Димитрий Ростовский. Приготовление
иереев к Божественному Причащению
Память святителю Дмитрию Ростовскому: 23 мая / 5 июня (Собор Ростовских святых), 19 июль / 1 августа, 21 сентября / 4 октября (обретение мощей), 28 октября / 10 ноября
Святитель Димитрий Ростовский - составитель "Четьи-Минеи", содержащих жития
святых на каждый день года. Талантливый проповедник,
ревнитель чистоты Православной веры перед лицом
раскольничьих сект. Прославился скромной, подвижнической
жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия.
Святитель Димитрий Ростовский. Икона, последняя треть XVIII века
***
Содержание
Смиренный Димитрий, Божией милостью
митрополит Ростовский и Ярославский, честным иереям всех
городов и всей паствы нашей – благословение и мир от
Господа нашего Иисуса Христа.
Должность моя и Божественное Писание
повелевают мне не молчать, но мольбами и устрашением
увещевать вас, братия, чтобы вы пребывали в своем
звании, как подобает ему, ибо апостол Павел так говорит
Тимофею в зачале 297: "Проповедуй слово, настой во время
и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким
долготерпением и назиданием" (2Тим. 4:2). Еще в
пророчествах Иезекиилевых в главах 3 и 33 пишется, как
Сам Господь говорил Своему пророку: "Сын человеческий, Я
поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь
слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от
Меня. Когда Я скажу беззаконнику: грешник, смертью
умрешь, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы
остеречь беззаконника от пути его злого, чтобы он жив
был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, кровь
же его от рук твоих взыщу. Но если ты вразумляешь
беззаконника, а он не слушает тебя и не обращается от
беззакония своего и от пути своего злого, то он умрет в
беззаконии своем, а ты свою душу спасешь" (Иез. 3:17–19; 33:7–9).
Я, грешный, боясь этих Божиих слов во
Священном Писании, и предлагаю вам это малое увещание
для вашего исправления, ибо вижу, что многие из вас
требуют исправления. То по неведению, а то по
небрежности неискусных и нерадивых иереев произошел
такой великий вред, что иное даже с великим трудом едва
можно уврачевать. Об этом я болею сердцем, ибо ревность
по дому Божию снедает меня и страх объемлет меня,
обязанного воздать о вас слово Самому Богу, боюсь, чтобы
и на меня не прогневался Бог за вашу небрежность. Потому
ныне и предлагаются вам от нашего смирения вкратце
следующие заветы о некоторых самых необходимых и важных
вещах.
Прежде всего я скажу относительно
Пречистых и Животворящих Тайн Христовых, в которых под
видом хлеба, напоенного вином, являются истинное Тело и
Кровь Христовы и которые целый год хранятся для больных.
Да будут они соблюдаемы в достодолжной Божественной
чести и выше всякой святыни, ибо это есть Сам истинный
Христос, рожденный от Пречистой Девы, пострадавший за
нас, воскресший, на небеса взошедший, сидящий одесную
Бога Отца, Тот, Кто придет судить живых и мертвых и
воздать каждому по делам его. Я видел, что во многих
церквах оказывается непочтение Пречистым и Животворящим
Христовым Тайнам, и даже больше того – они унижаются.
Столь великую святыню хранят не на подобающем месте, но
где-либо в углу, а иногда в доме, без всякого почтения и
в нечистых, почерневших сосудах. Но что еще хуже, многие
не знают для них и честного названия, ибо не называют их
Пречистыми Христовыми Тайнами, то есть Телом Христовым,
но каким-то простым или, вернее, бесчестным именем
"запас".
