Крестить или не
крестить?
Иерей Димитрий Фетисов: причащаю новокрещеного малыша, а его
папа, к слову, прошедший катехизацию, добродушно
улыбаясь, говорит мне: "Вы ему винцом на рубашку-то
капните – на счастье..." Есть ли толк от такого
крещения?
Наверное, любой священник, сталкиваясь в
своей пастырской деятельности с определенными
проблемами, нередко задается вопросом: а как бы на моем
месте поступили святые апостолы, окажись они в подобной
мне неоднозначной ситуации?
"Есть ли толк от крещения, принятого
потому, что "мы русские люди и боимся сглаза"?"
Ситуаций неоднозначных много, и они
сложны, как сложна сама жизнь. В них чаще всего
приходится вновь и вновь размышлять об этой
труднопонимаемой взаимосвязи духа и буквы Божьего
закона, учиться отделять главное от второстепенного.
И при всем этом учитывать одно важное
обстоятельство: хоть мы и должны подражать апостолам, да
все ж таки мы, к сожалению, в духовном плане чаще всего
лишь карикатура на ближайших учеников Господа и имеем
"тысячи наставников во Христе, но не много отцов" (1
Кор. 4:15).
Последний сложный вопрос, на который я
не нахожу прямого ответа в Священном Писании, таков:
случалось ли проповедникам Слова отказывать в крещении
тем людям, которые их об этом просили?
При размышлениях об этом мою голову
иногда наполняют фантазии, в контексте Нового Завета
кажущиеся явно кощунственными.
Вот к апостолу Павлу приходит человек и
говорит: "Крести меня, о блаженный, потому что я потерял
аппетит и плохо сплю. Жрецы великой матери Кибеллы
запросили слишком большую цену за посвящение в их культ,
ну а ты, как я слышал, денег и вовсе не возьмешь, ежели
я не предложу.
Сначала я обратился к твоему коллеге по
имени Варнава, и он изрядно утомил меня своими
фанатичными бреднями про какого-то там Иисуса и Его
заповеди. Поняв, что с Варнавой "похлебки не сваришь", я
решил обратиться к тебе..."
Историй, порождающих столь кардинальную
постановку вопроса и такие кощунственные фантазии, я
знаю немало. Вот одна из последних: причащаю
новокрещеного малыша, а его папа, к слову, прошедший
катехизацию, добродушно улыбаясь, говорит мне: "Вы ему
винцом на рубашку-то капните – на счастье..."
Про катехизацию вообще грустная история.
В моем храме отец диакон проводит лишь одну довольно
краткую беседу перед крещением в любое удобное для
крестных и родителей время. И при этом минимуме ко мне
постоянно обращаются люди с вопросом: а нельзя ли
крестить без катехизации? Нередко в вопросе слышны нотки
обиды
Увы, некоторые люди не то что не знают
(что не так страшно), но и не желают знать, какова цель
крещения, и, судя по всему, своих детей не собираются
воспитывать в православной традиции. В несколько
шутливой беседе перед совершением этого таинства я
обычно иллюстрирую абсурдность данной ситуации аналогией
с женитьбой.
"Представьте, – говорю, – человек
женится, и на вопрос, почему он это делает, долго не
отвечает, а потом несколько неуверенно говорит: "Ну...
все женятся – и я женюсь. У меня, кстати, и отец, и дед
были женаты... А вообще жениться – это ж хорошо: жена и
борщ может сварить, и блины напечь..."
Будет ли такой брак счастливым? Вряд ли.
Есть ли толк от крещения, принятого
потому, что "мы русские люди и боимся сглаза"? Имеет ли
смысл крестить того малыша, который о Христе потом
долгие годы ничего не услышит, а о Его церкви узнает
лишь в зрелом возрасте, не от мамы и папы, а из
популярного блога, распространяющего всякие гнусные и
чаще всего надуманные истории?
Как это ни прискорбно, вряд ли...
Да, многие скажут: но ведь за него,
некрещеного, и обедни нельзя будет подавать, а если, не
дай Бог, умрет – не отпоешь.
Открою страшную тайну: если действовать
по всей строгости канонов (чего церковь сейчас в духе
любви и снисхождения не делает), то нельзя поминать на
литургии и отпевать человека, который без уважительной
причины долгие годы не причащался, так как таковой
фактически отпал от церкви.
***
***
Проблема еще и в том, что крещеному, но
в вере не воспитанному человеку крайне сложно
впоследствии войти в церковную традицию, ведь он
считает, что он и так в ней находится (хотя при этом
может совершать смертные грехи и вместо веры во Христа и
Евангелие иметь в голове ньюэйджевский оккультный
винегрет).
Портрет такого "православного",
живущего, например, в блуде, одобряющего аборты и
имеющего в красном углу рядом с ликом Спасителя
индийских богов (на удачу), может лишь смешить бесов.
Музыкальные педагоги, занимающиеся
постановкой голоса, утверждают аналогичный в данном
случае с воцерковлением пример – почти любого человека
можно научить петь, поставив ему голос. Но если голос
изначально поставлен неправильно – переучить такого
"певца" уже практически невозможно.
Знаю, все вышесказанное звучит несколько
высокомерно и порождает искренний вопрос: кто же тогда
может спастись? Да и кого можно считать тогда
православным? Но в свое оправдание хочу сказать
следующее.
Во-первых, не я утверждаю элитарность
православного христианства – ее утверждает Сам Господь.
Вспомним, что такой же вопрос ему задавали в Евангелии
(Мф. 19, 16-26) и как Он на него ответил...
***
***
Ну, а во-вторых, скажу честно: я еще
никому в крещении не отказывал, да и не собираюсь
отказывать.
Мои размышления скорее о том, что
священникам надо не заниматься профанацией проповеди, а
говорить людям правду, пусть и суровую.
Правду о том, что креститься при полном
отсутствии желания узнать о вере и хотя бы постепенно
присоединиться к церковной общине, по сути,
бессмысленно, а иногда, наверное, даже кощунственно.
Впрочем, будет справедливо упомянуть и о
том, что мы, священники, далеко не всегда умеем сказать
многие правильные вещи так, чтобы обращающийся понял,
что им занимаются, его в конечном счете любят.
Несомненно, апостолы так говорить умели.
Но все же считаю, что некоторым
современным родителям святые апостолы на основании
вышесказанного настоятельно посоветовали бы повременить
с принятием крещения...
А вы как думаете?
Взгляд - 21.12.2015.
|