Катехизация в Русской Православной Церкви: системный взгляд
Катехизация - это содействие
уверовавшему в Бога человеку в сознательном и
ответственном вхождении в жизнь Церкви [1]. Соединение с
Церковью Христовой происходит в таинстве Крещения.
"…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в
Царствие Божие", - говорит Господь (Ин. 3:5). Вместе с
тем преподобный Ефрем Сирин писал: "Крещение есть только
предначатие воскресения из ада", а святитель Игнатий
(Брянчанинов) предупреждал: "Не поддерживающий
приобретений, дарованных святым Крещением, жизнью по
заповедям, утрачивает приобретенное".
Поэтому Крещение должно быть неразрывно
связано с приобщением верующего к жизни Церкви:
формированием основ христианского мировоззрения,
обретением навыков молитвы и аскетического делания,
устроением собственной жизни по заповедям Божиим,
участием в таинствах и вхождением в евхаристическую
общину, обретением духовного руководства.
Катехизические занятия сопровождают,
направляют, корректируют процесс воцерковления
христианина как до, так и после Крещения. Они не
заменяют пастырского окормления и самой церковной жизни,
но помогают в ее правильном устроении, создавая
необходимое пространство духовного общения оглашаемых и
новоначальных христиан со священнослужителями,
мирянами-катехизаторами и членами приходской общины.
Сложно говорить о периоде времени, когда
указанные составляющие церковной жизни в надлежащей
степени могут быть восприняты. Но совершенно точно это
длительный период, который составляет не меньше
нескольких лет.
В Древней Церкви просвещение
осуществлялось в основном через наставление в
православной вере перед принятием таинства Крещения,
которое могло длиться довольно продолжительное время.
Этого времени было достаточно для того, чтобы вера
пожелавшего войти в лоно Церкви стала твердой и
осознанной. Разумное научение основам веры завершалось в
таинстве Святого Крещения. В Церковь такой человек
входил уже просвещенным светом Христовой истины и
фактически сам был готов нести слово Божье в мир.
Крещение совершалось на основе твердой веры и покаяния
оглашаемого, что в немалой степени было итогом
катехизации.
На этом церковное научение не
заканчивалось. Став полноправными членами общины,
новокрещенные продолжали постигать спасительное учение
Церкви, практику церковной жизни: они слушали
тайноводственные беседы об основах духовной жизни
христианина, о понимании таинств.
Такой порядок вступления в Церковь
касался взрослых. Но с самых ранних времен крестили
также младенцев. Со временем крещение младенцев стало
повсеместно распространено, что привело к постепенному
отмиранию практики крещения взрослых и, соответственно,
исчезновению продолжительного оглашения. Просвещение
новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных
огласительных школ в христианские семьи и церковные
общины. Вместе с познанием мира, человеческого общества,
своего ремесла и т. д. ребенок узнавал и основы
христианской веры и жизни, передаваемые ему его
родителями и восприемниками. С развитием школы как
основной формы образовательной системы обязательным
предметом школьного преподавания в христианских странах
стали основы веры.
В царской России начальное религиозное
просвещение осуществлялось через семейный православный
уклад и на приходах, в том числе через
церковно-приходские школы. Ситуация изменилась после
1917 года. Чужеродный социальный эксперимент,
осуществленный большевиками, привел не только к
беспрецедентным гонениям на Церковь, но и к разрушению
традиционного семейного уклада в стране в целом. В
советской России открытое исповедание христианской веры
было сопряжено с опасностью для свободы и даже жизни.
Религиозное просвещение было запрещено, а вся церковная
инфраструктура, занимавшаяся им, - уничтожена.
Огромное давление, которое оказывалось
антирелигиозной идеологией на граждан, не способствовало
научению вере в семье. Крещения часто совершались тайно.
Сам факт прихода человека в храм с обращением о Крещении
к священнику тогда служил достаточным основанием для
совершения над ним таинства.
***
Читайте также по теме:
***
Отсутствие полноценной катехизации
привело к тому, что по большей части тайно крещенные
миряне оставались не наученными основам христианской
веры и не участвовали в практике церковной жизни. Но в
то же время стали организовываться кружки, целью которых
было изучение христианской веры. Такие кружки
существовали нелегально, под страхом применения
репрессий со стороны власти к их организаторам и
участникам.
Падение советского режима привело к
массовому возрождению религии в стране. Многие люди
пожелали принять Крещение в Православной Церкви.
