненавидящим Мене' (см. Исх. 25: 5; 34:
7; Числ. 14: 18; Иер. 32: 18 -П.Д.), то есть
долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к
сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству
отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же
предков надолго послужит во спасение роду (17)" (цит. по
19).
Старец Паисий Святогорец говорит: "Помню
одну семью, на которую обрушилось многие напастей.
Сначала тяжелая болезнь поразила главу семьи: несколько
лет он промучился, будучи прикованным к постели, и после
этого умер. Затем умерла его жена и дети - один за
другим. Недавно умер и последний - пятый ребенок. Эта
семья была прежде очень богатой, но дошла до нищеты,
потому что для того, чтобы заплатить врачам и покрыть
разные другие расходы, они распродавали все, что имели,
за бесценок. "Почему же на них сыплется столько болезней
и бед?" - удивлялся я. С некоторыми членами этой семьи я
был знаком. По ним было видно, что их беды не имеют
ничего общего с теми благословенными испытаниями,
которые посылает своим избранникам Бог. "Скорее всего,
- подумал я, - в их случаи вступили в действие духовные
Божии законы".
Для того, чтобы развеять сомнения, я
постарался расспросить об их семье некоторых достойных
доверия стариков - их земляков, которые рассказали мне
следующее. Глава этой семьи получил от своего отца
какое-то наследство и впоследствии увеличил его,
совершая разные несправедливые деяния. Напр., какая-то
вдова просила у него взаймы денег, чтобы выдать замуж
свою дочь. Свой долг она вернула бы после уборки и
обмола хлеба. Он же давал ей деньги при условии, что она
перепишет на его имя свой участок под строительство
дома. Будучи в нужде, несчастная давала ему все, что он
просил. Другой человек просил взаймы для того, чтобы
уплатить долг банку. Взятые деньги он вернул бы после
уборки хлопка, но несправедливый глава семьи не
соглашался и требовал взамен целое поле. Несчастный,
боясь преследований со стороны банка, отдавал ему свое
поле. Третий просил одолжить немного денег, чтобы
заплатить врачам, и злой заимодавец требовал у него
корову. Бедняк отдавал все то, что он просил. Таким
способом этот человек сколотил себе немалое состояние.
Однако весь ропот страдальцев ударил не
только по нему самому и его жене, но даже и по детям.
Таким образом, вступили в действие духовные законы, и
самим членам семьи несправедливого богача пришлось
оказаться в шкуре тех, кто был обижен ими. Так, для
оплаты врачей и прочих расходов, связанных с болезнями,
несчастными случаями и другими бедами, они за бесценок
распродали все, что имели. Из больших богачей они
превратились в нищих, и ушли из жизни все - один за
другим. Конечно, Бог будет судить в соответствии со
Своей великой любовью и справедливостью. А те, кто,
находясь в нужде, были вынуждены продать последнее,
чтобы заплатить врачам или кому-то еще, и из-за этого
обнищали, получат мзду в соответствии с той неправдой,
которую они претерпели. Люди же несправедливые,
претерпевая такие несчастья, оплачивают ими свои долги
перед Богом" (из бесед со старцем Паисием Святогорцем)
(цит. по 3: 202. См. ст.: "Несправедливость - великий
грех").
А.П. Лопухин полагает, что:"Наказание за
грехи не всегда падает на самих грешников, но на их
потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а
потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в
предках (16)";"Иегова наказывает детей за вину отцов, не
безвинных детей за преступления предков, что несогласно
с Втор. 24:16; Иер. 31:30; Иез. 18:1-32, а тех детей,
собственная преступность которых ("ненавидящих Меня")
коренится в виновности их отцов" (21. См. толкование на
Исх. 20: 4).
Рассмотрим теперь некоторые аспекты
наказания одних людей за грехи других, включая смысл
этого наказания.
Вначале отметим, что дети не несут
ответственности за грехи своих родителей. Им передаётся
- не вина их родителей за совершённый грех, а передаются, в общем случае,
- последствия этого греха.
Так, напр., если родители употребляли наркотики,
спиртное и курили, то и ребёнок у них может родиться с
физическими и психическими отклонениями. Но это
произойдёт не потому, что -ребёнок виноват в данных
грехах родителей, или -на ребёнка перешла их вина или
ответственность за неё, а -по определённым физическим и
духовным законам наследственности! При этом физические
последствия, - передаются на генетическом уровне. Именно
такими законами Бог и наделил наш мир, заранее
предупредив нас об этом! [5].
