"Не солгать на святого": Четьи-Минеи
святителя Димитрия Ростовского
Автор данной статьи – референт по
научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева
монастыря игумена Августина (Неводничека). Статья
написана в рамках проекта "Просветительская мобильная
выставка “Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия
Ростовского”".
Написанные святителем Димитрием
Ростовским в конце XVII – начале XVIII века Четьи-Минеи
явились не только значительным церковным событием, но и
одним из ценнейших вкладов в сокровищницу русской
культуры. Они стали целой эпохой в истории русской
агиографии.
Святитель Димитрий Ростовский. Икона, последняя
треть XVIII века
Поэтому, прежде чем говорить об их месте
и значении, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с
тем, как возник и развивался такой жанр, как описание
жизни святых. Русская агиография заимствовала у греков
литературные формы и приемы в тех Житиях и сказаниях,
которые были принесены на Русь в славянских переводах. В
свою очередь основой для греческой агиографии послужили
евангельские рассказы о жизни Спасителя и Его учеников,
ведь житие святого – это воплощение заповедей Господних
и уподобление Христу. Таким образом, евангельская
история продолжается в описании подвигов святых, которые
на своих примерах раскрывают возвещенное Христом учение
о спасении.
Юго-Западная Русь, вошедшая с XIV века в
состав Великого княжества Литовского, а затем в состав
польского государства Речь Посполита, испытывала
сильнейшее католическое влияние и давление со стороны
польских властей. Живя обособленно, эта часть некогда
единой Руси была занята своими насущными проблемами –
борьбой с навязыванием унии, а затем с уже состоявшейся
в 1596 году Брестской унией, отстаиванием прав
православного населения, апологетической полемикой с
католиками и униатами, да и просто физическим выживанием
в католическом государстве. Так что не сразу было
обращено внимание на то, что народ в качестве
душеполезного чтения пользуется западными мартирологами,
переведенными на польский язык и подвергшимися обработке
католическими авторами, а также стихотворными житиями
католических святых, написанными простым и понятным
языком.
Ревностный поборник просвещения
святитель Петр (Могила), занимавший Киевскую кафедру в
1632–1647 годах, в числе значительных своих деяний
озаботился написанием и изданием Житий православных
святых. Задумав сделать новые переводы греческих
жизнеописаний, он выписал с Афона корпус Житий святых,
составленный преподобным Симеоном Метафрастом (Х в.).
Кончина святителя Петра помешала осуществлению этих
планов, но его начинание подхватил и продолжил
Иннокентий (Гизель; ок. 1600–1983), с 1656 года
архимандрит Киево-Печерской лавры К уже имеющимся
материалам, собранным святителем Петром (Могилой), он
испросил у патриарха Московского Иоакима Минеи-Четьи
святителя Макария. Книги, содержавшие первые три месяца,
ему были высланы, но военные смуты в Малороссии помешали
заняться этим важным делом. Работа началась лишь при
преемнике архимандрита Иннокентия архимандрите Лавры
Варлааме (Ясинском), приложившем все свои силы к
осуществлению этого труда.
Находясь на хлопотной должности,
архимандрит Варлаам при всей своей учености и желании
заняться собиранием Житий, не решился взяться за дело
сам. Он стал искать человека образованного, но менее
занятого. Выбор его пал на настоятеля Никольского
Крупицкого монастыря в Батурине иеромонаха Димитрия,
сына известного киевского сотника и мецената Саввы
Туптало. Сам Димитрий к этому времени был известен в
православной среде своим искусством говорить проповеди
так, что слова его растапливали лед в сердцах людей.
Обители Малороссии, Белоруссии, Литвы соревновались
между собой в стремлении пригласить к себе известного
проповедника. Рассказывая о празднуемом событии или
святом, иеромонах Димитрий всегда делал акцент на
нравственном приложении того, что несет в себе это
событие или же пример святого. Очевидно, именно это
качество, в сочетании с высокой образо-ванностью,
привлекло внимание архимандрита Варлаама к личности
молодого настоятеля батуринского монастыря.
В 1684 году по благословению Собора
старцев Киево-Печерской лавры иеромонах Димитрий
приступает к написанию Четьих-Миней. Хотелось бы
отметить своеобразие и уникальность этого великого труда
Ростовского святителя, который занял у него половину
жизни, а по популярности превзошел все предыдущие и
последующие подобные произведения.
Если говорить о составе Димитриевских
Миней, то, кроме Житий святых, мы находим в них
синаксари на Господские и Богородичные праздники и на
празднества по случаю перенесения мощей, а также
поучительные слова, авторами которых являются отцы
Древней Церкви или же сам святитель Димитрий. Помещенные
перед первой и второй четвертью Миней списки "учителей,
описателей, историков и повествователей" показывают, что
святитель пользовался большим количеством разнообразных
источников. В этих списках приведен длинный ряд
знаменитых отцов и учителей Церкви, церковных историков
и многих современников и свидетелей описываемых событий,
писания которых ко времени святителя Димитрия
сохранились на греческом и латинском языках.
Если говорить в общем, то в
Четьих-Минеях святителя Димитрия мы имеем соединение
латинских и славянских источников с явным предпочтением
последних. Прекрасное знание латинского языка избавляло
святителя от необходимости прибегать к помощи готового
перевода, а совершенное подобие источников обеспечивало
правильность латинского текста и избавляло от
необходимости проверять его по славянскому.
