Димитрий Ростовский. Память духовному
отцу как управить ставленника
Память святителю Дмитрию Ростовскому: 23 мая / 5 июня (Собор Ростовских святых), 19 июль / 1 августа, 21 сентября / 4 октября (обретение мощей), 28 октября / 10 ноября
Святитель Димитрий Ростовский - составитель "Четьи-Минеи", содержащих жития
святых на каждый день года. Талантливый проповедник,
ревнитель чистоты Православной веры перед лицом
раскольничьих сект. Прославился скромной, подвижнической
жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия.
Святитель Димитрий Ростовский. Икона, последняя треть XVIII века
***
(Следует понимать, как "Наставление
духовному лицу при подготовке человека, собирающегося
принять священный сан").
Вначале нужно повелеть ставленнику,
чтобы приготовился к исповеди, собрав все свои
помышления и истязав свою совесть; и все грехи, от
юности содеянные, в память привел – как исповеданные,
так и не исповеданные; чтобы так приготовился говорить
по порядку, по самой истине, как что было, ничего не
утаивая. Когда ставленник придет на исповедь, следует
его спросить, имеет ли он духовного отца, и давно ли
исповедался в своих грехах, не имеет ли какой епитимий
или запрещения от своего духовного отца, давно ли
причащался Божественных Тайн.
В обычном исповедании, как уже написано,
надлежит со многим разумом о грехах и о тяжестях
греховных истязать, и исповедуемое рассуждать и от
каждого греха подобающее врачевство прилагать, кроме тех
грехов, которые он, ставленник, прежде исповедал своему
духовному отцу. И должен известить, что те грехи уже
исповедал, и если совестная язва от первого духовного
врача хорошо исцелена, то не нужно ее врачевать другому.
Тяжкие и трудно разрешимые смертные грехи необходимо
доносить архиерею. А особенно доносить то, что является
препятствием к принятию хиротонии, а именно: убийство,
воровство, волшебство, лжесвидетельство, вражда
неразрушенная, насилие, явное грешничество,
кровосмешение и противоестественные плотские грехи, и
иное злое и лютое. Спросить ставленника и о том, какую
взял себе в сожитие супругу – не блудящую ли, девицу ли,
не растленную или растленную, и если будет растленной,
то нет ли о ней злого слуха в народе, как о блуднице, и
если о ней будет злой слух, как о блуднице, то ее мужу
нельзя быть священником. Ибо если взявший вдовицу не
бывает хиротонисан, то тем более взявший явную блудницу
не может быть хиротонисан.
По совершении исповеди и по разрешении
следует поучить ставленника, как он должен приготовить
свою душу к принятию священного сана равноангельского.
Пусть с теплой верой и несомненной надеждой готовится
принять благодать священства и непрестанно пусть о том
помышляет, отложив всякую житейскую печаль.
Когда ставленник будет произведен к
хиротонии и преклонит колена и голову к Божественному
престолу, и архиерей, возложив на него десницу, начнет
говорить слова освящения, тогда нужно, чтобы ставленник
весь свой ум вперил в Бога и несомненно верил, что
сойдет на него невидимо Дух Святой, как и на главы
апостольские, и изольется на него благодать диаконского
или священнического совершения.
По совершившейся же хиротонии от всей
души и от всего сердца в помысле своем пусть начнет
воздавать благодарение Богу, что сподобил его такового
чина, еже с Херувимы и Серафимы невидимо присутствующими
быть ему предстателем Божия престола, и служителю
Божественных Христовых Тайн, на которые Ангелы со
страхом взирают, и которым благоговейно с трепетом
поклоняются.
Необходимо много поучения и наставления
в том, каковому быть в принятии и причащении
Божественных Тайн ставленнику и всякому причащающемуся,
но не хватает времени об этом много писать, потому
только вкратце предлагается следующее:
По причащении необходимо читать
благодарственные молитвы со вниманием, не только устами
говоря, но и умом понимая читаемое, и сердцем умиляясь,
ибо молитва без внимания и умиления – это кадильница,
бряцающая без огня и кадила.
Хиротонисанного, отходящего восвояси,
духовник должен поучать, чтобы со страхом, многим
благоговением, с верой и любовью совершал свое служение,
как Ангел Божий предстоя престолу, будучи чист душой и
телом.
Пусть приготовление к служению будет
совершенно доброе и достойное святого служения.
Второе приготовление: в гневе и вражде
или в каком ином смертном грехе, находящийся пусть не
дерзает служить, пока не разрушит вражду и не очистит
смертный грех покаянием. Для этого пусть чаще приходит к
своему духовному отцу и очищает свою совесть.
Прочее же о достодолжной чести и
боголепном поклонении подобающем Божественным Христовым
Тайнам смотри в великом Киевском Требнике, в части 1-й,
лист 266-й и далее, и оттуда, отче духовный, поучи
новоставленного иерея.
Наконец, следует помнить следующие слова
святого Иоанна Златоустого: "Ничто так не раздражает
Бога, как недостойное священнодействие" (Беседы на
Евангелие от Матфея).
Димитрий Ростовский, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Димитрию Ростовскому:
- Молитва святителю Димитрию Ростовскому.
Составитель "Четьи-Минеи", содержащие жития
святых на каждый день года. Талантливый проповедник,
ревнитель чистоты
Православной веры перед лицом раскольничьих сект.
Прославился скромной, подвижнической жизнью, был
любим народом за простоту, доступность и дела
милосердия. До самой кончины подавал пример
терпеливого и смиренного перенесения тяжелой грудной
болезни. Святителю Димитрию молятся об успехе в
христианской проповеди и просвещении, об избавлении
от расколов и ересей, о помощи е бедности, о
заступлении вдов и сирот, об исцелении от грудных болезней
Труды святителя Димитрия Ростовского
- "Жития Святых". Полное собрание
- "Слово в день праздника Обрезания Господня"
- "Псалмы или духовные канты"
- "Псалтирь Божией Матери"
- "Пяточисленные молитвы"
- "Руно орошенное"
- "Память духовному отцу как управить ставленника"
- "Поучения и проповеди"
- "Поучения и слова"
- "Поучения к иереям"
- "Приготовление иереев к Божественному Причащению"
- "Слово о пьянстве"
- "Келейный летописец"
- "Письма"
- "Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании"
- "Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы"
- "Богодухновенное христианское наставление"
- "Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа"
- "Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне"
- "Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг"
- "Где Бог, там все доброе"
- "Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем"
- "Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов"
- "За что подобает благодарить Бога?"
- "Зерцало православного исповедания"
- "Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания"
- "Краткое христианское нравоучение"
- "Милосердному и долготерпеливому Творцу Богу нашему угодны от людей следующие дела"
- "Молитва о своем окаянстве св. Димитрия"
- "Молитва повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения"
- "Молитва, или Краткое воспоминание страданий Христовых"
- "Молитвенные стихословия"
- "О Причащении Святых Таин"
- "О свидетельстве любви к ближнему"
- "Плач на погребение Христово"
- "Поклонение Пречистым Христовым Тайнам"
- "Рассуждение второе. Врачевство на случай отчаяния"
- "Рассуждение о Божественном Причащении, ибо "осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем" 1Кор. 11:29"
- "Семь слов Спасителя на Кресте"
- "Стихи на страсти Христовы"
- "Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день"
- "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского"
- "Алфавит Духовный"
|