Симеон Солунский. Против язычников, или магометан
Память: 15 / 28 сентября
Архиепископ Солунский (Фессалоникийский)
- богослов, экзегет, один из учёнейших людей своего
времени (XV век).
Паламит, исихаст.
***
Виновником [этой ереси] у называемых
язычниками явился нечестивый Несторий. Прежде они
поклонялись утренней звезде. Впоследствии же, введённые
в заблуждение одним нечестивейшим и бесноватым варваром,
единоплеменным им, нечистым и беспутым, целиком [бывшим]
жилищем диавола, а именно, Магометом, признали Бога, [но
и в этом] явились подобными совершенно безбожным, какими
они и были прежде; после того, как, узнав нечто об
истинном Боге, не признали безначального Отца живого
Слова, нерождённого, причины всего, от века сущего,
Родителя живой Премудрости, единородного и неплотского
Сына, и Святого Духа.
Отвергнув, безумные, неплотского Сына и
Слова Божия и животворящего Духа, и соделав все [свои]
порочные и общеизвестные дела, совершенно впали в ещё
более безобразнейшее, как в согласное с законом их, –
разумеется противоестественное и мерзостное дело
содомитян, множество женщин брали и наполняли [землю]
убийствами и грабежом; вследствие чего [постоянно] жили
с луком и кинжалом и развязывали войны против всех
народов, изгоняя, убивая и захватывая, как разбойники,
чужие страны, разлучая отцов от детей, жён от мужей,
терзая разделением единое по естеству. Помешанные на
деньгах, помешанные на наслаждениях и распутном образе
жизни, [сии] заблудшие веруют, будто эти [вещи] они
получают как праведные и верные. Не помыслят, жалкие,
что мир сей прейдет и [потому всё] то, что имеют люди,
подобно одному пребыванию на чужбине, и изгнанию, и что
в таком мире больше всех грешные, разбойные и
неправедные наслаждаются и роскошествуют чрезмерно. Так
как и Давид был чужестранец. И Авраам ради Бога
чрезмерно возлюбил пребывание на чужбине, и Исаак и
Иаков и Моисей, и все пророки в мире этом нищету и
страдание снискали.
Утверждают они при [всём] этом, что
имеют и закон, который преисполнен беззакониями и
всякими видами нечестия, безбожия и бесчинства.
[Утверждают это] жалкие, будучи введёнными в заблуждение
человеком порочным и варварским, который, находясь во
власти демонического заблуждения, назвал самого себя
посланником Божиим, и [сказал], что восходил на небо,
чтобы через [таковое] уничижение (о горе!) вознесения
Христа и Бога моего, и осмелился [сей] нечестивый
назвать самого себя более высшим, чем Христос; и [сказал
он], что видел Бога подобным кристаллу
(кристаллическим), целиком сферическим, а кроме того
своим сторонникам [обещал] предоставить райские сады,
исполненные всякой распущенностью.
Это безбожие ненавистник добра, как
неразумнейший из всех заблудших привёл в качестве
противовеса против нас христиан и против благочестия
нашего; делает посредством этого нечестивого народа
[дела], которые божественные писания прорекают об
Антихристе, и нападает на истинную веру Христову. Когда
же придёт [Он] Сам со славою в последний день, мы
восхотим быть вечно вместе с Ним, и со ангелами;
нечестивые же осуждены будут навечно в геенну вместе с
порочным диаволом, потому что подражали убийству его,
безбожию, нечистоте, хищничеству, безумию, враждебности,
жестокости, лжи и клятвопреступлению.
Послушай же, на основании чего
считается, что в этом нечестии повинен Несторий. Сей
скверный восхотел признать Господа нашего Иисуса Христа,
Сына Божия и Слова совечного воплотившегося, но отдельно
учил о Слове и отдельно о Христе; и Христос, говорил он,
[лишь] оболочка Слова (то есть, человеческая плоть,
которую Он воспринял) и называл [Его] человеком,
осенённым благодатью, из-за чего и всесвятую Деву
Богородицу нечестиво называл христородицей.
После этого нечестивого Нестория
(который выехал в Оазис), в дальнейшем в этом месте
обитал преступнейший глава учения язычников, и после
бесед там, назвал Христа величайшим из всех пророков, и
[говорил], что Он взят на небо, и находится там; подобно
[тому, как] исповедовал нечестивец [Несторий].
Но излишним было бы нам распространяться
и говорить более о нечестии этих безбожных, которое
[вполне] описано и исследовано вместе с нечестием иудеев
(После этого святитель кратко описывает заблуждения
иудеев).
Симеон Солунский, святитель
Сокращённый перевод: Юрий Максимов
Азбука.Ru
***
Святоотеческая полемика с исламом::
|