Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви,
добра, света, покоя
О методах пренатальной диагностики и
судьбах "особых" детей
Разработанный германскими медиками новый
тест, позволяющий с большой точностью выявлять синдром
Дауна у эмбриона, подвергся острой критике со стороны
немецкого католического теолога Шокенхоффа. По его
словам, тест является методом, который может быть
использован с одной единственной целью – абортировать
зародыш, несущий синдром Дауна.
Петр Коломейцев, священник, декан
факультета психологии РПУ им. апостола и евангелиста
Иоанна Богослова, коррекционный психолог, соучредитель
Центра реабилитации детей инвалидов ДЭЦ "Живая Нить",
духовник Образовательного Центра Фонд Равных
Возможностей для детей-сирот "ВВЕРХ", размышляет о
методах пренатальной диагностики и судьбах "особых"
детей.
С христианской точки зрения, любая
пренатальная диагностика должна быть использована только
как средство предупреждающей терапии. Т.е. цель
пренатальной диагностики – предупредить родителей о
возможной проблеме. Если возможно – начать какую-то
дородовую помощь. Даже определение пола, с точки зрения
Церкви, не всегда однозначное благо. Если у родителей
есть нездоровое желание иметь ребенка только какого-то
одного пола, им лучше вообще не получать информацию о
том, кто родится, – мальчик или девочка. Потому что в
случае получения "не того" результата родителям тоже
может быть рекомендован аборт. Или ребенок будет заранее
нежеланным. Ведь сегодня наука уже практически доказала,
что негативное отношение к еще не рожденному младенцу
очень плохо сказывается на его внутриутробном развитии.
Существуют страны, где определение пола плода запрещено
законом. Например, Индия. Там в семьях стремятся иметь
больше сыновей, потому что девочка как будущая невеста,
для которой необходимо богатое приданое, обходится
родителям очень дорого. Мальчик же, наоборот, приносит в
дом богатство. В Китае тоже стремятся к запрету. Там же
вообще идет речь только об одном ребенке. И все опять
стремятся родить мальчика. Количество девочек ничтожно
мало. Китаю вообще предрекают гомосексуальное будущее.
Так что родителям в некоторых случаях есть смысл
отказаться даже от определения пола младенца, не говоря
уже о большем.
Что касается конкретно методик
диагностики синдрома Дауна, надо всегда помнить, что они
несовершенны. Даже у самых "точных" методов всегда
велика погрешность. У меня есть две прихожанки, которым
после пренатальной диагностики сказали, что у них
родятся дети с генетическими отклонениями. За время
своей беременности эти женщины освоили массу литературы
и стали просто специалистами, экспертами по воспитанию
детей-Даунов. Конечно, будущих мам очень склоняли к
прерыванию беременности, но они по понятным причинам
отказались. Самое интересное, что у них родились
совершенно здоровые дети без всяких отклонений. Если бы
эти женщины уступили натиску врачей, мы бы даже никогда
не узнали, что диагностика была ошибочна. Несомненно,
что в результате такой "выбраковки" всегда гибнет
определенный процент здоровых детей.
***
Читайте также по теме:
- Библейский взгляд на причины и сущность болезней - протоиерей Леонид Грилихес
- Святоотеческое отношение к болезни - Юрий Максимов
- "Я к врачам обращаться не стану?" - иерей Сергий Филимонов
- Болезнь как лекарство, болезнь как школа - протоиерей Сергий Николаев
- Режим - протоиерей Сергий Николаев
- О путях формирования болезней - Николай Гурьев
- Ответы священника: что делать, когда болеют дети? - иерей Алексей Грачев
- В вашей семье больной - протоиерей Сергий Николаев
- Доктора и лекарства - протоиерей Сергий Николаев
- Значение болезней - Николай Гоголь
- Почему "много скорбей у праведного"? - Юрий Максимов
- "Мама, как прекрасно, что я все-таки живу!" (Почему болеют дети) - Дмитрий Семеник
- Почему болеют дети? - Оксана Федотова
- Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка - Александр Ткаченко
- Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя - иерей Петр Коломейцев
- "Жизнь ребенка держится на ниточке" - беседа с акушером-гинекологом Николаем Ячменевым
- Реабилитация детей с ДЦП - Елена Семенова, Екатерина Клочкова, Александра Коршикова-Морозова, Анна Трухачева, Елена Заблоцкис
- Как не надо говорить с мамами детей-инвалидов - Екатерина Савостьянова
- Все ли наши несчастья от личных грехов и почему страдают дети - Петр Добросельский
- О "невинных" страданиях - профессор Алексей Осипов
- Свой диагноз – "лимфома" – я воспринял более или менее спокойно - диакон Михаил Асмус
- Чем глубже скорбь... - Наталья Сухинина
- Уныние - это грех. Христианин должен быть оптимистом! - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
- О посте, исповеди, подготовке к причащению в паломничестве и псевдоправославии - епископ Егорьевский Марк
***
Каждый ребенок, приходящий в мир, каким
бы он ни был, рождается для того, чтобы исполнить
какую-то свою миссию. И родители "особого" малыша могут
быть счастливы. Разве здесь уместно простое решение
проблемы путем убийства маленького человека? Такой путь
возвращает нас к самому началу нашей истории, к самому
первому закону об инвалидах детства, который был принят
царем Ликургом в Спарте в YIIв. до н.э. С этого
начинается история отрефлексированных взаимоотношений
общества с "особыми" детьми. Спартанский царь Ликург был
первым, кто законодательно указал место детей-инвалидов
в обществе: их надо уничтожать. После принятия
христианства эта агрессия общества в мире переходит в
осознание необходимости призрения таких малышей.
