Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / "Прогрессивное христианство" - постмодернистское теологическое течение в протестантских сектах


Интервью с Джесси, бывшим студентом "Вефиля"

Андреас: Привет, Джесси. Большое спасибо, что ты нашел время для этого интервью. Твои посты в Фейсбуке сразу привлекли мое внимание. Ты критикуешь BSSM (Вефильскую школу сверхъестественного служения) как человек, который ее окончил. Похоже, ты сильно разочаровался в служении Билла Джонсона и других проповедников. Уверен, что твоя история откроет глаза многим читателям. Вот мой первый вопрос тебе. Откуда ты? Ты с детства был христианином?

Джесси: Я родом из Гринвуда, маленького городка здесь, в штате Делавэр. Там я родился и вырос. Я с детства был методистом. Кроме того, я посещал меннонитскую частную школу. Однако я достаточно рано соприкоснулся с харизматическим движением. Когда мне исполнилось 7 или 8 лет, я начал ходить во внеденоминационную харизматическую общину.

A: Что привлекло тебя в харизматическом движении?

Д: В детстве мне больше всего нравилось, что там весело. Тебе говорили, что Бог - это нечто такое, что ты можешь регулярно ощущать и переживать. Ты можешь общаться с Богом. И тому подобные крутые вещи. Мне казалось, что все мои друзья-нехаризматы верили в скучного литургического Бога. А с моим Богом было весело и хорошо. Поэтому я чувствовал себя как дома, а когда перешел в последние классы школы, мне рассказали о церкви "Вефиль". Дело в том, что мой пастор и моя мама хотели, чтобы я пошел учиться в колледж при этой церкви. Я подумал: "Как здорово! Я поеду в Калифорнию!" Мне казалось, что речь идет об обыкновенной библейской школе. Я и понятия не имел, что это было то безумие, о котором сегодня все говорят. Тогда, в 2008 году, церковь "Вефиль" была еще не так широко известна.

Билл Джонсон (1951) - старший пастор церкви Вефиль, харизматической секты в  Реддинге, Калифорния, США

Билл Джонсон (1951) - старший пастор церкви Вефиль, харизматической секты в  Реддинге, Калифорния, США

A: Каково было твое первое впечатление от "Вефиля"?

Д: Сначала мне все очень понравилось. Там было здорово. Все эти люди - Билл Джонсон, Крис Валлоттон, Ким Уокер, Крис Куилала - не казались мне какими-то знаменитостями. Просто, чтобы вы поняли: я учился на одном курсе с некоторыми известными членами команды поклонения - например, со Стеффани Гретцингер и Уильямом Мэтьюсом.

A: Твои близкие не предупреждали тебя о странностях этой школы?

Д: Нет, никто мне ничего не говорил. Все были рады за меня. Наоборот, меня активно поддерживали. Я впервые познакомился со студентами из "Вефиля" тем летом, когда произошло пробуждение в Лейкленде. Моя мама и мой пастор ездили туда и потом рассказывали о том, какие замечательные ребята эти студенты. Так что я чувствовал большую поддержку. Кроме того, мне не хватало богословских знаний, чтобы самому увидеть проблемы и возразить своим близким. Так что решение поехать в "Вефиль" далось мне без труда.

A: Чему тебя там учили?

Д: В 2008 году это выглядело так. Учеба длилась три года. В первый год говорили только о том, кто ты, и кто ты во Христе. Постоянно твердили: "Ты великолепен", "Ты замечательный", "Бог любит тебя", "Ты призван для потрясающих дел". Они объясняют, что у тебя есть власть изгонять бесов, исцелять больных и воскрешать умерших - примерно как у апостолов. Насколько успешно ты будешь пользоваться этой властью, зависит от того, сколько у тебя веры. Учение было сосредоточено на самом человеке, а особого акцента на евангелии не делали. Вроде как считалось, что студент Вефиля уже знает евангелие. Так что давайте сразу перейдем к трудным вещам: чудесам и исцелениям. В тот момент мои представления о Евангелии были весьма наивны.

