Love speech: как христианину найти общий
язык с "чужими"
Почему мечтать о "безопасном Интернете"
опасно? Чем российская религиозная ситуация похожа на
американскую и не похожа на греческую? Зачем говорить со
светской аудиторией о "бытовухе"? На эти вопросы
ответила журналист и блогер Дарья Косинцева в докладе
"Любовь или священная война? Проблемы и возможности
православной миссии в Интернете" на II Международной
конференции "Цифровые медиа и православное пастырское
служение".
Меня зовут Дарья Косинцева, я здесь
выступаю как русский православный блогер и редактор
апологетического сайта не только для православных, но и
для атеистов, агностиков и просто интересующихся. Я
заметила, что докладчики очень мало говорят про себя в
начале доклада - лично мне было бы интересно узнать о
человеке, поэтому я сейчас презентую себя по полной
программе за всех.
Я долгое время работала журналистом в
светских изданиях и пиар-менеджером в светских
компаниях. И долгое время была вполне себе убеждённой
атеисткой. Некоторое время назад я стала православной и
начала вести блог о том, как я воспринимаю
Православие. Это был блог для моих друзей, которые остались теми же
агностиками и атеистами, и которым я пыталась свой опыт
каким-то образом передать. Это не всегда было просто, и
до сих пор остаётся непросто. О той боли, тех крови и
слезах, которые были пролиты за эти годы, я и попытаюсь
вам сейчас рассказать. Мой доклад - не о том, как все
делают неправильно, а я - правильно; это доклад о том,
как я ошибалась, с какими проблемами, в том числе
духовными, я сталкивалась и сталкиваюсь.
Мой блог начался не с сайта, а с группы
во "ВКонтакте" (это российский аналог Facebook, сейчас у
нас есть русскоязычная группа и в этой соцсети). Сегодня
там пишу не только я, но и многие другие авторы, в том
числе священники, которые хотят говорить неформальным
языком. Недавно на основе моих статей мы выпустили книгу
- сначала при помощи краудфандинга, потом в православном
издательстве "Никея".
У меня в багаже больше пяти лет попыток
писать собственные тексты о Православии, я видела очень
много чужих текстов. Конечно, я смотрю на это в том
числе с позиций журналиста и пиар-менеджера, поэтому мне
хотелось бы рассказать о практических моментах. Я
недавно была на одной православной конференции, и там
один священник заметил, что у многих людей, в том числе
архиереев и клириков, есть мечта о безопасном Интернете
и безопасной православной среде, в которой всё чинно,
благородно, нет критики Церкви. Я это называю попыткой
создать православное гетто. Мне кажется, что верующий
человек должен уметь действовать в очень агрессивной
среде. Я уж молчу про апостола Павла, но если вспомнить
хотя бы Антония Сурожского, то он умел говорить с
людьми, абсолютно далёкими от православия, и находить
для них слово любви.
Очень часто, по крайней мере в России,
православные площадки зациклены на внутренней повестке,
и мало кто переводит зарубежные статьи. Мы на нашем
сайте делали переводы англоязычных авторов, поэтому мне
кажутся важными такие конференции, как эта, когда есть
возможность пообщаться с православными из других стран.
России очень важно выйти за рамки восприятия православия
как какого-то культурного явления, традиционной
национальной религии. После семидесяти лет атеизма
попытка говорить от имени некой традиции, вообще говоря,
бесперспективна. Сейчас российская ситуация имеет
гораздо больше общего с американской или австралийской,
чем с греческой, где не было такого периода
воинствующего атеизма. Поэтому мне было очень интересно
слушать отца Тома Сороку из Америки, где 1% православных
и он умудряется вместе со своей командой делать
популярный сайт, или Анну Горпинченко с Украины, которая
рассказывала, как в абсолютно агрессивной среде, где
говорят, что каждая свеча, купленная в Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата, - это пуля
в грудь украинского солдата, создают позитивную
информационную повестку.
Сейчас в Рунете довольно много негатива
в адрес Русской Церкви, но именно поэтому нам важно
учиться избегать риторики, что это всё - специальная
дискредитация (в российском случае - проплаченная
Госдепом). С негативной реакцией вынуждена работать
любая организация, и есть пиар-методики, которые
применимы в агрессивной среде, в том числе и в
миссионерской практике.
***
Читайте также по теме:
***
Я прекрасно знаю, как приятно общаться с
единомышленниками, с такими же верующими, когда ты как
бы после работы возвращаешься в семью, где можешь
отдохнуть, не напрягаться и говорить на своём языке. Но
важно разговаривать и с той средой, где тебе неприятно,
некомфортно и ты вынужден каждую минуту тренировать
смирение, чтобы не написать какую-нибудь гадость
оппоненту. Это в том числе и апостольский путь. Есть
толкование, что апостолы не хотели уходить из Иерусалима
к язычникам: очень хочется остаться в своей зоне
комфорта, но всё равно нужно из неё выходить.
Мы часто представляем себе общество как
столкновение двух противоположных точек зрения: есть
верующие и атеисты, свет и тьма. На самом деле это не
так. Большая часть людей - это светская, колеблющаяся
аудитория, которая напрямую не связывает себя ни с
верой, ни с атеизмом. И с ней нужно уметь говорить о её
проблемах, о проблемах каждого из нас. Неслучайно
вопросы об отношениях с тёщей и тестем оказались очень
популярны в православном журнале "Фома". Нас, верующих,
часто тянет говорить о высоком, о духовном, о богословии
- это приятно и красиво. А вот о "бытовухе", о том, как
не ссориться с начальником и родными, к сожалению,
говорить не всегда получается. Но создавать такой
контент одинаково важно и для верующих, и для
непросвещённых. Сейчас эту нишу занимают всевозможные
"духовные учителя", интернет-гуру, и бесполезно
говорить: "Не слушайте их, они плохие". Нужно создавать
альтернативу, которая для людей будет понятна.
Очень часто первое желание -
отреагировать на негатив негативом. И это очень большое
искушение, очень простой путь - начинать троллить,
издеваться, критиковать в ответ: какие тупые атеисты,
какие кришнаиты все тупые! Но смысл православной миссии
- прежде всего донесение любви, радости, мотивации,
неких плодов духа (Гал. 5:22), о которых мы говорим, но
которые нам, к сожалению, не всегда удаётся показать. И
вместо hate speech, которая довольно распространена в
Интернете, потому что привлекает внимание, важно
показывать love speech, язык любви. Важно помнить о
фразе: "Дьявол начинается с пены на губах ангела".
Вчера прозвучала другая хорошая фраза:
"Свет, правда, любовь Бога - вот сообщение, которое я
хотел бы донести через Интернет". Очень важно бороться с
искушением создать хайп, яркий инфоповод, основанный на
ненависти, особенно по таким проблемам, как
гомосексуализм и аборты. Мне кажется, что коммуникация
православных в Интернете не должна быть манипулятивной,
как сектантская, или агрессивной. Нам важно не бояться
сказать правду о себе, потому что часто лучшая проповедь
- это исповедь.
Очень часто в попытке выступить от имени
чего-то сильного и большого мы теряем себя, свою
личность и способ общаться с другими людьми, находить с
ними общий язык. Вчера отец Георгий Коваленко сказал,
что нам важно не терять способности встретиться с иными.
Особенно это важно помнить в контексте сегодняшнего
украинского конфликта и связанных с ним проблем. Мы
призваны к единству: если мы не сможем находить общий
язык с "чужими", начиная от атеистов и заканчивая
инославными и нашими собственными братьями, и сёстрами,
то мы перестанем уметь говорить и друг с другом.
Для меня миссия - это прежде всего не
попытка спасения чьих-то чужих душ, а попытка спасти и
сохранить собственную душу. И вчера старец Ефрем (игумен Ватопедского монастыря на Афоне
- "ТД") говорил, что на
миссионере лежит огромная ответственность. Если он не
стал на путь перерождения, а со своим неофитским пафосом
бежит учить других, то это не только медийная, но и
большая духовная опасность.
Мы очень много говорим о новых
технологиях, но важно помнить и про старые страсти.
Миссия в Интернете - это не столько работа с
технологиями, не столько работа с медиаинструментами, но
прежде собственная, большая и трудная духовная работа.
Дарья Косинцева
Татьянин день - 10.08.2018.
|