Иоанн Дамаскин. Второе защитительное
слово против порицающих святые иконы
Память: 4 декабря / 17 декабря
Преподобный Иоанн Дамаскин (680 - 780) -
православный апологет, духовный писатель, гимнограф.
Известен прежде всего своей защитой иконопочитания и обличением ересей.
Преподобный Иоанн Дамаскин Икона, XIV век. Византия
***
Иоанн Дамаскин. Второе защитительное
слово против порицающих святые иконы
I. Господа мои, окажите снисхождение
просящему, и от меня, непотребнаго и самаго малаго раба
Церкви Божией, примите слово о том, что – вполне верно.
Ибо, - Бог свидетель, - я приступил к речи не ради славы
или – того, чтобы показать себя значащим нечто, но
вследствие ревности к истине. Ибо одну только ее [т.е.,
ревность] я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и
желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее,
как умилостивление за те постыдные грехи, какие были
мною совершены. Ибо один, получив от Господа пять
талантов, принес и другие пять, которые он приобрел; и
получивший два принес равные по числу два [других];
получивший же один, закопавший и принесший его
безплодным, был назван негодным рабом и осужден на тму
кромешнюю [1]. Боясь, чтобы и мне не испытать этого, я
покоряюсь повелению Господа, и вам, благоразумным
купцам, предлагаю данный мне от Него талант слова, чтобы
Господь мой, придя, нашел его в несколько раз
увеличивающимся и производящим плод: прибыль душевную,
и, найдя [меня] верным рабом, ввел меня в желанную для
меня сладчайшую свою радость. Но дайте мне ухо внимания
и, распростерши столы сердец, примите мое слово и
настоящим образом наследуйте силу говоримаго. Второе же
это слово об иконах я составил потому, что некоторыя из
чад Церкви посоветовали мне сделать это, так как первое
было для многих не совсем удобопонятно. И так, мне, в
данном случае исполнившему долг послушания, окажите
снисхождение и в этом.
II. Возлюбленные, у завистливаго и
виновника всех зол – змия, - я разумею диавола, - есть
обычай многими способами воевать с человеком, созданным
по образу Божию, и причинять ему смерть при посредстве
противоположных уловок. Ибо тотчас в начале всеял в него
надежду и желание сделаться Богом, и чрез них низвел его
до смерти безсловесных. Однако, много раз прельстил его
и постыдными, и неразумными удовольствиями. А сколь
велико различие между божеским состоянием [которое он
обещал человеку] и неразумною похотью? И то приводил к
безбожию, как говорит Богоотец Давид: рече безумен в
сердце своем: несть Бог [2]; то ко многобожию; и то
убеждал непоклоняться даже Тому, Кто по природе – Бог; а
то [убеждал поклоняться] демонам; а еще приучил
поклоняться и небу, и земле, и солнцу, и луне, и
звездам, и остальным тварям даже до животных и
пресмыкающихся. Ибо одинаково худо: как не воздавать
должной чести достойным уважения, так и уделять не
приличествующую чрезмерную славу недостойным чести.
Опять, некоторых научил, что зло – совечно Богу.
Некоторых же прельстил исповедывать, что благой по
природе Бог – Виновник зла. И одних ввел в заблуждение,
чтобы они неразумно говорили, что в Божестве – одно
естество и одно Лицо, других же обманул, чтобы они
беззаконно почитали три естества и три Лица; и некоторых
внушил прославлять одно Лицо и одно естество Господа
нашего Иисуса Христа, Который есть един из Святой
Троицы; некоторым же – два естества и два Лица Егоже.
III. Истина же, идя средним путем, все
эти нелепости отвергает и учит исповедывать единаго
Бога, одно естество в трех Лицах, Отце и Сыне, и Святом
Духе; зло же, говорит она, не есть сущность, но нечто
случайное, некоторая мысль и слово, и действие вопреки
закону Божию; свое существование оно имеет в том, что
мыслиться и говориться, и делается, и вместе с
прекращением [этого] исчезает и оно. Еще же возвещает
она и то, что Христос – один из Святой Троицы, что он
состоит из двух естеств и что Он – одно Лицо.
IV. Но демон, враг истины и неприязненно
относящийся ко спасению людей, много раз прельстивший не
только язычников, но и сынов Израиля делать изображения
и тленных людей, и птиц, и зверей, и пресмыкающихся [3],
и поклоняться этим, как богам, теперь старается привести
в смятение живущую в мире Церковь Христову, посредством
беззаконных уст и лукаваго языка примешивая к
божественным словам порок и пытаясь прикрывать
отвратительный и мрачный его образ и отклонять сердца не
укрепившихся от истиннаго и Отцами переданного обычая.
Ибо некоторые возстали, говоря, что не должно для
созерцания и славы, и удивления, и соревнования
изображать и выставлять (публично) спасительных чудес
Христа и подвигов святых против диавола. И кто, обладая
божественным знанием и духовною проницательностью, не
замечает, что [это] – внушение диавола? Ибо он не
желает, чтобы были обнародуемы поражение и посрамление
его, также не желает и того, чтобы была начертана слава
Бога и святых Его.
