Куда приводит воцерковление из-под палки
Несколько лет назад я был свидетелем
следующей сцены. В пещерах Киево-Печерской лавры, куда я
зашел помолиться, впереди шла пара паломников – отец с
сыном. Мальчику было лет 9 или 10. Своей рукой отец
наклонял голову сына к мощам преподобных и приговаривал:
"Цилуй, це – святи мощи, це тоби не у футбол у двори
ганять!". И сам приказной тон, и странное
противопоставление мощей и детских игр навели на
грустные размышления. А что будет с парнем, когда у отца
не хватит сил наклонить голову сына к святым мощам?
Невозможно заставить полюбить. И дело не
в том, что от этого не появляется любви, а в том, что от
этого рождается ненависть. Ненависть искренняя, которую
потом очень трудно исцелить.
Яркий тому пример – история Джеймса
Хэтфилда, лидера культовой рок-группы "Metallica".
Из всех рок-групп "металлического"
направления "Металлика" одна выходит за рамки своего
жанра. И здесь причина не только в красивых балладах, но
и в остроте поднимаемых музыкантами тем. Это для нас
здесь, в бывшем СССР "Металлика" было просто "тяжелым
металлом" – страшным грохотом или красивыми "медляками".
А для американцев Джеймс Хэтфилд был чем-то вроде Юрия
Шевчука, который еще в 80-е годы возмущался по поводу
социальной несправедливости. Точно также и Хэтфилд поет
о том, что в его стране "справедливость убита" и
правосудие куплено (Justice for all). О том, что
наркоман – это игрушка в руках кукловода (Master of
Puppets).
В 1991 г. группа выпускает свой самый
успешный альбом, который превращает музыкантов из
американских кумиров в мировых звезд. И вот на этом
альбоме есть несколько песен с религиозными текстами,
одна из которых открыто антихристианская – "Следуй за
падшим богом". Ее текст переполнен кощунственными
строчками, а основная идея перекликается с идеями Ницше
о том, что христианство – религия слабаков.
Разговор об этом более чем спорном
утверждении – тема отдельного материала. Но сейчас важно
понять другое – почему Хэтфилд написал эту песню.
В наш век Интернета все эти вопросы
узнать несложно. В разных интервью музыкант
рассказывает, что эту песню он написал как попытку
вылечить себя от психологических травм, полученных в
детстве. По словам Хэтфилда, его семья принадлежала к
церкви "Христианская наука". Одна из особенностей этой
конфессии состояла в полном отрицании медицины.
"Если кто-то заболел, Бог сам починит",
– говорили детям родители. Но если бы просто говорили.
Все было намного хуже. Давайте послушаем объяснение
самого автора.
"В основном эта песня о том, как меня в
детстве заставляли верить в некоторые религиозные вещи.
Мои родители принадлежали к "Христианским ученым",
которые не верили ни в каких врачей. И для меня как
ребенка трудно было понять некоторые вещи, которые люди
понимают, уже будучи взрослыми. Мне было запрещено
посещать уроки здоровья в школе. У меня забирали
учебники по этому предмету, говоря, что "это все хлам,
тебе не нужно это знать, мы не ходим к докторам, и Бог
починит и исцелит тебя". И мне нужно было выходить из
класса на этих уроках, а мне вслед шептали: как ты
можешь жить со всем этим? Вы знаете, в возрасте семи лет
это действительно трудно – каждый раз объяснять почему я
не хожу на эти уроки. Это действительно заставляло
чувствовать себя чужаком в этом мире. Может это звучит
глупо, но так оно и было. И эта песня "Падший бог" – она
о моем детстве. Ее название раздражает многих, кто-то
говорит: он нападает на религию. Но это часть моего
детства. Это лечение для меня самого".
***
Читайте далее...
***
Это было в начальных классах. Когда
Джеймс чуть подрос, ему пришлось пережить новую душевную
травму. Его родители развелись. Судя по рассказам
Хэтфилда, инициатором развода был отец.
Однако на этом раны детства и отрочества
не закончились. Когда Джеймсу было 16 лет, умирает его
мать. И трагичность этой смерти была не только в том,
что уходит самый близкий человек. А в том, что мать
знала о своей болезни, но принципиально отказывалась
лечиться, повторяя то, чему учила детей: "Если нужно,
Бог починит". И события развивались так, что Богу как
будто оказалось не нужно.
Что происходило в душе 16-летного
подростка после всех этих событий? В этой ситуации
остаться верующим действительно очень тяжело.
Часто люди говорят – какая разница как
верить, Бог один все веры ведут к Нему. История Хэтфилда
ярко показывает, что отрыв от христианской традиции
приводит к тому, что уже дети сектантов вырастают
противниками христианства.
"Не отвергай врача, ибо от Господа
лечение" – говорится в библейской книге Премудрости
Иисуса, сына Сирахова. Эта книга входит в православную
Библию и неизвестна в протестантском мире. Да и без этой
книги любой православный знает, что врачебное искусство
благословлено Богом, раз есть святые врачи – древний
Агапит и современник Лука Войно-Ясенецкий.
Родители Хэтфилда были вне этой
традиции. Более того, они даже были вне католической
традиции, где таких крайностей могло и не произойти.
Эта история трагична еще и тем, что их
сын – очень талантливый музыкант, песни которого куда
популярнее малоизвестной американской секты
"христианская наука". Как говорится, такую бы энергию,
да в мирных целях.
Было бы неправильно изобразить Хэтфилда
эдаким обидчивым подростком, который никак не может
расстаться с душевными ранами прошлого.
Позже он напишет песню "Мама сказала" –
такую же искреннюю и честную как многие его песни. В ней
он вспоминает как мать учила его жить, как он хотел жить
по-своему. И вот, наконец, повзрослев, он возвращается
домой – просить у матери прощения. "Но все, что я вижу –
это холодный камень". По нашему говоря – могильный крест.
Своей матери он посвятил и другую песню
– "Пока оно спит", – песня о раковой опухоли, навеяна
трагическими переживаниями Хэтфилда-сына после гибели матери.
На фоне остальных рок-групп выделяются
не сколько сами эти песни, сколько темы. До сих пор о
любви к матери представители тяжелых музыкальных
направлений не пели. Здесь – один из самых известных
рок-музыкантов написал песню-покаяние о том, как нужно
любить родителей и как горько осознавать это тогда,
когда родители уже умерли.
Я не ставлю целью обелить Хэтфилда. При
всех поисках смысла страданий в его творчестве явно
прослеживается бунт против Бога. К примеру, одна из
самых известных песен "Металлики" – Enter Sandman
рассказывает о маленьком мальчике, которого мучают
ночные кошмары и которому не помогает даже молитва. Сам
текст вечерней молитвы издевательски обыгран в песне, и
идея автора: молись не молись, толку нет, все равно
кошмары замучают.
Однако при всем этом Хетфилд – один из
самых глубоких музыкантов в такой поверхностной
рок-музыке как американская. Для того, чтобы понять его
мировоззрение, нужно подробно разбирать такие песни как
"Мой друг по несчастью", "Непрощенный". Почему он
называет себя непрощенным? И кем он не прощен? На эти
вопросы сможет ответить только сам Хэтфилд, однако в
многочисленных интервью и фанаты и журналисты спрашивают
его о гитарах, концертах, мотоциклах, но никогда – о
текстах песен. Хотя само ощущения себя непрощенным у
музыканта не проходит уже много лет – он написал уже три
песни с названием "Непрощенный", меняя и тексты и музыку
и добавляя цифры к названию "Unforgiven", "Unforgiven2",
"Unforgiven3". И здесь нельзя сказать, что музыкант поет
"из чьего-то образа". Еще в первой песне "Непрощенный"
он прямо говорит, что поет о самом себе. В творчестве
Хэтфилда больше вопросов, чем ответов.
Но одно можно сказать точно. Заставлять
ребенка верить – очень опасно. Если родители не научится
смотреть на мир его глазами и не научит любить Бога
искреннее, они рискуют не только своей судьбой.
Влад Головин
Православие и мир - 22.10.2010.
Фото - Джеймс Алан Хэтфилд (James Alan Hetfield) - вокалист, гитарист, один из основателей и лидер группы
Metallica.
|