Каббала в теоретической и практической
интерпретации
Михаила Лайтмана
В данном докладе будет рассмотрена
неокаббала Михаила Лайтмана. Применение термина "неокаббала"
обусловлено подходом Лайтмана к традиционной каббале,
который находится в русле тенденций New Age
[1] - трансформации каббалы в сторону экзотерического,
популярного учения, сохраняющего при этом тайную,
эзотерическую сторону [2]. Более того, неокаббалу
Лайтмана можно определить как спиритуально-коммерческий
аудиторный культ [3] (определение см. в пункте об
организации), с признаками "тоталитарной" системы -
"контроля сознания" [4] - включая контроль поведения,
информация, мышления и эмоций. Неокаббала опасна как для
человека, так для семьи, общества и государства.
Современная каббала отличается наличием
крупных организаций, изучающих каббалу на популярном
уровне (не ограничивая изучение каббалы возрастом,
полом, национальностью и религиозными убеждениями). На
данный момент существуют "Центр изучения каббалы"
(основанный Ф. Бергом [5] в 1971 г.), а так же
"Международная Академия Каббалы" и "Бней Барух"
основанные М. Лайтманом.
Лидер (гуру)
Михаил Семенович Лейтман (1946 г. р.)
родился в Витебске. В 70-х гг. изучал медицинскую
кибернетику. В 1974 году мигрировал в Израиль. С конца 70-х стал учеником и приемником
[6] каббалиста Рава Баруха Ашлага (1907 - 1986), сына
известного Й. Ашлага (Бааля Сулама (1884 - 1954).
В 1991 году основал ассоциацию "Бней
Барух" а в 2001 году - организацию "Международная
Академия Каббалы" (далее – МАК.) целью которой является
распространение "каббалистических знаний во всем мире
для повышения духовного уровня человечества" [7].
В 2004 году решением диссертационного
совета Института философии Российской академии наук
получил ученую степень кандидата философских наук.
Последователи учения Лайтмана, равно как
и он сам, называют его раввом, или раввином, хотя он не
учился и не оканчивал школу раввинов. Лайтман не считает
свое учение частью иудаизма, следовательно, равином он
называться не может по определению (согласно традиции
ортодоксального иудаизма).
Другим моментом, показывающим
разногласие с ортодоксальной иудейской традицией,
является то, что Лайтман – автор более 30 книг о
каббале, в которых Лайтмана отсутствуют надлежащие
ортодоксальному иудаизму рекомендации от раввинов.
Определение понятия
Что же такое традиционная каббала? Для
определения того, что есть каббала, следует выяснить
происхождение самого термина. Термин "каббала" впервые
"употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии,
не входящих в Пятикнижие, а в послеталмудическую эпоху —
Устного Закона"8 . Каббала как таковая формируется лишь
в XII веке, а в XVIII в. получает статус авторитетной и
священной еврейской традиции [9].
Некоторые религии имеют эзотерическую (в
данном случае – скрытую от посторонних) и мистическую
традицию. По представлению Г. Шолема мистика не может
быть абстрагированной от какой-либо религиозной системы
[10], будь то иудаизм или буддизм.
Примером выдающейся формы иудейской
мистики служит именно каббала (ивр. קַבָּלָה,
"получение", "принятие", "предание") ˗ теософское [11]
мистическое течение [12], ориентированное на
индивидуальный духовный опыт в познании Бога [13]; или,
эзотерическая традиция в иудаизме, передающая тайные
знания, с помощью которых возможно получить особый
религиозный опыт [14]. К. Ю. Бурмистров определяет
каббалу, как "эзотерическое еврейское учение, сочетающее
в себе элементы мистики, магии, теософии, философии,
религиозной этики и т.п." [15].
Такие широкие определения иногда не
совсем наглядно раскрывают специфику каббалы, её
конкретные практические формы. Очевидно, что в обыденном
представлении "каббалист" ассоциируется с человеком,
пользующимся магическими практиками. Эта ассоциация
имеет действительные основания; так, исследователи
наряду с каббалой июнит (ивр. "теоретическая",
"умозрительная"), или "теософской" [16] каббалой,
выделяют так называемую каббалу маасит (ивр.
"практическая"), или "прикладную". Она включает ряд
магических практик теургического плана, имеющих целью
воздействие на материальный и духовный мир, посредством
еврейских слов в письменном виде, заклинаний и молитв и
камеот (ивр. "амулетов"). Поскольку, по представлению
"каббалистов", еврейский язык священный, и является, по
сути, языком Бога, то по каббалистическим рассказам, в
качестве слов использовались тайные Божественные имена
[17].
Кроме того, традиционная иудейская
каббала непосредственно связана с практикой мицвот (ивр.
"заповеди"), двекут (ивр. "прилепление")
[18], каванот (ивр.
"молитвенные интенции") [19] , и изучением Торы на
предмет поиска и в ней тайного духовного смысла и его
последующего восприятия. Предполагается, что изучение
Каббалы возможно при условии знаний Торы на трех первых
уровнях (буквальном, аллегорическом, анагогическом).
Учитывая эти "требования" каббала по своей сути, закрыта
от неевреев, поскольку непосредственно связанна с
иудаизмом, с его духовной традицией.