V. Ибо, если бы мы делали изображение
невидимаго Бога, то действительно погрешали бы, потому
что невозможно, чтобы было изображено безтелесное и
невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы. И опять:
если бы мы делали изображения людей и их считали богами,
и служили – как богам, то действительно поступали бы
нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после
того, как Бог, по неизреченной Своей благости,
воплотившись, явися на земли во плоти и с человеки
поживе [4], и воспринял природу и величину, и образ, и
цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо
сильно желаем увидеть Его образ; потому что как говорит
божественный Апостол, видим ныне, якоже зерцалом в
гадании [5]. Изображение же и есть зерцало и гадание,
соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и после
многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов
телеснаго.
VI. О, прочь от тебя, завистливый
диавол, ты завидуешь нам в том, чтобы мы видели
изображение Господа нашего и чрез него освящались, чтобы
также видели спасительныя Его страдания и удивлялись Его
снисхождению, и созерцали Его чудеса, и прославляли
могущество Его Божества. Ты завидуешь святым из-за
данной им от Бога чести. Не желаешь, чтобы мы видели
начертанную их славу и делались подражателями их
мужества и веры. Не повинуемся тебе, завистливый и
человеконенавистный демон. Услышьте, народы, племена,
языки, мужи, женщины и дети, старцы и юноши, и младенцы,
святой народ христианский! Если кто благовествует вам
вопреки тому, что вселенская Церковь приняла от святых
Апостолов, Отцов, соборов и сохранила доныне, не
послушайте его и не примите совета змия, как приняла Ева
и пожала смерть [6]. И если Ангел или царь будет
благовествовать вам вопреки тому, что приняли вы,
закройте уши. Ибо я, ожидая исправления, страшусь
сказать, как говорил божественный Апостол: да будет
анафема! [7].
VII. Но те, которые не изследуют смысла
Писания, говорят, что Бог сказал чрез законодателя
Моисея: не сотвори всякаго подобия, елика на небеси и
елика на земли [8]. И чрез пророка Давида: да постыдятся
вси кланяющиеся истуканным, хвалящиися о идолех своих
[9], и другое многое таковое же. Ибо то, что представили
они как из божественнаго Писания, так и из святых Отцов,
следует понимать должным [9a] образом.
И так, что нам говорить на это? Что
иное, если не то, что сказано Господом Иудеям: испытайте
писаний [10]? Ибо изследование Писаний – прекрасное
дело. Но здесь направляйте ум благоразумно! Обмануть
Бога, возлюбленные, невозможно [11]. Ибо один – Бог,
один – Законодатель Ветхаго и Новаго Завета, древле
глаголавый многочастне и многообразне отцем во пророцех
и в последния времена в Единородном Его Сыне [12].
Направляйте свой ум со тщанием! Это слово – не мое;
Святой Дух объявил чрез св. Апостола Павла: многочастне
и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех
[13]. Замечай, что Бог говорил многочастне и
многообразне. Ибо, как сведущий врач не всем и не всегда
дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает
лекарство сообразно со свойством [дела], обращая
внимание и на страну, и на болезнь, и на время, и на
возраст: дитяти – одно, совершеннолетнему же, сообразно
с возрастом, другое; иное – больному и другое –
выздоравливающему и каждому из больных не одно и тоже,
но сообразно со свойством [его тела] и болезнию; и иное
– летом, и другое – зимой и осенью, и весной, и в каждом
месте – соответственно свойству места; так и прекрасный
Врач душ находившимся в детском еще возрасте и
изнемогавшим от болезни идолослужения, и считавших
идолов богами, и поклонявшихся им, как богам, и
отвергавшим поклонение Богу, и воздававшим славу Его
твари, запретил делать это. Ибо невозможно делать
изображение Бога безтелеснаго и невидимаго, и
невещественнаго, и не имеющаго ни внешняго вида, ни
очертания, и непостижимаго. Ибо как будет изображено то,
что не доступно зрению? Бога никтоже виде нигдеже:
единородный Сын, сый в лоне отчи, той исповеда [14]. И:
никто не узрит лице мое, и жив будет, говорил Бог [15].
VIII. А что идолам поклонялись, как
богам, послушай – что говорит Писание в Исходе сынов
Израиля, когда Моисей взошел на гору Синай и на долгое
время остался [там], сидя с Богом, и получил закон,
когда неблагодарный народ возстал на Аарона, слугу
Божия, говоря: сотвори нам боги, иже пойдут пред нами:
Моисей бо сей человек, не вемы, что бысть ему [16];
потом – когда сняли с их женщин украшение и слили из
металла [тельца], и ели, и пили, и упились как вином,
так и заблуждением, и начали играть, говоря в безумии:
сии бози твои Исраилю [17].
