К вопросу о субботе
Одной из самых известных доктрин Адвентистов
седьмого дня является учение о субботе. Тема большая и
заслуживает отдельного рассмотрения.
В этом вступлении к
теме я хочу обратить внимание на послеапостольскую традицию
поклонения Богу в определенные дни. Собрания церквей в день
Господень начали практиковаться еще при жизни апостолов (Деян.
20:7-11), а к IV веку были окончательно перенесены на первый
день недели. Церковь никогда не отрицала необходимости
поклонения Богу, а также не отождествляла это поклонение
исключительно с седьмым днем недели. Исторически сложилось
так, что воспоминание о воскресении Христа приобрело большую
значимость и отмечалось в первый день недели, и это не
вызывало нареканий со стороны апостолов и отцов Церкви. В
свете учения адвентистов это заставляет задуматься над
вопросом: неужели Церковь отступила от истины с первых же
веков своей истории, и неужели нарушение субботы "наверняка
лишит нас" права на жизнь вечную?
Разговор о субботе в первой Церкви, конечно
же, следовало бы начинать с новозаветных свидетельств, но,
поскольку именно этот вопрос вызывает большинство споров,
давайте отложим его до более полного изучения и обратимся к
свидетельствам следующих четырех веков.
В нашем распоряжении есть достаточно
довольно четких указаний о дне Господнем, относящихся к
первым векам христианства. Например, Игнатий Антиохийский в
"Послании к магнезийцам" (9:1) говорит: "...если жившие в
древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не
субботствовали, но жили жизнью Воскресения
[1],
в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его"
(Игнатий, Послание к магнезийцам//Писания мужей
апостольских. Рига: Латвийское библейское общество, 1992. С.
320). Иустин Мученик в "Первой апологии" более подробно
описывает распространенную в его дни практику: "В так
называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место
всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько
позволяет время, сказания апостолов или писания пророков"
(1:67). Евсевий Кесарийский (Церковная история 3:76) также
достаточно конкретно пишет об обыкновении христиан
собираться для поклонения Богу в день Господень.
В 321 году н. э. император Константин,
симпатизировавший христианам, постановил считать первый день
недели днем отдыха. В то время в Риме не было регулярных
выходных, они были приурочены к частым языческим праздникам.
Логично предположить, что Константин узаконил уже
существовавшую практику и своим вердиктом лишь дал
христианам возможность беспрепятственно собираться по
воскресеньям. И напротив, трудно предположить, что Церковь,
устояв в гонениях, лишь из-за декрета императора вдруг
решилась вопреки своим убеждениям отказаться от субботы и
собираться по воскресениям.
Говоря об истории вопроса, стоит обратить
внимание на то, с какими проблемами боролась Церковь. Обычно
вспоминают о ереси иудействующих (I-II в. н. э.), а затем и
об эвионитах (II-IV в. н. э.). Давайте вспомним, кто такие
иудействующие и эвиониты, и обратим внимание, что их учение
о соблюдении Закона Моисеева, в частности субботы, Церковь
признала еретическим.
Иудействующие представляли серьезную угрозу
проповеди Евангелия, в особенности среди язычников (Гал.
1:6-7). Считается, что одним из главных предметов
разногласия между этим течением и христианской Церковью было
учение об обрезании язычников, ради чего отчасти и был
созван первый Собор в Иерусалиме.
Вот как описывает ересь иудействующих
историк Филип Шафф: "Течение иудействующих - это еретическое
отражение еврейского христианства. Оно так сильно настаивает
на единстве христианства и иудаизма, что низводит первое до
уровня последнего и делает Евангелие не более чем улучшенным
или доведенным до совершенства Законом. Оно считает Христа
всего лишь пророком, вторым Моисеем, и отрицает или, по
крайней мере, игнорирует Его божественность и Его служение
царя и священника. Иудействующие были иудеями по сути, а
христиане - лишь по внешности и названию. Они считали, что
обрезание и весь нравственный и церемониальный закон Моисея
по-прежнему имеют силу, а их исполнение необходимо для
спасения" (Philip Schaff. History of the Christian Church,
Vol. I [Grand Rapids, Michigan: W. M. B. Eerdmans Publishing
Company, 1994], p. 565).
Во II веке ересь иудействующих приняла более
совершенную форму с новым учением, которое многое
заимствовало из гностицизма. Ее сторонники назывались
эвионитами [2]. Эвиониты "хранили, подобно иудеям, субботу и другие
иудейские обычаи, но чтили, почти как мы, Господние дни и
память спасшего нас Воскресения" (Евсевий. Церковная история
3:76). Секта не смогла долго существовать в единстве и
раскололась на два лагеря. Ориген пишет, что одни принимали
непорочное зачатие, а другие отрицали.