Употребление терминов "традиционная" и
"иудейская" только разграничивает аутентичную каббалу от
любых других форм "каббалистической" мысли получившей
оформление и развитие среди не иудеев.
К этим формам применяют термин
"христианская" (иногда употребляется как "европейкая")
[20] каббала, который складывается в XV веке [21] и
применяется по отношению к распространенному изучению
каббалистических идей рядом европейских философов в
период XV-XVIII вв.
В период XVI-XIX вв. возникли
оккультно-каббалистические течения, выделившиеся из
"христианской" каббалы. Для них характерно соединение
каббалистических идей с алхимией, астрологией пр. Так же
известно влияние каббалы на эзотерические и масонские
общества [22].
В конце XIX ˗ начале XX вв. в России
происходит изучение и осмысление каббалы в рамках
русской религиозной философии. Оно связано с именами В.
С. Соловьева (1853 - 1900), П. Флоренского (1882 -
1943), С. Н. Булгакова (1871 - 1944) и др. Источниками
знакомства с каббалой служили труды европейских деятелей
оккультизма (Е.П. Блаватской (1831 - 1891), Э. Леви
(1810 - 1875), Сведенборга (1688 - 1772), Луи-Клода де
Сен-Мартена (1743 - 1803)), которые, наложили свой
искаженный отпечаток для восприятия каббалы русскими
мыслителями. Среди источников для изучения, особенно
выделяется книга "Каббала", известного оккультиста
Жерара Энкосса (Папюса), а также шеститомный перевод "Зоара"
Жана де Паули. К качеству этих трудов имеются претензии
со стороны специалистов по иудаике [23].
Важно, что для них изучение каббалы было
затруднительно в связи с языковым, культурным и
религиозным барьером, что на наш взгляд позволяло
изолировать идеи каббалы от широкой публики.
Лайтман же снимает все "барьеры"; он
отталкивается от традиционной каббалы и формирует новый
подход, характерной чертой которого является доступность
каббалистической теории и практики для каждого желающего
их изучать.
"Никакой дискриминации…" Для начинающих
последователей Лайтмана не обязательно предварительное
изучение Танаха и Талмуда [24]; а также не обязательно
исполнение мицвот [25]. Однако в одной из книг Лайтман,
будто бы сохраняя традиции каббалы, выделяет еврейский
народ, говоря об его избранности [26]. Имеется в виду,
что евреи имеют более высокий потенциал для занятий
каббалой и что именно они должны первыми достичь
каббалистической цели.
Кроме того, теоретическая база Каббалы
переосмысливается в соответствии с терминологией New Age
и другими научно-популярными пассажами. Общими идеями
Нью Эйдж и новой каббалы являются ожидание
индивидуально-общественной духовной трансформации,
мировоззренческая эклектичность, совместимость
духовности и науки. Последнее относится к позиции М.
Лайтмана, чьей особенностью является понимание каббалы
как науки, а не как мистического и эзотерического
течения в рамках иудаизма.
Согласно Лайтману, каббала (ивр.
"получение") – наука о получении (на ивр. "хохмат
ха-каббала") [27] знания всего мироздания, включая
знания о Высшем мире. "Каббала оперирует точными
параметрами, и её язык чисто научен. Не зря она так и
называется на иврите – "хохмат а-каббала", что в
переводе означает – "наука каббала"" [28].
Предметом изучения науки каббала, по
Лайтману, являются: человек (механика внутреннего мира
человека, его природы); Творец; мироздание (его законы и
содержание: высший мир, мир бесконечности, миры АК (Адам
Кадмон), АБЕА (Ацилут, Брия, Ецира, Асия); и "Наш мир" –
мир материи, существ).
Лайтман отделяет Каббалу от религий.
Каббала, в его понимании это не религия. Более того,
говорит он, "никогда и ни в какой мере каббала не была
связана, с какими бы то ни было мистическими,
религиозными, эзотерическими "духовными" течениями…"
[29].
Одна из тенденций New Age – образование
синкретических духовно-культурных конгломератов,
носителями которых являются отдельные индивидуумы. Это
относится, в том числе, к каббале Лайтмана, адепты
которой могут сохранять свои религиозные убеждения [30].
Лайтман утверждает: "Не важно, какую
религию исповедуют люди. Каббала не подменяет религию.
Ты можешь носить крест, я – кипу…это не относится к
познанию мира. Занятия каббалой подобны изучению физики:
в этом нет элементов веры" [31].
Более того, Лайтман критикует религии за
невозможность с помощью их методик достичь связи с Богом
[32]. По его мысли, в религиозных молитвах нет обращения
к Творцу с просьбой об изменении своей собственной
природы человека, своих эгоистических помыслов и
намерений; у религии взгляд на Творца как изменяемый
субъект. Таким образом, Лайтман совершает обманный
маневр, подменяя своей "наукой" религии и,
следовательно, предлагая отбросить их как ненужные.
В этом на наш взгляд и есть обман при
вербовке – то есть намеренное искажение информации о
каббале в "нужном направлении". Тем более, заявляя о
каббале как о не религиозном учении, Лайтман почему-то
активно использует понятия "слияние с Творцом" [33],
"духовные ступени" [34], а в одной из книг на [37]
страницах приводит на чертежи "Духовных миров" [35];
такие термины, на наш взгляд, безусловно, имеют
отношение больше к религиозному учению - чем к науке.
