Школьник не учится, больной не лечится,
крещеный не ходит в церковь
Какими должны быть огласительные беседы?
Достаточно ли двух бесед неверующим и нетерпеливым
родителям младенцев? Сколько можно уделить времени
человеку, который хочет стать христианином, будучи уже
взрослым? Отвечает протоиерей Вячеслав Перевезенцев,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе
Макарово (возле Черноголовки Московской области).
365 дней до крещения
Помню, как я сам приходил в Церковь в
80-х годах и проходил оглашение в приходе отца
Александра Меня. Отец Александр и в те непростые для
Церкви времена не крестил взрослых людей без подготовки.
И таким, как я, крещенным в младенчестве и ничего не
знающим о Церкви, он говорил, что к воцерковлению нужно
готовиться. Полулегально (это были еще советские
времена), раз в неделю почти год мы собирались в
квартире у одного из его духовных чад на огласительные
беседы и изучали Библию, Символ веры…
Когда я стал сам священником, у меня
даже не возникало вопроса – стоит ли готовить людей ко
крещению. Причем готовили мы их не за две-три встречи, а
еженедельно в течение года. В девяностых годах людей на
таких встречах было много. Сейчас – всё меньше и меньше.
В силу, наверное, того, что большинство всё-таки крещено
в младенчестве.
Как правило, если человек проходит такое
оглашение, то он остается в Церкви.
Иногда люди хотят креститься, но
разговаривать, готовиться к крещению не хотят. Очень
редко, но бывают такие случаи. Тогда я, конечно,
крещение не совершаю.
***
***
Как быть с младенцами?
Есть разница, когда мы оглашаем перед
крещением взрослого человека или когда мы проводим
огласительные беседы для родителей, чьих младенцев
предполагаем крестить.
Да, можно сказать нецерковным родителям:
"Либо вы воцерковляетесь, пройдя полноценное оглашение,
и тогда мы окрестим младенца, или я крестить его не
буду". Однако я всё-таки так не делаю. И совершаю
крещение младенцев так, как это и принято в большинстве
приходов, после одной или двух предварительных бесед.
При этом я отдаю себе отчет в том, что эти краткие
беседы не могут заменить полноценного оглашения. Но
тогда в чем их смысл?
Он мне видится в следующем – постараться
дать понять родителям, которые хотят крестить своих
детей, что с крещением отношения с Богом не
заканчиваются, а только начинаются. Крещение нас не
делает христианами, а дает нам возможность ими стать.
Оно подобно семени, в котором уже есть будущее древо и
его плоды, но если мы просто положим его в землю, то оно
само не вырастет. На него нужно тратить силы и время,
иначе семя так и пролежит под спудом, не принеся плода.
И тогда непонятно, зачем мы вообще его сеяли.
***
***
О чем говорить с родителями?
Как подсказывает мой священнический
двадцатишестилетний опыт, родители, которые хотят
крестить своих детей, в подавляющем большинстве не
понимают, зачем они это делают, или имеют ложное
представление об этом.
Мне кажется, люди в своей жизни должны
всё делать осознанно и осмысленно. Поэтому я всегда в
начале беседы спрашиваю родителей, зачем они хотят
крестить своего ребенка. Чаще всего на этот вопрос
родители отвечают: "Мы хотим, чтобы у ребенка был Ангел
Хранитель, чтобы Бог его защищал".
Я понимаю, что они имеют в виду, но мне
представляется странным такое видение Бога. "Такое
ощущение, – говорю я им, – что, по-вашему, Бог кого-то
защищает, оберегает, посылает Ангелов Хранителей, а
кому-то всего этого не дает? А откуда у нас такие
представления о Боге, ведь в Библии ничего подобного мы
не встречаем?" "И правда, странно", – соглашаются они.
Тогда я обращаю их внимание на то, что
Христос нигде не утверждает, что крещеным даются
какие-то особые привилегии перед остальными людьми.
Наоборот, Он говорит, что любит всех, что Бог
"повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45).
Когда люди слышат это, они иногда спрашивают: "А для
чего же тогда креститься?" И это уже хороший, правильный
вопрос.
***
***
Дальше я говорю о том, что креститься
нам нужно для того, чтобы стать христианами, при этом
понимая, что само крещение нас христианами не сделает.
Это условие необходимое, но недостаточное, само крещение
– лишь первый шаг для того, чтобы затем стать тем, кем
мы хотим стать. Если после крещения в нашей жизни ничего
не меняется, а Церковь, как и была, так и остается на
периферии, то мы обманщики. И обманываем мы прежде всего
самих себя и своих детей.
Школьник не учится, больной не лечится
Крещение – это своего рода инициация,
посвящение. Вот, например, мы отдаем ребенка в школу. 1
сентября он проходит посвящение в первоклассники. Как
правило, это бывает очень торжественно, ребенок получает
какие-то знаки отличия: теперь он школьник. Но если вы
скажете ему, что завтра он опять может идти к бабушке и
жить прежней жизнью, он очень удивится. Но мы так не
сделаем, мы хорошо знаем, что записали его в школу не
для того, чтобы он считался школьником, а для того,
чтобы, будучи школьником, он учился.
Больной записывается к врачу не для
того, чтобы ходить в пациентах, а для того, чтобы
лечиться. Женщина выходит замуж не для того, чтобы иметь
штамп в паспорте и считаться замужней, а для того, чтобы
создавать свою семью, жить вместе с любимым человеком. И
очевидно, что если школьник не учится, больной не
лечится, супруги не живут вместе, все они поступают
странно, более того – дурно.
Но про крещение мало кто думает в такой
перспективе, даже среди людей воцерковленных. Моя задача
такую перспективу нарисовать, дать ее почувствовать. И в
принципе для этого достаточно одной беседы. Хотя это,
конечно, никакое не оглашение. Но, может быть, люди
задумаются и захотят узнать больше? И такие случаи
бывают.
Разрушить ложные представления
Очевидно, что беседы священника с
родителями нужны. Хорошо, что это сейчас стало
повсеместно. Но, мне кажется, важно нам самим себя не
обманывать и понимать, что это не полноценное оглашение.
Скорее, проповедь, на которой мы можем не столько успеть
рассказать нечто серьезное, сколько разрушить зачастую
ложные представления о Церкви. Люди часто думают, что
если они крещены, то они уже православные. Это большая
проблема – изменить сознание людей. Может быть, для
этого потребуются годы.
Когда люди поймут, что крещение – не
самоцель, тогда будет меньше желающих крестить своих
детей. Мне кажется, это нормально. Крестить детей нужно
только в том случае, когда ты действительно хочешь,
чтобы они были христианами, а не ради каких-то своих
тревог, страхов или просто потому, что так делают все.
Понятно, что мы не можем изменить эту
ситуацию в глобальном масштабе. Мы можем изменить ее в
отдельно взятой семье. Люди как приходили, так и будут к
нам приходить с просьбой о крещении, наполняя это
желание своими смыслами. Но если эти смыслы станут
подлинными, основанными на Евангелии у нас самих,
православных людей, тогда нам намного легче будет
донести это и для тех, кто еще стоит у порога Церкви.
Записала Оксана Головко
Православие и мир - 04.06.2016
|