Приезжая в прошлом 1702 году в город
Ярославль, случилось нам зайти в одной веси в церковь,
где после обычной молитвы я, смиренный, хотел воздать
обычную честь и поклонение Пречистым Христовым Тайнам и
потому спросил тамошнего иерея: "Где Животворящие
Христовы Тайны?" Но тот иерей не понял моих слов и стоял
молча, недоумевая, в чем дело. Тогда я еще спросил: "Где
Тело Христово?" Но иерей и этого слова не мог понять. И
только тогда, когда один из бывших со мной опытных
иереев сказал ему: "Где запас?", он взял из угла весьма
гнусный сосудец и показал в нем небрежно хранимую
святыню, на которую даже Ангелы взирают со страхом. Я
был крайне огорчен в сердце своем тем, что в таком
непочтении хранится Тело Христово, и что иереи не знают
даже и названия, достойного и подобающего Пречистым
Тайнам. Удивись о том, небо, и земли ужаснитеся концы!
О, окаянные иереи! Если вы сами не
знаете Христа Бога, являющегося в Пречистых и
Животворящих Его Тайнах, если вы не имеете ни веры, ни
любви к Нему и не воздаете Ему достодолжного почитания,
то как вы можете простых людей научить истинному
богопознанию? Горе вам, вожди слепые, водящие слепцов!
Поэтому властью, данной нам от Бога, мы
повелеваем и угрожаем Страшным Судом, чтобы иереи всегда
почитали Божественным почитанием и поклонением Пречистые
Христовы Тайны, то есть Тело Христово, хранимое весь год
для больных.
Пусть эти Святые Тайны хранятся в сосуде
чистом и, по возможности, в серебряном, позолоченном.
Если же по бедности невозможно будет иметь сосуда
серебряного, позолоченного, то можно хранить и в другом
каком-либо, но только в чистом, и держать его нужно не в
углу где-либо, но всегда на святом престоле, как и Давид
говорит: "Бог сидит на престоле святом Своем" (Пс. 46:9). Входя в алтарь, иерей должен поклониться Святым
Христовым Тайнам, находящимся на престоле, должен
поклониться до земли, как бы Самому истинному Богу. То
же пусть творится и всеми, кто входит в алтарь. Кроме
того, иерей должен наставлять и людей, ходящих в
церковь, чтобы они прежде всего совершали поклонение
Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам, в которых
присутствует Сам Христос, истинный Бог.
Пусть не держит иерей Пречистые Христовы
Тайны в доме среди клопов, тараканов и сверчков, где
живет и почивает он сам и домашние его, но пусть их
хранит во святой церкви и не на ином каком месте, как
только на престоле. Если же какой-либо иерей или по
дальности расстояния его дома от церкви, или по
какой-либо другой причине (например, во время суровой
зимы) принужден будет хранить их в доме, чтобы не
медлить с больными, то пусть хранит в особом помещении
на достойном месте и в чистом сосуде, и вообще со всяким
богоподобным почтением, потому что в них есть Сам
Господь, Христос Бог, в Которого мы веруем и Которому
покланяемся. Входя же в то помещение, нужно кланяться до
земли Святым Тайнам, воздавая этим честь Христу Богу.
Пусть не называют иереи Пречистые
Христовы Тайны этим простым словом "запас", ибо из-за
этого названия крайне простые священники не знают, что в
Пречистых Тайнах есть Сам Истинный Христос Бог, не
знают, что Тело Христово нужно называть именно Телом
Христовым, не почитают его как Тело Христово, относятся
к нему, как к простому хлебу, без всякого страха, и
нисколько не заботятся о столь великой святыне, которая
честнее и выше всех прочих церковных святынь, ибо
Христос – Глава всей Церкви. Пусть неведущие хотя бы из
имени честного и подобающего Телу Христову начнут
познавать, что в Пречистых и Животворящих Тайнах есть
Сам истинный Христос Бог, и, познав Его, начнут
воздавать Ему, являющемуся под видом хлеба и вина,
достодолжное почитание. Итак, пусть оставлено будет
простое название "запас" и путь Тело Христово называется
именно Телом Христовым или каким-либо другим, но
достойным наименованием.