Приведём и другой пример. У одного
праведного правителя был слуга, который исправно
выполнял его повеления. За это слуга был в почести, имел
множество привилегий, был богат, и всё его семейство
пользовалось многочисленными благами, дарованными
правителем. Но однажды слуга нарушил повеление правителя
и был наказан за это. У него были отобраны привилегии и
богатство. Но это наказание, как очевидно, коснулось не
только виновного (т.е. слугу), но и всю его семью,
включая детей, невиновных в преступлении отца. И не
только уже родившихся детей, но ещё и не родившихся, и
даже ещё и не зачатых, детей. И не только детей, но и
внуков, и правнуков, согрешившего слуги. Ведь все они
также будут расти в нищете, испытывая и другие
негативные последствия гнева правителя на их отца, или
последствия греха отца перед правителем, или последствия
наказания отца за его грех.
Поскольку ещё не родившиеся дети, никоим
образом не могут лично участвовать в преступлениях
своего будущего отца, то, следовательно, и после своего
рождения они не могут иметь за данные преступления
какой-либо вины. Именно поэтому, на детей, согрешивших
родителей, передаётся не вина и ответственность за их
грех, а, как уже говорилось, - только определённые
последствия этого греха!
В данном случае, конечно, могут
возникнуть морально-нравственные вопросы о
несправедливости, а также жестокости, законов, по
которым страдают невинные! Но здесь необходимо иметь в
виду следующее.Если, напр., человек подбросит камень над
своей головой (аналог греха), и не отойдёт в сторону
(аналог отсутствия покаяния), то камень упадёт ему на
голову (аналог наказания за грех). Однако при этом никто
не будет рассуждать о несправедливости и жестокости
физических законов! Так почему же мы хотим рассуждать о
несправедливости жестокости нравственно-духовных и
наследственных законов?! Ведь все законы - Божьи, такова
Его воля! И человек заранее и неоднократно был
предупреждён о последствиях, как их - выполнения, так и
- невыполнения! Напр.,"Во свидетели пред вами призываю
сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе,
благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и
потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас
Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и
долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20); "Выслушаем
сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог
приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо"
(Еккл. 12:13-14).
Бог, как Создатель всего предоставил
человеку две дороги (два жизненных пути). Одна из них
ведёт к бессмертию, как следствию постоянного укрепления
в праведности под благодатью Божьей. Другая -к смерти
духовной, как следствию нарушения воли Божьей. Так и
каждый человек, в соответствии со свободой, данной ему
Богом, сам выбирает свой личный путь и несёт за это
личную ответственность. Ибо Бог "от начала сотворил
человека и оставил его в руке произволения его ... Пред
человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и
дастся ему" (Сир. 15:17).
Вместе с наказанием одних людей за грехи
других в Библии имеются и случаи прощения грехов одних
людей за праведные дела других. Так "рассказывая об
исцелении расслабленного (Мк. 2: 3-12 - П.Д.),
евангелисты подчеркивают, что его несли четверо друзей.
Их вера в возможность исцеления своего друга была
настолько велика, что против нее не смогла устоять даже
крыша над головой Учителя. "Иисус, видя веру их, говорит
расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои".
Оказывается, вера - это не только наша собственность,
прерогатива нашего внутреннего мира, но она может также
и в других открывать путь к воздействию Бога. По вере
одних прощаются грехи другого человека. Именно "вера,
действующая любовью" была причиной того, что
расслабленный оказался перед лицом живого Бога" (33).
Рассмотрим теперь смысл наказания
одних людей за грехи других. Термин "наказание", в общем
случае, означает, принудительное и неприятное для
человека последствие, связанное с виной (нарушением
закона).При этом по светским (государственным) законам,
- наказание человека должно быть обязательно связано с
его личной виной (личным преступлением). Однако по
Божьим законам,- наказание человека не обязательно
должно быть связано с его личной виной (см., напр.,
[6]).Здесь наказание может быть связано и с виной других
людей: близких родственников; более далёких
родственников; людей, вообще не относящихся к известным
родственным связям с наказуемым.
