"Прогрессивизм" в христианстве: кто вправе решать?
В так называемом "прогрессивном
христианстве" нет ничего нового, однако его
идеологические щупальца продолжают тянуться в ширину и в
глубину, разрушая мировоззрения многих людей, которые
все еще причисляют себя к христианам. Не так давно
агентство Barna Group опубликовало результаты
социологического исследования, посвященного
распространенности библейского мировоззрения.
Исследование проводилось с помощью анкеты, которая
включала в себя следующие вопросы:
1. Существуют ли абсолютные нравственные
истины?
2. Определяется ли абсолютная истина
Библией?
3. Прожил ли Иисус Христос безгрешную
жизнь?
4. Является ли Бог всемогущим и
всеведущим Творцом вселенной, и управляет ли Он
мирозданием сегодня?
5. Является ли спасение даром Божьим,
который невозможно заслужить?
6. Существует ли на самом деле сатана?
7. Должен ли христианин делиться с
другими людьми своей верой во Христа?
8. Права ли Библия во всем, чему она
учит?
Только 9% опрошенных, которые
охарактеризовали себя как "рожденных свыше христиан",
ответили утвердительно на все вопросы. Отсюда я делаю
вывод, что мы пожинаем горькие плоды интеллектуального
безразличия, которое десятилетиями господствовало в
церкви. Мы делаем совершенно недостаточно для того,
чтобы наставить верующих в здравом учении и помочь им
увидеть, как оно формирует наше мировоззрение в целом.
Как философ я считаю себя обязанной
сделать все, что в моих силах, чтобы понизить градус
повального невежества и безответственности, которые
привели к нынешнему пугающему положению вещей. Несколько
недель назад, когда я перепостила в социальных сетях
результаты исследования Барны, в комментариях посыпались
упреки. Некоторые лица, именующие себя христианами, были
возмущены критериями оценки. Один за другим они
спрашивали: "Кто вправе решать, какое мировоззрение
считать библейским?" Этот вопрос уходит корнями в широко
распространившийся релятивизм: прийти к единому мнению о
том, что представляет собой "библейское мировоззрение",
невозможно, поэтому каждый из нас должен решить для
себя, какие представления о Боге, человеческой природе и
Божьем особом откровении он считает истинными.
Читая комментарии тех, кто явно
принадлежит к числу "прогрессивных христиан" (я была
очень удивлена, обнаружив в этом лагере некоторых своих
знакомых), я не могла выкинуть из головы сцену допроса
Иисуса перед казнью Понтием Пилатом. В Иоанна 18:37
Иисус говорит: "Я на то родился и на то пришел в мир,
чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины,
слушает гласа Моего". Пилат отвечает: "Что есть истина?"
По всей видимости, это и есть древнеримский эквивалент
вопроса: "Кто вправе решать?"
***
Читайте также по теме:
***
Существенная часть проблемы заключается
в том, что фраза "библейское мировоззрение" теряет
всякий смысл в отрыве от основополагающего набора
объективных истин. Может быть, список вопросов Барны
слишком короткий? Может быть. Но если принять во
внимание невероятно богатую герменевтическую и
философскую традицию христианской церкви, можно с
большой долей уверенности сказать, что он не слишком
длинный.
Наверное, самым спорным "прогрессивные
христиане" сочтут вопрос №8, поскольку они не согласны с
историческим, ортодоксальным пониманием библейского
учения - в частности, об исключительности христианства,
аде, определении греха, сути человеческой природы (в том
числе о половых различиях, сексуальной ориентации и
супружестве).
Для того, чтобы остаться верными своим
представлениям обо всем перечисленном, им придется пойти
на беспрецедентное искажение смысла ряда библейских
текстов или даже удалить некоторые отрывки из Писания.
Как любят говорить некоторые "прогрессивные" служители:
"Церковь написала Библию, поэтому мы можем и даже должны
переписывать ее по мере того, как меняется наше
понимание человеческой жизни". Отсюда логически
вытекает, что в кислоте релятивизма растворяется само
понятие "библейской истины".
Для того, чтобы оставаться честными и
последовательными, "прогрессивным христианам" нужно
всего лишь признаться самим себе, что их мировоззрение
не имеет решительно ничего общего с Библией.
Некоторые ключевые лидеры движения
(например, Ричард Рор), открыто в этом признаются,
однако многие из тех, кто только начал усваивать догматы
"прогрессивного богословия" (как правило, это вопросы,
связанные с сексуальностью и критической расовой
теорией), еще не готовы смириться с неизбежными
последствиями своего решения - например, с тем, что их
новые убеждения невозможно примирить с историческим,
библейским христианством.
В качестве введения в тему
"прогрессивного христианства" я бы рекомендовала книгу
Chiders, Alisa. Another Gospel? A
Lifelong Christian Seeks Truth in Response to
Progressive Christianity. Еще один полезный
источник - книга Crain, Natasha. Faithfully Different: Regaining Biblical
Clarity in a Secular Culture.
Мелисса Кэйн Трэвис
Вестник ЦАИ № 88, 2022
Об авторе. Мелисса Кэйн Трэвис,
к. ф. н.,
- автор книг Science and the
Mind of the Maker: What the Conversation Between Faith
and Science Reveals About God (Harvest House, 2018)
и Thinking God’s Thoughts:
Johannes Kepler and the Miracle of Cosmic
Comprehensibility (Roman Roads Press, 2022). Она преподает в Колорадском христианском
университете. Область ее научных интересов -
взаимоотношения науки и западной христианской традиции.
|