Что же касается прочего почитания,
которое все иереи должны оказывать Пречистым Христовым
Тайнам, то пусть всякий иерей посмотрит в Великом
Киевском Требнике, в 1-й части, лист 266-й и далее. Пусть
почаще читает, и сам наставляется, и других учит.
Если по какому-либо случаю или по
небрежности иерейской начнет происходить гниение или
тление Божественных Христовых Тайн, то есть хранимого
целый год Агнца, который есть Тело Христово, то
необходимо освятить и высушить другой Агнец, а согнивший
потребить за богослужением. Об этом наставлении смотри в
Великом Киевском Требнике, в 1-й части, лист 260-й и
далее.
Сушится же Святой Агнец по раздроблении
на мелкие части. О том же, как сушить, смотри
наставления в Великом Киевском Требнике, в 1-й части,
лист 264-й.
Относительно того, как причастить
больного, смотри в том же Киевском Требнике, в 1-й части,
лист 324-й и далее, где пишется, что Святые Тайны для
причащения подобает растворять церковным вином, а не
одной только водой.
Хранимые Божественные Тайны иереи пусть
посещают и часто досматривают, не подверглись ли они
какому-либо повреждению, то есть гниению. Посещать же
должно их с достодолжным почтением: сотворив поклон до
земли, с непокрытой головой и имея умытыми руки, пусть,
открыв, смотрит в сосуд – нет ли какого повреждения.
Делать же это нужно часто, скажем, раз в три дня или в
неделю. Если они по недосмотру иерейскому истлеют, тогда
иерей, как уничтожитель Божественных Тайн, подпадает
тяжкому смертному греху и будет подвержен за это
наказанию извержения.
Пономари пусть со страхом и
благоговением входят во святой алтарь, чтобы совершать
свою службу. Входя же, пусть кланяются до земли святому
престолу, на котором Сам Христос почивает Своим Телом в
Божественных Тайнах, и Ангел Божий стоит здесь невидимо,
охраняя святыню.
Святой алтарь и вся церковь, как палата
Царя Небесного, должна быть чистой и часто очищаться, и
выметаться от паутины и сора.
В богослужении проскомидия пусть не
совершается прежде, чем будет зажжена свеча на святом
жертвеннике, равно как и начало самой Святой Литургии,
то есть: "Благословенно Царство", пусть не произносится
раньше, чем будет зажжена свеча при святом престоле.
Ведь зажженная свеча – это таинственный знак наития в
огне Святого Духа, подобно тому, как и каждение фимиама
является знамением наития Святого Духа в облаке. Если
перед святыми иконами мы по своему усердию возжигаем
многие свечи, то тем более с особенным усердием мы
должны возжигать в начале службы у престола Божия перед
пречистыми Его Тайнами, где Сам Христос, окруженный
ангельскими чинами, почивает Телом Своим под видом хлеба
и вина.
Если какой-либо иерей по случаю или по
действию дьявольскому, или по своему произволению впадет
в какой-либо смертный грех, такой пусть не дерзает
совершать Литургию, пока не очистит свой грех покаянием,
ибо совершающий Литургию в смертном грехе крайне
прогневляет Бога. Святой Иоанн Златоуст так говорит в
своих беседах на Евангелие от Матфея, в первой части, на
листе 483-м: "Ничем так не прогневляется Бог, как
недостойным священнодействованием". Тот иерей, который
недостойно служит Святую Литургию, наводит гнев Божий не
только на себя одного, но и на весь народ, ибо если
пастырь тяжко согрешает, то многие овцы терпят зло,
подобно тому, как за грех Давида на израильский народ
нашло неожиданное смертное всегубительство.
Иерей, находящийся в гневе и вражде, как
и в другом каком смертном грехе (ибо гнев – это тяжкий
смертный грех), пусть не дерзает совершать службу, пока
не разрушит вражду примирением и не очистит смертный
грех покаянием.