Вот как объясняет наказание одних людей
за грехи других архим. Платон (Игумнов): "Воздаяние за
преступление или за добродетельный поступок отдельного
человека относилось в Ветхом Завете к целой общности
людей. Источником этой идеи служил характер семейных
отношений, но более важной причиной было то, что Бог
избрал Израиль и заключил с ним Завет именно как с
избранным и святым народом, а не как с отдельными
личностями. Поэтому Бог мог наказать народ за грех
одного человека и дать благословение и награду за личную
праведность другого человека. Очевидный пример всеобщего
наказания - история падения человека. Но есть много
других подтверждений. Убийство, совершенное Каином,
вызвало умножение беззаконий во всем его роде. Даже царь
Давид своим прегрешением обрек своего сына, родившегося
от незаконного союза, на смерть и свой царский род на
беспрерывные войны и бедствия (2 Цар. 12: 7-14). Не
только ближайшие потомки, но даже целый род может быть
наказан за грех одного из его представителей.
Классическое изречение о наказании, отмеренном Богом
заведомо неповинным потомкам грешников (выделено -
П.Д.), мы находим в книге Исход; тем более Его милость и
прощение простираются на тысячи родов (Исх. 34:7).Таким
образом, понимание наград и наказаний в Ветхом Завете
сводилось, главным образом, к благословениям в земной
жизни и относилось больше к целому народу, чем к
отдельной человеческой личности" (1: 98).
Старец Паисий Святогорец говорит: "Может
случиться, что в какой-то семье дед или бабушка
совершали какие-то несправедливые поступки, но на них
самих это никак не отразилось. Однако наказание
постигает их детей или внуков, которые заболевают и
бывают вынуждены растратить на врачей то, что было
собрано неправдой, чтобы таким образом оплатить долги
предков…" (из бесед со старцем Паисием Святогорцем)
(цит. по 3: 202. См. ст.: "Несправедливость - великий
грех").
Флавий Патерий пишет: "…Порочный отец
наказывается в самом себе, но презирает и как будто бы
не чувствует силу наказания. Поэтому он наказывается в
детях, чтобы жгла его острая скорбь, и страдание отца
отзывается в плоти сыновей, пока наказанием сыновей не
будет наказана порочная душа отца. А почему не только
маленьких, но и подросших детей поражает наказание за
вину родителей, - как иначе можно понять, если не так,
что они искупают вину тех, чьему пути последовали.
Почему и верно говорится: до третьего и четвертого рода.
Потому что до третьего и четвертого рода сыновья могут
видеть образ жизни родителей, которому они подражают, и
мщение распространяется на тех, кто видит, что следует
злу" (21. См. толкование на Исх. 20: 5).
По мнению иеромонаха Анатолия Берестова:
"Мы все в этой жизни связаны единой жизненной цепочкой.
Грех одного человека порождает и грехи, и последствия
грехов - страдания, болезни, смерть других людей. К тому
же человек уже часто рождается с болезнями -
последствием грехов родителей, бабушек, дедушек,
прадедушек т. д. Совершенно очевидно, что грехи одних
людей приводят к тяжелым последствиям для здоровья всей
последующей жизни и других людей. Вспомните, грехи
одного человека, скажем Ленина, Гитлера, Сталина,
приводили к страданиям многих и многих миллионов,
десятков и, может быть сотен миллионов людей. И
посмотрите, когда мы совершаем какой-то грех, от греха
этого могут страдать совершенно незнакомые нам люди
порой за тысячи километров от того места, в котором мы
живем…" (14: 47).
Приведем ответ святителя Николая
Сербского на вопрос: почему дети страдают за грехи
родителей? "Позвольте и мне вас спросить: а как бы иначе
Господь Бог устрашил людей, чтобы они не грешили, если
бы наказание за их грехи не переносил бы на их детей?
Наш народ на собственном опыте убедился, что дети
страдают за грехи родителей. Поэтому так часто слышно
предостережение тому, кто задумал лжесвидетельство или
другое неправедное дело: "Остановись, ведь у тебя
дети!". Эта библейская истина, впрочем, находит
отражение и в обычном законодательстве, в том смысле,
что из-за преступления родителя, и дети теряют
имущество. Кроме того, теряют и в смысле морали, теряют
репутацию, зачастую не только сыновья, но и внуки, и
правнуки" (из писем святителя Николая Сербского. Цит. по
32: 300).
