Тетраграмматон
Книга В. А. Кабанова "Тетраграмматон" [1]
имеет немало положительных качеств [2], хотя основной
столп, на котором она держится, виден сразу. Этот столп
- книга архимандрита [3] Феофана "Тетраграмма, или
Ветхозаветное Божественное Имя YHWH" (СПб., 1905) [4].
Казалось бы, что и в последнем, шестнадцатом,
приложении, называемом "Произношение имени Бога - Иегова
или Яхве?", Кабанов последует аргументам Феофана и
признает, что наиболее вероятное произношение имени Бога
- Яхве. Однако, ввиду того что Кабанов - Свидетель
Иеговы, он не может быть непредвзятым. Это просто не
входит в его планы: для него необходимо если не доказать
правильность имени Иегова, то, как минимум, пошатнуть
авторитет произношения Тетраграмматона как Яхве.
***
Календарь из Гезера - известняковая
табличка (11.1×7.2 см), найденная в 1908 году Робертом
Макалистером при раскопках Тель-Гезера. Находка была
передана в турецкий археологический музей в Стамбуле,
где и находится по сей день. Один из древнейших
памятников палео-еврейского письма, датируется X веком
до Р.Х.
***
И тут
автор уже ссылается на других исследователей. Так,
напр., на стр. 268 Кабанов цитирует некоего филолога Г.
И. Саблукова [5]: "Если бы под слово hWhy подписать гласные
из под слова yænodA) Адонай, то первая гласная была бы
подписана не та, какая читается в слове hWhy : было бы
hOæhyÁ , был бы подписан знак хатеф патах; тогда как под
первою буквою того имени всегда стоит знак шва". Ни
много ни мало, здесь оспаривается "Qere perpetuum"
("постоянное чтение") в отношении Тетраграмматона. Но
при этом ни слова не говорится, что неслогообразующие
ультракраткие хатапы [6] как раз и возникли для разделения
при произношении гортанного и последующего негортанного
согласных [7]. (При необходимости разделения согласных, где
первый звук негортанный, используют ш’ва, ибо хатап
здесь уже не нужен) В слове ʾǍḏōnāy первый звук
гортанный -) , и в начале слова при последующем
согласном (d) необходимо огласовать его каким-то из
хатапов. В частности, в слове Адонай гортанный алеп
огласуется через хатап паттах.
Но в Тетраграмматоне
первый звук - не гортанный, имя Бога начинается с йода
(или йуда). Следовательно, никакие хатапы ему не нужны.
На это мне могут возразить, что, когда Тетраграмматон
идет вслед за словом yænodA), он, чтобы избежать
тавтологии (двойного произношения слова Адонай),
огласуется диакритическими знаками слова {yiholE)
(ʾĚlōhîm) [8]: hwéohyÅ (напр., Быт.15:2,8 и т. д., по BHK),
и здесь под йодом все-таки стоит хатап - хатап сеголь.
Действительно, стоит. И объяснить это можно только
традицией "Qere perpetuum", которая оспаривалась
вначале.
Так или иначе, причина в ней, и мы только
подтвердили искусственность слов hwæohyº (Yəhōvāh) и
hwéohyÅ (Yěhōvīh) - вместо этих слов читали
соответственно Адонай и Элоhим. Кроме того, в BHS в 3
Цар.2:26 (Regum I.2:26) рядом со словом Адонай стоит
слово hwéohyº , которое следует читать как Элоhим. И
здесь под йодом стоит ш’ва, а не хатап.
Так что не все
так однозначно. Вообще, такая разноголосица в огласовках Тетраграмматона уже сама по себе явно указывает на
искусственность всех этих построений, включая форму
hwæohy, откуда и ведет свое начало слово Иегова. Так
почему же при переносе диакритических знаков со слова
Адонай на Тетраграмматон первый согласный - ш’ва, а не
хатап паттах? Дело в том, что написание hOæhyÁ могло
вызвать негативные помыслы, ибо побуквенное прочтение
этого слова - Yǎhōvāh - напоминает еврейское выражение
hwæoh Hæy (Yāh hōvāh, буквально означающее "О! беда"
(Ис.47:11; Иез.7:26), или, что еще кощунственнее, "Яh [ве]
беда". Вот поэтому Тетраграмматон на письме и огласуется
как hæwohºy, а не как hæwohÁy. Тем более, как мы уже
сказали выше, йод в обычных условиях не огласуется
хатапами.)
