Иоанн Дамаскин. Слово об усопших в вере
О том, какую пользу приносят им
совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни [1]
Память: 4 декабря / 17 декабря
Преподобный Иоанн Дамаскин (680 - 780) - православный
апологет, духовный писатель, гимнограф. Известен прежде
всего своей защитой иконопочитания и обличением ересей.
Преподобный Иоанн Дамаскин
***
Древний враг, который уязвляется
братолюбием, раздирается верою, умерщвляется упованием,
поражается милосердием, внушил некоторым странную и
богопротивную мысль, будто все богоугодные дела,
совершаемые по смерти, не приносят никакой пользы для
умерших. "В Писании, - говорят, - сказано: "приимет
кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла"
(2Кор. 5, 10). "Еже аще сеет человек, тожде и пожнет"
(Гал. 6, 7). "Во аде кто исповестся Тебе" (Псал. 6,6)".
А мы скажем таким мудрецам: испытайте и уразумейте, что
ужасны угрозы Владыки всяческих, но неизглаголанно и
человеколюбие Божие; страшны осуждения, но и безконечно
море щедрот Господних. Смотрите: Священное Писание
говорит, что Иуда Маккавей за грех каждого из павших в
сражении принес очистительную жертву Господу, готовому к
помилованию, и тем явил великое благочестие и братолюбие
свое (2 Макк. 12, 43-45), почему и Священное Писание
прославляет Иуду Маккавея, как за прочие деяния его, так
наипаче за это. А таинники и самовидцы Слова не без
причины, не напрасно и не без пользы установили при
страшных, пречистых и животворящих Тайнах совершать
поминовение о верных усопших, - что́ от конец до конец
земли владычествующая апостольская и соборная Церковь
содержит твердо с того времени даже доныне и до кончины
мира содержать будет.
Потому-то высокий созерцатель вещей
божественных, святый Дионисий, в тайноводственном
созерцании об усопших, говорит, что "и в сей жизни, а не
только по смерти, молитвы действенны для тех, которые
достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение
"не только", без сомнения, здесь должно принять в таком
же значении как "тем более"). Молитва испрашивает у
Божественной благости оставления прегрешений, соделанных
усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших во
стране живых - в месте, от которого удалена всякая
скорбь, печаль и воздыхание, - дабы божественное
могущество по благости Своей презрело нечистоты,
обретшияся в усопших по немощи человеческой: ибо
"чист... от скверны? никтоже" (Иов.14,4). Златословесный
Иоанн также учит: "если язычники вместе с умирающими
сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе
с верующим, должен предпослать его имение не для того,
чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы
чрез него доставить бо́льшую славу усопшему; и если
умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему
прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды...
Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения
возможную помощь отшедшим, и это для них весьма
спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно
и безразсудно было бы учреждено и Церкви Божией предано
от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных
тайнах приносил молитву об усопших в вере, еслибы святые
апостолы не знали, что от сего произойдет великая
польза, великое благо". Согласно с сим также говорит и
премудрый Григорий Нисский: "ничего без разсуждения,
ничего безполезного не предано от учеников Христовых и
не принято вселенскою Церковию; но весьма богоугодное и
преполезное дело при божественном и преславном таинстве
- совершать поминовение о скончавшихся в правой вере".
Что же касается изречений: "яко Ты воздаси комуждо по
делом его" (Псал. 61, 13); "еже аще сеет человек, тожде
и пожнет" (Гал. 6, 7) и сим подобных, то, без сомнения,
они относятся к имеющему быть страшному суду и концу
мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и
всякое моление останется недействительным (тогда где
будут бедные? где священно-служители? где милостыни? где
благотворения)?
