Отвечают ли дети за грехи родителей?
Мне не раз пришлось слышать: из-за
грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6
колена. Внесите ясность.
Отвечает иеромонах Иов Гумеров:
- Когда пытаются решить вопрос о
последствиях для детей и прямых потомков грехов
родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог
ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего
и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий
милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим
заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о
том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных
детей, а только тех, чья собственная преступность
(ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их
отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими
местами:
- Отцы не должны быть наказываемы
смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы
смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью
за свое преступление (Втор.24:16).
- В те дни уже не будут говорить: "отцы
ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но
каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто
будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина
будет (Иер.31:29-30).
- Вы говорите: "почему же сын не несет
вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и
праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он
будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет
вины отца, и отец не понесет вины сына, правда
праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного
при нем и остается. И беззаконник, если обратится от
всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все
уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не
умрет (Иез.18:19-20).
Вопрос о наказании детей за грехи отцов
настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда
явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное
бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные
неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о
"родовом проклятии", о "родовом грехе". Но это не
наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой
генеалогии духовных болезней, нравственной черноте,
которая переходит от одного поколения к другому. Этим
можно объяснить проявления демонизма в очень раннем
возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.
***
***
Уместен вопрос: в равных ли условиях
находятся люди в отношении к спасению. На это нужно
решительно сказать, что Господь Бог не только всем
желает спасения, но и дарует каждому такую возможность.
К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы
семье не родился, для каждого человека открыты врата
Небесного Царства и возможность спасения. Человек не
находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы
условиях он ни находился. В этом тайна человеческой
свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор
между добром и грехом, а реальная возможность, которой
содействует Божественная благодать, когда Господь видит
даже самое малое проявление благой решимости. Об этой
неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол
Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не
под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если
умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20).
Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных
условий для духовной жизни, подается сугубая помощь
Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего
свободного произволения зависит воспользоваться этим или
нет.
Святые отцы говорят также и о том, что
воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в
неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда
особенно велика. "Одному Богу принадлежит власть
оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное
устроение каждого и силу, и образ воспитания, и
дарования, и телосложение и способности; и сообразно с
этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе
судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского,
иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого
и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто
может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех,
всё создавший и всё ведущий" (авва Дорофей. Душеполезные
поучения. Поучение шестое).
Иов Гумеров, иеромонах
Православие.Ru - 05.07.2007.
|