Хотя бы какой иерей и не имел на своей
совести какого-либо смертного греха, однако он должен
часто ходить к духовному отцу, чтобы принести Богу свое
покаяние и исповедание, ибо если и может кто по
благодати Божией соблюсти себя от какого-либо смертного
греха, то от малых прегрешений в слове, деле и
помышлении никто не может сохранить себя, ибо они
случаются нечаянно и бессознательно. Давид говорит:
"Грехопадения кто разумеет?" (Пс.18:13). Многие не
вменяют себе в грех малые прегрешения, а ведь и малые
грехи, если умножатся, тоже могут отяготить совесть и
погубить душу человеческую, как и один какой-либо
смертный грех, по подобию песка и камня. Как один
большой камень, будучи привязан к шее человека, погрузит
его в воду, так и песок, хотя и мелкий сам по себе, но,
если им будет насыпан полный мешок и привязан к шее
человека, так же погрузит человека в бездну, как и
большой камень. Вот как должно смотреть на малые, но
умножающиеся прегрешения. А поскольку иерей должен часто
совершать Литургию и причащаться Божественных Тайн, то
ему подобает часто исповедоваться даже и в малых своих
прегрешениях, чтобы иметь возможность достойно входить в
общение со Христом.
Также и людей своей паствы иерей пусть
поучает и побуждает к частому исповеданию грехов, чтобы
частым покаянием они очищали свои души, ибо душа, не
очищенная частым покаянием, чужда Богу и не может
получить спасения.
Все иереи пусть повелевают своим женам
причащаться Пречистых Божественных Тайн Тела и Крови
Христовых во все святые посты четыре раза в год, ибо
иерей, часто совершающий Литургию и причащающийся, но
имеющий жену, никогда не причащающуюся, оскверняется от
нее, как от неверной, безбожной, как от мертвого трупа,
когда имеет с ней супружеское общение. Всякое лицо, не
причащающееся часто Тела и Крови Христовых, не будет
иметь части со Христом, но вменится с неверными и
безбожными и будет как мертвый труп, ибо Сам Господь
говорит в Евангелии: "Если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в
себе жизни" (Ин. 6:53).
Также и чад своих, и всех домашних иерей
должен убеждать к частому причащению Святых Тайн, чтобы
в иерейском доме не было никого чуждающегося Христа и
враждебного Богу, ибо чуждающийся Святого Причащения
чуждается Христа Бога, а чуждающийся Христа Бога – враг
Ему. Кто хоть однажды не захочет быть со Христом Богом,
тот принимает часть с сатаной и пребывает противником
Богу. Кроме того, иерей и всех людей своей паствы должен
побуждать к частому причащению Святых Тайн и всячески
стараться привести их к этому, твердо помня, что всякий
не причащающийся Христа – не христианин, что все дела
такого, даже и добрые – ничто пред Богом, и что таковой
уже при жизни погиб. О погибели же всякой души иерею
придется дать ответ в день Судный.
Всякий иерей перед службой должен
совершать доброе и достойное святого служения
приготовление себя к ней.
Пусть воздерживается от своей жены суток
за троедвое или, в случае крайней нужды, за одни сутки,
а в ту ночь, которая перед службой, отнюдь не дерзает
прикоснуться к своей жене или спать с ней на одном одре.
Если в ту ночь он прикоснется к своей жене и потом
дерзнет служить, то смертельно согрешит и будет повинен
Страшному Божию Суду.
В Житии святого Епифания, епископа
Кипрского (память 12 мая), пишется следующее. Этот
великий архиерей Божий имел от Господа ту благодать, что
сподоблялся во время приношения Бескровной Жертвы видеть
наитие Святого Духа на предложенные Святые Дары, и
никогда не оканчивал молитвы возношения, не видя
нисшествия Божественного Духа. Когда он однажды служил и
творил обычную молитву возношения, то не увидел знамения
нисшествия Святого Духа. Тогда он, не окончив молитвы,
опять начал читать ее сначала, но и тогда не пришел Дух
Святой. Сделав это в третий раз и дивясь тому, что не
видит Святого Духа, он стал плакать и умом молиться
Богу, чтобы Он известил его, по какой причине лишаются
Святого Духа предложенные Дары. Взглянув же на диакона,
стоявшего по левую сторону и держащего рипиду, он
увидел, что лицо его черное, мерзкое, и что на челе у
него проказа. Тогда он взял у него рипиду и с кротостью
сказал ему: "Не принимай ныне Причащения Божественных
Даров, а иди в дом твой". Когда же тот дьякон отступил
от Божественного алтаря, Епифаний тотчас увидел
Благодать Духа Святого, сошедшего на предложенные Дары.
