О недостоверности агиографического
сюжета кормления преподобным Серафимом медведя
"В книге Сказания о жизни и подвигах
Старца Серафима, по изданию 1849 г. на странице 142 и по
изданию 1856 г. на стр. 118, помещен рассказ старицы
Дивеевской обители Матроны Плещеевой о том, якобы она,
бывши у о. Серафима, видела, как он кормил медведя и
как, по благословению отца, и она кормила того медведя;
но сей рассказ вымышлен И. Иоасафом, как объявила сама
Плещеева, пред смертию.
Долго страдая от водяной болезни, она
привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что
Господь не посылает ей смерти, ожидая ее раскаяния во
лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну
Ладыженскую и монастырскаго духовника, Священника
Василия Садовскаго и при них объявляет, что она научена
Иоасафом и согласилась принять на себя и, в случае
посещения обители Членами Царской Фамилии, рассказать,
якобы видела она, как батюшка О. Серафим кормил медведя
и как сама она кормила, чего вовсе не видела.
Сделав это признание, Матрена вскоре
скончалась" (ОР РГБ. Ф. 316. К.76. Д. 13. Л.1).
Однажды высказанная ложь и фантазия
может так глубоко въесться, что вытравить ее уже нет
возможности. Так и живут люди с ложью...
***
***
В другом деле те же сведения:
"Рассказ Старицы Дивеевской обители
Матрены Плещеевой.
Заметка Архим. Иакова*. Этот рассказ,
помещенный и во 2-м издании на 118 стр., якобы она
видела в пустынке у старца Серафима медведя, как он
кормил его и как сама она кормила, выдуман Иоасафом, как
призналась сама Матрена пред смертию. Вот что
рассказывал мне Священник Василий Садовский:
Матрена Федотова Плещеева долго страдала
от водянки и, наконец, созналась, что, видно Господь не
берет ее к себе, ожидая ее раскаяния во лжи. Призвала к
себе Екатерину Васильевну Ладыженскую и священника
Садовскаго и при них объявила, что она научена была
Иоасафом и приняла на себя, якобы видела она у О.
Серафима медведя, как батюшка его кормил и проч. чего
вовсе не видала, Матрена хотела в случае прибытия
Царской фамилии рассказать это как очевидица. После
этого признания она скоро скончалась".
*Даниловский Архимандрит Иаков (один из
двух следователей 1861 года - и. Г.)" (ОР РНБ. CПб. ДА
А1 80).
Источник: Священник Георгий Павлович.
Клевета на святых и искажение церковной истории. Ответ
на статью О. Буковой "Правда и вымыслы о жизни
схиигумена Серафима по книге "Летопись
Серафимо-Дивевского монастыря".
Русская линия - 25.01.2016.
***
|