Видишь, что богами они имели идолов,
которые были жилищами демонов? И что служили тваре паче
Творца, подобно тому как говорит божественный Апостол:
иже измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа
тленна человека, и птиц, и четвероног, и гад, и
послужиша твари паче Творца [18]. Ради этого Бог
запретил делать всякое подобие, как Моисей говорит во
Второзаконии: И глагола Господь к вам из среды огня:
глас словес вы слышасте, и образа не видесте, токмо глас
[19]. И после немногих слов: и снабдите души своя зело,
яко не видесте подобия в день, в оньже глагола Господь к
вам в горе Хорив из среды огня, никогда не
беззаконнуйте, и не сотворите себе самим подобия ваянна,
всякаго образа, подобия мужеска пола или женска, подобия
всякаго скота, иже есть на земли, подобия всякия птицы
пернатыя и следующ [20]. И после небольшого промежутка:
и да не когда воззрев на небо, и видев солнце и луну, и
звезды, и всю красоту небесную, прелстився поклонишися
им, и послужиши им [21]. Замечай, что одна – цель, чтобы
не послужили твари паче Творца и не воздавали служебнаго
поклонения [никому], кроме одного только Творца. Поэтому
с поклонением повсюду [в Писании] соединяется служение.
И после немногих слов: да не будут тебе бози инии, кроме
Меня; да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия
[22]. И опять: и богов слияных да не сотвориши себе [23]
Видишь, что из за [избежания] идолослужения [Писанием]
запрещается рисование изображений, и что невозможно,
чтобы Бог – безтелесный и невидимый, и неописуемый был
изображаем. Ибо образа Его, говорит [Писание], не
видесте [24]; как говорит и Павел, стоя в средине
Ареопага: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати
подобно быти божество, злату или сребру, или каменю
художне начертану и смышлению человечу [25].
IX. И что это – так, слушай: не сотвори
себе, говорит [Писание], кумира и всякаго подобия [26].
Когда Бог повеле это, сотвориша, говорит он, завесу
[дверем] скинии свидения от синеты и багряницы, и
червленицы спрядены, и виссона сканаго, дело швенно
херувимы. И сотвориша очистилище над кивотом от злата
чиста, и два херувима [27]. Что ты делаешь, о, Моисей?
Ты говоришь: не сотвори себе кумира, ни всякаго подобия
[28], и ты же устраиваешь завесу – дело швенно херувимы
[29]? И – двух Херувимов из чистаго золота [30]? Но
слушай – что отвечает тебе слуга Божий Моисей. О, слепые
и безумные, поймите силу говоримаго, и снабдите души
своя зело. Я сказал, яко не видесте подобия в день, в
оньже глагола Господь к вам в горе Хорив из среды огня,
никогда не беззаконнуйте, и не сотворите себе самим
подобия ваянна, всякаго образа [31], и богов слияных да
не сотворите себе [32]. Я не сказал: не сделай
изображения Херувимов, как рабов, предстоящих
очистилищу, но: да не сотвориши себе богов слияных, и:
не сотвори всякаго подобия [33], как Бога, и не послужи
твари паче Творца [34]. И так, подобия Бога я не сделал,
не сделал, конечно, и подобия кого-либо другого, как
Бога, и не послужил твари паче Творца.
X. Заметил ты, как обнаружилась идея
Писания для тех, кто разумно ее изследует. Ибо должно
знать, возлюбленные, что во всяком деле разыскивается
истина и ложь, и цель того, кто его совершает, прекрасна
ли она или худа. Ибо хотя в Евангелии изображены и Бог,
и Ангел, и человек, и небо, и земля, и вода, и огонь, и
воздух, и солнце, и луна, и звезды, и свет, и тьма, и
сатана, и демон, и змеи, и скорпионы, и смерть, и ад, и
добродетели, и пороки, и все, как прекрасное так и
худое; но, однако, так как все говоримое о них – истинно
и целью имеет славу Бога и прославляемых им святых,
также спасение наше и низложение, и посрамление диавола
и его демонов, то мы поклоняемся и обнимаем, и целуем, и
приветствуем главами и устами, и сердцем; равным образом
[воздаем честь] и всему Ветхому и Новому Завету, и
словами святых и превосходных Отцов. Постыдное же и
отвратительное, и нечистое писание проклятых: и
Манихеев, и Еллинов, и остальных ересей, как содержащее
то, что ложно и суетно, и как выдуманное для славы
диавола и его демонов и для их радости, отвергаем с
презрением и бросаем от себя прочь, хотя бы оно и
заключало [в себе] имя Божие. Таким образом и в деле,
касающемся изображения, должно отыскивать как истину,
так и цель тех, кто их устраивает. И если она – истинна
и права и если изображения делаются для славы Божией и
Его святых и для соревнования добродетели и – избежания
порока и спасения душ, то должно принимать их с радостию
и почитать, как образы и подражания, и подобия, и книги
для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и
приветствовать глазами и устами, и сердцем, как подобие
воплотившагося Бога или Его Матери, или святых,
соучастников страданий и славы Христа и победителей, и
истребителей диавола и демонов, и заблуждения их.