По окончании Божественной Литургии
святитель, призвав дьякона, спросил у него: "Какой-то
был грех, который возбранял пришествию Духа Святого на
Честные Дары?" Он же чистосердечно признался, что в
прошедшую ночь он со своей подругой был в супружеском
единении. Тогда святой Епифаний, созвав всех
пресвитеров, дьяконов и весь свой клир, сказал им: "Если
кто из вас, чада мои, сподобится алтарного служения,
снимите сапоги плотских, бессловесных страстей, не
подходите к Божественному алтарю связанные
сладострастными похотями, последуйте тому, что говорит
святой апостол: "Имеющие жен должны быть, как не
имеющие" (1Кор. 7,29). Вот еще и в Книге Товииной, глава
6:пишется так: "Ангел Рафаил к юному Товии говорит:
"Послушай меня, и я покажу тебе тех, над кем имеет
власть демон. Это те, которые женятся, чтобы этим Бога
отогнать от себя и от своего разума, и которые так стоят
в блуде своем, "как конь и ишак неразумные" (Пс. 31:9),
– над ними то и имеет власть демон"".
Здесь всякий иерей пусть внимает
следующему: если непосвященному человеку невоздержное
супружество вменяется в грех, и он подпадает демонской
власти, то тем больший грех будет посвященному, если он
без воздержания и страха Божия будет жить в блуде, как
неразумный конь и ишак. Таковой недостоин Божественного
служения, как читается и в молитве Херувимской: никто из
связавших себя плотскими похотями и страстями недостоин
приходить или приближаться, или служить Тебе, Царю
славы. Итак, мирскому иерею, а также и диакону перед
богослужением подобает всячески воздерживаться от
плотского супружеского единения.
В Книге Исход, в главе 19:пишется, что
людям израилевым, желающим приступить к Божией Синайской
горе, было повелено вымыть свои одежды и три дня не
входить к своим женам (Исх. 19:3:10:15). Здесь всякий
из посвященных пусть внимает тому, что если в Ветхом
Завете простым и непосвященным людям, желавшим
приступить к горе Синайской, было повелено трехдневное
воздержание от жен, то тем более в Новой Благодати
подобает воздержаться от женского ложа лицу не простому,
но посвященному, как иерею, так и диакону, и желающему
приступить не к горе, но к алтарю Божию и Страшному
Таинству.
Еще и о Давиде пишется в Первой книге
Царств, в главе 21: когда он бежал от Саула, то пришел к
иерею Авимелеху и попросил у него хлеба. Авимелех
ответил: "Нет у меня простого хлеба, но есть освященный;
если люди твои воздерживались от женщин, пусть съедят.
Тогда Давид отвечал священнику: мы чисты от женщин с
третьего дня по сегодняшний" (1Цар. 21:45).
И здесь всякий пусть внимает тому, что
если тогда ветхозаконных хлебов, имевших только некую
малую святость и не пресуществлявшихся в Тело Христово,
не подобало никому есть, прежде чем не приготовится и не
будет за три дня до того чист от жены, то тем более в
Новой Благодати пусть никто не дерзнет приступить к
Божественному Хлебу, пресуществленному в Пречистое Тело
Христово, если он три дня не будет чист от женского
смешения или, в крайнем случае, два дня.
Точно так же и по причащении
Божественных Тайн всякий должен воздержаться от своей
жены, чтобы не оскорбить в себе Святого Духа и не
изгнать Его в тот час от себя.