Духовенство оказалось в сложном положении. С одной
стороны, священники не могли отказать желавшим после
стольких лет запрета на религию принять Крещение, с
другой - не было возможности обеспечить полноценное
просвещение всей массы новообращенных. Редкие
катехизические кружки не могли справиться с этой
задачей.
В последующие годы Русская Православная
Церковь активно занималась воссозданием инфраструктуры
церковной катехизации. Открывались воскресные школы для
детей и катехизические курсы для взрослых. Одновременно
в епархиях шла подготовка катехизаторов и преподавателей
воскресных школ. Кроме того, за это время появилось
первое постсоветское поколение христианских семей,
состоящих из христиан, крещенных в младенчестве на заре
церковного возрождения. В их семьях возрождалась
традиция семейного научения основам веры.
В 2011 г. Священный Синод принял
документ "О религиозно-образовательном и катехизическом
служении в Русской Православной Церкви" [2]. Документ
регламентирует организацию катехизической деятельности
на всех уровнях церковного устройства Русской
Православной Церкви. Его появление свидетельствует о
системном подходе к процессу восстановления
инфраструктуры церковной катехизации и серьезном анализе
ситуации в сфере религиозного просвещения на протяжении
последних двадцати лет.
Документ предписывает практику
обязательного оглашения перед принятием таинства
Крещения для взрослых и детей старше семи лет. Не
наученные основам веры родители и восприемники крещаемых
детей возрастом младше семи лет также должны прослушать
курс огласительных бесед. Особое внимание в документе
уделяется просвещению мирян, не прошедших в свое время
катехизации.
Катехизация после Крещения требуется как
новокрещенным, так и тем, кто был крещен ранее, но не
получил в свое время должного наставления в основах
православной веры и христианской жизни. Также в особом
пастырско-педагогическом попечении нуждаются люди,
возвращающиеся в ограду Православной Церкви после
временного отпадения от нее в сектантство, ересь,
раскол.
Что касается священнослужителей, то по
роду своего служения они призваны заниматься
катехизацией, как через пример своей жизни, так и
организуя, и координируя на своем уровне работу
епархиальной или приходской системы просветительной
деятельности.
Не облаченных священным саном
монашествующих и мирян, как участников катехизической
деятельности, можно условно разделить на несколько
категорий. Во-первых, это те, кто самой своей
благочестивой жизнью осуществляют свое христианское
призвание - нести миру свет Христовой истины,
свидетельствовать о Христе. Зная основы православного
вероучения и обладая опытом духовной жизни, они могут
ответить на вопросы тех, кто обращается к ним за
советом. Ко второй категории можно отнести тех, кто
специально желает послужить Церкви в качестве
катехизаторов, получая для этого соответствующее
образование и квалификацию и исполняя катехизическое
служение по благословению архиерея или настоятеля
прихода. К третьей категории относятся скорее негативные
примеры "ревности не по разуму", когда, не имея
необходимых знаний и богословской подготовки, а также
собственного духовного опыта, неофиты (а таковыми могут
быть и давно крещенные, но не просвещенные люди)
навязывают свое ложное мнение о христианской вере и
жизни тем, кто только входит в церковную ограду или
стоит на ее пороге. Эта категория должна постепенно
исчезнуть как явление из жизни Русской Православной
Церкви благодаря приложению усилий по ее просвещению. К
четвертой группе относятся те, кто желает расширить свои
знания и свой церковный опыт при помощи систематической
катехизации. К пятой - крещеные миряне, которые почти не
знают о вере, не живут по заповедям и церковным
установлениям и не стремятся к этому, но изредка
приходят в храм - на Пасхальный крестный ход, за
Крещенской водой, чтобы принести домой освященные вербы
в Вербное воскресенье, ветки березы на Троицу или плоды
на Преображение и т. д., а также к родственникам и
друзьям на Крещение, Венчание и отпевание усопших. И,
наконец, шестая группа - это крещенные, как правило, в
младенчестве, но не живущие христианской жизнью и
никогда не бывающие в храме, а порой и враждебно
относящиеся к вере и Церкви. По отношению к этой группе
более уместна миссионерская деятельность, но порой и
труды катехизаторов могут повлиять на обращение человека
к вере.
Катехизическую деятельность условно
можно разделить на оглашение и послекрещальную
катехизацию. Оглашение - беседы со взрослыми и детьми
старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения.
В современной ситуации, обусловленной историческими
условиями, период оглашения значительно сократился по
сравнению с известным еще со времен Древней Церкви. Под
оглашением теперь стало пониматься проведение нескольких
бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором
и одной покаянно-исповедальной беседы со священником.