Учение
Резюмируя все 30 публикаций Лайтмана,
можно выделить характерные аспекты его каббалистической
теории.
Базовая теоретическая парадигма основана
на биполярной онтологии, согласно которой существуют две
противоположности: Творец и желание насладиться. Творец
в учении Лайтмана понимается как Высшая сила, которая
проявляется в виде альтруистического свойства, свойства
отдачи, желания насладить творение светом.
Другой полюс – желание к наслаждению,
проявляющее эгоистические свойства. Это эгоистическое
желание градируется по 4 уровням неживой, растительный,
животный и человеческий
При этом Лайтман делит на людей на
"обычных", "без души", и на "каббалистов". "Обычные
люди" – эгоистические создания по своей природе,
являющиеся сосудом (ивр. "келим"). Обычный человек (не
каббалист), согласно Лайтману, ощущает только "наш мир",
мир материальный; он не знает чем удовлетворить свои
желания – отсюда всемирный кризис – и эта, согласно
Лайману, проблема решаема, если стать каббалистом,
изучая каббалу в организации. Тем самым Лайтман создает
в мышлении последователя оппозицию аутсайдеров и
посвященных, каббалистов и не каббалистов, формируя тем
самым черно-белое мировоззрение.
Каббалист же тот, согласно Лайтману, у
кого есть шестой орган чувств – "масах" (ивр. "экран"),
душа. Чтобы его получить и в дальнейшем развивать,
необходимо исправление в виде внутренней работы
человека.
Особенности "масаха" (далее – "экрана".)
Лайтман определяет следующим образом. Сначала
зарождается "некуда ше балеф" (ивр. "точка в сердце") –
зародыш души, означающая стремление человеком познать
смысл жизни. Развитие точки осуществляется осознанием
своего эгоизма и альтруизма, добра и зла, что в итоге
дает человеку "экран". "Экран" – это орган, позволяющий
сопротивляться эгоизму [36].
Сопротивление эгоизму означает способность человека не
только принимать свет от Творца ради удовлетворения
желания насладиться, согласно своей природе, но и
способность отдавать свет обратно, наслаждая этим Творца
[37]. Другими словами, "экран" создает альтруистическое
намерение наслаждаться "ради отдачи" или "ли шма" (ивр.
"ради Творца") [38]. Противоположным альтруистическому
намерению является эгоистическое намерение, называемое "ло
ли шма" (ивр. "не ради Творца") [39].
Анализ взаимосвязи между
альтруистическим намерением и желанием позволяет
сказать, что чем выше уровень желания имеет человек (чем
более эгоистичный человек), тем более значительного
уровня экран ему следует приобрести. Например, если
человек имеет желание низкого уровня: приобретение
денежных средств или еды, то для удовлетворения этого
желания с намерением "ради Творца" требуется "небольшой"
экран. Если желание человека высокого уровня – власть,
то соответственно – "большой" экран. В любом случае,
экран позволяет использовать намерение "ради Творца", за
счет чего человек может удовлетворять любые свои
желания. Поэтому будет логично установить, что зло –
понятие относительное и не имеет отношения к страстям,
вредным привычкам [40]. "Вредные привычки и пристрастия
не называются в каббале злом" [41], – пишет Лайтман.
Человек, научившийся работать с
намерением, то есть контролировать намерение, способен
почувствовать духовный мир и "приподняться" над "нашим
миром". Ему открывается второй вид деятельности ˗ это
исправление, путем процесса подъема в духовные миры
через их постижение [42]. Так, чем более высокий мир
человек познает, тем более высокому уровню альтруизма
человек уподобляется [43].
Очевидно, что можно провести аналогии
между тем, что Лайтман называет альтруистическое
"намерение" с доктриной "позитивного мышления" (англ. "positive
thinking"), популярной в "Нью эйдж". Соответственно,
практике контроля "намерения" аналогичной представляется
практика "осознанности", в том числе разработанная и
применяемая Г.И. Гурджиевым (1878 - 1949) [44].
Кроме того, такая практика отражает
очередное отличие от традиционной каббалы - у хасидов "каввана"
означает сосредоточенное осмысленное чтение молитвы или
выполнение заповедей, у Лайтмана же аналогом "кавваны"
выступает как раз эта практика контроля "намерения ради
Творца".
Рассмотренные виды деятельности по
восприятию каббалистического гнозиса, доктрины имеют
отношение к общей идее Нью Эйджа и современной каббалы:
ожидание духовно-социальной трансформации, обновления
[45]. Идея
подразумевает обновление, как всего общества, так и
отдельного человека (в частности его сознания). Если в
New Age классическим стало ожидание новой грядущей Эры
Водолея, то М. Лайтман связывает ожидание с идеей нового
периода – "седьмого тысячелетия", знаменующего собой
конечный этап исправления всего человечества. "…с 1995
года и далее в людях возникнет внутренняя потребность к
высшему наполнению, знанию" [46],
– пишет он. Показателем этой потребности, по мнению
Лайтмана станет кризис во всех видах деятельности. Этим
Лайтман и обосновывает популярность каббалы и
необходимость её распространения для всеобщего спасения.
