Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Осторожно: искушение псевдоправославием


Монастырский PR и "сбыча мечт". Поговорим о проблемах в современных русских монастырях

Эта статья поднимает не только проблемы монастырской жизни, но являет пример совершенно ложных лжеправославных выводов, которые автор сделал из "Исповеди бывшей послушницы" Марии Кикоть. Комментарий Максим Степаненко к статье.

***

"Исповедь бывшей послушницы" Марии Кикоть - повесть о том, "что вы давно хотели знать, но боялись спросить". О монастырях, превращенных то ли в колхозы, то ли в место дислокации тоталитарных сект. О "старцах" и игумениях, раскладывающих людские судьбы как карточный пасьянс. О запредельном умножении греха там, где должна (теоретически) преизобиловать благодать. И, наконец, о крушении мечтаний тех, кто отправляется в монастырь вроде бы за спасением души. Вот о последнем скажем подробнее.

Монашки. Художник Михаил Малеев

Кто виноват в том, что монашеские судьбы и героини повести, и множества других "бывших" не сложились? Они сами, игумены и игумении, обительские братия да сестры, "старцы", архиереи … ? И да и нет.

Главный виновник такой "несбычи мечт" - наше ложное, сусально-красивенькое представление о монашестве.

Наша убежденность в том, что обители - это тихие приюты, "духовные санатории израненных душ" (по отцу Павлу Флоренскому), где нас примут, пожалеют, обогреют. Где нам будет хорошо, уютно и комфортно, где мы сможем вдоволь молиться и трудиться, реализуя свои таланты для пользы Церкви.

Такая мифология на протяжении веков внедряется в общественное сознание, прежде всего самими боголюбивыми иноками. Зайдите на монастырские сайты, почитайте глянцевые книжицы в стиле "спутник паломника". К чему все это? Причина проста. Со времен Иосифа Волоцкого наши обители, увы, заинтересованы прежде всего в притоке свежих сил и средств: послушники и трудники, паломники и богомольцы, вклады и пожертвования, свечки и поминания… А для этого нужен сугубо "положительный" образ и монастыря, и иночества в целом, если угодно - грамотный PR. Опыт тут накоплен немалый: съездите в паломнический тур хотя бы в тот же Малоярославец; уверен, вам очень понравится.

Если же вы решитесь продлить такую экскурсию, остаться в монастыре навсегда - готовьтесь к разочарованию. И, заметим, подобный конфуз характерен не только для нашего времени:

"Дочь росла у Кисловых – только всего и детей было у них. Из нее, выросшей в набожной семье, вышла богобоязненная и богомольная девушка… Время проводила она за работой либо за книгами. Читала то же, что и отец с матерью, и оттого, будучи еще лет пятнадцати, стала стремиться к созерцательной жизни, желала монастыря. И мать и отец ее от того отговаривали, представляя жизнь монахинь вовсе не такою, как она думала. "Что за жизнь в монастыре? – убеждала ее мать. – Один только грех. По наружности там добры, приветливы и снисходительны, готовы на всякую послугу, благочестивы, набожны. А поживи-ка с ними, иное увидишь…"

***

Читайте также по теме:

***

Не внимала Катенька словам родителей. Случилось ей прогостить несколько дней в одном монастыре у знакомой монахини: там была она окружена такою любовью и внимательностью, провела время так приятно, что монастырь показался ей раем. Вспоминая о том, дни и ночи плакала она, умоляя отца с матерью позволить ей поселиться в какой-нибудь обители… Видя, что никакие убеждения не могут поколебать намерений дочери, Степан Алексеич сказал жене: "Отпустим, пусть насмотрится на тамошнее житье. Век свой после того ни в каком монастыре порога не переступит". Так и случилось. Полугода не выжила Катенька в честной обители. Послала к отцу письмо, слезно моля взять ее домой поскорее".