XI. Если же кто-либо осмелиться сделать
изображение Божества – невещественнаго и безтелеснаго, и
невидимаго, и не имеющаго формы и цвета, то мы отвергаем
от себя, как ложное. И если кто-либо осмелиться сделать
изображение для славы и поклонения, и чести диавола или
демонов, то оказываем презрение и истребляем огнем; и
если кто-либо обоготворит изображение людей или птиц,
или пресмыкающихся, или иной твари, того предаем
анафеме. Ибо как святые Отцы ниспровергли святилища и
храмы демонов, и на их местах воздвигли храмы в честь
имени святых, и эти мы почитаем, - так истребили они и
изображения демонов и вместо тех устроили изображения
Христа и Богородицы, и святых. И во время Ветхаго
Завета, конечно, не воздвигал храмов в честь имени людей
Израиль, ни праздновалась память человека. Ибо природа
людей была еще под проклятием, и смерть была приговором
[т.е. наказанием], почему и была оплакиваема; и тело
умершаго считалось нечистым, также и касавшийся его.
Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое
животворящее и спасительное лекарство, соединилось с
нашим естеством, наше естество прославлено и превращено
в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и
храмы им воздвигаются, и изображения начертываются. И
так, да знает всякий человек, что пытающийся уничтожать
изображение, возникшее вследствие божественной любви и
ревности для славы и воспоминания о Христе или Матери
Его – Святой Богородице, или ком либо из святых, и для
посрамления диавола и поражения его и демонов его, и не
поклоняющийся, и не почитающий, и не приветствующий его,
как драгоценное изображение и – как Бога, враг – Христа
и Святой Богородицы, и святых и мститель за диавола и
его демонов, делом обнаруживая свою печаль из за того,
что Бог и святые Его чествуются и прославляются, диавол
же посрамляется. Ибо изображение есть [своего рода]
триумф и опубликование, и надпись на столбе в
воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо
и отличились, и о посрамлении побежденных и низложенных
демонов.
XII. Не царей дело – давать законы
Церкви. Что говорит божественный Апостол? И овых убо
положи Бог в церкви: первее апостолов, второе пророков,
третие пастырей и учителей, для устроения Церкви [35].
Не сказал: царей. И опять: повинуйтеся наставником вашим
и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово
воздати хотяще [36]… И опять: поминайте наставников
вашя, иже глаголаша вам слово [Божие], ихже взирающе на
скончание жительства [37], подражайте вере [38]. Не цари
глаголаша вам слово, но Апостолы и пророки, и пастыри, и
учители. Бог, заповедав Давиду построить Ему дом,
говорит к нему: ты не созиждеши мне дому, зане человек
кровей [39] еси ты [40]. Воздадите всем должная,
воскликнул Апостол Павел, емуже честь, честь, емуже
страх, страх, емуже дань, дань, емуже урок, урок [41].
Царям свойственн хороший образ государственной
деятельности; церковное же устройство – дело пастырей и
учителей. Это, братие, разбойническое нападение. Саул
разорвал одежду Самуила [42] и что потерпел? Бог
разодрал его царство и дал его весьма кроткому Давиду.
Иезавель преследовала Илию, и свиньи и псы лизали ее
кровь, и блудницы мылись в ней [43]. Ирод умертвил
Иоанна и, снедаемый червями, умер [44]. И теперь
блаженный Герман, блистающий жизнию и словом, был заушен
и сделался изгнанником [45], также и весьма многие
другие Епископы и Отцы, имен которых мы не знаем. Не
разбойническое ли – это дело? Господь, когда к нему с
искусительными намерениями подошли книжники фарисеи,
чтобы уловить Его словом, и вопросили Его: достойно ли
есть дати кинсон кесарееви? Ответил им: покажите ми
динарий, а когда показали [46], сказал: чей имать образ?
Когда же они сказали: кесарев, говорит: воздадите, яже
кесарева, кесареви, а яже Божия Богови [47]. Мы покорны
тебе, царь, в делах, касающихся жизни [т.е. в делах века
сего]: податях, пошлинах, получении [твоих] даяний, в
том, в чем вверено тебе управление нашими делами; в
церковном же устройстве имеем пастырей, глаголавших нам
слово и изготовивших церковное законоположение. Не
удаляем со своего места предел вечных, яже положиша наши
отцы [48], но удерживаем предания, как приняли их. Ибо,
если начнем, хотя в малом, ниспровергать здание Церкви,
то оно понемногу будет разрушено все.
XIII. Ты хулишь вещество и называешь
презренным? Это также [делают] и Манихеи; но
божественное Писание провозглашает его прекрасным. Ибо
оно говорит: и виде Бог вся, елика сотвориши: и се добра
зело [49]. И так, я признаю, что вещество – творение
Божие и что оно прекрасно; ты же, если называешь его
дурным, или признаешь, что оно – не от Бога, или делаешь
Бога виновником зла. И так, смотри – что говорит
божественное Писание о веществе, которое ты называешь
презренным. И рече Моисей к сонму сынов Исраилевых,
глаголя: сие слово, еже завеща Господь, глаголя: возмите
от себе самих участие Господу: всяк по воле сердца
своего, да принесет [50] начатки Господу, злато, сребро,
медь, синету, багряницу, червленицу сугубо спрядену, и
виссон сканый, и волну козию, и кожи овни очервлены, и
кожи сини, и древеса негниюща, и елей помазания, и в
сложение фимиама, и камень сардийски, и [камени] в
ваяние, на ризу верхнюю, и на подир. И всяк премудрый
сердцем в вас, шед да делает вся, елика заповеда
Господь, скинию [51] и т.д.