Итак, прежде наступления страшного часа
будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия
милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь
благоволит исполнять прошения своих тварей, относящияся
ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто
либо подвизается ради только спасения своей собственной
души, но когда делает сие и ради ближнего: ибо чрез это
земнородный восходит к богоподражанию (испрашивая даров
для других, как милости для себя самого), исполняет меру
совершенной любви, получает отсюда блаженство и вместе с
душею ближнего и для собственной души делает превеликое
добро. Великий подвижник и чудотворец Макарий, предложив
вопрос сухому черепу, узнал все касательно состояния
усопших. Между прочим, он вопросил: "ужели вы никогда не
чувствуете никакого утешения" (так как святый
обыкновенно совершал молитвы за усопших, то и желал
знать, служат ли молитвы в пользу). Милосердующий о
душах Господь, восхотев открыть сие и уверить раба
своего, вдохнул слово истины изсохшему черепу: "когда,
ответствовал череп, ты приносишь молитвы за мертвых, то
мы чувствуем некое утешение". Другой из богоносных отцев
имел ученика, живущего в безпечности, и когда сей был
застигнут смертию, то Господь после вознесенных старцем
молитв показал ему отрока, подобно богачу (упоминаемому
в притче о Лазаре), горящим в огне до шеи. Когда старец
много скорбел о сем и слезно молился Богу, то Господь
показал ему отрока стоящим в огне по пояс; затем, когда
святый к трудам приложил еще новые труды, Бог в видении
старцу явил отрока свободным и совершенно изъятым из
огня. Но кто может исчислить все, находящияся в
жизнеописаниях святых мужей, свидетельства, ясно
показывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу
усопшим совершаемые о них молитвы, литургии и
раздаваемые милостыни, - что данное взаим Богу не
погибает, а вознаграждается от Него с величайшею
лихвою?.. А что касается слов пророческих: "во аде же
кто исповестся Тебе" (Пс.6:6), то мы уже сказали, что
ужасны угрозы Всевидящего, однако их побеждает
неизреченное человеколюбие Господне. И после того, как
пророк изрек сии слова, было исповедание во аде, -
исповедание тех, которые во время спасительного
сошествия Господа уверовали там (поелику Жизнодавец спас
не всех вообще, а тех, кои и там уверовали). Мы говорим
это, впрочем, не в опровержение пророчества, а для того
именно, чтобы показать, что преблагий Господь
побеждается Своим человеколюбием. Так, хотя и было
предсказано: "Ниневия превратится" (Ион. 3,4), однако
Ниневия не была разрушена, и благостию был побежден суд.
Также Езекии Господь говорит: "устрой о дому Твоем,
умираеши бо ты и не будеши жив" (Ис. 38, 1), но Езекия
не умер. И о Ахаве было сказано: "наведу на тя злая";
между тем Господь не навел зла, а сказал: "видел ли еси,
яко умилися Ахаав..., сего ради не наведу зла во днех
его" (3Цар. 21, 21, 29). Так и всегда благостию будет
побеждаться осуждение даже до последнего воздаяния,
когда не будет времени для помощи, и человек останется
только с одним бременем своим. Но теперь - время купли,
время трудов, - и блажен тот, кто не ослабевает, не
изнемогает упованием; наипаче блажен тот, кто
подвизается и за себя, и за ближнего.