Характерно, что в некоторых книгах
Лайтман часто упоминает будущее интегральное общество,
характеризующееся гражданской солидарностью и взаимной
ответственностью [47]. Иногда он говорит о грядущем
социализме, при котором люди будут ориентированы не на
потребление предметов, а на отдачу и альтруизм [48].
Очевидно, что построение такого
альтернативного (!) общества будет основано на обретении
новых духовных качеств его учеников; или, по его
собственному выражению, создания мировой души, или
сосуда.
Другим аспектом учения Лайтмана о
грядущем обновлении является идея личностной
трансформации, трансформации сознания. Она
подразумевает, что усилиями человека создается его
собственная реальность. Цель жизни по Лайтману -
достижение абсолютного равенства Творения [49] с Творцом
[50]. Человек, по Лайтману, научившийся "правильно"
работать с намерением, то есть контролировать намерение,
способен выйти в духовный мир и "приподняться" над
"нашим миром", управлять событиями жизни. Но в одиночку
стать каббалистом невозможно – только в группе, в
организации – такой как МАК – члены которой, по логике
Лайтмановской каббалы, важнее и ближе, чем родные и
друзья начинающего адепта.
Организация
Обращаясь информационным и социальным
формам каббалы Лайтмана, выделим две из них: МАК и
Ассоциацию "Бней Барух". МАК является структурным
подразделением "Бней Барух", целью которой является
распространение "каббалистических знаний во всем мире
для повышения духовного уровня человечества".
(а) Внешний круг МАК существует в виде
коммерческого клиентурного культа; (б) внутренний круг
МАК - в виде высокоструктурированного
спиритуально-коммерческого аудиторного культового
движения (критерии понятия см. далее) [51].
(а) Вид внешнего круга МАК, выделенный
нами, определяется некоторыми составляющими. Характер
свободного доступа к информационным ресурсам МАК
образует особый тип мировоззренческой группы людей,
имеющей характер неформального объединения вокруг лидера
и его учения, а также не имеющей четко выраженной
формальной иерархичной структуры. Вступление в такую
"группу" носит неформальный характер. Участники такого
объединения могут иметь различное мировоззрение
заниматься целительством, бизнесом и прочей
деятельностью. Они не связаны между собой финансово и
представляют собой потребителей "эзотерического" -
"клиентов".
Действительно, на сайте [52] организации
МАК можно встретить предложения об он-лайн лекциях,
покупке каббалистической литературы авторства М.
Лайтмана, курсах дистанционного и самостоятельного
обучения [53]. Ресурсы находятся в свободном доступе
через интернет и скорее рассчитаны на широкий круг
людей, желающих познакомиться с учением каббалы, узнать
мнение М. Лайтмана по тому или иному вопросу.
Информационная деятельность МАК также представлена
производством фильмов под брендом "ARI-films",
круглосуточной трансляцией телевизионных программ о
каббале [54].
(б) Внутренний круг МАК, уже имеет
определенную организационную структуру, членство в
которой имеет более постоянную основу и определяется
финансовыми, коммерческими критериями – наличием
обязательно установленной платы за вступление в
организацию, участием в обучении; в усвоении
мировоззренческих и поведенческих норм [55].
Во-первых, МАК функционирует как
образовательное учреждение, поскольку предоставляет
возможность стать своим членом посредством обучения на
платных курсах [56] (включающих 3 семестра) с
последующим получением диплома "каббалиста". Такие
платные курсы, в отличие от он-лайн занятий, проходят в
аудиториях, находящихся в крупных городах различных
стран мира. При этом для начинающих учеников МАК не
обязательно предварительное изучение Танаха и Талмуда; а
также не обязательно исполнение мицвот. Возвращаясь к
сравнению с традиционной каббалой, необходимо отметить,
что хасиды, как и каббалисты в целом, относились к
заповедям как к важнейшему средству для достижения
религиозной цели.
***
Читайте также по теме:
***
Во-вторых, внутренний круг МАК состоит
из людей, участвующих в платных международных
каббалистических конгрессах. Целью конгресса, согласно
Лайтману – "прорыв в духовный мир". Участниками
конгресса являются только (!) ученики курсов очного
обучения и выпускники этих курсов из разных городов
России, образуя группу численностью около ста пятидесяти
человек. Для попадания в список участников необходимо
пройти предварительную регистрацию и совершить оплату
заранее сдав четыре тысячи рублей в ящик с надписью
"Добровольные пожертвования на программу "конгресс"
(находящийся по адресу г. Москва, Дербеневская
набережная, д. 7, стр. 2.).
Некоторые из участников конгресса
образуют внутреннюю группу - так называемое "собрание
братьев". В её состав входят активные участники МАК,
преподаватели и люди, занимающиеся каббалой более года.
Особенности обучения
Форма обучения в МАК продается в виде
лекций, семинаров и ролевых игр.
Несмотря на открытость, доступность и
видимую свободу, характер учебного процесса достаточно
строг, и в определенной степени соответствует "контролю
сознания" и включает ряд требований-наставлений: (а)
необходимость работы в группе [57]; (б) работа с
учителем-наставником; (в) работа (чтение,
конспектирование) только (!) по определенным книгам
[58]; (г) невозможность перерывов более суток. "Нельзя
не приступать к занятиям в течение 24 часов, необходимо
прочитать хотя бы несколько строк из книги. Отрыв от
учебы на сутки повлечет за собой отставание на недели и
даже на месяцы" [59].
Такие рекомендации дают основание
сделать вывод о более строгом формате участия в
деятельности МАК, по сравнению с формой свободного
увлечения каббалистической теорией, наличествующей в
выделенном выше внешнем круге.
Также МАК под эгидой "Бней Барух"
организовываются международные каббалистические
конгрессы, участие в которых платное. Образование
проходит под руководством учителей, ссылающихся на
авторитет М. Лайтмана. Поскольку участие в конгрессах и
в учебном процессе МАК подразумевает то, что мы
обозначили как усвоение "гнозиса", то в целом эти два
вида деятельности можно обозначить обрядовой практикой
[60].
Форма занятий конгресса в целом создает
у её участников измененное состояние сознания:
- Длительность конгресса оставляет 4
дня;
- Программа предусматривает очень
интенсивные занятия, и кратковременный сон;
- Во время (до и после) завтрака, обеда
и ужина все участники, обнявшись за плечи друг друга,
поют специальные песни, тексты которых раздаются
организаторами конгресса;
В целом, как на конгрессах, так и на
еженедельных занятиях в МАК, адептам необходимо
практически применить знания о взаимодействии с людьми в
группе. Например, проведение ролевых игр в группе, по
Лайтману, позволяет ощутить и выяснить, что эгоизм
врожден человеку. Постоянное проведение таких игр, а так
же работа в группе в целом позволяет, по Лайтману,
преодолеть эгоизм и вырваться за махсом в духовный мир.
Вот что пишет Лайтман об этом: "Работа в группе
увеличивает диапазон ощущений – поскольку человек
учиться воспринимать чужое мнение, принимая его во
внимание. Тем самым он выходит за свои эгоистические
границы. Итогом работы является скачок в интегральное
восприятие мира" [61].
Таким образом, внутренний круг МАК
определяется формой членства в организации, участники
которой собираются только на время тренингов, лекций или
семинаров [61]. Также некоторые участники МАК (и "Бней
Барух") являются её постоянными членами, соблюдают нормы
вероучения и представляют собой то, что существует в
форме организации с вертикальным устройством,
управляющейся харизматическим лидером (Лайтманом) [63].
Харизматический лидер (Михаил Лайтман),
помимо должности руководителя МАК и "Бней Барух", носит
статус непререкаемого авторитета в различных вопросах,
связанных с каббалой, но не более того. Так, например,
столь характерная черта неокультов, как практика
поклонения своему лидеру как живому богу, ˗ отсутствует
.
Вертикальное устройство предположительно
выглядит следующим образом: МАК – это внешний круг,
представленный во всех странах мира непосредственно.
"Бней Барух" – внутренний, центральный круг каббалы М.
Лайтмана, поскольку территориально она находится только
в Израиле на улице Жаботинский 11264.
Интересно, что сама "Бней Барух" на
официальном сайте МАК представлена как некоммерческая,
неполитическая и независимая Ассоциация65. Что касается
её некоммерческой и независимой стороны, то на том же
сайте предлагается возможность вносить ежемесячное
пожертвование ("маасер") в размере 10% от дохода66.
"Маасер" представлен как единственное средство,
обеспечивающее существование Ассоциации67 , а также тем,
что Лайман называет вкладом в исправление мира
("исправление мира" на ивр. "тиккун")
[68].
Некоторые свидетельства бывших
участников "Бней Барух", описывающие свой опыт
пребывания в этой организации, могут показать её
устройство более рельефно. Согласно этим свидетельствам,
в "Бней Барух" существуют жесткие нормы поведения. Среди
них соблюдение норм кашрута, запрет на контакт с
родственниками и семьей (если они не члены организации),
строгая обязанность ежемесячно платить "десятину" и
участвовать во всех мероприятиях организации [69].
Также есть свидетельства, что контролю
сознания учеников, поддержанию концепции "важности
достижения цели" уделяется большое внимание. Члены
центральной группы "Бней Барух" обязаны являть собой
образец уверенности в скором достижении декларируемой
цели группы – вхождение в ощущение духовного мира. В
связи с этим Лайтман снял с себя ответственность за
"продвижение в духовное" участников группы "Бней Барух"
в начале двухтысячных гг., когда стало очевидно, что
ученики, входившие в первый состав группы, не получили
никаких духовных посвящений. Им было заявлено, что
некоторые из основных учеников утратили его (Лайтмана)
как духовного руководителя, вследствие чего утратили
перспективу духовного продвижения и "тормозят" всю
группу. Эти ученики были изгнаны по решению Лайтмана.
Очевидна групповая ответственность.
Интересно, в конце концов, что на
вопрос, какие внешние критерии отличают каббалиста,
Лайтман говорит – никакие; только ощущение и желание.
Таким образом, "господин Лейтман" сам
оказывается аутсайдером, поскольку его неокаббала (а) не
соответствует критериям традиционной иудейской каббалы;
(б) не соответствует критериям науки (проверка
экспериментом, повторяемость, достоверность,
объективность опыта и теории); При всей открытости
информационных источников неокаббалы, стать
"каббалистом", "исправить эгоизм" и "прорваться в
духовное" невозможно не заплатив деньги, не поступив на
курсы, не усвоив доктрину и групповое некритическое
мышление – не подчинив себя Лайтману и его организации;
не попав в известном смысле в кабалу.