Такой объем научения вере не позволяет достигнуть всех
целей катехизации, а только полагает начало осознанной
церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении
богослужения, Священного Писания, практики церковной
жизни, творений святых отцов и других значимых
содержательных областей, исторически присутствовавших в
древности, сейчас перенесен на послекрещальную
катехизацию. Наиболее систематически организованным
направлением такой катехизации является воскресная школа
для взрослых, в некоторых случая обозначаемая как
катехизические или богословские курсы.
***
Читайте также по теме:
***
Система катехизации после Крещения
восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает
основные задачи воцерковления человека. В идеале
катехизация после Крещения - это целостное, органичное и
непрерывное сопровождение процесса воцерковления
человека, его вхождения в жизнь Церкви. Послекрещальная
катехизация предполагает постоянную личную связь между
священником или катехизатором и прихожанином и другими
членами церковной общины. Возникновение, сохранение и
укрепление такой связи является важнейшей составляющей в
процессе воцерковления человека.
Остановимся на наиболее востребованных
формах катехизации после Крещения.
Церковная проповедь, пастырское слово
призваны сопровождать каждое богослужение, таинство и
обряд, актуализируя для участвующих в них Священное
Писание и Предание Церкви.
Богослужебные негимнографические чтения
(синаксарь в русском переводе на двунадесятые праздники,
толкования Священного Писания на Всенощном бдении, жития
святых и т.п.) и своевременные комментарии к
богослужебным текстам позволяют полнее раскрывать и
использовать катехизический потенциал богослужения.
Заметный импульс в приобщении
новоначальных христиан к церковной жизни и прохождении
последующей систематической катехизации способны придать
разовые и регулярные катехизические мероприятия, такие
как:
- размещение просветительских стендов;
- распространение катехизических листков и иных материалов;
- приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;
- внебогослужебные чтения и собеседования;/li>
- экскурсии по храму и паломнические поездки (с катехизическим содержанием);
- просветительские интернет-проекты, и др.
Краткосрочные и долгосрочные
катехизические программы. К краткосрочному
катехизическому курсу относятся соответствующие
оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых
младенцев и малолетних детей, а также беседы перед
таинством Брака [3] (венчанием). Следующей ступенью
является тайноводственный курс "практического
воцерковления", в котором предлагается принять участие
прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс
проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на
передачу базовых представлений обо всех основных
аспектах церковной жизни человека и на содействие ее
практической реализации.
Долгосрочная катехизическая программа
призвана дать системное, многостороннее научение основам
православной веры и христианской жизни. Она может
реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых,
богословских или катехизических курсов. Основой
программы длительного катехизического курса призван
стать Современный катехизис Русской Православной Церкви.
Схематично катехизация взрослых в
наиболее распространенной форме - воскресной школы для
взрослых - может выглядеть следующим образом. Помимо
катехизиса в блоке основных предметов должны обязательно
изучаться Священное Писание, библейская история, история
Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть
может включать церковное искусство, иконографию, как не
только обладающие назидательной составляющей, но и
наглядно иллюстрирующие все, что человек будет изучать в
основном блоке.
От систематических катехизических
занятий следует отличать внебогослужебные чтения и
собеседования, которые отнесены нами к разовым и
регулярным катехизическим мероприятиям. Данная форма в
наибольшей степени раскрывает возможности взаимного
общения, диалога между священнослужителями,
катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и
позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать
обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и
собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы
со священником и тематические встречи. Наиболее
подходящей возможностью для таких бесед и встреч
является общая трапеза для всех желающих прихожан после
окончания Божественной литургии, практика которой
укоренена в церковной традиции. На такие беседы за
трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан,
могут приглашаться и профессиональные преподаватели по
отдельным дисциплинам.
Также большое значение имеют библейские
беседы и евангельские кружки; беседы по изучению
богослужения.
Формы и соответствующие им направления
катехизации взаимодополняют друг друга. Приход может
использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам
с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы
к катехизации после Крещения с учетом характеристик
прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и
специфики прихожан, особенностей духовного руководства
священника и т. д. Именно многообразие путей способно
обеспечить эффективность, действенность достижения целей
катехизации.
Денис Туголуков,
заведующий сектором катехизации Синодального
отдела религиозного образования и катехизации
Православное образование
Примечание
1. "О религиозно-образовательном и
катехизическом служении в Русской Православной Церкви" /
Документ утвержден Постановлением Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года).
2. Документ принят на заседании
Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2011 г. (Журнал №
152).
3. См. документ "О
религиозно-образовательном и катехизическом служении в
Русской Православной Церкви".
|