Шесть причин "затяжной" канонизации Серафима Саровского
Память: 2 / 15 января, 19 июля / 1 августа
(обретение мощей)
Почему же так долго не получалось
прославить Серафима Саровского? Помимо целого ряда
субъективных факторов, которые описаны в материале
"Трудности канонизации", были также и свои внутренние,
объективные причины. Они проистекали из той исторической
реальности, в которой жил сам саровский подвижник и в
которой затем состоялась его канонизация. Какие же это
были причины? "Фома" предлагает свой ответ.
1. Утрата опыта канонизации святых
в синодальный период
В 1721 году император Петр I передал
управление Русской Церковью Святейшему
правительствующему синоду. Почти на 200 лет Церковь
утратила самоуправление. В течение этого периода времени
было канонизировано лишь пять святых. Утрата ясности
в определении критериев святости проявились в момент,
когда по инициативе императора Николая II возник вопрос
о прославлении новых святых. Например, большие сомнения
при канонизации Преподобного Серафима возникли, когда не
обнаружили нетленного тела святого, а "только" кости.
2. Сложные отношения между Святейшим
Синодом и Государем
Несмотря на то, что императорская особа
формально обладала неограниченной властью, Святейший
синод вовсе не был безгласным и покорным. В случае
несогласия с мнением государя, возникали трения,
бюрократические проволочки, закулисные скандалы. При
прославлении преподобного Серафима один из инициаторов
дела, архимандрит Серафим Чичагов, сознательно передал
свою книгу о Преподобном лично императору - в обход
синода.
Торжественная процессия с мощами
преподобного Серафима Саровского, возглавляемая
императором Николаем II (1903)
***
Почти век решался вопрос о канонизации
преподобного Серафима Саровского. Почему так долго?
***
3. Регламентированность церковной жизни
в синодальный период
За Синодальный период сложилось
особенное отношение к тому, как должна быть устроена
монастырская и приходская жизнь. Церковный быт был
строго регламентирован, и выход за рамки положенного мог
повлечь за собой большие неприятности. Возрождение
старчества и возвращение афонской монашеской традиции
воспринимались с известной долей подозрительности,
а иногда и враждебности. Образ преподобного Серафима,
рядового иеромонаха в штатном русском монастыре, также
выбивался из привычного представления об укладе
монашеской жизни. Афонская молитвенная традиция,
исихазм, то есть непрестанная Иисусова молитва и молитва
Богородице, которой следовал в том числе и Преподобный,
вызывали споры и часто воспринимались как нездоровый
мистицизм.
4. "Сомнительная" открытость Преподобного
мирскому народу
Начальству казалось, что большое
количество людей, которые стекались к таким подвижникам,
как Серафим Саровский, могли нарушить размеренную жизнь
монастыря. Преподобный Серафим Саровский принимал всех,
без различения пола и звания. Ложные слухи и подозрения
вызывала опека над дивеевскими сестрами.
5. Апокрифические сказания как следствие
народного почитания
После кончины Серафима Саровского
возникло множество апокрифических сюжетов якобы из его
жизни. Эти "сказания" стали жить параллельно
с подлинными свидетельствами подвига Серафима. Отличить
"зерна от плевел" было крайне затруднительно.
6. Особое мнение обер-прокурора синода - Константина Победоносцева
Когда возник вопрос об официальной
канонизации Серафима Саровского обер-прокурором
Священного синода был Константин Победоносцев. Сторонник
образования простого народа через систему
церковно-приходских школ, он воспринимал канонизацию
Серафима Саровского как дань мистическим новациям.
Поэтому обер-прокурор и упорствовал до конца,
затормаживая процесс прославления Преподобного.
Тихон Сысоев
Фома - 01.08.2016.
***
Молитва преподобному Серафиму Саровскому:
Акафист преподобному Серафиму Саровскому:
Каноны преподобному Серафиму Саровскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Серафиме Саровском:
Поучения преподобного Серафима Саровского:
|