Так что первый год в Вефиле посвящен тому, чтобы зажечь в тебе огонь. Затем, на втором курсе, все крутилось вокруг того, как распространить культуру пробуждения на другие церкви и по всему миру. В конечном счете, все упирается в доминионизм и Мандат семи гор. Каждый год можно делать акцент на одной из семи областей Мандата, будь то СМИ, искусство, правительство, бизнес, семья, религия или образование. Все это сферы общественной жизни, на которые церковь "Вефиль" пытается повлиять, и которые она стремится контролировать. По большому счету, они просто приглашают известных спикеров, таких как Хейди Бейкер, Роланд Бейкер или Че Ан. Никакого учебного плана нет. Нас не учили ни систематическому богословию, ни экзегетике, ни истории церкви, ни чему-либо подобному. Вместо этого они дают тебе книги. Например, "Когда небеса вторгаются на землю" Билла Джонсона или "Сверхъестественные пути царского рода" Криса Валлоттона. Кроме того, мы много читали Джона Дж. Лейка и других ривайвалистов. Важной задачей на втором курсе было сделать нас лидерами. И потом, на третьем курсе, у нас была возможность получить опыт официальной работы.

A: Менялось ли твое впечатление о Вефиле, пока ты там учился?

Д: Я покинул Вефиль с миром в сердце. Я был согласен со всем, чему нас учили. Я знаю, что сейчас идут разговоры о лежании на могилах (grave soaking). Декан Дэнн Фаррелли пытался избавиться от некоторых эксцессов. Но, по большому счету, он лишь минимизировал потери. Я знаю, что в Вефиле эта практика активно пропагандировалась. Студенты ложились на могилу умершего евангелиста или проповедника, чтобы вытянуть из него помазание. И когда люди возвращались из миссионерских поездок, они говорили: "О, Господи, мы ходили на могилу Джона Лейка и впитывали его духовную милоть". А в школе целый день был посвящен тому, чтобы наделить тебя такой "милотью".

A: Любопытно. Похоже, Вефиль - что-то вроде Капитана Планеты в харизматическом движении. Там соединяются и перемешиваются все его самые худшие идеи. Многие пятидесятники сочли бы Джона Дж. Лейка слишком радикальным. В том, о чем ты рассказываешь, заметны многие учения Движения веры Кеннета Хейгина - "кто мы есть во Христе" и "власть верующего". Какие богословские влияния, на твой взгляд, сильнее всего ощущаются в Вефиле? Как много они взяли из Движения веры? Из богословия Позднего дождя?

Д: Да, учения Веры там много, хотя и без упора на материальное преуспевание. Чувствуется также влияние движения "Виноградник", Орала Робертса, Благословения Торонто и, как ты уже сказал, движения Позднего дожБилл Джонсон (слева) и Джесси. Коллаж Андреаса Вигедя. Вефиль много говорит о пробуждении. Пробуждение - очень важная тема. Именно к этому они стремятся.

***

Читайте также по теме:

***

A: Когда ты начал сомневаться в богословии Вефиля?

Д: Возможно, это покажется странным, но первые сомнения у меня появились, когда я начал изучать мормонизм. Меня всегда интересовало, как люди принимают на веру учения культов. Я смотрел видеозаписи того, как Джефф Дурбин благовествует мормонам. Мормоны в ответ ссылались на то, что ощущают Бога и слышат Его голос. Я поразился, когда понял, что у меня с ними много общего. Мое мировоззрение тоже в значительной мере опиралось на чувства, субъективные истины и личные откровения. В конечном итоге я пришел к выводу, что у Вефиля мало общего с историческим христианством.

A: Каковы основные постулаты богословия Вефиля?

Д: Главные исходные допущения заключаются в том, что Бог по-прежнему говорит сегодня, и что Он хочет исцелить всех. Они часто повторяют, что Бог жив и действует… и это правда, но не в том смысле, который они вкладывают в свои слова.

