Епифаний Кипрский. Слово на Великую
Субботу
Память: 12 / 25 мая
Епифаний Кипрский (†403) - один из ранних апологетов,
известный своими облечениям около двадцати дохристианских заблуждений и восьмидесяти христианских ересей.
Святитель Епифаний Кипрский
***
Что это? Отчего ныне такое глубокое
молчание на земли, и такая тишина? – Оттого глубокое
молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха,
потому что Господь уснул плотию, и воскресил усопших от
века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул
Господь на краткое время, и возбудил от века спавших во
аде. Где же теперь, о нечестивые, те шумные и неистовые
гласы против Христа, кои пред сим были слышны? Куда
девался народ, заговоры, спира и дреколие? Где цари,
священники и судии достойные осуждения? Где светильники,
мечи и вопли безпорядочные? Куда скрылся
неистовствовавший народ и безчестная стража? Поистинне,
"людие поучишася тщетным и суетным!" (ср. Пс. 2:1). Они
преткнулись о краеугольный Камень – Христа, но они же и
сокрушились; ударились о твердый Камень, и сами
разбились; волны их обратились в пену; связали великаго
Сампсона, но Он, расторгнув вечные узы, погубил
иноплеменных и беззаконных; Бог, солнце, Христос зашел
под землю, и оставил Иудеев во всегдашнем мраке. Ныне
возсияло спасение живущим на земли и находившимся от
века в преисподней; ныне возсияло спасение миру,
видимому и невидимому; сугубое днесь пришествие
Христово, сугубое строительство, сугубое человеколюбие,
сугубое низхождение, а вместе и снисхождение, сугубое
посещение человеков: Бог приходит с неба на землю, а с
земли в преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшие от
века, радуйтесь, и седящие во тьме и сени смертной,
приимите свет велий! Владыка среди рабов, Бог среди
мертвых, Жизнь среди смертных; Невинный с повинными,
невечерний Свет – с седящими во тьме и сени смертней!
Среди плененных – Освободитель; Сущий превыше небес –
среди населяющих преисподнюю. Христос на земли – и мы
уверовали; Христос в числе мертвых, – снидем и мы с Ним
в преисподнюю, и посмотрим на совершающияся там тайны;
уразумеем чудеса сокровенныя под землею, производимыя
сокровенным (Христом).
Узнаем, как и находящимся в аде явилось
благовестие. Что же? Ужели Бог, сошедши во ад, спасает
всех без разбора? Нет. Он и там спасает одних
уверовавших. Вчера являл Он дела строительства, а ныне –
дела владычества; вчера дела немощи, а ныне дела
всемогущества; вчера дела человечества, а ныне дела
Божества; вчера Он был заушаем по ланитам, а ныне
сиянием Божества потрясает жилище адское; вчера был
связуем, а ныне Сам связует тиранна неразрешимыми узами;
вчера был осуждаем, а ныне дарует свободу осужденным;
вчера над Ним насмехались слуги Пилатовы, а ныне, увидев
Его, привратники адовы задрожали от страха. Но выслушай
существенную причину страдания Христова; и выслушав,
воспой, прославь и проповедуй великия чудеса Господни;
смотри, как закон уступает свое место благодати, как
проходят образы и исчезают тени, как солнце наполняет
вселенную, как состарился Ветхий Завет, и Новый
утверждается, как "древняя мимоидоша" (2Кор.5:17), и
зацвело новое! Во время страдания Христова в Сионе было
два народа – Иудеи и язычники; два царя – Пилат и Ирод;
два Архиерея – Анна и Каиафа; две пасхи совершались –
ветхозаветная, которой должно было окончиться, и
новозаветная, которая с сего времени началась; в тот же
вечер две жертвы приносились, потому что совершилось
спасение живых и мертвых; Иудеи, связывая агнца для
заклания в жертву, устремляли взоры свои к тени,
язычники прибегли к Солнцу правды – Богу; первые, связав
Христа, пересылали Его один к другому, а последние с
готовностию приняли Его; одних жертва состояла из
скотожертвеннаго (κτηνοθυτον), других – из Богоплотнаго
(θεοσωμον); Иудеи воспоминали исход свой из Египта; а
язычники провозглашали освобождение от заблуждения. И
все где? В Сионе, граде Царя великаго, в коем соделал
спасение посреди земли, "посреди двою животну" (Авв.
