Николай Японский. "Уготови душу твою во
искушение"
Слово на Соборе Японской Православной Церкви (июль
1887 года)
Память: 3 / 16 февраля
Данная проповедь была произнесена на
японском языке и вошла в сборник проповедей святителя
Николая Японского, изданный в Японии. Ранее на русский
язык сборник не переводился. Вашему вниманию
предлагается перевод живого слова великого апостола
Японии - святителя Николая.
В Священном Писании сказано: "Чадо, аще
приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою
во искушение: управи сердце твое, и потерпи. И не скор
буди во время наведения: прилепися Ему, и не отступи, да
возрастеши напоследок твой." Все мы, находящиеся здесь,
конечно, приступили работать Богу и, таким образом,
хорошо знаем, что служить Богу - значит понуждать себя
на труд. Но мы знаем также, что в этом служении
заключается и великая радость. Ибо Бог Всевидящий не
только видит работающих Ему, но и помогает им и как
Милостивый любит их. Однако путь работания Богу исполнен
опасностей и преткновений, немощей и падений, поэтому и
учит нас Священное Писание, что если кто хочет служить
Господу Богу, тот должен приготовить душу свою к
искушениям.
Искушения бывают двух видов: первый -
испытания, посылаемые Свыше; второй - соблазны снизу. Об
искушениях Свыше Писание говорит нам следующее: "Как
огнем искушается золото и серебро, так Бог искушает
сердце человека." Золото бывает чистое, бывает с
примесью, а бывает и поддельное. При испытании огнем
чистое золото не терпит никакого ущерба - напротив,
становится еще прекраснее; от золота с чуждыми примесями
отделяется его чистая часть; а поддельное золото в конце
концов обращается в нечто, не имеющее никакой цены.
Подобным образом и добродетели человека могут быть
подлинными, могут быть смешаны с самомнением, гордостью
или другими страстями, а могут быть и вовсе поддельными,
ненастоящими, как это было у лицемерных фарисеев. Таким
образом, искушения, посылаемые Свыше, определяют
качество добродетелей человека. Бог с самого начала
знает сердце человека, поэтому искушения посылаются не
для того, чтобы Бог узнал, каковы наши добродетели:
делается это для самого человека - чтобы тот, если
увидит в них примесь лжи и подделки, покаялся и
обратился к добру. Да не лишимся и мы таких искушений,
посылаемых нам Свыше.
Кроме этого, однако, существует еще один
род искушений, а именно соблазны, приходящие от диавола,
который влагает тьму в мысли человека, вливает
различного рода нечистоту в его сердце, приводит его в
смятение и, таким образом, ввергает человека в злые дела
- с целью отвратить от Бога души людей, работающих Ему.
Приступив работать Богу, мы должны
помнить, что постоянно находимся посреди этих искушений
и соблазнов. В Писании сказано: "Трезвитесь,
бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как
рыкающий лев, ища кого поглотить." Все катехизаторы и
священники находятся под пристальным вниманием диавола,
который, желая низложить их, выпускает множество
огненных стрел. Самая опасная из них - самодовольство и
гордость, ибо многие из катехизиторов выходят на
проповедь еще совсем молодыми, а люди уже называют их
учителями и наставниками. Нет ничего удивительного в
том, что диавол, пользуясь этим, с легкостью влагает в
них гордость; и сколько уже служителей Церкви было
сражено этой стрелой! Каждый год мы готовим много
катехизаторов, но немало из них падает. В чем же
причина? Происходит это от самодовольства и гордости.
Если кто-то из христиан пытается увещевать их, они
наоборот приходят от этого в гнев. Много еще и других
огненных стрел у диавола, которыми он сражает не могущих
противиться ему. Таковы без исключения все, кто был
исключен их списка катехизаторов. И сколько, братия,
таких, приступивших работать Богу, но не сумевших
преодолеть искушений и павших. Как же это прискорбно!
Поэтому очень важно, чтобы мы всегда
готовили себя к искушениям, ибо это является основанием
нашей крепости. Если же мы не будем этого делать, то
постоянно будем побеждаться соблазнами. Таковых диавол
будет поражать своими стрелами и убивать. Сейчас, перед
началом Собора, я, воспоминая прошедшее и представляя
перед собой грядущее, решил, что все это необходимо
сказать вам как наиглавнейшее и наиважнейшее.
О том, какие способы необходимо
употреблять нам для того, чтобы приготовить себя к
искушениям, ясно говорит нам Священное Писание.
Во-первых, "управи сердце твое," то есть
храни сердце твое, исправь дела твои и приобрети
добродетели, и таким образом избежишь впадения в
соблазн. Подобно тому, как кораблю, если за ним хорошо
следить и хорошо управлять им, не будут страшны ни бури,
ни бушующие волны, но если не следить за ним хорошо,
есть опасность, что он потерпит крушение; и подобно
тому, как лошадь, если ею не управлять как следует,
может понести и она в конце концов перевернется или
упадет в яму, так и сердце человека: если не управлять
им хорошо, что с ним произойдет? Только то, что диавол,
подойдя к нам, станет влагать в наши мысли разные злые
замыслы и приведет в беспорядок наше сердце и наши дела.
Во-вторых, "потерпи." Человек изначально
удобопреклонен ко злу, поэтому для того, чтобы победить
искушения, необходимо с готовностью терпеть разного рода
труды и скорби, сдерживать себя и направлять свое сердце
к истине. Если мы не претерпим трудов и скорбей, то мы
не сможем преодолеть ничего, ибо без трудов и скорбей
кто может победить врага?
В-третьих, "прилепися Богу и не
отступи." Прилепившись к Богу, мы будем безопасны в
любых искушениях, подобно тому, как кораблю, достигшему
гавани, уже нестрашны бури.
Такое слово я пожелал сказать вам,
братия, перед началом Собора и хочу, чтобы вы положили
это слово в сердцах ваших и хранили его.
Николай Японский, святитель
Перевёл с японского Алексей Потапов
Православие.Ru - 31.05.2004.
***
Молитва равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому:
- Молитва равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому. Великий миссионер современности.
Покровитель миссионеров, катехизаторов, церковного
клира. Ему молятся о помощи в неверии и маловерии
сродников и знакомых, о помощи в учебе, изучении
языков, о вразумлении и обращения нехристиан и
маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты
Акафист равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому:
Житийная и научно-историческая литература о равноапостольном Николае, архиепископе Японском:
Труды святителя Николая Японского:
|