Каббалистическое учение
После падения Иерусалима в 70 г. нашей эры еврейский народ вступил
в новый период своего существования, существования в
рассеянии. В этот период были заложены основные черты
современной иудейской диаспоры. Единственным средством для
сохранения своего национального лица и религиозного единства
стала общепризнанная власть религиозного закона, которая и
объединила всю рассеянную нацию. Постольку, поскольку Храма
и Иерусалима не существовало – штат храмового духовенства
упразднился, остался только класс законоучителей, который
стал единственным законодательным авторитетом. Дисциплина
закона с этого времени стала для евреев основным способом
защиты целостности и неприкосновенности, духовной территории
нации. Учителя, фарисеи с удвоенным рвением создавали
многочисленные "ограждения" устных законов, "бремена
неудобоносимые", как назвал их Христос. Эти законы со
временем составили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд.
Законоположения и традиция правоверных иудеев строго
осуждала и преследовала всякие попытки евреев заниматься
философией и умозрительными науками. Есть Закон и его только
надлежит исполнять и изучать. Именно в этой догматичной
среде и родились различные мировоззренческие течения
"сектантского" типа.
Само слово קּבֿלּהּ
"каббала", буквально с древнееврейского обозначает –
предание. ("получение" – от глагола
לּקּבֿלּ "лекабель" – получить –
прим. ред.)Последователи говорят о тайном учении, которое
существовало издревле параллельно учению Торы и пророков.
Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону,
сосредоточившему в себе потенции мирового бытия. Затем
совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну –
Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным
образом тайное учение преподается Аврааму, который решает
его письменно зафиксировать и пишет книгу "Sefer Yesirah" –
"Книга Сотворения". Эта книга и есть первоисточник каббалы.
Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим
Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга
"Sefer ha Zohar" "Книга Сияния", по каббалистическому
преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя
рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в
Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому,
Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако
выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона
бен Йохаи. Понятно, что никакого научного подтверждения о
происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах
Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на
существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо
параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в
Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом
свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период
создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое
учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение
было очень гибельно для слабых умом и его редко кому
передавали. Даже были случаи сумасшествия в результате
увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В
Талмуде оно большей частью обозначается наименованием
מרכבה "Merkavah"
– "колесница". Имеется в виду колесница пророка Иезекииля,
которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно
истолковывали. В 16-17 веках ученые взялись за изучение этих
книг и пришли к заключению, что первая книга "Sefer Yesirah",
которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых
таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги "Sefer ha Zohar"
то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой
сборник разновременных каббалистических преданий и
произведений, из которых самые древние относятся к первому,
а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее,
несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.
***
Читайте также по теме:
***
Sefer Yesirah
Книга написана мишнаитским языком, т.е.
смесью халдейского (точнее, арамейского) с
еврейским. Характерный текст как и в Мишне, отличается
чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и обрывом логичности
контекста. В ней излагается история о том, как праотец
Авраам оставил поклонение звездам и стал поклоняться Единому
Вечному Богу, далее открывается монолог Авраама с
доказательствами единства и премудрости Творца, которые
выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого
творения. Определяется аналогия, существующая между
предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства
через которые Премудрость раскрывается людям и между ними хранится, это:
- Тридцать два элемента мироздания, к которым относятся не только 10
первочисел (как в греческом Пифагореизме) но и 22 буквы
еврейского алфавита. Соединенные вместе они называются
"тридцать два таинственных пути Премудрости"
- Трактат о десяти "Сефиротах" или отвлеченных понятиях, своего рода
идеях, в которых Неопределимый Бог приходит к определенности
в стадиях или эманациях своего смыслового саморазвертывания,
аналогичных "эонам" гностицизма ("Венец, Мудрость,
Разумение, Милость, Сила, Сострадание, Вечность, Величие,
Основа, Царство"); соотношение этих гипостазированных
атрибутов бога изображалось в виде "Древа Сефирот". После
Сефиротов, или учения о существе вселенной, излагается
другое учение о том, каким образом посредством 22 букв
еврейской азбуки раскрывается Божественный Замысел в мире.
Sefer ha Zohar
Книга больше по объему, нежели предыдущая, также написана на
мишнаитском языке, состоит из двух отдельных частей:
- Комментарии на Пятикнижие, в котором беспорядочно изложено
каббалистическое учение о природе Бога, Мира и Души человека;
- Сборник произведений: "Вечный Пастырь",
"Великий Собор", "Малый собор" и т.д.
Основой учения, содержащейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог
есть и материя и форма вселенной. Его субстанция находится в
основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на
себе отпечаток или символ Его Разума. Схожую идею, но с
христианским содержанием, встречаем мы в богословии св. Максима Исповедника.
Каббалистические методы
Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и
мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию, как мир
символов. Основываются они преимущественно на особенностях
еврейского алфавита, который состоит из 22 согласных.
Произношение и смысл слова фактически зависят от того, какие
гласные к этому слову можно подставить; эта особенность, –
есть возможность находить в словах иной смысл. Другим важным
обстоятельством было то, что числа тоже обозначались
буквами. Отсюда основной каббалистический закон: всякое
слово есть число, и всякое число есть слово.
Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение, в этом
случае если одно слово заменить равнозначным по числовому
значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл.
Классический пример: "число зверя" в Апокалипсисе – 666.
Числовое значение имеет несколько вариантов имен – слов,
многие понимали под этим числом имя римского императора –
Нерон. Одни и те же буквы еврейского алфавита, в начале и в
конце слова, имеют разные написания, это тоже использовалось
в каббале. Основных каббалистических методов – три.
- Гематрия.
- Нотарикон.
- Тимура (тамура).
Гематрия – основывается на уже упомянутом
числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в
том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по
числовому значению. Этот метод распространяется и на целые
предложения. Например, если выражение из первой главы книги
Бытия רּוּח א - רּוּח אלהים - "руах элогим" –
"Дух Божий" разложить на числа:
ר - 200 ו - 6
ח - 8 א - 1
В сумме получается число 300. А число 300
имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся
значением, как будто этот смысл тут содержался.
Нотарикон – в нём совмещены два метода. Согласно первому подпункту,
каждая буква одного слова принимается за начальную букву
целого слова. Слово превращается в предложение. Например,
слово "берешит" в 1-й главе книги Бытия. К каждой букве
приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы.
Получается:
Каждая буква слова стала началом другого
слова: "В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон".
Таким способом были открыты, например, имена 72-х ангелов. Каждый
из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи –
имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали начальными в названии имен Ангелов.
Вторая часть этого метода – когда числовые значения заменяются
буквенными. Тот же самый метод, только в числовом
оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим
на цифры и подставим буквы. Получится другое слово.
Отражение этого содержится в книге Притчей Соломоновых. Она
состоит из нескольких частей. Там есть отдельный раздел
"Притчи Соломона". Он содержит 375 притч, по числу имени Соломона.
ל - 30 ה - 5
י - 10 סּ - 40
Тимура – основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский
алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя
буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).
אּ בּ ג ד
ה ו ז ח ט י כ
מּ לּ תּ שׁ
רּ קּ צּ פּ ﬠ סּ נּ
Если где-то в тексте встречается
אּ, его можно заменить תּ.
Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А
поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые,
отсюда – можно найти любой смысл.
Это – основные методы каббалы. Существовали
и другие различные, более мелкие методы.
Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы,
таинственно скрывается в тексте Священного Писания.
Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно
существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень
повредило в деле изучения Священного Писания, потому что
вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы
называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть
то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали
измышления, которые под разными предлогами потом
навязывались людям,- как извлечённые из Священного Писания.
Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько
непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не
могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой
каббалистической болтовни. А поскольку учение тайное, люди
не знали происхождения этих измышлений и считали это за
какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами.
Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после
Средневековья изживаться из обихода иудаизма. Сейчас хотя
это учение существует, но все выводы и различные толкования
Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются.
Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой
религии есть нестандартные способы размышления. Но
впоследствии, в Средние века, ее методы, манипулирование
буквами, числами и попытки с помощью этого находить
таинственный смысл в Священном Писании и других книгах,
взяли на вооружение так называемые герметические
(оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода
– азбукой. В свою очередь услугами каббалы воспользовались
масонские общества. Каббала к концу Средневековья потеряла
свой изначальный замысел. Некоторые раввины продолжали ей
заниматься в традиционном смысле, а так она стала
символическим языком тайных обществ. Поэтому иногда в
литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к
каббале не имеют никакого отношения и наполнены содержанием
тех "тайных учений", которые ей воспользовались.
Анатолий Триггер, протоиерей
Миссионерское обозрение, №10 2006.
|