P.S.
С целью более объективной оценки
неокаббалы Лайтмана, стоит выделить корпус материалов,
посвященных её критике ортодоксальными раввинами и
православными священниками, свидетельству о своем опыте
пребывания в организации МАК и Бней Барух участников.
Работы опубликованы в интернете на сайтах:
http://toldot.ru, http://stavroskrest.ru,
http://laitmanism.narod.ru/. Самой серьезной и подробной
критикой Лайтмана, на наш взгляд, является аудио-лекция
раввина Ашера Кушнира. Степень достоверности
опубликованного материала достаточно высокая. Ниже
представлены ссылки этих критических работ:
***
Читайте также по теме:
***
https://www.youtube.com/ watch?v=SRnacWu4rn4 – "Ашер
Кушнир разоблачает Лайтмана и его псевдо-каббалу".
http://forum.israelinfo.ru/ viewtopic.php?t=19766&start=0
http://stavroskrest.ru/ content/ правда-о-лайтманизме
http://klimov.at.ua/news/ tjomnaja_storona_sveta/ 2014-02-23-271
http://www.f7x.ru/blog/mid/510
http://laitmanism.narod.ru/
http://www.f7x.ru/blog/mid/510
http://toldot.ru/urava/ask/ urava_7341.html - "10 лет
провёл у Лайтмана и только сейчас понял".
http://toldot.ru/urava/ask/ urava_5034.html - "Как
отличить шарлатанов от каббалистов?"
http://toldot.ru/urava/ask/ urava_1740.html - "Как
отличить — Каббала настоящая или подделка"
http://toldot.ru/urava/ask/ urava_5638.html - "Как
относится иудаизм к Каббале"
http://toldot.ru/tora/articles/ articles_22225.html -
"Помогите найти бывших членов Бней Барух!"
http://toldot.ru/jfamily/adam/ adam-ask_7462.html - "Что
делать? Мой муж попал в каббалу Лайтмана..."
http://toldot.ru/urava/ ask/ urava_1266.html
Егор Ларионов
Центр свщмч. Иринея Лионского - 10.02.2015.
Использованная литература и примечания
1. Под термином "Нью эйдж" понимается
религиозно-мистические движения не имеющих жестких
организованных структур; последователи, которых имеют
эклектичное мировоззрение, представляющее собой набор
верований: космос есть нечто живое и цельное; цель жизни
– обретение спасительного "гнозиса", позволяющего
проникать в тайны мироздания и самих себя; идея
личностной и общественно-политической трансформации;
смешение научного и духовного. (Дворкин А.Л.
Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического
исследования. 2012. С. 701-769.).
2. Такая дихотомия отражает проблему демаркации понятия
эзотеризма, которую П. Г. Носачев выразил так:
"Эзотеризм, доступный лишь избранным, но в то же время
продающийся на каждом углу, тайное измерение религии, в
то же время являющееся основой массового религиозного
сознания, предстает как своего рода consensus
oppositorum". (Носачев П.Г. Эзотерика: Основные моменты
истории термина // Вестник Православного
Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 57).
3. Здесь и далее, значение терминов:
"спиритуально-коммерческий", "высокоструктурированный",
"аудиторный", "клиентурный", "культ", "культовое
движение" заимствованы из книги Эгильский Е. Э.,
Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные
движения. Современные нетрадиционные религии и
эзотерические учения. М., 2011.
4. Хассен С. Освобождение от
психологического насилия. М., 2002. С. 86.
5. Филипп Берг (1927-2013) приемник р.
Йегуды Брандвайна (1903-1968)– ученика р. Й. Ашлага
(Бааль Сулама).
6. Идея преемства, передачи традиций
знаний от учителя к ученику является, по мнению А.
Февра, шестым, дополнительным компонентом
"эзотерического корпуса".
7.
http://www.kabbalah.info/ rus/content/view/frame/ 46073?/rus/content/view/full/ 46073&main
(дата обращения 15.06.2014).
8.
http://www.eleven.co.il/ ?mode=article&id=11899& query=%CA%C0%C1%C1% C0%CB%C0
(дата обращения 15.06.2014).
9. Хус Б. Новая эра каббалы. Современная каббала, Нью
Эйдж и духовность в эпоху постмодерна // Государство,
религия, церковь в России и за рубежом. М., 2013. № 4.
С. 114.
10. Шолем Г. Основные течения в
еврейской мистике. С. 38.
11.
http://www.eleven.co.il/ ?mode=article&id=11899& query=%CA%C0%C1%C1%C0%CB%C0
(дата обращения 15.06.2014). Более конкретно, под
теософией можно понимать "мистическое учение или
духовное течение, целью которого является восприятие и
описание тайной жизни творящего Божества и которое даже
считает возможным погружение в созерцание Бога". Шолем
Г. Основные течения в еврейской мистике. М. -
Иерусалим., 2004. С. 264.
12. Вихнович В. Л. Каббала //
Энциклопедия религий. М., 2008. С. 599.
13. Бессерман П. Каббала и еврейский
мистицизм. М., 2002.
14. Грин А. Это слова.. These are the
words: словарь еврейской мистики и духовной жизни. М.,
2006.