Академик Н.Н. Малофеев выделяет пять периодов эволюции
отношения Российского государства и общества к людям с
отклонениями в развитии: от агрессии и нетерпимости к
осознанию необходимости призрения на I периоде (X - XIII
в.в.). Затем произошло осознание возможности обучения
слепых и глухих на II периоде (XIII – XIX вв). Далее
общество пришло к осознанию целесообразности и
необходимости обучения глухих, слепых, умственно
отсталых на III периоде (1801 – 1930г.г,). Понимание
необходимости обучения всех категорий детей с нарушением
развития возникло на IY периоде (1930-1991 г.г.).,
Наконец, произошло принятие идеи интеграции инвалидов в
общество, защиты их прав. Это случилось уже на
современном Vпериоде (последнее десятилетие XX в. –
начало XXI в.). "Особых" детей начали обучать (хотя бы
частично!) в общей школе. Заметьте, на западе в силу
разных причин все эти этапы были на несколько
десятилетий раньше.
Такова история дефектологии. Вот какой
громадный путь проделало общество в своем развитии
отношений к детям-инвалидам! А современная пренатальная
диагностика силится снова вернуть нас ко взглядам царя
Ликурга! При том, что медицина научилась спасать
физически тяжело больных малышей! У нас замечательная
детская терапия, уникальная хирургия, прекрасные
врачи-неонатологи. Появились возможности выхаживания
недоношенных младенцев, рожденных на сроке, начиная с
пяти месяцев беременности. И вдруг общество вновь
предлагает нам уничтожать инвалидов, как в
VII в. до н.э.
Чем больше мы делаем шагов навстречу "особым" детям, тем
назойливее разработчики пренатальных тестов стремятся
"упростить" нашу жизнь. В советское время инвалидов
забирали в специнтернаты: мол, родители новых нарожают.
Теперь и вовсе предлагают убивать до рождения. Но ведь
известно, что социум, который избавляется от инвалидов,
превращается в общество моральных уродов. В новейшей
истории мы знаем два государства подобного рода:
фашистская Германия и Советский Союз. Вспомните, ведь
тяжелых инвалидов Великой отечественной войны, чтобы они
"глаз не мозолили", интернировали в спецучреждения – на
Валаам и еще в ряд мест. Во время первого фестиваля
молодежи и студентов инвалидов вообще выслали за 101-ий
километр. Они же портили светлую картину счастливой
советской страны! Действительно, человеку с
ограниченными возможностями нужен уход. Но мы знаем
прекрасный исторический пример: человек, который не мог
передвигаться, которому фактически нужна была нянька,
оказался "нянькой" для всей страны. Конечно, речь идет о
Теодоре Рузвельте. Он был трижды избран на президентский
пост! Он спас страну от "великой депрессии". Вдумайтесь:
от экономического кризиса Америку спас инвалид!
Я уже писал ранее, что само привычное
слово "инвалид" (а оно переводится как "неценный") в
контексте христианской культуры вообще существовать не
должно. Гораздо лучше употреблять термин "инакоодаренный",
потому что для нас ценна каждая жизнь, сотворенная
Богом. И в акте творения Бог каждому вручает какой-то
дар. Сегодня есть разные возможности самореализации для
детей с синдромом Дауна. Существует, например, "Театр
простодушных", где они замечательно играют. Я наблюдаю
таких детей много лет. Поразительно, но они даже не
хотят играть роли плохих людей! Они живут на сцене, а не
притворяются. Дети с синдромом Дауна могут дать очень
много любви, добра, света, покоя – всего того, что
категорически не хватает в современном обществе.
Петр Коломейцев, иерей
Религия и СМИ - 28.03.2012.
|