Остановимся на характеристике
литературных приемов, чтобы выяснить, как пользовался
святитель находящимся у него материалом, как создавал
свои повествования о святых. Святитель Димитрий с
удивительным вниманием и благоговением относился к
каждому составляемому им Житию. "Не буди ми еже лгати на
святого", – вот принцип, который он положил в основу
своей работы. Для каждого святого он старался собрать
весь имеющийся в источниках материал, что требовало
немало времени и трудов. Собранный материал внимательно
изучался. Различные источники сравнивались один с
другим. Многочисленные пометы святителя Димитрия
свидетельствуют о том, насколько скрупулезно он
исследовал текст каждого из них. Из разнообразных
показаний источников святитель выбирал то, что считал
наиболее справедливым.
Таким образом, строго научной критики
источников у него нет, он останавливается лишь на явных,
бросающихся в глаза противоречиях. При этом одни он
разрешает, на другие только указывает в примечаниях.
Часто указав на разноречие источников, святитель увещает
читателя не испытывать, который из них истинен.
Например, в Сказании о поясе Богоматери он пишет: "Нам
не подлежит нужда испытывать времена и лета, довлеет
ведати чудо совершившееся и прославляти Божию Матерь".
Подобными замечаниями святитель Димитрий показывает, что
задача его труда – не в историческом изучении событий, а
в назидании читателя.
При написании Четьих-Миней святитель
поставил для себя две основные задачи. Первая из них –
это практическая польза. Вспомним, что сама мысль о
составлении подобного труда возникла в силу острой
церковной нужды – необходимо было оградить православных
от инославных агиографических сочинений и дать им книгу,
которая была бы написана понятным, ясным языком; Жития
должны были быть не слишком длинными, чтобы человек мог
легче запомнить прочитанное. Кроме того, эти Жития
должны были прочитываться за богослужением. Все это
обязывало к допустимой краткости, так что вместе с
заботой о фактической полноте святитель Димитрий должен
был думать и о том, как передать все события из жизни
святого в небольшом рассказе, удобном для прочтения за
один раз.
Вторая задача – это назидательность:
читатели и слушатели должны были извлечь душеполезные
уроки из примеров житий святых. Скорее всего, именно это
требование вынудило святителя совершенно отказаться от
исторической критики и дать в своих Минеях только
назидательный материал.
В качестве заключения приведем слова
протоиерея А. Державина, посвятившего изучению этого
памятника значительную часть своей жизни: "Святитель
совершил важное, общенародное дело и подвинул далеко
вперед развитие русской агиографии. С любовью принятые
народом, нашедшим в них выражение своих исконных чаяний,
своих воззрений и желаний, Четьи-Минеи святителя
Димитрия сделались национальным достоянием, одною из тех
книг, по которым вырабатывались и складывались
своеобразные духовные особенности русского православного
человека".
Отсутствие попыток составить новые
Четьи-Минеи после святителя Димитрия ясно показывает,
как великолепно понял и прекрасно выполнил он то, что
составляло тогда задачу русской агиографии и потребность
Православной Церкви.
Мария Рубцова
Богослов.Ru - 11.05.2018.
***
Молитва святителю Димитрию Ростовскому:
- Молитва святителю Димитрию Ростовскому.
Составитель "Четьи-Минеи", содержащие жития
святых на каждый день года. Талантливый проповедник,
ревнитель чистоты
Православной веры перед лицом раскольничьих сект.
Прославился скромной, подвижнической жизнью, был
любим народом за простоту, доступность и дела
милосердия. До самой кончины подавал пример
терпеливого и смиренного перенесения тяжелой грудной
болезни. Святителю Димитрию молятся об успехе в
христианской проповеди и просвещении, об избавлении
от расколов и ересей, о помощи е бедности, о
заступлении вдов и сирот, об исцелении от грудных болезней
***
Житийная и научно-историческая литература о святителей Дмитрии Ростовской:
Труды святителя Димитрия Ростовского
- "Жития Святых". Полное собрание
- "Слово в день праздника Обрезания Господня"
- "Псалмы или духовные канты"
- "Псалтирь Божией Матери"
- "Пяточисленные молитвы"
- "Руно орошенное"
- "Память духовному отцу как управить ставленника"
- "Поучения и проповеди"
- "Поучения и слова"
- "Поучения к иереям"
- "Приготовление иереев к Божественному Причащению"
- "Слово о пьянстве"
- "Келейный летописец"
- "Письма"
- "Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании"
- "Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы"
- "Богодухновенное христианское наставление"
- "Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа"
- "Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне"
- "Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг"
- "Где Бог, там все доброе"
- "Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем"
- "Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов"
- "За что подобает благодарить Бога?"
- "Зерцало православного исповедания"
- "Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания"
- "Краткое христианское нравоучение"
- "Милосердному и долготерпеливому Творцу Богу нашему угодны от людей следующие дела"
- "Молитва о своем окаянстве св. Димитрия"
- "Молитва повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения"
- "Молитва, или Краткое воспоминание страданий Христовых"
- "Молитвенные стихословия"
- "О Причащении Святых Таин"
- "О свидетельстве любви к ближнему"
- "Плач на погребение Христово"
- "Поклонение Пречистым Христовым Тайнам"
- "Рассуждение второе. Врачевство на случай отчаяния"
- "Рассуждение о Божественном Причащении, ибо "осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем" 1Кор. 11:29"
- "Семь слов Спасителя на Кресте"
- "Стихи на страсти Христовы"
- "Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день"
- "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского"
- "Алфавит Духовный"
|