XIV. Вот, подлинно, чествуется и
вещество, считаемое вами презренным. Ибо что - ничтожнее
козьей волны и красок? Или не краски: червленица и
багряница, и синета? Вот, подлинно, и дела рук
человеческих и изображения Херувимов; также и вся эта
скиния была образом. Ибо виждь, говорит Бог Моисею, да
сотвориши все по образу, показанному тебе на горе [52].
И, однако, весь Израиль, [стоя] кругом [ея], поклонялся
[пред ней]. А кроме того, Херувимы, разве не находились
они пред глазами народа? И кивот завета, и светильник, и
трапеза, и золотая стамна, и жезл, на что взирая, народ
поклонялся? Я не поклоняюсь веществу, поклоняюсь же
Творцу вещества, ради меня сделавшемуся веществом и в
веществе положившему Свое жилище, и чрез посредство
вещества соделавшему мое спасение. Ибо Слово плоть
бысть, и вселися в ны [53]. А всем ясно, что плоть –
вещество и творение. И так, почитаю вещество, чрез
которое соделалось мое спасение, и благоговею [пред
ним], и поклоняюсь [ему]. Но почитаю не как Бога, а как
исполненное божественнаго действия и благодати. Разве не
вещество – древо креста, трижды счастливое и
преблаженное? Разве не вещество – гора, почитаемая и
святая, краниево место? Разве не вещество – живоносная
скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве
не вещество – чернила, кожи [на которых написаны книги]
Евангелий? Разве не вещество – животворящая трапеза,
доставляющая хлеб жизни? Разве не вещество – и золото, и
серебро, из которых устраиваются и кресты, и святые
дискосы, и потиры? Разве не вещество, предпочтительно
пред всем этим, тело и кровь моего Господа? Или устрани
почитание всего этого и поклонение, или позволяй по
церковному преданию и поклонение иконам, освящаемым
именем Бога и друзей Божиих, и по этой причине осеняемым
благодатию божественнаго Духа. Если ты запрещаешь
изображения по причине [предписания] закона, то время
тебе и субботствовать, и обрезываться, ибо это неуклонно
повелевает закон, - и соблюдать весь закон и не
праздновать Пасхи Господней вне Иерусалима. Но, узнайте,
что, если соблюдаете закон, Христос вас ничтоже пользует
[54] Время тебе и вести к бракосочетанию жену брата и
возстановлять семя брату [55], и не воспевать песни
Господней на земли чуждей [56]. Но – нет! Иже бо законом
оправдаетеся: от благодати отпадосте [57].
XV. Изображаем красками Христа – Царя и
Господа, не лишая Его воинства. Ибо воинство Господне –
святые. Пусть лишит своего собственного войска земной
царь, и тогда пусть лишает своего Царя и Господа. Пусть
снимет с себя багряницу и диадему, и тогда пусть
отнимает у отличившихся [в борьбе] против тиранна и
обуздавших свои страсти приличествующее им почитание.
Ибо, если они наследницы Богу и сонаследницы Христу
[58], и будут также участниками и в божественной Его
славе и царстве, то как не будут соучастниками и земной
Его славы те, которые суть друзья Христа? Не глаголю вас
рабы, говорит Бог, вы друзи мои есте [59]. И так, когда
дана им честь со стороны Церкви, мы ли будем отнимать у
них? О дерзкая рука! О, безрассудно смелый ум,
возстающий против Бога и противящийся Его повелениям!
Если ты не поклоняешься изображению, не поклоняйся и
Сыну Божию, которое есть живое изображение невидимаго
Бога и неизменный образ [60]. Храм, который создал
Соломон, был освящен кровью безсловесных и был украшен
изображениями безсловесных, львов и волов, и пальм, и
гранатовых яблок. Теперь же Церковь освящается кровию
Христа и святых Его и украшается изображением Христа и
святых Его. Или устрани поклонение всякому изображению,
или не вводи того, что – ново и не прелагай предел
вечных, яже положиша отцы твои [61]. Я говорю не о тех,
которые были положены прежде чем пришел во плоти Христос
Бог наш, но о тех, которые установлены после Его
пришествия. Ибо относительно бывших в Ветхом Завете
постановлений (закона) Бог с упреком говорит: дах им
заповеди не добры [62], по жестокосердию их; так что,
после того как было переменено священство, по
необходимости произошло и изменение и закона [63].
XVI. Самовидцы же и слуги [бывшии]
словесе [64] передали церковное установление не только
посредством книг, но и посредством некоторых
незаписанных преданий. Ибо откуда мы знаем о святом
краниевом месте? Откуда – о гробе жизни? Не [так] ли,
[как] дитя от отца, приняли без записи? Что Господь был
распят на кресте на краниевом месте и погребен в гробе,
егоже изсече Иосиф в камени, написано [65]. А что это и
есть то, чему теперь поклоняемся, мы знаем из
незаписанного предания, и весьма многое подобное этому.
