Димитрий Ростовский. Семь слов Спасителя
на Кресте
Память святителю Дмитрию Ростовскому: 23 мая / 5 июня (Собор Ростовских святых), 19 июль / 1 августа, 21 сентября / 4 октября (обретение мощей), 28 октября / 10 ноября
Святитель Димитрий Ростовский - составитель "Четьи-Минеи", содержащих жития
святых на каждый день года. Талантливый проповедник,
ревнитель чистоты Православной веры перед лицом
раскольничьих сект. Прославился скромной, подвижнической
жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия.
Святитель Димитрий Ростовский. Икона, последняя треть XVIII века
***
Святое богомыслие! Не хочешь ли и еще
побыть при распятом на Кресте Спасителе нашем и слышать
последние Его сладчайшие слова, которые изрек Он на
Кресте и которых по счету семь?
Первое. Молясь о распинающих, Он так
сказал Отцу Своему: "Отче! Прости им, ибо не знают, что
делают" (Лк. 23:34). Вспоминая это, боголюбивый
человек, и ты прощай своим врагам согрешения, молясь,
чтобы прощены были их согрешения. Также и сам с
умилением и слезами проси прощения у Бога, говоря:
согрешил, прости мне!
Второе. Когда проходящие мимо хулили
Его, качая своими головами, и говорили: "Э! Разрушающий
храм и в три дня созидающий! Если Ты Сын Божий, спаси
Себя Самого и сойди со Креста" (Мф. 27:40; Мк. 15:29),
тогда и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Иисус,
слышав, как неблагодарный народ и враги Его даже на
Кресте оскорбляли Его своей неблагодарностью и поносили
Его, возопил громко, говоря: "Боже Мой, Боже Мой! Для
чего Ты Меня оставил!" (Мф. 27:46). Вспоминая эти слова
Христовы, и ты воскликни к Нему в великом умилении
сердца, воскликни к Богу, говоря: "Боже Сыне, Слово Божие, Христе Спаситель мой, страждущий ради меня на
Кресте плотью, услышь меня, вопиющего Тебе: Боже Мой,
зачем Ты оставил меня? Подыми падшего! Оживи
умерщвленного множеством грехов, чтобы не погиб я во
грехах! Прими мое покаяние и человеколюбно помилуй!"
Третье. Один из повешенных с Ним злодеев
хулил Его, говоря: "Если Ты Христос, спаси Себя и нас"
(Лк. 23:39). Другой же останавливал его, говоря: "Или
ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы
осуждены справедливо, потому что достойное по делам
нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". И сказал
он Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь во
царствие Твое! И сказал ему Иисус: "Истинно говорю тебе,
ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43).
Размышляя об этом милостивом слове
Христовом кающемуся разбойнику, приступим и мы к Нему с
усердным покаянием, исповедуя грехи свои подобно тому,
как и благоразумный разбойник не скрыл своих грехов, но
исповедал, что по заслугам и за грехи он страдает. Кроме
того, он исповедал еще и то, что Сын Божий был
неповинен, и веровал, что Он не просто человек, но
Господь. К Нему и вопль свой он направил, потому что
верил в Него, как в Царя и Господа Бога Истинного.
Поэтому и казнь, учиненная над ним, была вменена ему в
наказание за его грехи, и отошел он, по словам Господа,
в Его царство. Итак, возопием к Нему с покаянием и мы,
подобно разбойнику: "Помяни меня, Господи, когда
приидешь во Царствие Твое!" (Лк. 23:42)
Четвертое. Иисус, видя стоящих при
Кресте Мать Свою и ученика, которого Он любил, "говорит
Матери Своей: "Жено! Это сын Твой". Потом говорит
ученику: "Это Матерь твоя!" (Ин. 19:27). Здесь приведу
слово святого Иоанна Златоуста о распятии Господнем, на
плач Пресвятой Богородицы. "Почему нестерпимо страдала
Мать, родившая Пречистого? По какой причине?! Потому,
что Она Мать! Какое жало не язвило душу Ее?! Какие
стрелы не пронзили сердце Ее? Какие копья не истерзали
все существо Ее! Потому и удержаться не могла Она с
подругами, предстоящими с Ней около Креста,
соболезнующими и плачущими с Ней о несчастии, не могла
Она стоять даже и недалеко. Не имея сил стерпеть
сердечного содрогания и желая слышать последние слова
возлюбленного Сына Своего, припала к Нему и, стоя при
Кресте и рыдая, со стоном восклицала: "Что значит этот
ужас, нестерпимый для очей Моих, Владыка Мой? Что сие
чудо, затмевающее свет солнечный, о Сын Мой? Что сие
недоуменное таинство, сладкий Иисусе? Не могу видеть
нагим Тебя, одевающегося светом, как ризами! А ныне что
вижу Я? О Твоей одежде воины жребий метают, о той
одежде, которую соткала Я Своими руками. Терзается душа
Моя, видя Тебя висящим посреди всей вселенной на высоком
древе между двумя злодеями. Одного Ты в рай вводишь,
являя образ языческого обращения, а долготерпишь другого
хулящего, являющего образ ожесточения иудейского. О
зависть! Ты всех праведных, живших от века, обошла и
коснулась Моего Сладчайшего Чада. О премирные и
бесплотные Силы! Сойдитесь со Мной и рыдайте. О. солнце!
Сострадай Чаду Моему; претворись во мрак, ибо уже скоро
под землю сойдет свет очей Моих. О луна! Сокрой лучи
свои, ибо уже во гроб входит заря души Моей. Куда
скрылась красота Твоя, "прекраснейший из всех сынов
человеческих" (см. Пс. 44:3)? Как померкла светлость
очей Твоих, око, иссушающее бездны?" Сказав это,
Богородица изнемогла и, стоя пред Крестом, закрывая
руками Свое лицо, в отчаянии недоумевала. Иисус же,
склонив главу Свою к правой стороне и тихо отвернув
уста, произнес: "Жено! Это сын Твой", показывая на
Своего ученика Иоанна Богослова. Размышляя обо всем
этом, правоверная душа, со слезами молись Богу, говоря:
"Господи, помилуй".
Пятое. После этого Иисус, зная, что все
уже свершилось, сказал, да сбудется Писание: Жажду (Ин.
19:28). Сосуд же, полный уксуса, стоял вблизи. Воины,
наполнив губку уксусом, надели ее на трость и
пододвинули к Его устам. Вспоминая это, с умилением
сердца воскликнем к Нему: "Распятый ради нас, Христос
Спаситель наш, сладость наша, напои нас от обилия дома
Твоего питием сладости, и когда придешь судить со
славою, да насытимся, как явится слава Твоя. Здесь же не
презри нас, алчущих и жаждущих, но сподобь нас быть
достойными причастниками Пречистых Тайн Тела и Крови,
которую Ты за нас пролил, сделай нас достойными и не
осужденными во веки веков".
Шестое. Когда Иисус принял уксус, Он
сказал: "Совершилось!" (Ин. 19:30). Вспоминая это
слово, говори так: "Христос, Спаситель и Искупитель наш!
Сделай нас совершенными пред Тобой, чтобы, ходя путем
заповедей Твоих, мы были совершенными в добрых делах и
услышали бы сей превожделенный призыв: "Приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34).
Седьмое. Громко воскликнув, Иисус
сказал: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23:46).
Сказав же это, Он, преклонив голову, испустил дух.
Здесь, святое богомыслие, размышляй так. Кто предал дух?
Сын Божий, Создатель наш и Искупитель наш. Поэтому с
великим желанием сердца вещай к Нему: "Когда придет
страшный час разлучения души моей от тела, тогда,
Искупитель мой, прими ее в руки Твои и сохрани ее
свободной от всяких бедствий, да не узрит душа моя
мрачного взора лукавых демонов, но да спасенной пройдет
все мытарства сии. О, Спаситель наш! Мы твердо надеемся
получить это от Твоего человеколюбия и милосердия".
Покольку тогда была пятница, то чтобы не
остались на кресте тела в субботу, "ибо та суббота была
день великий" (Ин. 19:31), иудеи молили Пилата, чтобы
перебили повешенным голени и убрали их. Воины же, придя,
первому перебили голени, а потом и другому, распятому со
Христом. Иисусу же не перебили голеней, ибо увидели, то
Он уже умер, но один из воинов пронзил Ему копьем ребро,
и тотчас истекла Кровь и вода: Кровь на освящение наше,
вода же на омовение. Тогда вся тварь поразилась страхом,
видя мертвым и висящим на древе Жизнь всяческих. Тогда
Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово и, сняв
его с древа, положил во Гробе новом. "Воскресни, Господи
Боже наш, и избави нас имене Твоего ради" (Пс. 48:27).
Аминь.
Димитрий Ростовский, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Димитрию Ростовскому:
- Молитва святителю Димитрию Ростовскому.
Составитель "Четьи-Минеи", содержащие жития
святых на каждый день года. Талантливый проповедник,
ревнитель чистоты
Православной веры перед лицом раскольничьих сект.
Прославился скромной, подвижнической жизнью, был
любим народом за простоту, доступность и дела
милосердия. До самой кончины подавал пример
терпеливого и смиренного перенесения тяжелой грудной
болезни. Святителю Димитрию молятся об успехе в
христианской проповеди и просвещении, об избавлении
от расколов и ересей, о помощи е бедности, о
заступлении вдов и сирот, об исцелении от грудных болезней
Труды святителя Димитрия Ростовского
- "Жития Святых". Полное собрание
- "Слово в день праздника Обрезания Господня"
- "Псалмы или духовные канты"
- "Псалтирь Божией Матери"
- "Пяточисленные молитвы"
- "Руно орошенное"
- "Память духовному отцу как управить ставленника"
- "Поучения и проповеди"
- "Поучения и слова"
- "Поучения к иереям"
- "Приготовление иереев к Божественному Причащению"
- "Слово о пьянстве"
- "Келейный летописец"
- "Письма"
- "Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании"
- "Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы"
- "Богодухновенное христианское наставление"
- "Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа"
- "Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне"
- "Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг"
- "Где Бог, там все доброе"
- "Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем"
- "Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов"
- "За что подобает благодарить Бога?"
- "Зерцало православного исповедания"
- "Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания"
- "Краткое христианское нравоучение"
- "Милосердному и долготерпеливому Творцу Богу нашему угодны от людей следующие дела"
- "Молитва о своем окаянстве св. Димитрия"
- "Молитва повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения"
- "Молитва, или Краткое воспоминание страданий Христовых"
- "Молитвенные стихословия"
- "О Причащении Святых Таин"
- "О свидетельстве любви к ближнему"
- "Плач на погребение Христово"
- "Поклонение Пречистым Христовым Тайнам"
- "Рассуждение второе. Врачевство на случай отчаяния"
- "Рассуждение о Божественном Причащении, ибо "осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем" 1Кор. 11:29"
- "Семь слов Спасителя на Кресте"
- "Стихи на страсти Христовы"
- "Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день"
- "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского"
- "Алфавит Духовный"
|