Надеюсь, с "Qere perpetuum" разобрались.
Теперь давайте вернемся к книге архимандрита Феофана "Тетраграмма,
или Ветхозаветное Божественное Имя YHWH". В. А. Кабанов
проигнорировал все аргументы Феофана, доказывающие, что
форма Тетраграмматона hwæohyº - искусственная. Я вкратце
повторю доводы Феофана [9]. Ложность произношения
Тетраграмматона как Yəhōvāh (или, в традиционном
произношении, Иегова) легко определяется при
присоединении Тетраграмматона с частицами: 1) l, k, b, w;
2)} ym; 3) #; и 4) со словами с начальной гласной из
разряда: tpkdgb. 1) По правилу, если префиксы l, k, b, w
присоединяются, к слову, у которого под первой согласной
стоит ш’ва, то ш’ва префикса при этом переходит в хирик.
При присоединении этих префиксов к Тетраграмматону
должны были бы получаться формы: hæwoxºyéw, hæwoxºyiB,
hæwoxºyiK, hæwoxºyil. В действительности же эти префиксы
при присоединении к Тетраграмматону получают паттах:
hæwoxºyáw (Быт.13:14 и др.), hæwoxºyaB (Быт.15:6 и др.),
hæwoxºyaK (Исх.8:6 и др.), hæwoxºyal (Быт.13:13 и др.).
Эти префиксы могут принимать под себя паттах только в
том случае, если под первой согласной слова, с которым
они соединяются (в данном случае - с Тетраграмматоном),
стоит один из хатапов. Следовательно, в данном случае
префиксы соединяются не с Тетраграмматоном, а с другим
словом, начинающимся с гортанной с хатапом. 2)} ym,
когда соединяется со словом, начинающимся не с гортанной
и не с r, теряет свое конечное}, вместо чего первая
согласная присоединяемого слова удваивается. При
соединении же со словом, начинающимся с гортанной или с
r, удвоения согласных не происходит.
Вместо этого хирик
из слова} yIm переходит в цэрэ. Если бы} yIm соединялся
с Тетраграмматоном, то мы имели бы форму hæwohºYIm.
Однако на самом деле мы имеем форму hwæohyºm" (Быт.18:14
и др.). Понятно, что} yIm соединяется здесь не с
Тетраграмматоном, а с другим словом, начинающимся с
гортанной. 3) $e, если соединяется со словами, у которых
первая согласная допускает удвоение, то такое удвоение
имеет место быть. Но его не бывает, если слово
начинается с гортанной или с r. И никакой перемены при
этом в самом $ не бывает. С Тетраграмматоном $
соединяется без удвоения первой согласной
Тетраграмматона (хотя она по природе своей удвоение
допускает), т. е. пишется как hwæohyº$e (BHK), или
hwæhyÁ$e (BHS) [10] (Təhillîm.144:15 = Пс.143:15). 4)
Последний h в Тетраграмматоне определяет, что
последующее слово, начинающееся с букв (с одной из букв)
tpkdgb , в первой букве не должно содержать в себе
дагеша, ибо последний h в hwhy принадлежит к числу
quiescentes (т. е., грубо говоря, к тем согласным,
которые не читаются или выполняют роль гласного звука).
Однако эти буквы в словах после Тетраграмматона пишутся
с дагешом, т. е. как взрывные (Быт.6:5-6; 7:16 и др.).
"Причина, очевидно, та, - пишет Феофан, - что масореты
читали здесь, вместе тетраграммы, слово с конечной
гласной не из quiescentes".
Теперь можно подвести итоги.
Префиксы b:, wº , k: , l: и предлог }yIm соединяются не
с самим Тетраграмматоном, а со словом, начинающимся с
гортанной; слова же, имеющие первую согласную из разряда
tpkdgb , - со словом, оканчивающимся не на гортанную.
Оба эти признака прямо исключают форму hwæohyº (Иегова),
поскольку она начинается не с гортанной литеры, а
оканчивается на гортанную; зато эти признаки прекрасно
подходят к титулам yænodA) (Адонай) и {yiholE) (Элоhим).