В начале, перед причащением, пусть
предыдут вера, надежда и любовь.
Должно веровать твердо, что истинное
Тело Христово есть именно то, Которое и в утробе
Девической зачалось Духом Святым и родилось непостижимо,
и на небеса вознеслось, и сидит одесную Бога Отца, – вот
это именно, а не какое-либо иное есть Тело Христово и
Его Пресвятая Кровь.
Должно иметь надежду, что принимается
сие во исцеление души и тела и в жизнь вечную, но не в
суд или во осуждение.
Необходимо, насколько возможно,
возбуждать в своем сердце любовь к принимаемому Христу.
Если жених, хотящий соединиться с невестой своей в одну
плоть, имеет к ней теплую любовь, то тем более тепло
должен возлюбить Господа Христа тот, кто хочет соединить
дух свой с Господом. Если же кто ныне не возлюбит Его,
тот не может надеяться, что будет возлюблен Им и в
будущей бесконечной жизни вовеки.
Приступать к Причастию Пречистых Тайн
следует со страхом, смирением и честным благоговением,
помня, к чему приступаем.
Причащающийся пусть верует и твердо
помнит, что Тело Христово соединяется с его телом и
претворяется в него, и Кровь Христова соединяется с его
кровью и претворяется в нее, а также, что он,
причащающийся Христа, есть едино с Телом Христовым и
Кровью и что все члены его делаются не его, но
Христовыми, согласно словам апостола, говорящего
ефесянам: "Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей
Его" (Еф. 5:30), и к коринфянам: "Вы – тело Христово, а
порознь – члены" (1Кор. 12:27). Кроме того, и душа его
соединяется с Христовой душой, сила Христа соединяется с
немощным человеком, и бывает в нем весь Христос, как и
он весь во Христе, осиянный благодатью Христовой. И
тогда всякий, если только достойно причащается,
становится страшным для бесов и неприступным для всей
противной силы. Пусть же знает и то, что Христос
пребывает в нем только до тех пор, пока и он сам во
Христе пребывает, не отлучаясь от Него никуда своими
помышлениями. Если же начнет он помышлять о чемлибо
дурном или говорить нелепое, или делать недоброе, то
тотчас отходит от него Христос, говоря: "Се, оставляется
тебе дом твой пуст" (Лк. 13:35).
С вечера необходимо воздержаться от еды
и пития, особенно же во весь тот день, который перед
богослужением, следует соблюсти себя трезвым, не
объедаться, не пьянствовать, не многословить и быть
внимательным к самому себе. Уста с вечера следует вымыть
чистой водой, и в ту ночь не предаваться безмерному сну,
но бодрствовать и блюсти себя от такого искушения.
Утреннее правило и молитвы ко Причащению
следует совершать со вниманием и умилением, в теплоте
духа.
От утрени и до службы следует всячески
стараться соблюсти молчание и ни с кем не беседовать без
нужды. Если же невозможно соблюсти молчание, то не быть
многоречивым, но мало и вкратце говорить то, что нужно
бывает сказать.
Приступая к служению, необходимо быть
чистым не только душой, но и телом, одежды иметь на себе
чистые, руки хорошо вымытыми и ногти от излишества
своего избавленными. Приступать следует со страхом и
великим благоговением, чтобы совершать свое служение с
верой и любовью, имея все свои мысли собранными, а не
рассеянными и расторженными повсюду. Необходимо весь
свой ум вперить в Бога, Которому он предстал служить
вместе с Херувимами, невидимо присутствующими и
сослужащими, и быть подобным Ангелу, предстоящему
Престолу Божию и приносящему теплые молитвы обо всем
мире.
Молитвы служебные иерею следует читать с
великим вниманием и со всяким благоговением, твердо
помня, что Бог невидимо приемлет из уст его каждое
слово, как некий многоценный бисер.