3:2) познанный Иисус Богочеловек, источник жизни посреди
двух источников жизни Отца и Духа – живот от живота;
рожденный в яслех посреди Ангелов и людей; лежащий
краеугольным камнем посреди двух народов; проповедуемый
вместе посреди закона и пророков, явившийся на горе
посреди Моисея и Илии; распятый посреди двух
разбойников, но исповеданный Богом от благоразумнаго
разбойника: как вечный Судия, Он возседит посреде жизни
настоящей и будущей; посреди живых и мертвых ныне
соделал двоякую жизнь и спасение. Я говорю двоякую жизнь
т.е. рождение и возрождение. Слушай дела двоякаго
рождения Христова, и рукоплескай чудесам. Ангел
благовествовал Марии матернее рождение от Нея Христа,
Ангел же возвестил Марии Магдалине о страшном
возрождении Его из гроба; ночью Христос раждается в
Вифлееме, ночью же в Сионе и возраждается; по рождении
Он приемлет повитие пеленами, – и здесь обвивается
плащаницею; по рождении принесли Ему в дар смирну,
смирною же и алоем Он был напутствуем на погребение; там
Иосиф – безмужний муж Марии; а здесь Иосиф Аримафейский
– попечитель о жизни нашей (Христе); местом рожденному
служили Вифлеемския ясли, – и во гробе Он возлег, как в
яслях; о рождении Христовом первые возвестили пастыри, и
возрождение Его из мертвых первые возвестили также
пастыри – ученики Христовы; там Ангел возгласил Марии:
"радуйся", – и здесь, "Велика Совета Ангел" – Христос,
возгласил женам: "радуйтеся"; чрез сорок дней после
перваго рождения Христос вошел в земной Иерусалим, во
храм, и как перворожденный, принес Богу две горлицы, –
чрез сорок же дней и по воскресении из мертвых вознесся
в горний Иерусалим, – в истинное Святое святых, и как
нетленный Первенец из мертвых принес Богу и Отцу душу и
плоть наши, как двух непорочных горлиц; и здесь Ветхий
деньми Бог и Отец принял Его неизреченно в недра Свои,
подобно ветхому Симеону, принявшему Его в земном храме
на свои объятия. Если ты считаешь это баснею и слушаешь
с неверием; то осудят тебя печати гроба Владычня,
оставшияся неповрежденными по возрождении Христовом:
ибо, как родившись от Девы, Он не повредил знамений
девства Матери своей, так и воскрес, не повредив печатей
гроба. Но послушаем священных сказаний, как Христос,
жизнь наша, когда и кем положен в гроб?
"Позде бывшу", – говорит Писание, –
прииде человек богат от Аримафея, именем Иосиф. Сей
приступль к Пилату, проси телесе Иисусова" (Мф.
27:57–58): – приступил смертный к смертному, испрашивая
позволение взять Бога смертных; – персть к персти,
испрашивая позволение взять Художника всяческих; сено к
сену, чтобы получить небесный Огнь; малая капля от малой
капли принимает Море. Кто видел или, кто слышал
что-нибудь подобное? Человек отдает человеку Творца
человеков; беззаконник обещается отдать Праведника и
Законодавца; неправедный судия Судию судей, как
осужденнаго, предает на погребение. "Позде бывшу прииде
человек богат, именем Иосиф". Поистине, богат, потому
что получил всю сложную ипостась Господа; поистине,
богат, потому что получил от Пилата сугубое естество
Христово; богат, потому что удостоился получить
безценный Маргарит; поистине, богат, потому что носил
Сокровищницу, преисполненную Божеством. Как не признать
его богатым, когда он стяжал Жизнь и Спасение мира? Как
не богат Иосиф, получив в дар Питающаго всех и
Владычествующаго над всем? "Позде бывшу", потому что
Солнце правды зашло уже во ад; посему и "пришел человек
богат от Аримафея, именем Иосиф, потаен же страха ради
Иудейска". Пришел и Никодим, приходивший ко Иисусу
нощию. Тайна из тайн сокровеннейшая! Приходят два
потаенные ученика сокрыть Иисуса во гроб, своим утаением
поучая утаенному во аде таинству утаеннаго в плоти Бога!
Из них один другаго превосходит усердием ко Христу: –
Никодим заслужил похвалу щедростию на смирну и алое, а
Иосиф смелостию и дерзновением пред Пилатом: потому что
он, отвергнув страх, "дерзнув вниде к Пилату, и проси
телесе Иисусова". Смотри, какое благоразумие являет
Иосиф пред Пилатом, чтобы достигнуть желаемой цели; с
какою скромностию говорит Пилату, дабы, огорчив его, не
лишиться желаемаго. Так, он не говорит ему: дай мне тело
Иисуса, который пред сим помрачил солнце, расторг камни,
поколебал землю, отверз гробы и раздрал завесу
церковную; но что же? Предлагает ему самую маловажную
просьбу. Судия! Я пришел, говорил он, предложить тебе
небольшую просьбу: – позволь мне похоронить мертвое тело
того Иисуса Назарянина, котораго ты осудил; Иисуса
беднаго, неимеющаго дома, повешеннаго, обнаженнаго,
презираемаго, Иисуса – сына тектонова; Иисуса
связаннаго, который обитал под открытым небом, странника
неведомаго, всеми небрегомаго. Дай мне сего странника:
ибо какая тебе польза в его теле? Дай мне сего
странника, потому что он пришел из дальней страны, дабы
спасти странников; он сошел в темную область, дабы
возставить странника; дай мне сего странника, потому что
он и он один есть истинный странник; дай мне сего
странника, отчизны коего мы странники не знаем; дай мне
сего странника, отец коего неизвестен нам странникам;
дай мне сего странника, коего место, рождение и образ
бытия неизвестны нам странникам; дай мне сего странника,
который проводил странническую жизнь среди странников;
дай мне сего странника Назарянина, неимевшаго где "главу
подклонити" (Мф. 8:20), дай мне сего странника, который,
подобно страннику на чужой земле, не имел собственнаго
жилища, даже родился в яслях; дай мне сего странника,
который из самых яслей должен был спасаться бегством от
Ирода; дай мне сего странника, который даже в пеленах
привитал в Египте, не имел града, веси, дома, жилища и
родства, и обитал в чужой стране; дай мне, игемон, сего
нагаго, висящаго на древе: я покрою его, покрою того,
кто покрыл наготу моего естества; дай мне сего мертвеца,
который есть вместе Бог: я покрою его, потому что он
покрыл мои беззакония; дай мне, игемон, сего мертвеца,
который во Иордане похоронил мой грех. Я ходатайствую о
мертвеце, который от всех терпел обиды, котораго друг
продал, ученик предал, братия гнали, а раб заушил;
ходатайствую о мертвеце, коего осудили те самые, кого он
освободил из рабства; я прошу, игемон, о мертвеце, у
котораго нет отца на земле, нет друга, ученика,
родственника, нет погребателя; Он один единородный
единаго Отца, Бог в мире, и нет другаго, кроме Его.
Когда Иосиф сказал таким образом Пилату;
то сей приказал отдать ему всесвятое тело Иисусово.
Иосиф, пришед на Голгофу, снял с древа Бога во плоти, и
положил на земли; а таким образом лежал долу простертый
Тот, кто всех влек горе; Жизнь и Дыхание на краткое
время делается бездыханною; Творец многоочитых делается
незрящим; Воскресение всех повержено было на землю; Бог,
возставляющий мертвых, умерщвляется плотию и умолкает
гром слова Божия. Вземлется руками содержащий небо
дланию. Скажи, скажи, Иосиф! как это ты совершаешь
страшное погребение тела Иисусова? Не ужасаешься ли
носить на руках Того, коего трепещут херувимы? С каким
страхом обнажаешь божественную плоть Его? Не трепещешь
ли, устремляя взор на обнажаемое естество плоти –
преестественнаго Бога? Скажи мне, Иосиф, как положишь ты
на восток умершаго, который сам есть Восток востоков?
Как ты своими перстами закроешь очи Иисуса, который
пречистыми перстами своими отверз очи слепому? Как
сомкнешь уста Того, кто развязал язык немому? Как
сложишь руки того, кто исцелил изсохшую руку; как
спеленаешь ноги Того, кто исцелил хромаго; как возложишь
на одр Того, кто сказал разслабленному: "возьми одр твой
и ходи" (Мф.9:6 и др.); как пролиешь миро на небесное
Миро, себя истощившее и освятившее мир? Как отрешь еще
точащее кровь ребро Иисуса, исцелившаго кровоточивую?
Как омоешь тело Бога, омывшаго и очистившаго всех? Какие
возжжешь светильники для истиннаго Света, просвещающаго
всякаго человека? Какия воспоешь погребальныя песни
Тому, кого неумолкно славословят небесныя воинства? Как
будешь оплакивать Того, кто оплакивал умершаго Лазаря, и
чрез четыре дня воскресил его? Как будешь оплакивать
Того, кто даровал всем радость и разрушил печаль Евину?
Я ублажаю, Иосиф, твои руки, прикасавшияся к источавшим
еще кровь рукам и ногам Иисусовым; ублажаю твои руки,
осязавшия рану, точащую кровь; ублажаю твои уста,
прикасавшияся к устам Иисусовым, и почерпавшия оттуда
Духа Святаго; ублажаю твои очи, смотревшия на очи
Иисусовы и почерпнувшия оттуда свет истинный; ублажаю
твое лице, приближавшееся к лицу Божию; ублажаю твои
рамена, носившия Носящаго всех; ублажаю твою главу, на
которую склонялся Христос – Глава всех; ублажаю твои
длани, коими ты носил Носящаго всяческая; ублажаю Иосифа
и Никодима, ибо они прежде херувимов носили на себе
Бога, прежде шестокрылатых послужили Богу, покрыв
Господа не крылами, но синдоном; Иосиф и Никодим носили
на раменах своих Того, кого трепещут херувимы, и все
чины безплотных ужасаются. "Прииде Иосиф с Никодимом"
(Ин.19:38–40): посему стекся сюда и весь божественный
собор Ангелов; предваряют херувимы, стекаются серафимы,
носят престолы, покрывают шестокрылатые, трепещут
многоочитые, видя Иисуса с угасшим зрением; силы
спокрывают, воспевают начала, ужасаются чины; изумляются
все воинства превыспренних сил, и в удивлении спрашивают
друг друга: что значит это необычайное и непостижимое
зрелище? На земле смертные безпрепятственно смотрят на
того Бога, на котораго не смеем взирать мы безплотные;
Иосиф и Никодим свободно погребают Того, которому с
благоговением предстоят херувимы. Как изшел Сущий в
недрах Отчих? Как пришел на землю Исполняющий всяческая?
Как открылся Сокровенный от всех? Совершенный Бог,
пребывающий горе с Отцем, долу с Материю является
совершенным смертным. Никогда не являвшийся нам, каким
образом является человекам, и как человек, и вместе как
человеколюбивый Бог? Как Невидимый стал видимым? Каким
образом Невещественный воплотился? Как Безстрастный
пострадал? Как Судия предстал судилищу? Как Жизнь,
вкусила смерти? Как Невместимый вмещается во гробе? Как
обитает во гробе "сый в недрех Отчих?" (Ин.1:18). Как
входит во врата пещеры Тот, кто отверз врата рая? Врата
девства не разрушивший сокрушает врата ада? Как ученикам
явился "дверемь заключенным"? (Ин.20:19). Как для людей
отверз двери царствия небеснаго, врата гроба и печати
сохранив целыми? Как вменяется в мертвых, "Иже в мертвых
свободь"? (Пс.87:6). Как невечерний Свет является в
темных и сени смертной? С каким намерением низходит во
ад? Может быть Он идет возставить осужденнаго Адама.
Точно, Он идет отыскивать первозданнаго, как погибшую
овцу; точно, Бог и Сын Евы идет освободить плененнаго
Адама и плененную вместе с ним Еву от страданий? Но
снидем с Ним и возрадуемся, ускорим, воспоем, поспешим
увидеть, как Бог примиряется с людьми: как всеблагий
Господь освободил осужденных. Ибо человеколюбивый по
естеству, идет с силою и властию, чтобы извести
плененных от века, и тех, коих поглотила и отлучила от
Бога горькая и ненасытная смерть, причислить к
небожителям. Там первосозданный и прежде всех осужденный
Адам; там первоумерший и первый праведный пастырь Авель,
образ неправеднаго заколения пастыря Христа; там Ной,
образ Христа, строителя кивота великой Церкви Божией,
которая спасла зверонравных язычников от потопа нечестия
чрез голубицу – Духа Святаго, и испустила чернаго врана;
там Авраам, прародитель Христов, принесший без заколения
угодную Богу жертву; там Исаак, котораго, во образ
Христов, Авраам связал для жертвоприношения; там Иаков,
который во аде так же скорбит, как скорбел на земли об
Иосифе; там узник Иосиф, который во образ Христа, был
узником во Египте, – а напоследок сделался господином;
там Моисей – в таком же мраке, в каком был, когда его
положили в темный ковчежец; там во рве ада Даниил,
некогда вверженный в ров львиный; там Иеремия, который
некогда был во рве тинном; там Иона, бывший во чреве
китовом, во образ вечнаго и превечнаго Христа; там и
богоотец Давид, от коего по плоти родился Христос. Но
что мне говорить о Давиде, Ионе и Соломоне? В темной
утробе ада был великий Иоанн, бо́льший из всех Пророков,
который всем находившимся в аде предвозвещал Христа; чем
самым и соделался вдвойне Предтечею – проповедником для
живых и мертвых; он из узилища Иродова был послан во
всемирное узилище адское, где от века пребывали
скончавшиеся праведники и неправедные. Но пророки и все
праведники непрестанно молили оттуда Господа, чтобы
избавил их от скорбей и вечно-мрачной ночи; ибо иной из
них говорил: "из чрева адова услыши глас мой!"
(Ион.2:3), другой: "из глубины воззвах Тебе, Господи,
Господи, услыши глас мой" (Пс.129:1); один говорил: "яви
лице Твое и спасемся" (Пс.79:4), а другой: "седяй на
херувимех явися" (Пс.79:2); иной говорил: "воздвигни
силу Твою и прииди во еже спасти нас" (Пс.79:3), а
другой: "скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи"
(Пс.78:8); один: "избави душу мою от ада преисподнейшаго"
(Пс.85:13); а другой: "Господи, изведи из ада душу
мою"(Пс.29:4); один говорил: "не остави души моей во
аде" (Пс.15:10); а другой: "да взыдет от истления живот
мой к Тебе, Господи Боже мой" (Ион.2:6). Всемилосердый
Господь Христос, услышав их, не почел справедливым
соделать причастниками своего человеколюбия только тех,
кои жили во время пребывания Его на земли и после онаго
жить будут; но и тех, кои прежде Его пришествия
содержались во аде, и сидели во тме и сени смертной;
посему людей, находящихся во плоти, он посетил с
одушевленною плотию, а душам, разлучившимся с телами
явился с божественною и пречистою душею, которая,
разлучившись с телом, не разлучилась с Божеством. Итак,
поспешим сойти умом во ад, дабы видеть, как там Он
обезсилил своею силою сильнаго тиранна, и как одним
сиянием без оружия обезоружил безсмертныя силы; как,
сокрушив врата, отверз двери древом крестным, как попрал
змия и повесил главу его, разрушил средостение, поставил
непобедимые трофеи, умертвил смерть, истлил тление и
возставил человека в первобытное достоинство. Вчера Он,
отвергая пособие Ангелов, говорил Петру: "могу
представить вящше нежели дванадесяти легеона Ангелов"
(Мф.26:53); а ныне с Божественною властию, как
победитель и владыка, сходит даже до ада и смерти, в
сопровождении безплотных воинств и чинов невидимых, не
дванадесяти легеонов, но тмы тем и тысячи тысяч Ангелов,
властей, престолов, шестокрылатых и многоочитых, дабы
уничтожить чрез смерть тиранна. Эти чины сопутствовали
Ему, не как содейственники, но сопровождали Его с
благоговением, как Господа и Царя, потому что всесильный
Христос не нуждается в содействии; их долг и вместе
пламенное желание предстоять своему Господу и Богу;
посему по одному мановению стремятся друг пред другом
исполнять повеления, и всегда готовы на брань со врагами
и беззаконниками; посему и тогда сходили с Господом
Богом своим во ад и преисподния жилища к заключенным от
века, дабы в силе извести узников. Тогда, лишь только
светоносное пришествие Господа с Божественным сонмом
осияло крепко огражденное, безвестное и мрачное узилище
и темницы адския, всех предварил Архистратиг Гавриил, и
произнес к противным силам следующее повеление: "возмите
врата князи ваша", а после него возгласил Михаил: "возмитеся
врата вечная" (Пс.23:7); потом и силы сказали:
отстранитесь, беззаконные привратники; а наконец и
власти со властию: разрешитесь неразрешимыя узы; не
думайте, чтобы пришедший Господь не мог взойти чрез
затворенныя двери; Он повелевает вам, как беглым рабам,
взять врата вечная, то есть, сломить их: "возмите врата
князи ваша", потому что предстоит Христос, небесная
Дверь; уравняйте путь пришедшему на запад адский,
Господь имя ему; исход Его чрез врата смертные; вы
сделали входы, а Он пришел сотворить исход; поэтому не
медлите, возмите врата и спешите; возмите не медля; а
если вы не решитесь на это; то мы прикажем самим вратам
взяться без рук: – "возмитеся врата вечная". Вслед за
сими словами небесных сил, врата взялись, узы
разрешились, заклепы разпались, основания узилища
поколебались; противныя силы обратились в бегство.
Бросив бразды свои, они воскликнули: "кто есть сей Царь
славы?" (Пс.23:8). Кто это совершающий в аде такия
чудеса? Кто этот выводящий отсюда усопших здесь от века?
Кто этот разрушающий нашу силу, и изводящий из адской
темницы от века связанных? Между тем Господь приблизился
к самой преисподней адской, где особенно стрегом был в
узах первосозданный Адам, коего Господь, взяв за руку,
возставил, сказав: "востани, спяй, и воскресни от
мертвых, и осветит тя Христос" (Еф.5:14). Я Бог твой, и
со властию повелеваю узникам выдти, сущим во тьме
просветиться, умершим воскреснуть; посему и тебе
приказываю: "возстани, спяй", потому что Я не для того
тебя создал, чтобы ты содержался во аде; "воскресни из
мертвых"; Я жизнь мертвых; воскресни, подобие Мое,
сотворенное по образу моему; встань, выйдем отсюда; ты
во Мне, и Я в тебе составляем нераздельное лице; для
тебя Я, Бог твой, соделался сыном твоим; для тебя Я,
Господь твой, принял зрак раба; для тебя Я, превысший
небес, сошел на землю и в преисподнюю; для тебя человека
Я, в мертвых свободь, соделался человеком; для тебя,
изгнаннаго из сада, Я предан Иудеями в саду и распят на
древе. Посмотри на заплеванное лице Мое: заплевание Я
принял за тебя, чтобы возставить тебя в первобытное
достоинство; посмотри на претерпевшия заушение Мои
ланиты: Я для того принял заушения, чтобы испорченный
твой лик возставить в Мой образ; посмотри на
изъязвленный хребет Мой: Я для того принял бичевание,
чтобы уничтожить лежащее на хребте твоем бремя грехов
твоих; посмотри на прободенныя гвоздием руки мои: Я для
тебя распростер их на кресте; посмотри на пронзенныя
ноги Мои: оне пригвождены были ко кресту из-за твоих
ног, которыя утекли к древу преступления; Я страдал для
того, чтобы тебя возстановить и отверзть рай; для тебя Я
вкусил желчь, дабы уврачевать то горькое удовольствие,
которое ты получил от сладкой для тебя снеди; вкусил
о́цта, дабы уничтожить силу горькой чаши, из коей
проистекла смерть твоя; принял губу, дабы изгладить
рукописание грехов твоих; принял трость, дабы подписать
свободу роду человеческому; мое ребро уврачевало рану
твоего ребра, мой сон возбудил тебя из адскаго
усыпления; копье, которым Я прободен, остановило
обращенное на тебя оружие: итак возстани, выйдем отсюда;
враг вывел тебя из рая, а Я тебя возстановляю не в рай,
а на небесный престол; Я запретил тебе прикасаться к
образному древу жизни, но вот Я сам – Жизнь соединился с
тобою; прежде Я повелел херувиму хранить вход в рай, а
теперь повелеваю херувимам служить тебе; ты скрылся от
Бога по наготе; но вот ты сокрыл Меня, истиннаго Бога, в
себе; ты облекся в ризы кожаныя, в доказательство
посрамления своего; но Я, Бог, облекся в кровавую ризу
плоти твоей: итак возстаньте, выйдем отсюда, – из смерти
в жизнь, из тления в нетление, из тьмы в вечный свет;
возстаньте, выйдем отсюда, – из скорби в радость, из
рабства в свободу, из плена в райское наслаждение, от
земли на небо: ибо Я для того и умер и воскрес, да и
живыми и мертвыми обладаю; возстаньте, выйдем отсюда:
ибо Отец мой небесный ожидает овцу погибшую; девяносто
девять овец, то есть, Ангелов ожидают со-раба своего
Адама, когда он воскреснет, когда возстанет и взойдет к
Богу. Херувимский престол уготован; имеющие вознести вас
на небо быстры в исполнении повелений; небесныя селения
уготованы; сокровищницы благ открыты; царство небесное
прежде веков уготовано; человека ожидают такия блага,
каких "око не виде, ухо не слыша, и" кои "на сердце
человеку не взыдоша" (1Кор.2:9). По произнесении сего
Господом воскресает с Ним и в Нем соединенный Адам,
воскресает и Ева, и многия другия телеса, верою от века
усопшия, воскресли, проповедуя тридневное воскресение
Господне, которое и мы верующие встретим, светло узрим и
обнимем, радуясь с Ангелами, торжествуя с безплотными, и
прославляя Христа, воскресившаго нас из тления и
оживотворившаго. Ему слава и держава со безначальным Его
Отцем, и со Всесвятым и благим и животворящим Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Епифаний Кипрский, святитель
Азбука веры
***
Труды святителя Епифания Кипрского:
- "О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Святое Писание"
- "Изложение кафолической веры"
- "О Павле Самосатском, сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси"
- "О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси"
- "О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона"
- "О камне алмазе, который носил первосвященник, трижды в год входя во Святая святых"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга первая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга вторая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга третья"
- "Послание к Епифанию архимандритов Акакия и Павла и его ответ"
- "Слово якорное"
- "Слово в неделю Ваий"
- "Слово на Великую Субботу"
- "Слово на Святое Воскресение Христово"
- "Слово похвальное Пресвятой Богородице"
|