Постпротестантизм – религиозный "Макдоналдс"?
Каким образом "новые христиане" выражают
свое чувство Бога? Как получилось, что книги их
проповедников продаются многомиллионными тиражами? Почему в
США модно ходить в церковь? Как строится церковный маркетинг
и что нужно для "раскрутки" церкви? О христианстве поколения
пепси – постпротестантизме – размышляет социолог Евгения
Иванова.
Евгения Иванова начала
исследовать феномен постпротестантизма в 2004 г. Работая в
США, она изучала приходскую жизнь 58 протестантских,
постпротестантских и других христианских церквей. Целью её
диссертации было понять, каким образом американское общество
влияет на создание нового типа религии и церкви на основе
традиционного протестантизма.
"Я сейчас по-другому чувствую Бога"
– Евгения, Вы пять лет изучаете
протестантизм. Что он представляет собой сегодня в США?
– Последний крупный пересмотр церковной
жизни у протестантов произошел в 60-70-е годы XX в. Из-за
стремительного развития науки человек получил множество
знаний о природе, отказался верить в то, чему его учили в
воскресной школе, и хотел во всем разобраться
самостоятельно. Так началось обновление форм религии и
возник социальный феномен, который в социологии называют
"постпротестантизмом". "Новые христиане" во многом
находились "на волне" социальных движений эпохи и хотели,
чтобы их вероучение соответствовало тому, что происходит в
современном мире: протестантизм подстраивался под требования
общества.
Постпротестанты начали толковать Библию с
учетом последних научных открытий. Они пытались определить
природу и точное время появления Вифлеемской звезды с
помощью астрологии и астрофизики или, например, объяснить
отсутствие женщин-священников тем, что в древности не было
активного участия женщин в общественной жизни. По-другому
стали оценивать и поведение человека: развитие психологии и
психоанализа позволило считать некоторые вещи не грехами, а
проявлением сформированных в детстве комплексов, которые не
надо не искоренять, а принимать и учиться жить с ними.
Протестантизм появился в XVI в. С тех пор
его лидеры не раз пересматривали религиозные воззрения своих
конфессий, чтобы вернуться к первоначальным – как они
считали, чистым от предрассудков и заблуждений – формам
христианства. У лютеран был тезис о спасении через веру:
если ты поверил во Христа, то уже спасен. Однако, несмотря
на это учение, жили они достаточно скромно, большинство из
них старалось следовать заповедям и думало скорее о спасении
души, чем о земной жизни. "Постпротестанты" сохранили этот
тезис, но трактовали его по-иному: поскольку мы уже спасены,
то надо сосредоточиться на временной жизни.
Для протестантизма был важен не опыт,
накопленный Церковью, а переживания отдельной личности.
"Постпротестанты" развили эту идею дальше: если главное –
иметь веру в душе, для чего тогда вообще нужна Церковь?
Отныне человек мог сам выбирать, как именно исповедовать
свою веру.
***
Читайте также по теме:
Ланч с пастором – 5 минут, причащение – 5
минут...
– У протестантов богослужение сохранилось,
хотя и в сокращенном (по сравнению с католицизмом) виде. А
что происходит со службой у постпротестантов? Ведь если
Церковь не нужна и человек один на один с Богом, то
необходимость в церковной службе отпадает?
-У постпротестантов церковная "служба"
проходит довольно своеобразно. В этой среде говорится, что
сейчас люди по-другому, а не так, как, скажем, во времена
царя Давида, чувствуют Бога; а значит, и религиозные чувства
надо выражать по-новому.
Постпротестантскую службу называют не
богослужением (worship), а празднованием, торжеством
(celebration). В ней почти нет четко разработанных обрядов
или ритуалов. Если в Православии Причастие – центральный
момент Литургии, в постпротестантизме Таинства не играют
значительной роли. Прихожанин приходит туда, где будет
проходить служба, получает программку, наливает кофе, берет
печенье или пончик и садится в полуосвещенном зале. Играет
легкая современная музыка, на установленных в зале мониторах
появляются слова песен (например: "Христос, спасибо за все,
я счастлив"). Все это напоминает обычное светское
мероприятие.
Программа примерно такая: ланч с пастором,
чтение Писания (5 минут), проповедь (от 3 до 40 минут),
Причащение (5 минут), сбор пожертвований (5 минут),
совместное пение (10-30 минут). Всю службу стараются
провести за час. Что касается Причащения, даже среди
традиционных протестантов далеко не все верят в то, что под
видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа. Для многих
из них вкушение хлеба и вина (или, как вариант, чипсов и
сока) – только символическое действие, которое напоминает о
Тайной вечере, но совсем не Таинство.
Ходить в церковь – это круто!
– Нужно ли креститься, чтобы стать членом
постпротестантской церкви?
– Крещение для многих постпротестантов –
тоже не Таинство. Оно не делает человека членом церкви, а
только свидетельствует о том, что он верит и обязуется
следовать принципам церковной жизни. Членом церкви
постпротестант становится тогда, когда он поверил во Христа.
Все остальное – внешнее выражение этого внутреннего
переворота.
У "новых христиан" остались основания веры:
воплощение, воскресение, искупление, но исчезло характерное
для пуритан восприятие Бога прежде всего как карающего
Судии, проклятии грешников и т.д. Для того, чтобы считаться
членом постпротестантской церкви, вовсе не обязательно даже
соглашаться с церковными догматами. Человек может не верить
в Троицу, но при этом считаться прихожанином и участвовать в
церковных службах. Смысл служб – совместное проживание
позитивных эмоций, хорошего настроения, общение, знакомства
и проповедь, которая помогает сориентироваться в современной
жизни.
– Что является главным на этих собраниях?
– Я бы сказала, что ключевой момент – это
атмосфера. Ради ее создания "новые христиане" очень активно
привносят в церковь атрибуты едва ли не из всех мировых
культур: например, в Епископальной церкви многие занимаются
йогой. В других общинах помещения украшают свечами, как в
православном храме, или выкладывают на полу изображение
лабиринта, что характерно для католических костелов.
Собрания "постпротестантов" – это не столько
совместная молитва, сколько стремление хорошо провести время
в кругу единомышленников, людей, которых интересует то же
что и тебя: та же музыка, литература... Прихожанам вообще не
обязательно посещать храм. Можно просто встретиться у
кого-нибудь на квартире, включить музыку и поговорить на
темы, касающиеся религии. Я бы скорее определила этот
религиозный феномен как объединение людей, которые стремятся
к некоей духовной жизни, своего рода "life style". Церковь
стала продолжением нашего ориентированного на материальные
ценности мира. Когда ты приходишь, например, в православный
храм, чувствуешь, что земная жизнь не является предельной
ценностью. А здесь ты приходишь на какое-то светское
мероприятие вроде концерта, "огонька" в школе.
Постпротестант не стремится к нравственному
очищению и святости. Он остается таким, какой он есть, его
принимают и стараются сделать так, чтобы он чувствовал себя
комфортно, удовлетворить его насущные потребности. Может,
они и не подлинные, но раз он считает это важным, их надо
удовлетворить.
Общее настроение в "постпротестантизме" –
как они это называют, "good news": хорошая жизнь, у тебя все
получается. Один мой знакомый пастор говорит: "В церковь
сейчас модно ходить, это же круто! Там модные люди, много
образовательных программ, там Бог помогает!".
Евгения Иванова
Русская линия - 01.10.2009.
|