Откуда – о крещении в третий раз, т.е. чрез три
погружения? Откуда – о поклонении кресту? Не из
незаписанного ли предания? Поэтому и божественный
Апостол Павел говорит: темже убо, братие, стойте, и
держите предания, имже научистеся, или словом, или
посланием нашим [66]. Так как многое без записи передано
Церкви и сохранено до настоящего времени, то, поэтому,
зачем говорите клевету относительно изображений? Манихеи
написали Евангелие от Фомы; напишите и вы Евангелие от
Льва. Я не одобряю царя, который, по обычаю тираннов,
похищает священство. Не цари получили власть связывать и
разрешать. Я знаю царя Валента, называвшегося
христианином и [однако] преследовавшаго православную
веру; знаю и Зинона, и Анастасия, Ираклия и Константина
[67], бывшаго в Сицилии, и Варданиска, который [был
назван также] Филиппиком. Меня нельзя убедить в том,
чтобы Церковь была устраиваема царскими предписаниями;
напротив, [она должна управляться] по преданиям Отцов,
как записанным, так и незаписанным. Ибо, как без писаний
[68] было возвещено во всем мире Евангелие, так без
писаний передано во всем мире и то, чтобы были
изображаемы Христос – воплотившийся Бог и святые, как и
то, чтобы мы поклонялись кресту и молились – стоя
[лицами] к востоку.
XVII. А места из писаний, какия ты
приводишь, не высказывают проклятия поклонению тем
иконам, которыя допущены нами, но только – поклонению со
стороны Еллинов, которые боготворили изображения.
Поэтому из за нелепаго обычая Еллинов, не должно
уничтожать и благочестиво возникшаго обычая Церкви. Как
чародеи, так и волшебники произносят заклинания, и
Церковь заклинает оглашаемых; однако, те заклинают,
призывая к себе демонов, эта же – Бога против демонов
[69]. Еллины приносили жертвы демонам; но и Израиль
приносил Богу как кровь, так и тук. И Церковь приносит
жертву Богу: жертву безкровную. Еллины посвящали демонам
изображения; но и Израиль боготворил изображения. Ибо
говорили: сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из
земли Египетския [70]. Мы же посвящаем изображения
истинному Богу – воплотившемуся и рабам Божиим, и
друзьям, прогоняющим полки демонов.
XVIII. Если же говоришь, что блаженный
Епифаний [71] открыто запретил употребляющиеся у нас
изображения, то узнай, что эта книга – подложна, так как
кто либо иной воспользовался именем божественнаго
Епифания, что вообще часто случается. Ибо этот Отец не
противоборствует соотцам, так как все они соделались
причастными одного Святаго Духа. И свидетель этого –
Церковь, которая была украшаема иконами до тех пор, пока
против нея не возстали некоторые [72] и не привели в
замешательство стада Христова, покусившись напоить народ
Божий грязным – губительным напитком.
XIX. Если я поклоняюсь и почитаю, как
причины спасения, крест и копие, и трость, и губу, при
посредстве которых богоубийцы-Иудеи надругались над
Господом моим и убили, то почему не буду поклоняться
иконам, которыя с благою целию приготовляются верными
для славы и воспоминания Христовых страданий? Если
поклоняюсь изображению креста, устроенному из какого бы
то ни было вещества, то почему не буду поклоняться
изображению Распятаго, Который и показал спасительную
силу креста? О, безчеловечие! А что не веществу
поклоняюсь, ясно: ибо когда бывает разрушено изображение
креста, сооруженнаго, если бы случилось, из дерева, то
дерево и предаю огню, равным образом и вещество икон.
XX. А что изобретение икон и поклонение
им не есть дело недавнее, а древнее предание Церкви,
бери множество мест из Писания и Отцов. В святом
Евангелии от Матфея Господь, ублажая Своих учеников и с
ними всех тех, кто живет по их образцу и идет по их
следам, говорил следующее: ваша же блаженна очеса, яко
видят: и уши ваши, яко слышат. Аминь бо глаголю вам: яко
мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите,
и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша [73].
Поэтому и мы сильно желаем увидеть, в какой мере увидеть
возможно. Видим убо, якоже зерцалом и в гадании [74], и
на иконе, и считаем себя блаженными. Сам Бог – Первый
сделал изображение, Он и показал изображения. Ибо
перваго человека Он сотворил по образу Божию [75]. И
Авраам, и Моисей, и Исаия, и все пророки увидели образы
Бога, но не самое существо Божие [76]. Купина была
образом Богоматери, и Моисею, намеревавшемуся к ней
подойти, Бог сказал: иззуй сапоги от ног твоих: место
бо, на немже ты стоиши, земля свята есть [77]. И так,
если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы,
есть земля святая, то во сколько раз больше – этот
образ? Ибо он не только – святой, но, осмелюсь говорить,
даже из святых святой. Фарисеям, вопросившим о том, что
убо Моисей заповеда дати книгу распустную и отщетити
жену? Господь ответил: яко Моисей по жестосердию вашему
повеле вам пустити жены ваша: из начала же не бысть тако
[78]. И я говорю вам, что Моисей по причине жестосердия
сынов Израиля, зная, что они легко увлекаются
идолослужением, повелел им не делать изображений. Теперь
же дело обстоит не так: ибо мы твердо стоим на скале
веры, обогатившись светом Богопознания.