Это отрывок из романа "На горах" великого российского бытописателя П.И. Мельникова. "Бывшая послушница" XIX века…

Можно копнуть поглубже в старину, добавить экстрима:

"И поверьте, я очень помню, как один брат, идя вслед за мною от больницы до самой церкви, поносил меня, а я (шел) впереди его, не говоря ни слова… И другой также, по искушению ли, или от простоты, Бог знает почему, не малое время каждую ночь пускал свою воду над моею головою, так что и самая постель моя бывала смочена ею. Также и некоторые другие из братий приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей келлией, и я видел, что множество клопов набиралось в моей келлии, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жара. Потом же, когда я ложился спать, все они собирались на меня и я засыпал (только) от сильного утомления, когда же вставал от сна, находил, что все тело мое было изъедено…"

Это уже авва Дорофей, его "Душеполезные поучения". Вот только он не убежал из обители, не разразился мемуарами "от бывшего послушника", а просто-напросто стал святым. Потому что шел в монастырь за спасением, а не за комфортным времяпрепровождением "во славу Божию".

И что же со всем этим делать?

Без рассуждения тут не обойтись. По большому счету, каждая обитель, даже самая плохая - это полигон для проявления действия промысла Божия. Однако полигон может оказаться настолько неудачным, что промыслу придется очень сильно трудиться, а вам, соответственно - очень изрядно страдать.

Если вы чувствуете призвание к монашеской жизни, надо много-много об этом думать. Именно думать, своей головой, а не бегать по "старцам" за благословениями. Читать святых отцов, а не рекламные монастырские издания. Слушать советы опытных и уже испытавших такой путь людей, а не услаждать себя песнями отца Романа Матюшина. И готовиться к испытаниям, к скорбям (обязательным, неизбежным, для настоящего подвижника желанным!), а не к милой тусовке Христа ради.

Тогда и разочарований не будет, и жизнь в любой обители - даже в пресловутом Малоярославце - сможет принести вам объективную пользу, несмотря и невзирая на (как выражался один маститый протоиерей, служивший в женском монастыре) "игумении немощныя дерзости".

И свою "Исповедь…" тогда писать не придется.

Олег Ляхов

Православие и мир - 11.11.2016.

***

Комментарий

Вы пришли в магазин,  и там вам продали некачественный товар. Вы начали возмущаться, а Вам в ответ. Это виноваты вы, ваше ложное, сусально-красивенькое представление о магазинах и товарах, которые там продаются.

Разве прокатило бы такое оправдание для Роспотребнадзора и рядовых граждан в этом "падшем от греха мире"? Нет! Но эта несусветная дурь может людьми приниматься в Русской Православной Церкви, которая теоретически  "Церковь Бога живого",  "столп и утверждение истины" (1Тим.3:15), и публиковаться в одном из ведущих православных интернет-порталов.

Подобные статьи, и что хуже коллективные ответы игумений в духе "это ведется компания против Православия" (я-то думал  - это критика феодальных замашек монастырского руководства) - это признаки, что наша Церковь серьезно больна мракобесием  и лицемерием.

И если в монастырях происходит нестроения духовной жизни  и это никак не исправляется, то это говорит о том, что за 2000 лет в Православной Церкви так не выработались механизмы обнаружения и исправления (и это почему же?), либо, что, более вероятно, она серьезно больна, что уже и не видит своих болезней, от тотального сепсиса, который ее пожирает.

За последние 1500 лет монашествующие, пользуясь тем, что именно они заняли главенство в Церкви убедили и сейчас пытаются убеждать, что именно они, ангелоподобные, и являются главной элитой Церкви, что именно монашество является лучшим путем ко спасению.

Вся церковная, скажем так, психологическая, аскетическая литература  после 500 года после Рождества Христова - она в своей массе посвящена как стать совершенным монахом. А как стать святым, будучи женатым диаконом, священником, многодетным отцом, матерью, служивым человеком, крестьянином, воином?

Человек всю свою жизнь в благочестие и чистоте, но канонизируют его только, если он пред смертью принял монашество, или, еще лучше, схиму.

Чтобы стать святым мирянину, ему нужно либо умереть за веру, либо стать сумасшедшим.

Только в конце XIX века наши проповедники начали обращать свои назидания на мирян. Только в XX веке, к лику святых у нас в Церкви были причислены для белых священника, умерших своей смертью (Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечев).

Между тем, сама история поставила, увы, неутешительный диагноз ангелоподобным.

"Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф.3:10).

"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф.5:13).

Где великие монастыри прошлого, в которых жило не тысячи, а десятки тысяч монахов? В развалинах! Кем заняты земли, когда-то бывшие колыбелями монашества? Египет, Палестина, Сирия... Под властью мусульман!