Господу то особенно и приятно, чтобы
каждый старался помогать ближнему; Милосердый того и
хощет, чтобы каждый из нас благотворил другому и в
жизни, и по смерти. Иначе Господь не дал бы нам случая
совершать поминовение усопших при безкровном
жертвоприношении, также совершать третины, и девятины, и
сорокодневные, и годовые памяти, и службы, - что́ без
всякого прекословия кафолическая и апостольская Церковь
и её благочестивые чада содержат непоколебимо и
несомненно. Если бы это было делом безполезным и
тщетным, то из числа многих богоносных отцев и учителей
кому - либо пришло бы на мысль рассеять обман; между тем
не только ни один из них и не подумал об уничтожении
сего обыкновения, а, напротив, все утверждали его. К
сказанному присовокупим следующее повествование. Святой
Григорий Двоеслов (коему, по преданию, во время литургии
сослужительствовал небесный ангел) однажды принес
усердную молитву к милосердующему о душах Господу об
оставлении грехов царя Траяна; тотчас к нему пришел от
Бога следующий глас: "молитве твоей я внял и Траяну
дарую оставление грехов; но ты впредь не приноси Мне
молитв за нечестивых" (Траян был причиною лютой смерти
многих мучеников)... Воистину, дивен Ты, Владыко, и
чудны дела Твои. Мы славим неизреченное Твое милосердие:
ибо Ты всегда подаешь случаи рабам Твоим
свидетельствовать свое братолюбие и твердое упование на
Тебя. Ты чрез рабов Твоих научил нас раздавать милостыни
друг за друга, приносить жертвы и молитвы, и притом не
вотще и не без пользы. Ты, благоизобильный, всем за
приносимое во славу Твою воздаешь сугубую мзду, и ничто,
совершаемое во имя Твое, не бывает безполезно... Да не
усомнится же, братие и отцы, кто либо, что все,
приносимое Богу с верою, получает многократное воздаяние
и для того, кем приносится, и для тех, за кого
приносится. В самом деле, если кто-нибудь хочет помазать
больного миром или священным елеем, то сперва делается
причастным помазания сам (т. е. помазующий), а потом
помазует больного: так точно всякий, подвизающийся о
спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом
приносит оную ближнему: ибо не неправосуден Бог, чтобы
забыть дела, по слову Божественного Апостола. Великий
Афанасий в слове об усопших говорит следующее:
"Приносящий жертву за усопшего должен иметь в мыслях то
же, что имеющий малолетнего сына слабого и немощного и с
верою приносящий за него во храм Божий свечи и фимиам с
елеем: все это сожигает за отрока отец, а не сам отрок
держит и приносит (как бывает с отрицаниями и обетами
при Божественном возрождении). Также должно представлять
себе, что и усопший сам держит и приносит свечи, елей и
все дары, приносимые для спасения его; и таким образом
благодатию Божиею не суетны будут усилия к достижению
того, к чему он стремится с верою, так как
благоглаголивые Апостолы, освященные учители и духовные
отцы богоугодно учредили литургии, молитвы и годичные
воспоминания об умерших, каковое обыкновение
распространяется от востока солнца до запада, на севере
и юге в честь и славу Господа господствующих и Царя
царствующих".
Но, возразит противник: "если это
правда, то все спасутся, и никто не лишится блаженства".
Пусть так. И - о, если бы это исполнилось! Сего-то и
жаждет и хощет, о сем то и радуется, и веселится
Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных
даров Его. Ужели ангелам он уготовал награды и венцы?
Ужели для спасения небесных духов Он соделался
человеком? Ужели ангелам Он скажет: "приидите...
наследуйте уготованное вам Царствие?" (Мф.25,34). Все
это уготовал Господь не для человека ли, за которого и
пострадал? А кто, составив пир и созвав друзей, не
пожелает, чтобы они все пришли и насытились благ его
(иначе для чего ему уготовлять и пиршество, как не для
того, чтобы угостить друзей своих)? И если мы об этом
только заботимся, то что должно сказать о
великодаровитом, всеблагом и человеколюбивом Боге,
Который, раздавая и подавая, радуется и веселится более,
нежели тот, кто приемлет и приобретает себе величайшее
спасение?.. Итак, кто сомневается в вышесказанном, тот
пусть заметит следующее. Каждый человек, имевший в себе
малую закваску добродетелей, но не успевший превратить
ее в хлеб (поелику, не взирая на свое желание, не мог
сделать сего и сверх чаяния был застигнут кончиною), не
будет забыт праведным Судиею, но Господь по смерти его
возбудит сродников и друзей его и преклонит души их к
оказанию помощи почившему, к вознаграждению опущений
умершего. А тому, кто вел жизнь порочную, ни мало не
заботясь о душе и в таковом состоянии был застигнут
кончиною, - тому никто не прострет руки помощи - ни
родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него.