XXI. Послушайте, что говорит Господь:
буии и слепии, иже кленется церковию, кленется ею и
живущим в ней: и кленыйся небесем, кленется престолом
Божиим и седящим на нем [79]. И клянущийся иконою
клянется и тем, кто на ней изображается.
XXII. И так, что скиния и завеса, и
кивот Завета, и трапеза, и все, находящееся в скинии,
были подобия и образы, и дела рук человеческих, которым
поклонялся весь Израиль; а еще и то, что изваянные
Херувимы были сооружены по повелению Божию, - [это]
достаточно доказано [нами выше]. Ибо Бог говорит Моисею:
виждь, да сотвориши все по образу, показанному тебе на
горе [80]. Слушай и Апостола Павла, который
свидетельствует, что Израиль поклонялся рукотворенным и
образам, так как Бог повелел это. Аще бы бо был, говорит
он, на земли, не бы был священник, сущым священником,
приносящым по законы дары, иже образу и стени служат
[81] небесных, якоже глаголано бысть Моисею, хотящу
сотворити скинию: виждь бо рече: сотвориши по образу,
показанному ти на горе: ныне же лучшее улучи служение,
поелику и лучшаго завета есть ходатай, иже на лучших
обетованиих узаконися. Аще бо бы первый он непорочен
был, не бы второму искалося место. Укоряя бо их
глаголет: се дние грядут, глаголет Господь: и совершу на
дом Исраилев, и на дом Иудов завет нов: не по завету,
егоже завещал отцем вашим [82] в день, в оньже емшу ми
их за руку, извести их от земли Египетския [83]. И после
небольшого промежутка: внегда же глаголет, нов, обветши
перваго: и обветшавающее и состаревающееся, близ есть
истления. Скиния бо сооружена бысть первая, в ней же и
светильник и трапеза и предложение хлебов, яже
глаголется святая. По вторей же завесе скиния,
глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и
ковчег завета окован всюду златом: в нем же стамна злата
имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали
завета. Превышше же его херувимы славы, осеняющии
очистилище (олтарь) [84]. И опять: не в рукотворенная бо
святая вниде Христос, противообразная истинных, но в
самое небо [85]. И после другого промежутка: сень бо
имый закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей
[86]).
XXIII. Замечай, что и закон, и все,
сообразное с ним, и все служение [87], имеющее у нас
место, суть рукотворенная святая, приводящия нас к
невещественному Богу при посредстве вещества. И закон, и
все, сообразное с законом, было некоторым оттенением
будущаго образа, т.е. имеющаго у нас место служения; а
имеющее у нас место служение – образ будущих благ; самыя
же вещи [88] – вышний Иерусалим, нематериальный и
нерукотвренный, подобно тому как говорит тот же самый
божественный Апостол: не имамы бо зде пребывающаго
града, но грядущаго взыскуем [89], каковой есть вышний
Иерусалим, емуже художник и содетель Бог [90]. Ибо все,
как сообразное с законом, так и сообразное с нашим
служением, произошло ради того [т.е. вышняго
Иерусалима]. Самому Богу – слава во веки. Аминь.
Иоанн Дамаскин, преподобный
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Мф. XXV, 14-30.
2. Псал. XIII, 1.
3. Римл. I, 23. Иезек. VIII, 10.
4. Вар. III, 38.
5. 1 Кор. XIII, 12. Буквально у св.
И.Дамаскина читаем: в зеркале и гадательно…
6. Галат. I, 8. 9. – Быт. III, 1…
7. См. в послан. к Галат. ibid.
8. Исх. XX, 4.
9. Псал. XCVI, 7.
9a. Буквально: таким же
самым…
10. Иоан. V, 39.
11. Евр. VI, 18.
12. Евр. I, 1. 2.
13. Ibid., 1.
14. Иоан. I,18. – никогда
(слав.нигдеже).
15. Исх. XXXIII, 20.
16. Исх. XXXIII, 1.
17. Ibid., 2-9…
18. Римл. I, 23. 25.
19. Второз. IV, 12.
20. Ibid., 15-17.
21. Ibid.,19.
22. Ibid.,V, 7.8.
23. Исх.
XX, 17.
24. Второз. IV, 12.
25. Деян. XVII, 29. 22 и проч.
26. Исх. XX, 4.
27. Исх. XXXVII [около начала главы и
потом в средине ея (стихов не указываем, так как «числа
стихам не положено»)]
28. См. примеч. 26.
29. См. примеч. 27.
30. Исх. XXXVII (в средине главы).
31. Второз. IV, 15-16.
32. Исх. XXXIV, 17.
33. См. прим. 32 и 28.
34. См. прим. 18.
35. 1 Кор. XII, 28.
36. Евр. XIII, 17.
37. Образ жизни… (=слав.: скончание
жительства; синод. русск. перевод: кончину их жизни).
38. Евр. XIII, 7.
39. В слав Библии: человек воин…
См.прим.40.
