Наша цивилизация обречена
Ответы диакона Андрея Кураева на вопрос:
почему в ХХI веке люди продолжают взрывать друг друга?
***
7 июля исполнился ровно год с тех пор, как в
вагонах лондонского метро и в одном из автобусов смертники
привели в действие взрывные устройства. В XXI веке, в одной
из самых благополучных и зажиточных стран мира, одни люди
взорвали других и пошли на это с воодушевлением и гордостью.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответы
известного православного богослова диакона Андрея Кураева. С
ним беседовал внештатный корреспондент BBC.Russian.com
Артем
Кречетников.
BBC.Russian.com: Почему в ХХI веке люди
продолжают взрывать друг друга?
Андрей Кураев: У меня нет списка людей,
которых хотелось бы замочить в сортире, так что мне не
вполне понятна логика тех, кто готов убивать. А вообще,
Эммануил Кант сказал, что из кривого дерева, из которого
сделан человек, вряд ли можно выстругать нечто вполне
прямое. На наших глазах рушится фундаментальный миф эпохи
Просвещения, будто можно создать в социальной лаборатории
нового гомункула, лишенного, в частности, чувства ненависти.
Для меня, как религиозного человека, это в какой-то мере
радостно. Если человек не может своими силами себя изменить,
значит, есть повод обратиться к Творцу.
BBC.Russian.com: Выходит, насилие и ненависть
будут всегда? Вы пессимист, отец Андрей?
Андрей Кураев: А христианство изначально
несет довольно пессимистическую весть. Это религия спасения.
Спасают там, где есть чрезвычайная угроза. Весть
христианства о том, что опасность людям исходит от них
самих, и от нее нас нельзя спасти меньшей ценой, чем смерть
самого Бога. Если бы удался советский эксперимент и появился
новый исторический тип человека, если бы удался либеральный
эксперимент и возник массовый тип светского добродетельного
героя, это означало бы ненужность моей веры в Бога как
Спасителя.
BBC.Russian.com: Люди часто оправдывают
насилие и убийство словами "священная война". Может ли война
быть священной?
Андрей Кураев: Смотря за что воевать.
Великая формула Цицерона "За очаги и алтари!" - вот формула
священной войны. У современного общества нет основания
считать себя более гуманным, нежели общество эпохи крестовых
походов. Я считаю, что единственно допустимый тип войны, -
это война за веру, а не за нефть или искоренение
наркотрафика.
BBC.Russian.com: Бин Ладен говорит, что воюет
за веру. Значит, его война священна?
Андрей Кураев: Честно говоря, я не знаю, за
что воюет бин Ладен, и существует ли он вообще. Однако тут
есть реальная проблема асимметрии противоборствующих сил. По
крайней мере, часть людей, воюющих с нами в Чечне, убеждены,
что борются за веру. В то же время вряд ли кто-нибудь из
федералов считает, что находится там ради своей веры. Это
интересный феномен в истории России и Запада: односторонняя
религиозная война, когда одна из сторон считает, что ее
действия сакральны, а другая себя так не оценивает. И очень
непростой вопрос, можно ли выиграть в такой войне.
BBC.Russian.com: В чем причина нынешнего
состояния нашей цивилизации? В какую сторону мы движемся?
Андрей Кураев: В ее сегодняшнем виде наша
цивилизация обречена. Но я должен сказать, что православные
христиане и не считают ее "нашей". По ряду ключевых
вопросов, особенно в том, что касается семьи и сексуального
поведения, позиция православных христиан совершенно
идентична с позицией правоверных мусульман. Много аспектов
голливудского стиля жизни одинаково не нравятся верующим
иудеям, верующим мусульманам и верующим христианам. Нам
одинаково больно в этом обществе жить.
***
Читайте также другие публикации автора:
***
Это миф, будто речь сегодня идет о
противостоянии креста и полумесяца. Нет креста! Нет
христианской цивилизации. Она совершила самоубийство. Та же
Франция успешно борется со своим христианским наследием
более 200 лет, начиная с эпохи энциклопедистов.
Цивилизация воинствующего гедонизма и
нигилизма - тупиковая. Это, скорее, болезнь человечества.
Она исчезнет, как исчезла аналогично мыслившая Римская
империя. Не из-за недостатка мудрых администраторов, великих
императоров и генальных философов, а потому, что римские
матроны решили, что комфорт для них важнее, чем труд по
рождению детей и воспитанию воинов.
Кстати, римляне пытались проводить похожую
политику - пускать к себе варваров, заселять ими пустующие
земли, поручать им охрану своей империи. Все повторяется!
Можно какое-то время продержаться за счет
технологического преимущества. Но точечные удары можно
наносить по Багдаду, а по Парижу как наносить точечные
удары?
BBC.Russian.com - 06.07.2006.
|