15. Бурмистров К. Ю. "Ибо Он как огонь
плавильщика": каббала и алхимия. М., 2009. С. 19.
16. Идель М. Каббала: новые
перспективы. Иерусалим. М., 2010. С. 21.
17. Подробнее о "практической" каббале
см. Рыбалка А. Путеводитель по миру каббалы. М. - И.,
2006. С. 170-190.
18. В Хасидизме этот термин означает
путь индивидуального избавления души, ведущей её к
мистистическому единству с Богом
19. "В каббале каванот означают особые
мысли, с которыми произносятся ключевые слова молитвы"
(Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.,
Иерусалим, 2004. С. 452).
20. Тихомиров Л.А.
Религиозно-философские основы истории. М.,2012.
21. Бурмистров К. Ю. Каббала в русской
философии: особенности восприятия и истолкования //
Вестник Еврейского университета № 4 (22). М. -
Иерусалим., 2000. С. 37.
22. Бурмистров К. Ю. Каббала в русской
философии: особенности восприятия и истолкования //
Вестник Еврейского университета № 4 (22). М. -
Иерусалим., 2000. С. 42.
23. Ваганова Н.А. Софиология протоиерея
Сергия Булгакова. М., 2010. С. 88.
24. Об отношении хасидов к способностям
неевреев в изучении Торы: "Существуют гои, которые учат
Тору и выучивают из неё свою ересь, ибо они [пребывают.
вне границ святости и не видят истины. Все, что за
пределами святости, пребывает во лжи и клипе". (Туров И.
Об отношении хасидов к неевреям. // Параллели 2-3
(2003). С. 58.
25. Кстати, это совпадает с мнением
хасидов по отношению иноверцев и заповедей. "Согласно
мнению р. Калонимоса Кальмана Эпштейна, неверие народов
мира не позволяет им обрести, подобно евреям, спасение
посредством соблюдения заповедей". (Туров И. Об
отношении хасидов к неевреям. // Параллели 2-3 (2003).
С. 60). Однако, автор статьи дает несколько иное
представление по этому вопросу. "Согласно учению
последователей Бешта, враждебность инородцев по
отношению к евреям может быть преодолена благодаря
исправному соблюдению последними заповедей Торы" (Туров
И. Об отношении хасидов к неевреям. // Параллели 2-3
(2003). С 66);
26. Лайтман М. Богоизбранность. В 2 т.
Том 1. М., 2003. С. 17.
27. На самом деле, "хохмат а-каббала",
с учетом того, что слово "хохма" переводится как
мудрость, означает получение мудрости. Слово "наука" на
иврите – "мада". Тем не менее, для Лайтмана это наука,
которая основана на "научной" методике познания,
постижении Высшего мира.
28. Лайтман М. Каббала для начинающих.
В 2 т. Том 1. – М., 2011. С. 107.
29. Лайтман М. Каббала для начинающих.
В 2 т. Том 2. – М., 2011. С. 115
30. Только на первом этапе занятий
каббалой. Поскольку во время посещения платных курсов
никто не требует от тебя резких перемен в мировоззрении.
31. Лайтман М. Каббала для начинающих.
В 2 т. Том 2. – М., 2011. С. 114.
32. Там же. С. 51
33. Там же С. 315.
34. Там же С. 310.
35. Лайтман М. Наука каббала. М., 2010.
С. 581-617
36. Лайтман М. Основы каббалы. М.,
2005. С. 128-136.
37. Лайтман М. Каббала для начинающих…
Указ. изд. Т. 1. С. 402.
38. Намерение ˗ это своеобразная
надстройка над желанием; направляющий вектор желания по
направлению к цели. "Желание насладиться совершенно
непорочно, оно является материалом, на котором мы строим
намерение...". Лайтман М. Каббала для начинающих. В 2 т.
Том 1. С. 333; Этой целью определяются функции
намерения. Оно не только помогает развитиям желаний.
"Намерение не убивает желания. Желание не исчезает
полностью, оно становиться целенаправленным…". Там же.
С. 336.
39. Лайтман М. Последнее поколение. М.,
2004. С. 258.
40. Лайтман М. Каббала для начинающих.
Указ. изд. Т. 2. С. 93.
41. Лайтман М. Каббала для начинающих.
В 2 т. Том 2. – М., 2011. С. 93
42. Лайтман М. Мир вне нас. М., 2006.
С. 73.
43. Например, уподобляясь свойствам
мира Асия, человек становится альтруистом нулевого
уровня, поскольку мир Асия самый низший из духовных
миров. Более простыми словами, задача заключается в том,
чтобы вогнать, отпечатать в человеке все миры и быть
альтруистом со степенью авиюта 0, 1, 2, 3, 4. Авиют –
это определенная сила желания насладиться.
44. См. Гурджиев Г.И. В поисках бытия: Четвертый путь к
сознанию. – М.: 2013 – 256 с.
45. Идея личностной трансформации
примыкает к идее "Я-духовность", которая "является
основной для многих современных каббалистических и
неохасидских движений" (Хайс Б. "Новая эра каббалы.
Современная каббала, Нью Эйдж и духовность в эпоху
постмодерна" // Государство. Религия. Церковь. В России
и зарубежом. №4 (31). М,. 2013. С. 126.).
46. Лайтман М. Каббала для начинающих.
