Десять заповедей "прогрессивного
христианства"
Одно из преимуществ изучения церковной
истории заключается в том, что ты понимаешь, насколько
был прав Соломон: "…нет ничего нового под солнцем"
(Еккл. 1:9). Эта присказка снова и снова доказывает свою
правоту, когда речь заходит о различных "вариантах"
христианства, время от времени появлявшихся с момента
возникновения церкви.
Похоже, в очередном поколении всякий раз
возникает группа людей, которая начинает уверять, что их
новое, улучшенное христианство на голову лучше всех
предыдущих. Однако при ближайшем рассмотрении
оказывается, что в пресловутом "новом" нет ничего
нового. Это не более чем разогретая в микроволновке
альтернативная версия христианства, с которой церковь
уже встречалась (и которую отвергла) в прошлом.
Конечно, это не означает, что
современной церкви незачем меняться и некуда расти.
Церковь нуждается в освящении так же, как и отдельные
люди. Христос хочет очистить Свою невесту, и нам следует
быть готовыми к тому, что по эту сторону славы церковь
всегда будет нуждаться в реформировании и улучшении.
Однако стремление реформировать церковь - совсем не то
же самое, что желание создать совершенно новый вариант
христианской веры.
Книга Майкла Дж. Крюгера "Десять заповедей "прогрессивного
христианства"" (The 10 Commandments of Progressive
Christianity, 2019)
И здесь мы подходим к теме
"прогрессивного христианства". Кому-то она может
показаться новой и яркой переделкой древней веры -
христианством 2.0, если угодно, - однако на самом деле
церковь уже сталкивалась с этими идеями и отвергла их.
Так в чем же суть "прогрессивного
христианства"? Я написал об этом целую книгу, The 10
Commandments of Progressive Christianity (Cruciform,
2019), в которой проанализировал десять догматов
"прогрессивных христиан" (опираясь на их собственные
слова) и привел соответствующие возражения. Основой для
моей книги послужил сборник ежедневных молитвенных
чтений Ричарда Рора. Автор перечислил десять принципов,
которые, по его мнению, должны найти воплощение в
современном христианстве. Сам он, в свою очередь,
заимствовал их из книги Gulley, Philip.
If the Church Were Christian:
Rediscovering the Values of Jesus (HarperOne, 2010).
Принципы озаглавлены "Возвращение к основам", но
в действительности представляют собой исповедание веры
современного либерализма (при этом они включают в себя
осуждение исповеданий веры как таковых). В той или иной
степени их можно считать "десятью заповедями
прогрессивного христианства".
Эти "десять заповедей" выглядят так,
словно они не были получены на вершине горы, а были
составлены в университетской аудитории. Это не столько
Бог, объявляющий Свою волю, сколько человек,
высказывающий свои желания. Не столько пророк Моисей,
сколько Опра Уинфри. Однако заметьте: в каждой из этих
заповедей есть доля истины. Именно поэтому
"прогрессивное христианство" в целом представляет
серьезную проблему. Это мастеркласс по умению говорить
полуправду, которая выглядит привлекательно и заманчиво,
пока не копнешь глубже и не увидишь ее подлинных причин
и следствий.
Итак, вот десять догматов
"прогрессивного христианства":
1. Иисус - не столько объект поклонения,
сколько образец для подражания (иначе говоря, Иисус
- не Бог, а просто учитель нравственности).
2. Напоминать людям об их потенциале
важнее, чем напоминать им об их греховности и вине
(иначе говоря, грех - не проблема; люди по сути своей
порядочны).
3. Примирению следует уделять больше
внимания, чем осуждению (иначе говоря, христианам
следует перестать критиковать других).
4. Доброе отношение к людям важнее, чем
правильные убеждения (иначе говоря, богословие не
имеет значения; просто будь хорошим человеком).
5. Придумывать вопросы полезнее, чем
находить ответы (иначе говоря, мы не можем быть
уверены в том, во что верим; истина нам не доступна).
6. Поощрять личные поиски важнее, чем
призывать к единообразию (иначе говоря, церковь
нужна лишь для того, чтобы отстаивать свой авторитет и
подавлять инакомыслие).
7. Удовлетворение реальных нужд важнее,
чем поддержание деятельности организаций (иначе
говоря, слишком большое внимание, уделяемое церкви,
мешает выполнять Божье поручение).
8. Стремление к миру лучше власти
(иначе говоря, поскольку церковь злоупотребляет своей
властью, ее нужно лишить власти совсем).
9. Любовь важнее секса (иначе говоря,
Богу все равно, чем вы занимаетесь в спальне, если ваше
сердце находится в правильном месте);
10. Жизнь на земле важнее, чем жизнь
после смерти (иначе говоря, никто не знает, что с ним
будет после смерти, поэтому сосредоточьтесь на
исправлении нынешнего мира).
Конечно, это всего лишь список "десяти
заповедей". Мои возражения вы найдете в книге. Между
тем, одно мне представляется совершенно очевидным: эта
конкретная версия христианства - на самом деле не
христианство вовсе. Это гуманистическое нравственное
учение, которое не дает никакой осязаемой надежды на
будущее. Иначе говоря, это не благая весть. Нет ничего
благого в том, чтобы сказать человеку, что все зависит
от его добрых дел, что его дела не имеют никакой вечной
ценности, и что непонятно, насколько это важно, потому
что мы не можем быть уверены ни в чем.
***
Читайте также по теме:
***
Таким образом, нам нужно не изобретать
"христианство 2.0", а вернуться к подлиннику, к
историческому христианству. Оно, вне всякого сомнения, и
есть благая весть.
Майкл Дж. Крюгер
Вестник ЦАИ № 88, 2022
|