Здесь я вспомнил одну ужасную вещь, о
которой доложил нам ростовский протопресвитер с
протодиаконом, и которую они видели своими очами. В
некоей церкви (места и имени не вспомню) иерей служил
святую Литургию без книги, называемой Служебником, и без
молитв, подобающих службе, говоря только одни возгласы.
Когда протопресвитер и протодиакон, увидев это, спросили
его, почему он служил без Служебника и без молитв, на то
иерей ответил: "Я уже прочел служебные молитвы на дому".
Тогда они начали говорить ему, что он нехорошо делает,
но тот ответил: "Я от старых иереев научился этому", и
даже назвал по имени, от кого он научился.
О крайнее безумие и нерадение глупых
иереев, или лучше скажу, ругателей Христовых!
О сколь велико долготерпение Божие, ибо
не падает огонь с высоты в таковых иереев и не сжигает
их живыми на тех же местах, где они так совершают
Литургию или, поистине говоря, ругают Христа!
Итак, остерегайтесь и внимайте себе,
иереи. Не будьте подражателями таковых, чтобы не поразил
вас внезапно Господь, чтобы не погибли вы с душой и
телом и не получили участь, одинаковую с распявшими
Христа и ругавшимися над Ним.
Не менее того я болею сердцем еще и о
том, что о некоторых иереях (по достоверному доношению)
я узнал, будто, не протрезвившись от вчерашнего
пьянствования, одержимые хмелем и не приготовившись к
служению, они дерзают совершать Литургию, что является
людям соблазном, а для самих таких иереев готовит вечную
погибель. Другие же злонравные сквернословят в церкви и
святом алтаре, матерно бранятся и через это дом Божий
творят вертепом разбойников; и их погибель не дремлет, и
месть Божия не медлит над ними.
Еще и то нужно блюсти, чтобы просфоры,
на которых иерей должен служит, были из настоящей
пшеничной, чистой муки, а не из ржаной или другой
какой-либо. Также и вино чтобы было настоящее
виноградное, без всякой примеси. Для растворения Святой
Чаши воды вливать следует не в излишке, но мало, чтобы
вино не потеряло своего винного вкуса и не было
водянистым. Просфоры не должны быть солеными. Для этого
надо приказать просвирне, чтобы она, когда готовит тесто
для просфор, клала совсем мало соли, только ради
церковного обычая, но чтобы не было в просфорах
солености, и чтобы закваска была обычная.
После причащения следует со вниманием
читать благодарственные молитвы, не только говоря
устами, но и сердцем умиляясь, и умом понимая то, что
читается, ибо молитва без умиления и внимания – это
кадильница, бряцающая без огня и ладана.
После службы иерей должен хранить себя в
трезвости, воздержании и в немногословии, чтобы честно
соблюсти в тот день принятого в себя Христа.
О спасении человеческих душ иерей должен
заботиться всякими видами, днем и ночью, так же, как и о
своей душе, чтобы по его небрежности не погибли
словесные овцы Христовы, за которых придется ему дать
ответ Христу Богу в день Судный.
Во все воскресные и праздничные дни
иерей пусть поучает в церкви народ из святых книг,
присоединяя по возможности и от своего разума полезные
советы.
Всякий иерей должен научить всех простых
и некнижных людей своей паствы, чтобы они знали наизусть
молитву Иисусову, "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче
наш", "Верую во единаго Бога", "Богородице Дево" и
"Достойно". Если же кто из самых простых не может всему
этому научиться, то должен знать всякий, даже и самый
простой христианин, как мужчина, так и женщина, юноша и
девушка, – хотя бы только молитву Иисусову, "Отче наш" и
"Богородице Дево". Для этого иерей во все воскресные и
праздничные дни, после совершения Святой Литургии и
после прочтения книжного поучения, пусть повелит всему
простому народу, находящемуся в церкви, мужам, женам и
детям, чтобы все они повторяли за ним в один голос, сам
же пусть говорит каждую молитву отдельно, начиная с
Иисусовой молитвы, потом "Царю Небесный", Трисвятое,
"Отче наш" и прочее до "Достойно".