Но каким бы сильным ни было влияние Закона в
первые века, послания и проповеди Павла, а также
Иерусалимский Собор, обеспечивший единство Церкви в
отношении этого вопроса, защитили единство учения на долгое
время. Вопрос о соблюдении Закона снова встал перед Церковью
лишь в XVI в., когда некоторые протестанты - например,
пуритане - начали соблюдать субботу.
Представленная ниже выдержка из недавно
опубликованного "Теологического энциклопедического словаря"
поможет вам разобраться в определении субботничества.
***
Читайте также по теме:
***
Cубботничество (sabbatarianism)
Воззрение, согласно которому один день в
неделю должен быть целиком посвящен религиозной жизни, как и
предписывает ветхозаветный закон о субботе.
Строгое (буквальное) субботничество
провозглашает, что Божье повеление в Ветхом Завете о субботе
- естественный, всеобщий и моральный закон; соответственно,
в субботу человек обязан воздерживаться от всякого труда, за
исключением того, что требует общественная необходимость. В
соответствии с данным воззрением, седьмой день (в буквальном
смысле суббота) - единственный день, когда можно выполнить
это требование закона. В историческом плане к такому
пониманию субботы тяготела Восточная церковь в IV в. и
Ирландская церковь в VI в. (которая, что особенно любопытно,
подчеркнуто признавала и субботу, и воскресенье). Однако
лишь начиная с эпохи Реформации мы сталкиваемся с
субботничеством в его абсолютном выражении. Лютер критиковал
концепцию буквального субботничества, указывая на заложенную
в ней опасность законничества (в "Послании против
субботников"). Кальвин был в принципе согласен с позицией
Лютера. Трансильванские унитарии в XVII в. стали твердо
соблюдать субботу, после чего вплотную приблизились к
окончательному обращению в иудаизм. В 1631 г. появились
баптисты седьмого дня, с которыми субботничество пришло в
Англию, потом на Род-Айленд и в Нью-Йорк. Самые известные
последователи строгого субботничества в настоящее время -
члены Адвентистской церкви седьмого дня; схожие взгляды
разделяют некоторые более мелкие адвентистские группы.
Адвентисты верят, что их церковь возникла, чтобы донести до
всех людей Божье требование о соблюдении субботы. В
подтверждение своих взглядов на всеобщий и обязательный
характер этого закона они приводят следующие аргументы:
(1) закон о субботе - часть морального
закона; (2) закон был дан при сотворении мира и (3) закон не
отменен в Новом Завете. Некоторые адвентисты усматривают в
соблюдении воскресенья исполнение пророчества (Отк. 14:9 и
дал.), согласно которому обманутое человечество будет
вынуждено принять "начертание зверя" (соблюдение
воскресенья), чтобы выжить до Второго пришествия Христа
(Теологический энциклопедический словарь/Под ред. Уолтера
Элвелла. М.: Ассоциация "Духовное возрождение", 2003. [F. R.
Harm]. С. 1127).
Цитаты адвентистских авторов
Приведенные ниже слова адвентистских авторов
о субботе, как мне кажется, выражают суть их разногласий с
христианами. Как отмечает известный исследователь культов
Уолтер Мартин, официальное учение АСД не отождествляет
поклонение Богу в воскресенье с ношением знака зверя (Walter
Martin. The Kingdom of the Cults, 1997, p. 581). Однако у
некоторых ведущих адвентистских авторов можно встретить
высказывания, однозначно указывающие на то, что не
поклоняющиеся Богу в субботу будут осуждены.
1) "Работа по восстановлению и
возвеличиванию Закона совершается через провозглашение
вести, описанной в Откр. 14:6-12, и вечного Евангелия.
Провозглашение этой вести и является миссией Божьей Церкви,
живущей в преддверии Второго пришествия Христа. Цель этой
миссии - пробудить мир, призывая каждого приготовиться к
неизбежному суду Божьему.
Сама формулировка призыва поклониться
"Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод" (Откр.
14:7) вполне созвучна с содержанием четвертой заповеди
вечного Закона Божьего. Тот факт, что слова этой заповеди
встречаются в последнем предостережении, говорит о том, что
перед Вторым пришествием Бог особым образом заинтересован в
восстановлении пренебрегаемой людьми заповеди о субботе.
Провозглашение этой вести ускорит конфликт,
в который будет вовлечен весь мир. Главным спорным вопросом
для противоборствующих сторон станет послушание Закону
Божьему и соблюдение субботы. Перед лицом этой борьбы
каждому предстоит сделать выбор: либо исполнять заповеди
Божьи, либо - человеческие. В результате провозглашения этой
вести появится народ, соблюдающий заповеди Божьи и веру
Иисуса. А отвергнувшие ее в конце концов примут начертание
зверя (см. Откр. 14:9-2)" (В начале было Слово…: Изложение
основных библейских доктрин. Основы вероучения
христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский: Источник жизни,
2002. С. 368-369).
2) "Вопрос о Субботе будет главным предметом
разбора на великом сражении, в котором весь мир примет
участие. Люди чтили принципы сатаны в противоположность
принципов, господствующих на небе. Они приняли Субботу,
которую воздвиг сатана, как знак его власти. Однако Бог
поставил Свою царственную печать на Свою заповедь. Каждая из
этих двух Суббот носит имя своего автора, неизгладимый знак,
который показывает авторитет каждого. Наша обязанность
уяснить, чтобы люди поняли это. Нужно им показать, что
жизненная важность принять знак царства Божьего, но не знак
царства мятежа, потому что каждый является подданым царства,
знак которого он носит. Бог призвал нас возвысить знамя Его,
которое было попрано ногами" (Уайт Елена. Свидетельство для
общины. Издание церкви христиан-адвентистов седьмого дня
[Testimonies, vol. VI, pp. 349-368]).
3) "Важность субботы как памятника творения
заключается в том, что она постоянно свидетельствует об
истинной причине, почему Богу подобает поклонение", а именно
потому, что Он - Творец, а мы - Его творение. "Суббота,
поэтому, лежит в самом основании богопоклонения, ибо она
учит этой великой истине самым выразительным образом, тогда
как никакое другое установление не делает этого. Истинное
основание для богопоклонения, не только в седьмой день, но и
вообще, заключается в различии между Творцом и Его
творением. Этот великий факт никогда не может устареть и
никогда не должен быть забыт" (J. N. Andrews. History of the
Sabbath, chapter 27). Для того, чтобы эта истина всегда
оставалась пред глазами людей. Бог учредил субботу в Эдеме.
Если бы все соблюдали субботу, тогда мысли и
чувства людей были бы обращены к Творцу как к объекту
почитания и поклонения, и тогда не было бы ни одного
идолопоклонника, атеиста или неверующего. Соблюдение субботы
является знамением верности по отношению к истинному Богу,
"Сотворившему небо и землю, и море и источники вод"
(Откровение 14:7). Следовательно, весть, повелевающая людям
поклониться Богу и соблюдать Его заповеди, в особенности
призывает к соблюдению четвертой заповеди" (Что кроется за
новым мировым порядком? Jemison, AL (USA): Inspiration Books
East, Inc., 1992. С. 33).
4) "Сегодня также имеется три класса
религиозных лидеров: невежественно слепых, намеренно слепых
и честных искателей истины. Многие, принадлежащие к
последней группе, еще не нашли ее. Но скоро под влиянием
Святого Духа они найдут истину.
Важно, однако, помнить, что Бог не
спрашивает: "Что ваши религиозные лидеры делают?" Вместо
этого Бог говорит: "Каждый из нас за себя даст отчет Богу"
(Рим. 14:12) и "Всем нам должно явиться пред судилище
Христово..." (2 Кор. 5:10).
Мой друг, каждый из нас несет личную
ответственность перед Богом. И не имеет никакого значения,
чем занимаются религиозные деятели в наши дни. Имеет
значение только твое и мое отношение к Божьей истине. Если
Бог лично осудит тебя за твое отношение к Его священной
субботе, тогда твоя душа подвергается опасному риску. А
когда Бог откроет истину, как ты поведешь себя?" (Финли
Марк. Почти забытый день. Заокский: Источник жизни, 1995. С. 86).
5) "И тем не менее, мы говорим, что если
человек сознательно нарушает какую-нибудь Божью заповедь, в
том числе и четвертую, то он сам затворяет перед собой двери
на небеса. Ни один своевольный грешник туда не вступит" (Ф. Никол. Ответы нашим критикам: Церковь адвентистов седьмого
дня разъясняет основные положения своего учения. Заокский:
Источник жизни, 2003. С. 266).
6) "Если Бог изгнал Свой народ из земного
Ханаана за непочтение дня, который Он повелел святить, то
сколь неразумно думать, что в Ханаан небесный войдут люди,
своевольно пренебрегающие этим святым днем" (там же. С. 269).
7) "…хотя соблюдение субботы не дает нам
автоматически право на жизнь вечную, нарушение субботнего
дня наверняка лишит нас этой возможности" (там же. С. 271).
Примечания
1. У Игнатия в греческом оригинале здесь
используется краткая форма kyriakon (скорее всего, от hemera
kyriakon- "день Господень" из Отк. 1:10).
2. Впервые этот термин появился в работе Иринея
Лионского, который считал, что название произошло от евр. "эбион",
что значит "бедный". Епифаний же полагал, что оно произошло
от имени гипотетического основателя секты Эвиона; а Евсевий
предположил, что их имя произошло от того, что
"представление их о Христе было убого и низменно" (Церковная
история 3:76).
Павел Столяров
Центр Апологетических исследований, г. Санкт-Петербург
|