Таинство Крещения
Православное догматическое
богословие о Таинстве Крещения: установление таинства,
значение таинства, способ совершения Крещения, необходимость крещения,
неповторяемость
крещения, Крещение - дверь для
получения других благодатных даров...
Установление таинства крещения. В ряду
таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство
крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство,
или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах. Еще
до установления таинства крещения Господь Иисус Христос в
Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость
его для спасения. Истинно, истинно говорю тебе: если кто не
родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Когда Никодим выразил недоумение, "как может человек
родиться, будучи стар," то Спаситель ответил, что новое
рождение будет совершаться водой и Духом: Истинно, истинно
говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может
войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а
рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:5-6). Установление этого
благодатного таинства произошло после воскресения Христова.
Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от
Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого
Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с
вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19-20), - и к
этому прибавил: Кто будет веровать и креститься, спасен
будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).
В день сошествия Святого Духа на апостолов,
когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им
делать? Ап. Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый
из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и
получите дар Святого Духа (Деян. 2:37-38). Там же, в книге
Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного
апостолами. Так, ап. Петр крестил Корнилия (гл.10), ап.
Павел - Лидию и домашних ее (гл. 16), стража темничного с домом его.
Значение таинства. Таинственная
благодатная сторона крещения указана уже в приведенных
местах Священного Писания: крещение есть "новое рождение"
оно совершается для спасения людей (Мк. 16:16). Кроме того,
раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих
посланиях указывают, что мы в нем "омываемся, очищаемся,
оправдываемся," что в крещении умираем для греха, чтобы
ходить в обновленной жизни, "спогребаемся Христу" - и
воскресаем в Нем. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за
нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством
слова (крещение с произнесением установленных слов, Ефес.
5:25-26). Омылись... освятились... оправдались именем
Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор.
6:11). Погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как
Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в
обновленной жизни (Рим. 5:4). Крещение названо баней
пакибытия (Тит. 3:5). Что касается стороны субъективной,
относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее
указывает ап. Петр, называя крещение "обещанием Богу доброй
совести" (1 Петр. 3:21). Через крещение вместе с тем
происходит присоединение к Церкви.
Способ совершения таинства. Сравнение
крещения с баней водной или гробом указывают, что это
таинство должно совершаться посредством погружения. Само
греческое слово babtizo значит "погружаю." О крещении евнуха
Филиппом читаем в кн. Деяний: "сошли оба в воду, Филипп и
евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой
сошел на евнуха" (гл. 8:38). В виде исключения Церковь
признает христианский мученический подвиг некрещеных как
"крещение кровью." Крещение обливанием признается Церковью,
но не одобряется, как не каноническое. Погружение в воду
бывает троекратное с произнесением слов: крещается раб Божий
во имя Отца и Сына и Святого Духа, согласно заповеди, данной
Самим Христом (Мф. 28:19). Так оно и совершалось в древней
Церкви. Об этом упоминает уже послание ап. Варнавы, а
Тертуллиан прямо замечает, что "образ крещения предписан,"
указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о
троекратном погружении, а также отмечает одну частность -
требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и
затем исповедание веры.
В некоторых местах Священного Писания
говорится о крещении во имя Господа Иисуса (Деян. 2:38,
8:16, 10:28). По толкованию древних отцов, выражение "во имя
Господа Иисуса" значит "по заповеди и преданию Христа" или -
во свидетельство своей веры во Христа. Этим выражением не
отрицается факт крещения "во имя Отца и Сына и Святого
Духа," как это кажется некоторым историкам христианства
рационалистической школы. Совершенно естественно, что
писатель книги Деяний, ап. Лука и ап. Павел (Рим. 6:3; Гал.
3:27; 1 Кор. 1:13), говоря о крещении "во Христа," имеют в
виду отличить это крещение от крещения Иоаннова или
подобного ему, как крещение в христианство. Так и ныне
поется при крещении: Елицы во Христа креститеся, во Христа
облекостеся.
Необходимость крещения. Так как в крещении
человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новое бытие
и жизнь, становится чадом Божиим, членом тела Христова или
Церкви и наследником вечной жизни, то отсюда ясно, что
крещение необходимо для всех, в том числе и для младенцев,
чтобы возрастая телом и духом, возрастали они во Христе. В
апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении
целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом
Стефанов, 1 Кор. 1:16) и нигде не упоминается об исключении
отсюда младенцев. Отцы Церкви, в своих поучениях верующим,
настаивают на крещении детей. Св. Григорий Богослов,
обращаясь к матерям христианкам, говорит: "у тебя есть
младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть
будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты
боишься печати по немощи естества, как малодушная и
маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу,
и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной
ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога".
***
Таинство Крещения:
***
Однако необходимо при этом, чтобы лица,
приносящие младенцев к крещению, сознавали всю свою
ответственность за воспитание крещенного младенца в вере и
добродетели христианских. Наставление об этом читаем, напр.,
в сочинении "О церковной иерархии," известном под именем св.
Дионисия Ареопагита, всегда высоко почитавшемся Церковью:
"Божественным нашим наставникам угодно было допускать к
крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы
родители дитяти поручали его кому-нибудь из верующих,
который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и
потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как
страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает
обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет
иерарх произносить отречения и священное исповедание."
Неповторяемость крещения. Десятый член
символа веры гласит: Исповедую едино крещение во оставление
грехов. Это значит, что крещение, как духовное рождение,
если оно совершено правильно, через троекратное погружение
во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может быть повторяемо;
поэтому Церковь принимает и еретиков, вступивших в ее лоно,
без повторения крещения, только через миропомазание, если
они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью.
Крещение - дверь для получения других
благодатных даров. Как видим из приведенных выше указаний
свв. Апостолов, а равно из всего учения Церкви, - крещение
не есть только символ очищения и омовения от скверны души,
но есть само по себе начало и источник божественных даров,
очищающий и уничтожающий собой все скверны греховные и
сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и
личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность
получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается
на произволение человека. Но так как искушающее начало
способно находить себе сочувствие в природе человека,
имеющей со дня первого грехопадения склонность ко греху, то
поэтому нравственное усовершенствование не обходится без
борьбы; помощь в этой внутренней борьбе человек получает во
всей благодатной жизни Церкви. Св. Церковь дальнейшую
благодатную помощь крещенному открывает в таинстве
миропомазания.
Михаил Помазанский, протопресвитер
Догматическое богословие. – Клин:
Фонд "Христианская жизнь", 2001
|