А как быть с реальным произношением Тетраграмматона?
Феофан пишет: "Но если общепринятое Jehovah составляет
результат одного недоразумения, не выражает подлинного
чтения тетраграммы, то каково же это подлинное чтение
тетраграммы? На чисто филологической почве вопрос этот с
достоверностью решен быть не может. С филологической
точки зрения в равной мере возможными представляются два
чтения: Jahvah и Jahveh" [11]. Соображения, на которых
покоится это положение, сводятся к следующему.
***
Читайте также по теме:
***
Тетраграмматон должен иметь не менее двух гласных.
Характер первой гласной с достаточной точностью
удостоверяется сокращениями Тетраграмматона как Jah и
Jahu. Такого рода сокращения мыслимы только при том
условии, если первою гласною Тетраграмматона будет
литера [а]; причем, ввиду того, что в ‘трехсложных’ и
более словах этот гласный в начале слова редуцируется в
неслоговой призвук ш’ва (напр., Й’hошуа, Й’hоханан), мы
узнаём, что этот гласный - долгий, т. е. камац гадоль.
Относительно второй гласной колебание может быть между
[а] и [е]. Против [а] во втором слоге (Yāhvah) может
говорить только то, что при нем, с точки зрения
грамматики, Тетраграмматон оказывается образованием
женского рода. Между тем в Танахе Тетраграмматон
склоняется с глаголами мужского рода. Таким образом,
наиболее вероятное чтение Тетраграмматона - hwåh:yæ (Yāhveh).
Впрочем, я уже повторяюсь. В своей статье "Тетраграмматон",
посвященной hwhy и направленной против книги Рольфа
Фурули [12], я уже писал и о "Qere perpetuum", и о данных раннехристианских писателей, и о "матерях чтения", и о
форме hwåh:yæ.
Руслан Смородинов
Ставрос
Использованная литература и примечания
1. Кабанов В. А. Тетраграмматон. Изд.
2-е. М.: Библеист, 2011.
2. Хотя и здесь, говоря сугубо о
Тетраграмматоне, автор не устоял, чтобы не привести
ошибочную дату разрушения Иерусалима Навуходоносором
(стр. 48).
3. Автор называет его обычно не
архимандритом, а архиепископом (стр. 11 и далее), и лишь
на 68-ой странице — архимандритом. Феофан (в миру —
Василий Дмитриевич Быстров) с 1901 года и в период
написания книги был архимандритом, а архиепископом стал
только в 1918 году.
4. Это была магистерская диссертация,
после защиты которой Феофан был возведен в звание
экстраординарного профессора и утвержден в должности
инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.
5. По данным Кабанова, Саблуков был
автором книги "Сличение Мохаммеданского учения о именах
Божиих с христианским о них учением" (Казань, 1872).
6. В семитских языках я отдаю
предпочтение древней, до-спирантной, транслитерации (а
не смычноспирантной, которой придерживается современный
иврит).
7. У меня под рукой не ахти какой "Еврейско
(иврит) – русский словарь" Михаэля Дрора (Тель-Авив: Ам
Овед, 1993), но и в нем на стр. 138 в статье v+x
сказано: "Хатаф, диакритический знак, указывающий на
краткость звука; употребляется при гортанных (, x, h,)".
8. Тов Э. Текстология Ветхого Завета.
М.: ББИ им. ап. Андрея, 2003. Стр. 55.
9. Архимандрит Феофан. Тетраграмма, или
Ветхозаветное Божественное Имя YHWH. СПб., 1905. Стр.
219–220.
10. Как видим, йод в Тетраграмматоне
иногда допускает хатап, чего так недоставало Г. И.
Саблукову.
11. Архимандрит Феофан. Тетраграмма, или
Ветхозаветное Божественное Имя YHWH. СПб., 1905. Стр.
23.
12. Фурули Р. Д. Как богословие и
предвзятость влияют на перевод Библии. Изд. 2-е. М.:
Библеист, 2011.
* Решением Верховного суда РФ религиозная организация "Свидетели Иеговы" признана экстремисткой и её деятельность запрещена на территории России.
|