Ангелоподобные любят бахвалиться тем, что они, дескать молятся за весь мир,  и именно их молитвами мир и стоит. История показала, что они никчемные молитвенники за весь мир. Великая Византия пала, греки, славянские народы Европы на столетия оказались под мусульманским игом. Русские ангелоподобные так "хорошо" молись за Россию, что пришел 1917 год, а потом и 1941 год.

Наша церковная элита, наше монашество так не смогло ни научить Евангелию весь русский народ, ни осолить его.

"Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф.3:10).

"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф.5:13).

К чему клоню? А вот чему. Когда некое сословие, общественная прослойка  и т.п. объявляет, что оно является элитой именно по роду своего занятия. Начинается его деградация.

Кому многократно Господь объявлял "горе вам" в Евангелиях от Матфея и Луки? Церковной элите, людям, которые объявили себя "ревнителями о Боге" (Деян.22:3) из-за того, что они возложили на себя некие сверх доброделания, чем простой народ.

Собственно все  Евангелие от Матфея является антимонашеским.

"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28:19-20). Вы где-нибудь читали в Новом Завете, что вроде "бегите в монастыри, сидите там, чтобы народ приходил к вам и вы их учили?"

"Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14-16).

Это обличение всем нашим пустынникам, бежавшим от мира, молчальникам, и прочим аскетам, которые мнили, что постом и молитвой лучше всего служить Богу.

Вы помните 25 главу Евангелия от Матфея? Там, где описание Страшного Суда?

Вот за что люди войдут в Царствие Небесное: "Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?  когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:37-40).

Вы читаете тут: вы молились, постились, не грешили, сохранили девство?

И описание Страшного Суда и вот эту сцену наши монахи читают каждый год пред Великим постом: "...Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю" (Лк. 18:10-12).

Каков социальный толк обществу от человека, который не грешит, усиленно молится и постится, да еще отдает десятину только Церкви? В контексте описания Страшного Суда никакого, он даже этим себя не спасет!

"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25:41-46).

К чему я это клоню? А вот к чему. В русском монашестве сейчас, после 1500 лет истории монашества, после 1917 года до сих пор расставлены неправильные акценты сути монашеской жизни.

Вспомните, имена святых монахов которые вы помните, и которые постоянно на слуху. Все они являются богословами и учителями, миссионерами и великими благотворителями.

Свое девство они пустили, как и апостол Павел на исполнение заповеди Господа: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28:19-20) и на все то, что описано в 25 главе Евангелия от Матфея.

Сколько Вы знаете монастырей, которые стали центрами богословской науки и духовного просвещения? Сколько Вы знаете монастырей, которые стали миссионерскими центрами и уже воспитали плеяду монахов-миссионеров? Стали ли наши монастыри в своей массе центрами социальной благотворительности? Как-то не очень. И одна из причин, что большинство их них - это истинные СМУ - строительно-монтажные управления, основные средства уходят на камень, дерево и золото.

Все это имеет место у нас в монастырях, то это редкие яркие звездочки, все это не стало обязательной системой жизни во всех монастырях. Это редкость, когда монастырь является богословским, просветительским, миссионерскими и социально-благоворительным центром.

Напомню, что именно наша церковная элита, Священный Синод, в основном состоящий из митрополитов одобрил отречение Никлая II и Февральскую революцию. 9 марта 1917 года Синод обратился с посланием "К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий". Послание начиналось так: "Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути". Тем самым фактически Синод признал государственный переворот правомочным и официально провозгласил начало новой государственной жизни России, а революционные события объявил как свершившуюся "волю Божию".

Чуть ранее, архиепископ Новгородский Арсений говорил о появлении перед Российской Церковью больших перспектив, открывшихся после того, как "революция дала нам (Церкви) свободу от цезарепапизма".

РПЦЗ в 1981 году канонизировала его как священномученика. Возникает вопрос, не является ли его мученическая смерть расплатой за предательство за царя, которому он присягал и за которого он  ежедневно молился? Это вопрос можно задать на чем остальных членов Священного Синода в 1917  в начале года...

 

 

 

 
Читайте другие публикации раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru