Иоанн Дамаскин. Беседа христианина с сарацином
Память: 4 декабря / 17 декабря
Преподобный Иоанн Дамаскин (680 - 780) -
православный апологет, духовный писатель, гимнограф.
Известен прежде всего своей защитой иконопочитания и обличением ересей.
Преподобный Иоанн Дамаскин Икона, XIV век. Византия
***
Беседа христианина с сарацином
На вопрос сарацина: "Кого ты считаешь
виновником добра и зла?", - христианин отвечает: "Мы
говорим, что только Бог и никто другой есть виновник
всяческих благ, но не зла". На это сарацин говорит:
"Кого ты называешь виновником зла?"
X. Разумеется, того, кто по своей воле
диавол, и нас, людей.
С. Из-за чего?
X. Из-за свободной воли.
С. Так что, ты свободен, и что хочешь,
можешь делать и делаешь?
X. Я сотворен Богом свободным лишь для
двух вещей.
С. Для каких?
X. Для злодеяния и для благодеяния, что
есть добро и зло. Поэтому, делая зло, я несу наказание
от закона Божия, а творя благо, не страшусь закона, но и
почтен и помилован Богом. Подобно и диавола Бог сотворил
свободным еще прежде людей, и он согрешил, и Бог изверг
его из его чина. Но ты, быть может, возразишь мне: "То,
что ты называешь добром и злом, - что это? Вот, солнце,
и луна, и звезды хороши - сотвори что-нибудь из этого".
Но не из-за этого ли я еще прежде говорю тебе: я творю
добро и зло сообразно человеку: добро, как, например,
прославление Бога, молитва, милостыня и подобное им, а
зло - блуд, воровство и подобное; если же, как ты
говоришь, добро и зло от Бога, то Бог у тебя окажется
неправедным, что не так. Ведь раз Бог повелел, как ты
говоришь, блуднику блудить, вору красть, мужеубийце
убивать; то они достойны чести - ибо сотворили волю
Божию. Окажутся и законодатели твои лжецами, и книги
подложными, потому что предписывают сечь блудника и
вора, сотворивших волю Божию, и казнить мужеубийцу,
которого следовало бы чтить, потому что он сотворил волю
Божию.
Сарацин же говорит: "Кто вылепляет
младенцев в женских утробах?" - Ибо сарацины ставят
перед нами эту задачу как труднейшую, желая доказать,
что Бог виновник зла. Ведь если я в
ответ говорю, что Бог вылепляет
младенцев в утробах женщин, то сарацин скажет: "Вот, Бог
пособник блуднику и прелюбодею". На это христианин
отвечает: "Мы никоим образом не находим, чтобы Писание
говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после
первой недели миротворения. Если же ты в этом
сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание
или произведение, сотворенное Богом после первой
седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его,
ибо все видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь
Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему
рождать и рождаться, сказав: плодитесь и размножайтесъ,
и наполняйте землю (Быт. 1:28). И поскольку человек был
одушевлен, имея одушевленное семя, в собственной его
жене взошел посев. Так что человек рождает человека, как
говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф
родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила,
а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха (Быт.
5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или
кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный
Адам создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до
сего времени. И так благодатью Божией стоит мир, потому
что и всякая трава и растение с тех пор повелением
Божием рождает и рождается - ибо сказал Бог: Да
произрастит земля зелень травы (Быт. 1:11), и повелением
Его произросло всякое древо, и всякий род травы и
растений, имея в себе семенную силу. Семя же всякого
растения и травы одушевлено, и снова попадая на землю,
само собой или высеваемое другим, оно всходит, не
создаваемое кем-либо, но повинуясь первому повелению
Божию. Вот и я, как прежде сказал, будучи свободен лишь
в уже упомянутых вещах, куда бы ни сеял, пользуясь своей
властью, в своей ли жене, или в чужой, семя всходит и
становится послушным первому повелению Божию, а не так,
что Он каждый день создает и делает, потому что в первую
седмицу сотворил Бог небо и землю, и весь мир в шесть
дней, и в седьмой день почил от всех дел Своих (Быт. 2:1
ел.), как и Писание мне свидетельствует".
Сарацин же: а как же Бог говорит
Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я
познал тебя, и из утробы освятил тебя (Иер. 1:5)?
Христианин: Бог образовал одушевленную и
семенную силу всякого мужа от Адама и далее. Ибо Адам,
имея во чреве Сифа, родил его, как я уже говорил, а Сиф
Еноса, и всякий человек, прежде имея сына во чреве
своем, [рождает его], и сын родил и рождает до сего
времени. А "из утробы освятил тебя" понимай как
[утробу], истинно рождающую чад Божиих, по свидетельству
святого Евангелия: а тем, которые приняли Его верующим
во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые ни от
крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от
Бога родились (Ин. 1:12-13) через крещение.
(2) Противник же: а до Христа было
крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа.
X.: Было, по свидетельству святого
апостола, говорящего, что одни крестились в облако,
другие в море (1 Кор. 10:1). И Господь говорит в
Евангелиях: если кто не родится от воды и Духа, не может
войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Так что Авраам, и
Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя
в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что
согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не
спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святой,
говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть
от крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и
спасаемые крещением спасены и спасаются по благодати
Божией.
(3) С.: Того, кто творит волю Самого
Бога, ты называешь добрым или злым?
Разгадав же хитрость его, христианин
говорит: "Знаю, что ты хочешь сказать".
С.: Так расскажи мне.
X.: Ты хочешь спросить, волею Христос
пострадал, или неволею? Чтобы, если я отвечу: "волею
пострадал", сказать мне: "иди теперь, поклонись иудеям,
потому что они исполнили волю Бога твоего".
С.: Именно это я и хотел тебе сказать -
если у тебя есть доводы, ответь мне.
X.: То, что ты называешь волей, я именую
терпением и великодушием.
С.: Как ты это можешь доказать?
X.: Делом, потому что если мы с тобой
сидим или стоим, может ли кто-нибудь из нас вне власти и
владычества Божия встать и двинуться?
С.: Нет.
X.: Когда Бог говорит: "не укради, не
блуди, не убий", хочет ли Он, чтобы мы крали, блудили,
убивали?
С.: Нет, ведь если бы хотел, Он не
сказал бы: "не укради, не блуди, не убий".
X.: Слава Богу, что ты признал то, что я
хочу сказать. Вот ты согласился со мной, что никто из
нас без Бога не может встать или двинуться, и что Бог не
хочет, чтобы мы крали или блудили. Если сейчас я встану,
пойду и украду, или буду блудить, скажешь ли ты, что это
воля Божия или попущение, терпение и великодушие?
(4) Сообразив и удивившись, сарацин
сказал: "Действительно, это так".
X.: Пойми и то, что, хотя Бог и может
поразить, Он воздержался на время, то есть выказал
великодушие о грехе. Но, если я не покаюсь, Он, когда
захочет, воздаст мне, как поступил Он и с иудеями. Ибо
по прошествии немногих лет Он воздвиг против них Тита и
Веспасиана и эллинов, и ниспроверг надменность их.
(5) Если спросит тебя сарацин и скажет:
"Кем ты считаешь Христа?", отвечай ему: "Словом Божиим,
и думаю, что ни в чем здесь не погрешаю, потому что Он и
Словом именуется в Писании, и Премудростью, и Мышцею, и
Силой Божией, и много такого другого - ибо Он
многоименен. Спроси его и ты в свою очередь:
"Как называется Христос в твоем
писании?". И может быть, он захочет спросить у тебя
что-нибудь еще, желая ускользнуть от тебя, - не отвечай
ему, пока он не разрешит твоего вопроса. И ему
обязательно придется ответить тебе: "В моем писании
Христос называется Духом и Словом Божиим". И тогда ты
снова спроси его:
"Дух и Слово Божие писание твое считает
несотворенными или тварными?" И если скажет, что
несотворенными, скажи ему: "Вот ты соглашаешься со мной
- ведь не сотворенное кем-либо, но творящее и есть Бог".
Если же он вообще отважится сказать, что они сотворены,
скажи ему: "Но кто создал Дух и Слово Божие?" И если он
в затруднении ответит, что Бог создал их, скажи ему: "Ты
только что говорил, что они несотворенны, а теперь
утверждаешь,
что их создал Бог. Вот, если бы я тебе
так говорил, ты сказал бы мне, что "ты сам опроверг
свидетельство свое, и я больше не верю тебе, что бы ты
ни сказал". Однако я спрошу у тебя еще вот что:
"Прежде чем Бог сотворил Дух и Слово, Он
не имел ни Духа, ни Слова?"" И он побежит от тебя, не
имея, что отвечать тебе, - ведь такие люди для сарацинов
еретики, весьма мерзкие и отвратительные, - и если ты
захочешь разгласить о нем остальным сарацинам, он будет
тебя очень бояться.
(6) А если спросит тебя сарацин, говоря:
"Словеса Божий тварны или несотворенны?" Ведь они
выставляют нам этот вопрос как труднейший, желая
доказать, что Слово Божие тварно, что не так. Ведь если
ты скажешь: "Они тварны", он ответит, что "вот, ты
называешь тварным Слово Божие". Если же скажешь: "Они
несотворенны", он ответит, что "вот, все существующие
словеса Божий несотворенны, но не суть боги. Вот ты и
признал, что Христос, будучи Словом Божиим, не есть
Бог". Поэтому в ответ не говори ему, ни что они тварны,
ни что несотворенны, но отвечай ему так: "Я исповедую
несотворенным только одно воипостасное Слово Божие, как
и ты это признал, а все мое Писание называю не
словесами, но глаголами Божиими"". И если скажет
сарацин: "А как же Давид говорит, что слова Господни -
слова чистые (Пс. 11:7), но не "глаголы Господни -
глаголы чистые"?", скажи ему, что пророк говорил в
переносном, а не в собственном смысле.
И если скажет тебе: "Что есть переносный
и собственный смысл?", отвечай ему, что собственный
смысл есть твердое указание вещи, а переносный -
нетвердое. И если скажет тебе сарацин:
"Допустимо ли, чтобы пророк давал
нетвердое указание?", скажи ему, что в обычае у пророков
олицетворять неодушевленные вещи, и они наделяют их
глазами и устами, как, например, море увидело и
побежало (Пс. 113:3). Ведь ясно, что море не имеет глаз
- ибо оно не одушевленное. И вновь тот же пророк
обращается к нему как к одушевленному: Что с тобою,
море, что ты побежало? (Пс. 113:5) и так далее. "И меч
мой насытится плотью", - говорит Писание, ведь
"насыщение" говорит об устах едящего и поглощающего, а
меч рассекает, но не поглощает. Так в переносном смысле
он и назвал словами глаголы, которые собственно не суть
слова, но глаголы.
(7) И если скажет тебе сарацин: "Как
сошел Бог во чрево женщины?", говори ему: "Воспользуемся
твоим писанием и Писанием моим; твое писание говорит,
что Бог прежде очистил Деву Марию более всякой плоти
женской, и сошел Дух Божий и Слово в Нее, а мое
Евангелие гласит: Дух Святой найдет на Тебя, и сила
Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35). Вот один глас обоих
речений, и один смысл. Знай же и то, что о нисхождении и
восхождении Божием Писание говорит в переносном, а не в
собственном смысле, применительно к нашим свойствам, -
ведь нисхождение и восхождение у философов в собственном
смысле сказываются о телах, а Бог все содержит и никаким
пространством не содержится. Ибо сказано у одного из
пророков: Кто измерил воды морские дланью своею и пядью
небеса, и всю землю горстью? (Ис. 40:12). И вообще, все
воды под рукою Божией, и все небо пядь, и вся земля
горсть. Как может Он Сам снизойти и взойти в Своей
собственной руке, содержащей все?"
(8) Если спросит тебя сарацин, говоря:
"А если Христос был Бог, как Он пил, и ел, и спал и так
далее?", скажи ему, что предвечное Слово Божие,
создавший все, как свидетельствует мое Писание и твое
писание, Сам создал из плоти Святой Девы Марии
совершенного человека, одушевленного и одаренного умом,
и тот пил, и ел, и спал, а Слово Божие не ел, не пил и
не спал, и не был распят, и не умер, но святая Плоть,
которую Он принял от Святой Девы, она была распята. Знай
же, что Христос считается двойственным по природе, но
единым по ипостаси. Ибо одно предвечное Слово Божие и
после принятия плоти ипостасно, то есть личностно, но не
по природе - ибо не прибавилось к Троице четвертое лицо
после неизреченного соединения с плотью.
(9) Если спросит тебя сарацин: "Та,
которую вы зовете Богородицей, умерла или жива?", говори
ему: "Не умерла", полагаясь на доказательство из
Писания. Ибо говорит об этом Писание:
"Пришла и к Ней естественная смерть
человеческая, но не заключив и не покорив, как нас, -
нет, - но как если сказать: первый человек уснул и
лишился ребра".
(10) Если сарацин скажет тебе: "Вот я
получил удар в некоем месте моей плоти, и плоть от удара
произвела синяк, и в синяке завелся червь. Так кто
создал его?" - скажи ему, как, мы уже говорили, что
после первой седмицы миротворения мы не находим, чтобы
Бог создал или создавал что бы то ни было, но повелением
Божиим, которое Он дал в первую седмицу, происходит
происходящее. Ибо после грехопадения осуждена земля
произращать тернии и волчцы. И поныне, не засеваемая,
она произращает тернии и волчцы. И плоть наша, тогда же
осужденная, до сего дня производит вшей и червей.
(11) Дальше спрашивает сарацин
христианина: "Кто у тебя больше, освящающий или
освящаемый?" Христианин же, разгадав каверзный его
вопрос, говорит: "Я знаю, что ты хочешь сказать". И
сарацин: "А если знаешь, расскажи мне". Христианин
говорит, что "если я скажу, что освящающий больше
освящаемого, ты мне ответишь: иди, поклоняйся Иоанну
Крестителю как крестившему и освятившему твоего Христа".
Сарацин же говорит: "Именно это я и хотел тебе сказать".
Христианин спрашивает сарацина иносказательно: "Если ты
пойдешь со своим рабом в баню и он будет мыть тебя и
чистить, кого ты назовешь большим, того жалкого и
купленного раба, или себя, кого он моет как своего
господина?". "Ты имеешь в виду, что я, купивший его,
больше, чем он, купленный мною", - сказал христианину
сарацин. Христианин же ответил:
"Благодарение Богу. Так же понимай, что
и Иоанн как раб и слуга прислуживал Христу в Иордане,
крестившись в котором, Спаситель мой сокрушил главы
гнездившихся там злых бесов".
Сарацин же, весьма удивившись, и
недоумевая, и не имея что ответить христианину,
удалился, больше уже не вызывая его на спор.
Православие и ислам
***
Молитва преподобному Иоанну Дамаскину:
- Молитва преподобному Иоанну Дамаскину.
Иоанн Дамаскин, высокопоставленный сирийский
чиновник, защитник православного иконопочитания,
автор догматических философских, полемических, аскетических,
экзегетических, гомилетических, агиографических
трудов, гимнограф. Вторую половину
своей жизни провел в монастыре Саввы Освященного.
Небесный покровитель богословов, ученых монахов,
миссионеров, катехизаторов, певчих. К нему
обращаются для молитвенной помощи для обращения ко
Христу мусульман и прочих иноверцев, сектантов,
родственников-маловеров
Акафист преподобному Иоанну Дамаскину:
Канон преподобному Иоанну Дамаскину:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Иоанне Дамаскине:
Труды преподобного Иоанна Дамаскина:
|