В 2 т. Том 2. – М: АСТ, 2011. С. 49.
47.
http://www.kabbalah.info/ rus/content/view/frame/ 103733?/rus/content/view /full/103733&main/ (дата
обращения 15.06.2014); Лайтман М. Инструкция по
выживанию в новом мире: почему взаимная ответственность
спасет нас от глобального кризиса. М., 2012. С. 124-131.
48. Лайтман М., Хачатурян В. Всемирная
история в зеркале каббалы… С. 273-279.
49. Несмотря на единственное в слове
Творение, Лайтман понимает под Творением собирательный
образ, относящийся в том числе, к каждому человеку.
50. Равенство с Творцом и слияние с Ним
необходимо понимать в контексте реализации личности
человека, а не утраты её. "…Приближаясь к Творцу,
человек не только не утрачивает свою индивидуальность,
но тем самым реализует собственное решение вырасти и
стать более свободным" (343);
51.
http://www.kabbalah.info/ rus/content/view/frame/ 46073?/rus/content/ view/full/46073&main
(дата обращения 15.06.2014).
52. http://www.kabacademy.com (дата
обращения 15.06.2014).
53.
http://www.kabbalah.info/ rus/content/view/frame/ 65000?/rus/content/view/ full/65000&main
(дата обращения 15.06.2014).
54. http://www.kab.tv/rus/ (дата
обращения 15.06.2014).
55. Подробнее см. Эгильский Е. Э.,
Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные
движения. Современные нетрадиционные религии и
эзотерические учения. М., 2011. С. 91-117.
56.
http://www.kabbalah.info/ rus/ (дата обращения
15.06.2014).
57. Занятия в группе, по Лайтману,
позволяют человеку изучать Высший мир, предоставляют
возможность оценки у каждого человека наличия и уровня
альтруизма, а также приобрести объединение с другими
членами группы. Объединение происходит на духовном
уровне и тем самым создает единый духовный сосуд.
Согласно идее Лайтмана, все человечество должно стать
таким единым сосудом, а впоследствии единой душой (как
Адам га-Ришон)
58. Это несмотря на то, что
традиционная каббала включает большое количество
источников и литературы (порядка 3 тыс.). При этом,
основной письменный корпус каббалы включает в себя ряд
произведений, которые возникали и формировалась в период
с III-VI в. н.э. по XX в. н.э., в частности, книги
"Сефер ха-Зоґар", "Сефер ха-Ецира", "Сефер ха-Бахир" и
другие книги (Примечательно, что слово "Сефер" (ивр.
"свиток") обозначает не просто свиток, а священный
свиток. Например, это слово относиться к свитку Торы).
По каким книгам следует заниматься,
Лайтманом строго регламентировано. Это связано с
традицией каббалы. Особенности учебы по книгам в том,
чтение книг имеет цель, по Лайтману, не только дать
человеку знания; оно способствует снисхождению на
человека света (ивр "ор макиф"), который делает
возможным появления экрана. "Изучая каббалистические
источники, человек начинает осознавать процесс своего
развития, тем самым вызывая на себя окружающий свет…".
Лайтман М. Каббала для начинающих…Т. 2. С. 59; Если
человек не понимает, что он читает – это, по Лайтману,
хорошо. "Не следует отчаиваться, что вновь непонятно то,
что еще вчера было так ясно. Не следует отчаиваться, что
вообще непонятен текст, кажется странным, нелогичным и
т.д. Каббалу учат не для того, чтобы теоретически знать,
а для того, чтобы начать видеть и ощущать, а личное
созерцание и постижение духовных сил, света, ступеней
даст абсолютное знание". Лайтман М. Постижение высших
миров. М., 2009.
59. Лайтман М. Каббала для начинающих.
Указ. изд. Т. 1. С. 39.
60. Прокошина Е.С. Состояние
нетрадиционной религиозности // Неокульты: "новые
религии" века? Мн., 2000. С. 14.
61. Лайтман М., Хачатурян В.
Перспективы XXI века: Рождение интегрального мира. М.,
2013. С. 271-272.
62. Мартинович В. А. Введение в
понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов
Института теологии БГУ. Минск, 2008. С. 29-30.
63. Прокошина Е.С. Состояние
нетрадиционной религиозности. Указ. изд. С. 14.
64.
http://www.kabbalah.info/ rus/content/view/frame/ 46073?/rus/content/view/full/ 46073&main
(дата обращения 15.06.2014).
65.
http://www.kabbalah.info/ rus/content/view/frame/ 46073?/rus/content/view/ full/46073&main
(дата обращения 15.06.2014).
66. Список пожертвований представлен на
сайте:
http://www.kabbalah.info/ donations/rus/user /donors_list/
(дата обращения 15.06.2014). Суммы вкладов варьируются
от 1$ до 12000$.
67.
http://www.kabbalah.info/ donations/rus/user/faq/ .
68. http://www.kabbalah.info/ donations/rus/user/about/
(дата обращения 15.06.2014); см. также: Лайтман М.
Зарождение общества будущего… С. 260.[69. http://stavroskrest.ru/content /правда-о-лайтманизме/. (дата
обращения 15.06.2014) См. также: http://forum.israelinfo.ru/ viewtopic.php?t=19766&start=0 .
(дата обращения 15.06.2014)
|