Молитвенное общение со святыми
Церковь молится обо всех усопших в вере,
испрашивая им прощения грехов. Ибо нет человека без греха
"если и один день жизни его на земле". "Если говорим, что не
имеем греха, то обманываем самих себя, и истины нет в нас"
(1 Ин. 1:8). Поэтому как бы ни был праведен человек,
отходящий из этого мира, Церковь сопровождает его отшествие
молитвой о нем ко Господу. "Братия! Молитесь о нас", -
просит апостол своих духовных чад (1 Сол. 5:25).
Одновременно с этим, если голос Церкви свидетельствует о
праведности усопшего, христиане поучаются добрым примером
его жизни и ставят его в образец себе для подражания.
Страстотерпцы Борис и Глеб. Икона, начало XIV века. Москва
Когда же, далее, общее убеждение в святости
усопшего подтверждается особыми свидетельствами, каковы:
мученичество, исповедничество, самоотверженное служение
Церкви, дар исцелений и, в особенности, когда Господь
подтверждает святость усопшего чудесами после его смерти при
молитвенном поминании, - тогда Церковь прославляет его
особым образом. Как может Церковь не прославлять тех, кого
Сам Господь называет Своими "друзьями": "Вы друзья Мои" (Ин.
15:14-15); - кого принял в небесные обители, во исполнение
слов: "чтобы и вы были, где Я" (Ин. 14:3). Тогда
прекращаются молитвы о прощении грехов усопшему и о его
упокоении, они уступают свое место другим формам духовного
общения с ним, а именно: а) восхвалению его подвигов во
Христе так как "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но
на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф. 5:15); б)
просьбам к нему, чтобы он молился о нас, о прощении нам
грехов, о нашем нравственном преуспевании, и помогал нам в
наших духовных нуждах и в наших горестях.
Сказано: "Блаженны мертвые, умирающие о
Господе" (Откр. 14:13); - и мы их ублажаем.
Сказано: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал
им" (Ин. 17:22); по заповеди Спасителя им отдаем.
Также сказал Спаситель: "Кто принимает
пророка, во имя пророка, получит награду пророка, и кто
принимает праведника во имя праведника, получит награду
праведника" (Мф. 10:41); - "Ибо, кто будет исполнять волю
Отца Моего Небесного, тот мне брат и сестра, и матерь" (Мф.
12:50). Поэтому и нам надлежит принимать праведника, как
праведника. Если он брат для Господа, то должен быть таковым
и для нас; святые есть наши духовные братья, сестры, матери,
отцы, и наша любовь к ним выражается в молитвенном общении с ними.
Апостол Иоанн писал христианам: "О том, что
мы видели и слышали, возвещаем вам, что бы и вы имели
общение с нами; а наше общение - с Отцом и Сыном Его Иисусом
Христом" (1 Ин. 1:3): - и в Церкви не прерывается это
общение с апостолами; оно переходит с ними в другую область
их бытия, небесную.
Близость святых к престолу Агнца и
возношение ими молитв о Церкви на земле изображены в
Откровении св. Иоанна Богослова: "И я видел, и слышал голос
многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число
их было тьмы и тысячи тысяч, которые восхваляли Господа" (Откр.5:11).
Молитвенное общение со святыми есть
осуществление на деле связи христиан на земле с Церковью
небесною, о которой говорит апостол: "Но вы приступили к
горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и
тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев,
написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам
праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:22-23).
Священное Писание представляет
многочисленные примеры того, что праведники, еще живя на
земле, могут видеть и слышать и знать многое, что недоступно
обычному восприятию: тем более эти дары им присущи, когда
они совлеклись плоти и находятся на небе. Апостол Петр
прозрел в сердце Анании, по книге Деяний (5:3); Елисею
открылся незаконный поступок слуги Гиезия (4 Царств 4 гл.)
и, что еще удивительнее, ему открылись все тайные намерения
двора Сирийского, которые он затем сообщил царю вавилонскому
(4 Царств 6:12). Святые, находясь на земле, проникали духом
в мир горний, и одни видели сонмы ангелов, другие
удостаивались созерцать образ Бога (Исаия, Иезекииль), иные
были восхищаемы до третьего неба и слышали там таинственные
неизреченные глаголы, как например, апостол Павел. Тем
более, находясь на небе, они способны знать происходящее на
земле и слышать обращающихся к ним, так как святые на небе
"равны ангелам" (Лк. 10:36). - Из притчи Господней о богатом
и Лазаре узнаем, что Авраам, находясь на небе, мог слышать
вопль богача, страждущего во аде, несмотря на "великую
пропасть", разделяющую их. Слова Авраама: "братья твои имеют
Моисея и пророков, пусть слушают их", - ясно показывают, что
Авраам знает жизнь еврейского народа, происходившую после
его кончины, знает о Моисее и его законе, о пророках и их
писаниях. Духовное зрение душ праведников на небе,
несомненно, больше, чем было на земле. Апостол пишет:
"Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,
тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда
познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12).
Святая Церковь, всегда содержала учение о
призывании святых, с полной уверенностью в их
предстательстве за нас перед Богом на небе. Это видим из
древних литургий. В литургии апостола Иакова говорится:
"особенно же творим память о Святой и Славной Приснодеве,
блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее
чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас". Св. Кирилл
Иерусалимский, изъясняя литургию Иерусалимской церкви,
замечает: "потом поминаем (принося бескровную Жертву) и
прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов,
мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше".
***
***
Многочисленны свидетельства отцов и учителей
Церкви, особенно начиная с 4-го века, о почитании Церковью
святых. Но уже от начала 2-го века имеются прямые
свидетельства древнехристианской письменности о вере в
молитвы святых на небе об их братьях земных. Свидетели
мученической кончины св. Игнатия Богоносца (начало 2-го
века) говорят: "возвратившись домой со слезами, мы имели
всенощное бдение... потом, немного уснувши, некоторые из нас
увидели молящегося за нас блаженного Игнатия". Подобные
записи с упоминанием о молитвах и ходатайстве за нас
мучеников имеются и в других сказаниях эпохи гонений на
христиан.
Михаил Помазанский, протопресвитер
Догматическое богословие. – Клин:
Фонд "Христианская жизнь", 2001
|