Своих сынов по плоти, когда они придут в
возраст, иереи должны учить грамоте с особенным
усердием, дабы они хорошо умели читать по книгам и
писать. Для того же, чтобы их дети понимали силу
читаемого Божественного Писания, иереи должны отдавать
их в грамматическое училище в Ростове, где по повелению
Великого Государя учат безденежно и специально для того,
чтобы священнические дети не были глупыми, когда
сподобятся священного сана вместо своих отцов, чтобы
умели поучать в церкви народ не только книжным чтением,
но и устным наставлением в слове Божием.
Все это я предложил, иереи, вкратце для
того, чтобы, оставив вашу небрежность и невежество, вы
начали уразумевать путь, подобающий вашему званию, и
исправили собственные неисправности. Примите же это с
любовью, как увещевает вас пророк Давид: "Примите, –
сказал, – наказание, да не когда прогневается Господь, и
погибнете от пути праведного, когда возгорится вскоре
ярость Его" (Пс.2:12).
Если с любовью примите преподаваемое вам
смирением нашим увещание и с усердием будете исполнять
его, то получите милость Божию и почиет на вас наше
благословение. Если же, не убоявшись Бога, пренебрежете
и отвергнете мои слова, если будете не радеть о спасении
вашем и вверенных вам душ, то примите вы грозный Суд
Божий и вечную казнь, я же чист буду от погибели вашей,
от которой да избавит вас Христос Бог наш молитвами
Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.
Димитрий Ростовский, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Димитрию Ростовскому:
- Молитва святителю Димитрию Ростовскому.
Составитель "Четьи-Минеи", содержащие жития
святых на каждый день года. Талантливый проповедник,
ревнитель чистоты
Православной веры перед лицом раскольничьих сект.
Прославился скромной, подвижнической жизнью, был
любим народом за простоту, доступность и дела
милосердия. До самой кончины подавал пример
терпеливого и смиренного перенесения тяжелой грудной
болезни. Святителю Димитрию молятся об успехе в
христианской проповеди и просвещении, об избавлении
от расколов и ересей, о помощи е бедности, о
заступлении вдов и сирот, об исцелении от грудных болезней
Труды святителя Димитрия Ростовского
- "Жития Святых". Полное собрание
- "Слово в день праздника Обрезания Господня"
- "Псалмы или духовные канты"
- "Псалтирь Божией Матери"
- "Пяточисленные молитвы"
- "Руно орошенное"
- "Память духовному отцу как управить ставленника"
- "Поучения и проповеди"
- "Поучения и слова"
- "Поучения к иереям"
- "Приготовление иереев к Божественному Причащению"
- "Слово о пьянстве"
- "Келейный летописец"
- "Письма"
- "Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании"
- "Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы"
- "Богодухновенное христианское наставление"
- "Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа"
- "Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне"
- "Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг"
- "Где Бог, там все доброе"
- "Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем"
- "Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов"
- "За что подобает благодарить Бога?"
- "Зерцало православного исповедания"
- "Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания"
- "Краткое христианское нравоучение"
- "Милосердному и долготерпеливому Творцу Богу нашему угодны от людей следующие дела"
- "Молитва о своем окаянстве св. Димитрия"
- "Молитва повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения"
- "Молитва, или Краткое воспоминание страданий Христовых"
- "Молитвенные стихословия"
- "О Причащении Святых Таин"
- "О свидетельстве любви к ближнему"
- "Плач на погребение Христово"
- "Поклонение Пречистым Христовым Тайнам"
- "Рассуждение второе. Врачевство на случай отчаяния"
- "Рассуждение о Божественном Причащении, ибо "осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем" 1Кор. 11:29"
- "Семь слов Спасителя на Кресте"
- "Стихи на страсти Христовы"
- "Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день"
- "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского"
- "Алфавит Духовный"
|