Епифаний Кипрский. О камне алмазе,
который носил первосвященник, трижды в год входя во
Святая святых
Память: 12 / 25 мая
Епифаний Кипрский (†403) - один из ранних апологетов,
известный своими облечениям около двадцати дохристианских заблуждений и восьмидесяти христианских ересей.
Святитель Епифаний Кипрский
***
Камень алмаз по цвету сходен с воздухом.
Его носил первосвященник, когда входил во Святая святых.
А входил он трижды в год: в праздник Пасхи,
Пятьдесятницы и Кущей. Он тогда полагался на груди
первосвященника, когда он облекался в подир, а сверху
подира надевал верхнюю ризу (эпомиду). Эпомида же
спускалась несколько ниже груди: ибо длина ее была
пядень с половиною. А с правой и с левой стороны повыше
сосцов, где пришиты были два щитка, свешивались два
смарагда. По средине же их было явление [1], которое
было ничто иное как упомянутый алмаз, уподоблявшийся
воздуху по цвету. Затем над плечами [2] располагались
вышеуказанные 12 камней. Трижды в год, как сказано,
первосвященник показывался народу с золотою дщицею на
челе (Исх. 28:36 и дал.). И если люди находились в
грехах, и не ходили по заповедям, которые дал Бог, то
изменялся, говорят, цвет того камня и становился черным.
Отсюда познавали, что смерть послал Господь. А когда Он
посылал на них смерть от меча, то цвет камня делался
кровяным, как говорится в книге Иеремии: "изрини" народ
его, "и да изыдут... иже к смерти, к смерти: иже к мечу,
к мечу: и иже к гладу, к гладу: и иже к пленению, к
пленению" (Иер. 15:1–2). Если же он бывал светел как
снег, то народ познавал, что никакого греха в нем нет. И
тогда совершали празднество, как говорит пророк:
"празднуй, Иудо, праздники твоя, воздаждь обеты твоя.
Отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки
враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, не узриши
зла ктому" (Наум. 1:15; Соф. 3:15). Поэтому и при Захарии, отце Иоанна Крестителя, во время очередного
служения его, на Пасхе, камень был светел. Захария в тот
год только еще начал священствовать. А в следующую
очередь другой принял подир. Когда же Захария медлил
пребыванием в Святом святых, народ был в безпокойстве,
не послужил бы камень обличителем грехов их. А когда он
вышел и народ узнал, что он видел видение великой славы,
то весьма возрадовался. Ибо имел родиться Иоанн, ангел
Христа. Поэтому и златая дщица явилась блестящею
[3].
Но поелику те двенадцать камней повелено
было прикрепить к наперснику соответственно двенадцати
коленам Израилевым, так чтобы каждый камень
соответствовал отдельному колену, то, согласно прежде
сделанному разделению, перейдем теперь к порядку сынов,
рожденных от Иакова. Ибо так удобнее привести то и
другое в соответствие.
Сыновей Лии четыре: Рувим, сардий;
Симеон, топаз; Левий, смарагд; Иуда, анфракс.
Сыновей Валлы два. Валла была служанка
Рахили. И поелику Рахиль не рождала, то и дала ее Иакову
в жены для рождения детей. Дети же ее суть: Дан, сапфир;
Неффалим, иаспис.
Сыновей Зелфы два. Зелфа была служанка
Лии, которая дала ее Иакову в жены для рождения детей.
Дети же ее суть: Гад, лигирий; Асир, агат.
Сыновей Лии два: Исахар, аметист;
Завулон, хрисолит.
Сыновей Рахили два: Иосиф, берилл;
Вениамин, онихий.
Вот двенадцать камней, соответствующих
двенадцати коленам Израилевым.
Епифаний Кипрский, святитель
Цитировано по:
Творения святаго Епифания Кипрскаго.
Часть шестая. - М.:
Типография М. Н. Лаврова и К°, 1884. -
С. 279-282
Азбука веры
Примечание
1. Евр. урим (אוּרים) название, доселе
служащее предметом спора между толкователями. По
словопроизводству от אוֹר – светить, оно значит:
световые явления, откровения и относится к тому высокому
праву ветхозаветного первосвященника – вопрошать
Господа, получать от Него и давать людям ответы, о
котором было говорено выше. Св. Епифаний объясняет дело
ближе к материальной его стороне, следуя толкованиям
некоторых раввинов.
2. Скорее на персях.
3. Так как во времена св. Епифания уже
забывалось ветхозаветное богослужение со всеми его
обрядами и принадлежностями, то не удивнтельно, что он
впал в недоразумение относительно Захарии, отца Иоанна
Предтечи. Он приписал Захарии принадлежности и действия
первосвященнические, тогда как из Евангелия Луки 1, 5 и
дальн. видно, что он был лишь священник.
***
Труды святителя Епифания Кипрского:
- "О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Святое Писание"
- "Изложение кафолической веры"
- "О Павле Самосатском, сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси"
- "О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси"
- "О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона"
- "О камне алмазе, который носил первосвященник, трижды в год входя во Святая святых"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга первая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга вторая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга третья"
- "Послание к Епифанию архимандритов Акакия и Павла и его ответ"
- "Слово якорное"
- "Слово в неделю Ваий"
- "Слово на Великую Субботу"
- "Слово на Святое Воскресение Христово"
- "Слово похвальное Пресвятой Богородице"
|