Потому-то благоглаголивый Златоуст поучает: "если ты в
жизни не успел благоустроить всего касательно спасения
души твоей, то по крайней мере при кончине заповедуй
твоим родственникам, чтобы они по смерти препроводили к
тебе твое, имение и оказали тебе помощь добрыми делами,
т. е. милостынями и приношениями. Таким образом ты уже и
здесь примиришься с Искупителем"... Но кто-либо скажет о
странных и бедных, не имеющих у себя родственников,
которые после позаботились бы о них, и не могущих
оставить части на совершение литургии и милостыни: "что
же (скажет) должны делать эти? ужели за то, что они
бедны, презренны и не имеют таких, которые попеклись бы
о них, они лишатся спасения? ужели Бог будет столь
неправосуден, что имеющему даст, а неимущему не даст
ничего"? Да умолкнет всякий, делающий такое
несправедливое заключение. Правосуден Владыка или, лучше
и правильнее сказать, Он-то и есть сама правда,
мудрость, благость, сила. Посему, как праведный, Он
воздаст неимущему с избытком; как премудрый, Он доставит
способы к вознаграждению опущений; как всемогущий, Он
сокрушит крепкого и укрепит безсильное: как благий, Он
спасет создание рук Своих, исключая только тех, которые
явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую
веру.
Потщимся же всемерно, чтобы в страшный и
ужасный день второго пришествия Господня присные не
укорили нас в небрежении о них, - наипаче те из нас,
которым они вверили попечение об их имуществе и оставили
оное. И да не подумает кто-либо, что на том страшном
собрании мы не узнаем друг друга: как деяния всех тогда
будут открыты, так и лица будут всем знакомы, пока
совершится последнее разлучение всех. Горе тогда будет
всем стоящим ошуюю. Но блаженны и преблаженны те,
которых Господь поставит одесную, и которые услышат
благословенный глас. (Да сподобимся все мы, соблюдшие
православную веру, услышать сей глас и насытиться всех
благ, красоты которых око смертных не видело, ухо не
слышало, сердце не помыслило. Да будет сие, Господи
Жизнодавче, молитвами Всесвятой Матери Твоея и
невещественных и преславных Твоих духов и всех святых
Твоих, от века Тебе благоугодивших. Аминь.
Иоанн Дамаскин, преподобный
Цитировано по:
Слово (в субботу мясопустную) об
усопших в вере, - о том,
какую пользу приносят им совершаемыя о
них литургии и
раздаваемыя милостыни, иже во святых
отца нашего Иоанна
Дамаскина. / Церковныя ведомости,
издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде.
Еженедельное издание, с
прибавлениями. 1898. Первое полугодие.
- СПб.:
Синодальная Типография, 1898. - С.
177-182.
Азбука веры
Примечание
1. В сокращении и переложении на русский
язык. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom.
XCVI; сравн. "Соборник", издан. 1830 г., 14-20 лл.
***
Молитва преподобному Иоанну Дамаскину:
- Молитва преподобному Иоанну Дамаскину.
Иоанн Дамаскин, высокопоставленный сирийский
чиновник, защитник православного иконопочитания,
автор догматических философских, полемических, аскетических,
экзегетических, гомилетических, агиографических
трудов, гимнограф. Вторую половину
своей жизни провел в монастыре Саввы Освященного.
Небесный покровитель богословов, ученых монахов,
миссионеров, катехизаторов, певчих. К нему
обращаются для молитвенной помощи для обращения ко
Христу мусульман и прочих иноверцев, сектантов,
родственников-маловеров
Акафист преподобному Иоанну Дамаскину:
Канон преподобному Иоанну Дамаскину:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Иоанне Дамаскине:
Труды преподобного Иоанна Дамаскина:
|