A: Чему тебя в Вефиле учили о пророчестве? И почему ты не считал, что все сводится к простой интуиции?

Д: По сути, они говорят, что ты должен пророчествовать. Они также говорят, что время от времени ты будешь ошибаться, но в этом нет ничего страшного. На ложные пророчества закрывали глаза как на нечто несущественное. Поначалу меня это удивляло. Как понять, была ли это твоя интуиция или это было от Бога? Для начала, было ли предсказание правильным? И как ты себя при этом чувствовал? Бегали ли у тебя мурашки по спине? Переполняли ли тебя эмоции? Крис Валлоттон часто говорил: "Если ты не чувствуешь, что пророчество тебя шандарахнуло, выкидывай его в мусор". Им также нравится аналогия с радиочастотами. Ты должен настроиться на нужную частоту, чтобы услышать голос Бога. Я начал сомневаться в правильности этих занятий, когда увидел, что многим людям они приносят вред. Я видел, как люди следовали ложным пророчествам. Я знаю людей, которые потратили все свои сбережения, чтобы отправиться в какую-то поездку. Или тех, кто уволился с работы, чтобы посвятить все свое время служению. Или вступил в брак, который закончился разводом. Я знаю как минимум троих людей, которые вступили в брак, поскольку были уверены, что им повелел это сделать Бог. Но на самом деле они просто не справились с гормонами.

A: Если принять во внимание библейские требования к пророчествам, это безумие. В Ветхом Завете ложных пророков карали смертью (Втор. 18:20–22). И хотя заповедь о смертной казни была отменена вместе с Ветхим Заветом, она показывает, что Бог относится к ложным пророчествам серьезно. Неудивительно, что Иисус говорит: "Берегитесь лжепророков…" (Мф. 7:15). Иоанн тоже предостерегает нас о том, что "много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4:1). Парадоксальным образом Вефиль доказывает правоту Иоанна. Вдобавок, пророчество никогда не было чем-то вроде личной интуиции. Избранный Богом пророк получал совершенно четкие откровения. Как Вефиль относится ко всем ложным пророчествам?

Д: Да никак. Чаще всего попросту их игнорируют. Никакой подотчетности не существует. Наоборот, ты должен быть благодарен за то, что какой-нибудь удивительный пророк наподобие Криса Валлоттона или Шона Больца возвестил тебе слово. Одна из обычных присказок звучит так: "Когда Бог дает указание, Он дает и все необходимое". Воодушевленные этой мыслью, люди переезжают в другой штат или отправляются в миссионерскую поездку и думают, что Бог позаботится о них, все устроит и избавит от всяких забот. Вефиль напрочь игнорирует оборотную сторону: Библия обещает нам трудности и гонения. Миссионерская поездка в Уганду - не легкая и веселая прогулка. Будут трудности. А люди отправляются туда с таким настроем, что это будет удивительное приключение в присутствии Бога. Когда же начинаются проблемы, они теряют почву под ногами. Все, что у них было - это пророческое слово, а оно оказалось ложным. Люди начинают терять веру и злятся на Бога.

A: Я понимаю, каким образом богословие Вефиля приводит к когнитивному диссонансу с реальной жизнью. Побудило ли тебя разочарование в этой практике переосмыслить свои убеждения? Что ты думаешь о чудесных дарах? Ты по-прежнему считаешь, что они сегодня существуют?

Д: Я бы сказал, что перешел на сторону цессационистов. Я верю, что Бог по-прежнему творит чудеса и исцеления, однако подлинных целителей и пророков вокруг не наблюдается. Я вижу, что Бог по-прежнему творит чудеса и прочие вещи, но совсем не так, как об этом говорят харизматы. Я также понял, что Бог Сам, единолично решает, когда творить чудеса и исцеления, а когда нет.

A: Соглашусь. То, что делают харизматы, никак не укладывается в рамки библейского учения о дарах. Кроме того, возникают проблемы, когда люди со временем понимают, что их обычаи не аутентичны. Это может поколебать их мировоззрение. Многих ты знаешь людей, которые стали атеистами из-за ошибочных учений Вефиля?