Таким образом, смысл наказания одних
людей за грех и вину других, может заключаться в
следующем:
- чтобы родители задумывались о
последствиях своих грехов в отношении своих детей
(внуков, правнуков, праправнуков), и более тщательно
контролировали свои поступки. При этом, по милости
Божьей, наказания за грехи ближайших родственников даны
нам, только "до третьего и четвертого рода". Это,
по-видимому, объясняется тем, что в противном случае, -
по грехам нашим, - человечество уже давно могло бы
просто выродится (поскольку, напр., на ребёнка 4-го рода
могут распространяться последствия грехов, как его отца,
так и деда, прадеда и прапрадеда);
- чтобы, вообще, люди понимали и
оценивали возможные последствия своих грехов для других
людей. Ведь все мы находимся в определённом родстве,
поскольку берём своё начало, в конечном итоге, от Адама
и Евы. "От одной крови Он произвел весь род человеческий
для обитания по всему лицу земли …" (Деян. 17: 26).
Приведём цитаты из Священного
Писания, характеризующие основные аспекты наказания
детей за вину их отцов:
- "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
наказывающий детей за вину отцов до третьего и
четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до
тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди
Мои" (Исх. 20: 5-6);
- "Отцы не должны быть наказываемы
смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы
смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью
за свое преступление" (Втор. 24:16);
- "В те дни уже не будут говорить: "отцы
ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но
каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто
будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина"
(Иер. 31: 30);
- "Но если у кого родился сын, который,
видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не
делает подобного им … то сей не умрет за беззаконие отца
своего; он будет жив … Вы говорите: "почему же сын не
несет вины отца своего?" Потому что сын поступает
законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет
их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не
понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда
праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного
при нем и остается. И беззаконник, если обратится от
всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все
уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не
умрет. Все преступления его, какие делал он, не
припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать,
он жив будет" (Иез. 18:14, 17, 19-22).
1. Страдания человека в падшем мире
могут происходить по различным причинам, напр., из-за
собственных грехов; из-за грехов других людей; для
испытания, смирения, очищения, укрепления в праведности;
по "естественным причинам".
2. Наказания за грехи отцов могут
переходить и на их детей, - не виновных в этих грехах, -
но только в случае проявления детьми ненависти к Богу
или, - как говорит блж. Феофилакт Болгарский, - когда
дети совершали такие же грехи (18: 345).В данных
случаях, причиной наказания детей будут являться их
собственные грехи, а не грехи их родителей. Однако само
наказание детей здесь будет складываться из наказания за
собственные грехи и наказания за грехи их родителей. При
этом Господь, по молитвам за упокоение отцов, может
простить их грехи. И тогда наказания за эти грехи не
будут перенесены на детей. По словам свт. Николая
Сербского: "Когда Господь простит умерших грешников,
тогда их грех не ляжет тяжким бременем на плечи
потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших: чтобы
Господь простил им грехи, и чтобы, следовательно,
наказание не пало бы на их потомков" (из писем свт.
Николая Сербского) (цит. по 32: 301).
3. Детям не вменяются (не засчитываются)
в вину, или в ответственность, грехи их родителей.
Другими словами, - дети не обвиняются в грехах своих
родителей. Им могут, в определённых случаях,
передаваться только определённые последствия этих
грехов. Блж. Феофилакт Болгарский пишет: "слагать грехи
отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо"
(18: 344).
И в заключении отметим, что если человек
сознает цель своей жизни, то и сама жизнь приобретает
для него определенный смысл, заключающийся в достижении
выбранной цели. Это гармонизирует психические силы
человека (разум, чувства, волю), создавая духовную
направленность. Именно поэтому так важно выбрать
правильную цель жизни, дающую человеку благодатную
жизнь, как на земле, так и после земной жизни. И тогда
уже в жизни земной не будет места рабству грехам и
страстям, которые могут стать для человека ложными и
лукавыми богами, разрушающими его душу и тело, а также
душу и тело его потомков (26). Ибо грех - первопричина
всех страданий!
Господи, не вмени в наказание нам грехи
родов наших!