40. 1 Парал. XXVIII,3.
41. Римл. XIII, 7. Порядок частей стиха
у св. И. Дамаскина неодинаков с порядком их в греч.,
слав. и русск. Библиях.
42. 1 Цар. XV, 27.
43. 3 Цар. XIX, 2 - 4 Цар. IX, 36. - «Об
Иезавели ничего такого не написано, как правильно
заметил Биллиус: наш Дамаскин допустил ошибку памяти,
рассказывая о царице то, что Писание, по LXX
толковникам, передает о супруге ея – Ахаве; уних
(т.е.толковников) читаем (3 Цар. XXII, 38): «и полизаша
свинии, и пси кровь его, и блудницы измышася в крови
его» См. у Lequien`я.
44. Деян. XII, 23. – И здесь св.
И.Дамаскин допустил ошибку памяти, "так-как умер –
съеденный червями – не Антипа, но Ирод Аскалонский и
внук его Агриппа. См. Иос. Кн.17 Древност.гл.8 и кн.19
гл.7 и также Деян. XII, 23". См. у Lequien`я.
45. «Достойно внимания – то, что
говорится о Германе. Ибо Феофан и другия византийские
историки, а также и греческая Минея – разсказывают, что
превосходный патриарх, когда он не мог сломить упорства
Льва, положивши на алтарь нарамник, по собственному
побуждению отказался от епископства у удалился в
монастырь. Дамаскину, однако, благоприятствуют как
писатель жизни св. мученика Стефана младшаго, где
свидетельствуется, что св. Герман слугами Льва, pugnis
et convitiis throno fuisse deturbatum», так и некоторые
другие и т.д. См. у Lequien`я.
46. У св. И.Дамаскина буквально стоит:
принесите… монету; а когда принесли…
47. Мф. XXII, 17. Лук. XX, 24-25.
48. Притч. XX, 28.
49. Быт. I, 31.
50. У св. И.Дамаскина читаем: принесут.
51. Исх. XXXV, 4-11.
52. Исх. XXV,40.
53. Иоан. I, 14.
54. Галат. V, 4.
55. Второз. XXV,7…
56. Псал. CXXXVI, 4.
57. Галат. V,4.
58. См. прим. к первому слову: 74.
59. См. ibid.: 75 прим.
60. См. ibid.: 76 прим.
61. Притч. XXII,28.
62. Иезек. XX, 25.
63. Евр. VII, 12.
64. Лук.
I, 2.
65. Иоан.
XIX, 17. Мф. XXVII, 60.
66. 2 Сол. II, 15.
67. «Феофан и Никифор Констанса, сына
Ираклия и отца Константина Погоната, называют также
Константином»... Lequ.; примеч.
68. «ибо Апостолы проповедывали
Евангелие без писаний», ходя из одной страны в другую;
творения же их появились не вдруг, а большею частию по
особым – каждый раз – причинам. См. Lequ.; примеч. и
лат. перевод.
69. Greg.Nas.orat.5 ad Greg Nyss. См. у
Lequ.
70. Исх. XXXII, 4.
71. Ср. первое слово, отд. XXV, Ср.
также примеч. у Lequ. к XVIII отд.второго слова.
72. В некоторых изданиях находится
прямое упоминание имени «жестокаго и свирепаго Льва…»
См. Lequ.; примеч.
73. Мф. XIII, 16-17.
74. 1 Кор. XIII, 12.
75. Быт. I, 27. – XVIII, 1.
76. Ср. пред.примеч. – Исх. XXXIII,
13-23. – Исаии VI, 1.
77. Исх. III, 5.
78. Мф. XIX, 7-8.
79. Мф. XXIII, 17, 21, 22.
80. Исх. XXV, 40.
81. «обозначает
некоторый рабский культ» Lequ.
82. В греч. Библии читаем: « = сотворих»
…
83. Евр. VIII, 4-9.
84. Евр. VIII, 13. – IX? 2-5.
85. Ibid. IX, 24.
86. Ibid. X, 1.
87. «Дамаскин имеет в виду у себя слова
Павла (Евр. IX, 1.), которыя собственно обозначают
священнодействия и религиозныя обряды, при каких
воздается почитание Богу»… и т.д. См. у Lequ.
88. Ср. примеч. 86.
89. Евр. XIII, 14.
90. Евр. XI, 10.
***
Молитва преподобному Иоанну Дамаскину:
- Молитва преподобному Иоанну Дамаскину.
Иоанн Дамаскин, высокопоставленный сирийский
чиновник, защитник православного иконопочитания,
автор догматических философских, полемических, аскетических,
экзегетических, гомилетических, агиографических
трудов, гимнограф. Вторую половину
своей жизни провел в монастыре Саввы Освященного.
Небесный покровитель богословов, ученых монахов,
миссионеров, катехизаторов, певчих. К нему
обращаются для молитвенной помощи для обращения ко
Христу мусульман и прочих иноверцев, сектантов,
родственников-маловеров
Акафист преподобному Иоанну Дамаскину:
Канон преподобному Иоанну Дамаскину:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Иоанне Дамаскине:
Труды преподобного Иоанна Дамаскина:
|