Д: Я знаю по меньшей мере 20-35 человек из Вефиля, которые стали атеистами. Некоторые из них были в моей учебной группе, другие посещали церкви, находящиеся в общении с Вефилем. Но если вспомнить и тех, кто со временем увлекся учением Новой эры или восточными религиями, таких я знаю больше сотни. Это очень плохо. Тебе говорят, что Бог хочет исцелить всех, а потом ты оказываешься в реальном мире. И когда кто-то не исцеляется, тебе приходится с этим жить. У Вефиля есть объяснения. Часто они говорят, что причина в отсутствии искреннего прощения со стороны больного. Непрощение позволяет сатане сделать тебя больным. Я сам долго в это верил. Но в конце концов ты задумываешься, что же это за унылое евангелие… По существу, это превращается в религию дел.

A: Подобные учения не только противоречат Писанию, они еще и жестоки. Сам Иисус исцелял далеко не всех. Например, в Луки 5:15–16 мы читаем: "…великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он УХОДИЛ в пустынные места и молился". А в случае Павла Бог и вовсе использовал болезнь во благо. В Галатам 4:13 апостол пишет: "…это из-за болезни я оказался у вас и впервые возвещал вам Благую Весть" (Заокский перевод). Именно харизматы, отбрасывая прочь такие отрывки, ограничивают Бога. Что самое ценное ты получил за время учебы в Вефиле? Д: После того, как я провел три года в Вефиле, я могу засвидетельствовать, что "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено" (Иер. 17:9). Нельзя доверять своему сердцу как беспристрастному арбитру истины. К сожалению, после учебы в Вефиле я некоторое время был атеистом. По милости Божьей я им не остался. Люди из Вефиля должны понять, что мы по природе своей не добропорядочны. Мы не удивительны. Удивителен Бог. А я всего лишь немощный человек в руках милосердного Бога. A: Учили ли вас в BSSM таким вещам, как систематическое богословие, герменевтика, история церкви или древние языки?

Д: Нет. Они настоятельно советовали нам купить одну конкретную книгу по богословию, но на занятиях мы так ей и не пользовались.

A: Признаться честно, я не удивлен. Вот еще один вопрос. Новая апостольская реформация (НАР) действительно существует? Или это теория заговора, как утверждает Майкл Браун?

Д: Это определенно не теория заговора. Существует структура, которую создал Вефиль, она называется Global Legacy. Она включает в себя и другие служения, такие как MorningStar Ministries (Рик Джойнер) и Harvest International Ministries (Че Ан). Это большая глобальная сеть, объединяющая людей. Они определенно поддерживают друг друга и пишут одобрительные отзывы на книги друг друга.

A: Какие ошибки некоторые критики допускают при описании НАР или Вефиля?

Д: Я слушал выступления многих критиков, в том числе Криса Розебро, Стивена Козара, Polite Leader. Я не думаю, что они заблуждаются. Единственный момент, в котором они, возможно, ошибаются, - это когда они пытаются судить о мотивах и личных качествах людей. Не все в Вефиле и НАР библейски неграмотны. Не все гонятся только за эмоциональными переживаниями. Многие из них неплохо начитаны, но толкуют Библию по-своему. Но в целом критики, безусловно, скорее правы, чем неправы.

A: Как ты покинул Вефиль?

Д: Я оставался верным Вефилю и их культуре довольно долго, до 2018 года. Прежде чем покинуть движение, я служил лидером поклонения в одной из церквей, находящихся в общении с Вефилем. Я прекрасно знал, как воздействовать на эмоции людей и пробуждать в них те или иные чувства. В конце поклонения люди часто подходили ко мне и говорили, что ощутили Божье присутствие. Именно тогда я и начал понимать, что все происходящее может быть надувательством.