Пресвятая Богородица, уврачуй душевные и
телесные раны наши, грехами родов наших нанесённые!
Петр Добросельский
Миссионерско-апологетический проект "К
Истине" - 25.05.2019.
Использованная литература
1. Платон, архим. Православное
нравственное богословие. - М.: Свято-Троицкая Сергиева
Лавра, 1994.
2. Иоанн Максимович, свт. Илиотропион,
или сообразование человеческой воли с Божественной
волей. - М.: Благовест, 2003.
3. Год души: Православный календарь с
чтением на каждый день: 2009 год / сост. И. Смолькин. -
М.: Бригантина, 2008.
4. Амвросий (Юрасов), архим. О вере и
спасении: Вопросы и ответы. - Иваново, 1997.
5. Бахтин М. В. Счастье и блаженство в
свете христианской антропологии: учебное пособие / пред.
А. Пронина. - М.: Московский ин-т духовной культуры,
2006.
6. Гладков Б. И. Толкование Евангелия.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. Репринтное издание.
7. Творения иже во святых отца нашего
Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. -
Т. I-II. - Изд-во П. П. Сойкина.
8. Филарета Митрополита Московского и
Коломенского творения / вст. ст., сост. свящ. М.
Козлова. - Отчий дом, 1994.
9. Константин (Горянов),еп. Тихвинский.
Сайт "Библия и медицина". [Электронный ресурс].
10. Добротолюбие / пер. с греч. Свт.
Феофана Затворника: в 5-ти тт. - Т. 1. - М.: Изд-е
Сретенского мон-ря, 2004.
11. Год души: православный календарь с
чтением на каждый день: 2005 год / сост. И. Смолькин. -
Московский Патриархат; Молдавская Митрополия;
Единецко-Бричанская епархия, 2005.
12. Максим Исповедник. Кн. 2. Вопросы и
ответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I – LV. - М.:
Мартис, 1993.
13. Макарий (Булгаков), митр. Московский
и Коломенский. Православно-догматическое богословие: в
2-х тт. - Т. 1. - М.: Молодая гвардия, 1999.
14. Берестов. А., иер. Грех, болезнь,
исцеление. - М.: Путь; Центр духовных и социальных
программ св. прав. Филарета Милостивого, 2005.
15. Святейший Патриарх Кирилл. "Личное
состояние души священника является решающим фактором".
// РПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: //
http://www.patriarchia.ru/ db/text/ 5046114.html,
свободный. - Загл. с экрана.
16. Толкование на Иер. 31: 29. //
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св.
Писания Ветхого и Нового Завета под ред. А.П. Лопухина.
17. ФеодоритКирский, блж. Творения. Т.
1: Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.:
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С.
98.
18. Святое Евангелие от Иоанна с
толкованием блж. Феофилакта. М.: Московское подворье
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; "Новая книга", 1996.
19. Алексей Попов. "Отцы ели кислый
виноград…". Несут ли дети ответственность за грехи своих
родителей? 30.03.2018.// Сайт "Православие. Ру".
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: //
http://www.pravoslavie.ru/ 111857.html#_edn1, свободный.
- Загл. с экрана.
20. Добросельский П. В. О полемических
аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни
человека. - М.: Благовест, 2009. - 816 с. - (Очерки
православной антропологии. Вып. 5).
21. Толкование Священного Писания.
Монастырь "ОПТИНА ПУСТЫНЬ". [Электронный ресурс].
-
Режим доступа: http://bible.optina.ru/, свободный. -
Загл. с экрана.
22. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение
православной веры. - М.: Ладья, 2000.
23. Григорий Богослов, свт. Слово 45. На
Святую Пасху.
24. Алипий (Кастальский - Бороздин),
архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие:
Курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
25. Иеромонах Григорий Святогорец. Все
ли болезни являются следствием наших грехов? 26.09.2017.
// Сайт "Православие. Ру". [Электронный ресурс].
- Режим
доступа: //
http://www.pravmir.ru/ vse-li-bolezni-yavlyayutsya-sledstviem-nashih-grehov/,
свободный. - Загл. с экрана.
26. Добросельский П. В.Размышления о
цели и смысле земной жизни человека. [Текст,
составление] - М.: Оранта, 2017. - 368 с, -
(Христианская антропология и современность. Вып. 2).
27. Свщ. Павел Адельгейм. Проповедь в
храме свв. Жён Мироносиц. Псков, 09.06.2013 г. Неделя
6-я по Пасхе, о слепом. Ин. 9. 1-38.
28.Св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Творения. Дневник// Т. II. 1859 - 1860. Богопознание и
самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого
Духа. - М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.
29. ЗаконъБожiй / сост. прот. С.
Слободской. Изд-ие 4-е. Репринтное изд-иеосущесвлено
изд. "Молодая гвардия", 1991.
30. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп.
Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о
человеке. Слово о смерти. - М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ,
2005.
31. Православный календарь на 2007 г./
Сост. Гаранин М, Новожилов М. - М.: Онега Н, 2006.
32. Год души. Православный календарь с
чтением на каждый день. 2005. - Составление И.
Смолькина. Московский Патриархат, Молдавская Митрополия,
Единецко-Бричанская епархия.
33. Сайт "БИБЛИЯ – ЦЕНТР". Мысли вслух
на Мк. 2:1-12. Опубликовано 26.01.2019. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.bible-center.ru/ ru/note/20190126/main,
свободный. - Загл. с экрана.
Примечания
1. За исключением первородного греха
(грехопадения Адама и Евы), духовные и физические
последствия которого передаются всем людям (см.
"Предисловие" настоящей статьи). Здесь, потомки Адама и
Евы, не принимая никакого участия в их грехопадении в
Раю, по закону преемственности, испытывают на себе его
последствия.
2. Под происходящим по "естественным"
причинам мы будем понимать происходящее в соответствии
со свойствами (закономерностями, законами), которыми Бог
наделил сотворенные Им объекты.
"Весь он (вещественный мир - П.Д.)
состоит из законов и подчинен этим законам; и законы эти
очевидно - дело Премудрого, Всеблагого и Всемогущего
Духа, Дух этот есть Бог" (28: 537, 538). "Слава Тебе,
явившему непостижимую мудрость в законах вселенной;
слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия"
(акафист благодарственный "Слава Богу за все", икос 7).
"По окончании творения Бог предоставил миру жить и
развиваться по установленному Им плану и законам (или,
как принято говорить, по "законам природы"" (29: 121).
Свт. Игнатий Брянчанинов говорит: "Мне дано узнать, что
природа управляется обширнейшим, премудрым
законодательством, что законодательство это одинаково
объемлет и громаднейшие, и самые малейшие творения.
Ничто из существующего не изъято из подчинения законам"
(30: 4).
3. Вот как комментирует прп. Исидор
Пелусиот слова Иисуса: "не согрешил ни он, ни родители
его, но это для того, чтобы на нем явились дела
Божии"(Ин. 9: 3): "Апостолы как ученики премудрости и
любители истины, видя, что Спаситель внимательно смотрит
на слепого … предлагают Ему два общеизвестных учения,
над исследованием которых трудились люди. Поскольку
эллины утверждали, что согрешила душа и в наказание за
это послана в тело, а иудеи признавали, что грехи
предков переходят на потомков по написанному: за вину
отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода
(Втор. 5:9), то ученики, как Ведающему все прежде
рождения, говорили Господу: кто согрешил, он, как
говорят эллины, или родители его, как говорят иудеи, что
родился слепым? Истина же не темный, не уклончивый, не
загадочный дала ответ, но прямой, превосходящую всякую
ясность, потому что отринула то и другое, сказав: не
согрешил не он (ибо мог ли согрешить до рождения?), ни
родители его, очевидно в том, что родился слепым … Хотя
вероятно, что они согрешили и действительно были грешны,
но и при сем не они виноваты в несчастии.Для чего же
родился слепым? Чтобы на нем явились дела Божии*, то
есть природа допустила недостаток, чтобы проповедован
был Художник" (цит. по 31. См. статью от 13 мая).
* Пояснение:"Буквальный смысл этих слов
("чтобы на нем явились дела Божии" - П.Д.) не оставляет
сомнения в том, что человек этот был поражен от рождения
слепотой с целью со временем показать на нем
чудодейственную силу Иисуса Христа! Но справедливо ли
такое поражение слепотой, такое тяжелое наказание для
человека, еще не согрешившего? Вместо того чтобы
отвечать на этот вопрос, постараемся узнать, правильно
ли переведены эти слова с греческого списка Евангелия.
По мнению Иоанна Златоуста и Феофилакта, греческое слово
iva (да, чтобы) нередко, в особенности же в Священном
Писании, употребляется для обозначения не причины, а
последствия; поэтому правильнее читать этот стих так:
"не согрешил ни он, ни родители его; но, вследствие
рождения его слепым, на нем явятся дела Божий". Такой
перевод устраняет необходимость отвечать на вопрос о
справедливости наказания слепотой с целью проявления на
нем же силы Божией. Никто не виноват в том, что человек
этот родился слепым…" (Б. И. Гладков) (6: 428). Приведём
также и толкование блж. Феофилакта Болгарского:
"… Иной спросит: Как Он сказал это?
(имеются в виду слова "это для того, чтобы на нём
явились дела Божии"-П.Д.) Ибо это значило бы, что
человек, лишенный света, был обижен для того, чтобы на
нем явились дела Божии? Разве они не могли явиться
иначе? - Какую же, скажи ты, человек, он терпит обиду?
Ту, - скажешь, - что света лишен. И какой вред от того,
что лишен чувственного света? Напротив, он более
облагодетельствован. Ибо вместе со зрением телесным он
прозрел и очами душевными. Слепота послужила ему на
добро, так как чрез исцеление от нее он познал истинное
Солнце Правды. Итак, слепец этот не обижен, а
облагодетельствован. Потом всякий, занимающийся словом
Божиим, должен знать, что частицы "для того, чтобы"
нередко употребляются в Писании для обозначения не
причины, а самого события … Так и здесь, выражением "для
того, чтобы явились дела Божии" указывается не причина,
а следствие. Ибо чрез исцеление слепого прославился Бог.
Нередко иной строитель дома одно сделает, а другое
оставляет неоконченным для того, чтобы неверящему, что
он устроил первую часть, мог чрез устройство
недоконченного доказать, что он же есть художник и
прежде устроенного. Так и Бог наш Иисус, врачуя
поврежденные члены и приводя их в естественное
(нормальное) состояние, показывает, что Творец и прочих
членов есть Он же. "Чтобы явилась слава Божия", говорит
это о Самом Себе, а не об Отце. Ибо слава Отца была
явна, а нужно было явиться славе Иисуса и тому, что
Сотворивший человека в начале есть Он. А в том, без
сомнения, немало славы, когда откроется, что Тот, Кто
ныне явился Человеком, в начале как Бог сотворил
человека" (18: 343, 344, 346, 348, 349).
4. См. также Исх. 20: 5; Чис. 14: 18,
33; Втор. 5: 9; 12: 25, 28; 1 Цар. 2: 33; 3: 13, 14; 2
Цар. 12: 13-19; Пс. 36: 28; Прем. 3: 16; Тов. 3: 3, 5.
5. О влиянии наследственных факторов на
жизнь человека см., напр., (20: 478-506, 665-698).
6. За то, что царь Давид приказал
исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех
предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на
Израильтян и умерло семьдесят тысяч человек (2 Цар.
24:10-17; 1 Пар. 21:1-17)*.
За то, что фараон не хотел отпускать
сынов Израилевых из Египта, Господь насылал на землю
Египетскую различные казни (Исх. 7: 20, 21; 8: 6; 8: 17;
8: 24; 9: 6; 9: 10; 9: 23-26; 10: 22-23; 12: 29-30), в
том числе смерть египетских первенцев (Исх. 12: 29-30).
С другой стороны, Господь обещал Аврааму, что пощадит
всех жителей города Содома, включая и погрязших в
грехах, ради десяти праведников, если таковые найдутся в
городе (Быт. 18: 32). Также в Иер. 5: 1 говорится, что
Господь пощадил бы Иерусалим, если бы в нем нашелся
человек, соблюдающий правду и ищущий истину.
* Из слов царя Давида к Господу: "...
вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что
сделали они?" (2 Цар. 24: 16) или: "я согрешил, я сделал
зло; а эти овцы что сделали?" (1 Пар. 21: 17) - можно
сделать вывод о том, чтосогрешил именно Давид, а
наказанию подверглись, помимо его самого, также и его
подданные.
|