Я продолжал руководить поклонением еще 4-5 месяцев, хотя уже считал себя атеистом. Но люди все равно подходили ко мне и говорили, что во время поклонения пережили встречу с Богом. Тогда я и ушел из церкви. Спустя какое-то время Джордан Питерсон (кто бы мог подумать!) заставил меня переосмыслить свои тогдашние нравственные ценности. Как то раз в интервью его спросили, верит ли он в Бога. Питерсон ответил, что живет так, как если бы ему пришлось однажды дать Богу отчет. Мне показалось, что это хороший первый шаг, который позволит мне понемногу вернуться назад к христианству. Еще одним серьезным испытанием стало желание дать моим трем детям прочную опору в жизни. Атеизм на это не способен.

Поэтому я купил учебник для воскресной школы и начал изучать его с детьми. Это помогло моему исцелению больше, чем что бы то ни было еще. У меня появился совершенно невинный предлог для того, чтобы читать Библию. Я всегда рассказываю об этом людям. Мне было непросто взяться за чтение Писания. Я понимал, что мое понимание текста было сильно заражено нарциссизмом. Я понимал, что это неправильно, но не знал, в какую сторону двигаться. Потом я посмотрел документальный фильм American Gospel и только после этого смог определить верное направление. С того момента я начал исправлять свое богословие и постепенно исцелялся. Кроме того, я пришел к согласию со многими аспектами кальвинизма, хотя все еще пытаюсь понять, готов ли я принять кальвинизм целиком.

A: Поразительно, как Бог хранил тебя и вел в правильном направлении. Вот последний вопрос, Джесси. Как изменилось твое понимание Евангелия?

Д: Посмотрев три года назад фильм American Gospel, мы с женой не могли удержаться от слез. Мы оба поняли, какими были гордыми и надменными. В Вефиле мы приучили себя мыслить эгоцентрично, типа: "Какое счастье, что у Бога есть мы!" Это было неправильно. И я спросил жену, что она чувствует. Она ответила: "Я злюсь. Мне грустно. Я чувствую себя обворованной. Мне уже легче". Кроме того, Вефиль, по сути, превращается в евангелие дел. Они учат тебя трудиться, чтобы заслужить Божье благорасположение. Ты трудишься, чтобы происходили прорывы и пробуждения. Ты просто обязан делать правильные дела. Ты должен больше молиться. Ты должен качественно поклоняться. Всегда есть что-то, что нужно сделать, чтобы увидеть благословения Божьи и явления Его славы. Это истощает силы и приводит к разочарованию. У меня не было даже здравого представления о Троице. Мои взгляды были очень близки к модализму. Примерно такое учение и проповедуется в Вефиле, хотя сами они никогда не скажут, что исповедуют модализм. Однако все метафоры и объяснения, которые они используют, в конечном счете ведут к модализму. Благодаря чтению катехизисов Лютера и здравому руководству пресвитеров одной меннонитской церкви я смог избавиться от еретических верований. Вефиль не делает акцент на святости Бога и греховности человека. Они позволяют тебе пребывать в уверенности, что ты уже достаточно хорош. И это очень мешает правильно понять Евангелие. Ведь то, что Христос сделал для нас, обретает истинный смысл, лишь когда мы видим разницу между святостью Бога и порочностью человека. Это производит в нас подлинное сокрушение, богоугодную печаль и покаяние. Христос жил так, как мы жить не способны, и умер смертью, которую заслужили мы. Я пришел к пониманию того, что заслуживаю самого худшего. И если у меня что-то есть, этим я обязан только Божьей благодати. Его спасительную благодать невозможно заслужить.

Андреас Виге

Вестник ЦАИ № 88, 2022

 

Об авторе. Андреас Виге - реформатский баптист из Швейцарии, активно публикующий в социальных сетях (в том числе в своем блоге medium. com/@andreaswiget) критические материалы о Движении Веры, Новой апостольской реформации и других гетеродоксальных течениях в христианстве. У него есть степень магистра практического богословия и степень магистра в области христианского душепопечения.

 

 
Читайте другие материалы раздела "Прогрессивное христаинство"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru