Епифаний Кипрский. О савеллианах, сорок
второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси
Память: 12 / 25 мая
Епифаний Кипрский (†403) - один из ранних апологетов,
известный своими облечениям около двадцати дохристианских заблуждений и восьмидесяти христианских ересей.
Святитель Епифаний Кипрский
***
1. Некто Савеллий восстал не в очень
давние времена; это еретик новый, от которого произошли
так называемые савеллиане. И он учил весьма близко к
ноэтианам, за исключением кое-чего немногого. Этого
учения придерживаются увлекаемые каким-то безумием
многие в Месопотамии и пределах Рима.
Савеллий с происшедшими от него
савеллианами учит, что один и тот же есть и Отец, и Сын
и Дух Святой, так что это три именования одной ипостаси
или как тело, душа и дух в человеке. И Отец, так
сказать, тело, а душою можно назвать Сына, и, как в
человеке - дух, так и в Божестве - Святой Дух. Или как в
солнце, хотя оно, в сущности, одно, находятся три
действия, т.е. освещать, и согревать, и еще самый
округлый вид. И согревающее, или теплота и жар, есть
Дух, просвещающее - Сын, а самый вид всего существа есть
Отец. В свое время Сын был послан как луч, и Он сделал в
мире все, относящееся к евангельскому домостроительству
и спасению людей, а потом вознесся опять на небо,
подобно лучу, испущенному солнцем и снова
возвратившемуся в солнце. Дух же Святой посылается
однажды для целого мира и потом в отдельности на каждого
из удостаиваемых этого; такого он духовною силою и
сближением, так сказать, оживотворяет и воспламеняет,
согревает и делает теплым. Так учат савеллиане.
2. У них в употреблении все писания
Ветхого и Нового Заветов, но они пользуются только
некоторыми изречениями, которые сами выбирают, согласно
собственному измышлению их поврежденного ума и
неразумия. Прежде всего они пользуются словами и
изречениями, которые сказал Бог Моисею, а именно: Слыши
Израилю: Господь Бог твой един есть (Втор. 6:4). Не
сотвори себе богов иных. Да не будут тебе бози
(Исх. 20:2-3) новые (Пс. 80:10), потому что аз Бог первый
и аз по сих (Ис. 41:4), кроме Мене несть иного (44:6). И
все, что подобно этому, согласно собственному их
разумению, приводят в подтверждение этого же. Также из
Евангелия приводят слова: Аз во Отце и Отец во Мне - и:
Мы двое едино есма (Ин. 14:11, 10:30).
А все свое заблуждение и силу своего
заблуждения получили они из некоторых подложных писаний,
особенно же из так называемого египетского Евангелия -
такое имя придали ему некоторые. Ибо в этом Евангелии
излагается много подобного этому как бы украдкой,
таинственно; в нем от лица Спасителя говорится, как
будто он Сам объясняет ученикам, что один и тот же Отец,
Сын и Дух Святой. А когда встретятся с кем-либо из
наиболее простодушных или неопытных, не имеющих ясного
познания о Божественных Писаниях, то на первый раз
приводят в смущение такими словами - что сказать нам,
любезные? Один у нас Бог или три бога? Когда услышит это
человек богобоязненный, но несовершенно сведущий в
истине, тотчас, смутившись умом, соглашается с их
заблуждением и оказывается отрицающим Бога, оказывается
отрицающим бытие Сына и Святого Духа.
3. Во всем этом действует своими
внушениями исконный враг людей, дабы большую часть людей
обольстить и совратить с пути истины: одного - так,
другого - иначе. Ибо в святой Церкви Божией ясно
исповедуется и единогласно признано, что действительно
Бог один и нет иного. Не многобожию учим мы, но
единоначалие проповедуем. Проповедуя же единоначалие, не
впадаем в заблуждение, но исповедуем Троицу - Единицу в
Троице и Троицу в Единице и единое Божество Отца и Сына
и Святого Духа. Ибо Сын не Сам Себя родил, и Отец не
изменился так, чтобы из Отца быть Сыном, и Дух Святой не
именовал себя когда-либо Христом, но Духом Христовым,
Даруемым через Христа, от Отца исходящим и от Сына
приемлющим. Личное бытие имеет Отец, личное - Сын,
личное - Дух Святой, но Троица не есть смешение, как
думал Савеллий, и не изменяется в своей вечности и
славе, как учил суесловящий Арий, но Троица всегда была
Троицею, и никогда Троица не получает прибавления будучи
единым Божеством, единым господством, будучи единою
славою. Она, однако же, счисляется как Троица - Отец и
Сын и Святой Дух, счисляется не так, чтобы тремя именами
называлось нечто одно, но имена поистине совершенны,
совершенны и ипостаси, и нет в них никакого изменения.
Отец всегда Отец, и не было времени, когда бы Отец не
был Отцом, Он есть всегда совершенный Отец, имеющий
личное бытие; и Сын есть всегда совершенный, всегда
имеющий личное бытие, истинно рожденный от Отца
безначально, предвечно и неизглаголанно, - не собрат
Отцу, не получивший начала бытия, и не перестававший
когда-либо существовать, но всегда, как истинный Сын,
существующий с Отцом, довременно рожденный от Отца,
равный Ему, Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от
Бога истинного, рожденный, несотворенный. Но Он не Сам
Отец, и Отец не сам Сын. Если же Отец есть Бог, то и
Сын, и Святой Дух есть Бог.
4. Ибо Дух всегда с Отцом и Сыном; Он не
собрат Отцу, не рожден, не сотворен, не брат Сына, не
внук Отца, от Отца исходит и от Сына приемлет; не иного
с Отцом и Сыном существа, но одного и того же существа,
одного и того же Божества, от Отца и Сына [1], с Отцом и
Сыном, всегда имеющий личное бытие, Дух Святой, Дух
Божий, Дух славы, Дух Христов, Дух Отца, ибо сказано:
Дух Отца глаголяй в вас (Мф.10:20); и еще: Дух мой
настоит посреде вас (Агг.2:6). Он по именованию третий,
а по Божеству равный, от Отца и Сына неразнствующий,
союз Троицы, запечатление исповедания. Ибо Сын говорит:
Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30), не сказал: "Един есмь",
но слова: Аз и Отец - означают, что имеет личное бытие
Отец и имеет личное бытие Сын, сказал: "Двое", а не
сказал: один. И еще: "Едино есма", а не сказал: "Един
есмь". Равным образом сказал он: Шедше крестите во имя
Отца и Сына, и Святого Духа (Мф. 28:19), причем в средних
поставлены союзы при слоге te, te и te. Матфей
изобличает Савеллия, привносящего смешение лиц, ибо
обозначает истинно Отца, истинно Сына, истинно Святого
Духа. А когда поставлена Троица в одном порядке и
наименована одним именем (во имя), то этим изобличает он
Ария, придумавшего в Троице какую-то постепенность, или
изменяемость, или различие, ибо хотя Отец возвещается в
учении большим Сына, однако же славу достолепно
предоставляет Сыну. Ибо кому бы и приличествовало
прославлять своего Отца, как не Сыну истинному? И опять,
желая показать равенство, дабы некоторые не впали в
заблуждение, считая Его, как Сына, меньшим, говорит так:
Иже нечтит Сына, якоже чтит Отца, не имать живота в себе
(Ин.5:23); и еще: Вся елика имать Отец, Моя суть
(Ин.16:15). Что же значат слова: Елика имать Отец, как
не то, что, как Отец - Бог, так и Я - Бог; Отец - жизнь,
и Я - жизнь, Отец вечно, и Я вечно: Вся, елика имать
Отец, моя суть.
5. Посмотри же, Савеллий, и размысли,
открой очи сердца твоего и неслепотствуй; мысль твоя и
обольщенных тобою да снидет со святым Иоанном на Иордан.
Отверзи уши твои и послушай гласа пророка, глаголящего:
Аз глас вопиющаго в пустыни (Мф.3:3). Послушай Предтечу
Господня, удостоившегося получить имя ангела, приявшего
от чрева матери Духа Святого и взыгравшего при входе
Марии к Елизавете. Будучи еще во чреве, он познал
пришествие своего Владыки и взыграл. Ему дано было
открыть проповедование и уготовать путь Господень.
Поверь ему - и не уклонишься от цели истины. Вот он, как
только узнал своего Владыку, свидетельствует, говоря: "Я
имею нужду в Тебе, и Ты ли грядеши ко мне". Когда же
Спаситель сказал: Остави ныне, да исполнится всякая
правда (Мф.3:15), и крестился от него, тогда, как
говорит Божественное Евангелие, Иоанн свидетельствова
глаголя, яко отверзошася небеса и видех Духа Святого
сходяща в виде голубя, и грядуща на Него, и глас с
небесе: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же
благоволих (Ин. 1:32; Мф. 3:16-17). О муж спорливый! Отец
был на небе, глас сходил с неба. Ежели же глас был с
неба, то прошу тебя, рассмотри свое превратное мнение. К
кому говорил Отец: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем
же благоволих? И кто был Сей? Для чего Дух сошел в виде
голубя, хотя Дух Святой тела не имеет? Ибо один
Единородный облекся в тело и истинно вочеловечился от
Приснодевы Марии через Духа Святого. Не от семени
мужского, но от Марии, Он - зиждительное Слово -
образовал Себе тело, а также душу человеческую и ум и
доселе пребывает человеком, все восприяв в Себя
совершенно и соединив со своим Божеством - не так, чтобы
только вселился в человеке (этого да не будет), но сам
Святый Бог - Слово - вочеловечился.
6. Для чего же Дух является в виде
голубя? Дабы внушить тебе, который желаешь казаться
мудрым, но ничего правильно не разумеешь, чтобы ты не
произносил хулы и не думал сливать Духа с Отцом или
Сыном. Дух Святой, не имея тела, принимает вид голубя
для того, чтобы изобличить твое заблуждение и показать,
что Дух сам по себе имеет личное бытие; имеет оное Отец,
имеет и Единородный, Божество, однако же, не
разделяется, и слава Его не умаляется. Видишь, как
счисляется Троица: Отец дает глас с неба, Сын крещается
в Иордане, Дух Святой сходит в виде голубя. Скажи мне
еще, кто это изрек: Се уразумеет отрок мой возлюбленный,
о Нем же благоволих, прият его душа моя, положу Дух мой
нань, и суд языком возвестит. Не преречет, не возопиет,
ниже услышится на распутиих глас его. Трости сокрушены
не преломит и льна внемшася неугасит, дондеже изведет в
победу суд и т.д. (Мф. 12:18-20; Ис. 52:13; 42:1-3)? Муж спорливый! Ужели эти слова не могут заключать в себе
указания на Троицу? Ужели Отец у пророка сказал это о
Себе? А кто это, о ком написано: Рече Господь Господеви
моему: седи одесную Мене (Пс. 109:1)? Или еще, как
говорит Евангелие, и вознесеся на небо и седе одесную
Отца (Мк.16:19), и приидет судити живых и мертвых? Или
еще, как не убедили тебя два мужа, явившиеся в одеждах
белых и сказавшие ученикам: Мужие Галилейстии, что
стоите зряще на небо? Сей Иисус вознеесыйся от вас на
небо, такожде приидет (Деян. 1:11)? Кого видел блаженный
Стефан, когда говорил: се вижу небо отверсто, и Сына человеча стояща одесную Бога (Деян. 7:56)? А ты, невежда
во всем, не понявший гласа святых Писаний, повредил
более себе и послушавшим тебя, отпав от святой веры в
истину Божию.
7. Бог истинно сказал: Аз первый и Аз по
сих, кроме Мене несть иного (Ис. 44:6). Истинно, что нет
многих богов, но един Бог первый и по сих, Отец и Сын и
Святой Дух - Троица неслиянная и нераздельная в своем
единстве; Отец истинно родил Сына, и Сын истинно рожден
от Отца и имеет личное бытие безначально и довременно, и
Дух Святой истинно от Отца и Сына, имеет то же Божество,
от Отца исходит и от Сына всегда приемлет, - един Бог
первый и посих. Говорится же это так и от лица Самого
Христа ради некоего иного домостроительства. Хотя Иисус
Христос, Господь наш, часто являлся пророкам и возвещал
Свое будущее пришествие, но некоторые не приняли Его,
ожидая вместо Него другого, поэтому, дабы сыны
Израилевы, обезумев и обратившись на сторону суеверных
чтителей и идолов и введших в мир многобожие, не
поклонились идолам аммореев, хеттеев, хананеев,
ферезеев, евеев, гергесеев, иевуссеев, арукеев и
асаннеев (Быт. 10:15-16), [как, впрочем, и сказано о них,
что они поклонились Веельфегору Хамосу, Астарте,
Мазурофам [2], Неасте [3] и Веельзевафу [4] и прочим
идолам языческим], сказал им Господь: Аз первый и по
сих, дабы отвратить их от прелести басней язычников -
поклонников многобожия. И поскольку имели они отвергнуть
пришествие Сына Его - Господа нашего Иисуса Христа, то и
сказал Он иудеям: Аз первый и по сих, - первый,
пришедший во плоти и по сих грядущий судить живых и
мертвых, пострадавший на кресте, погребенный и
воскресший, с тем же самым телом во славе вознесшийся на
небо, так как тело получило участие во славе Божества
Его, просияло, уже не подлежит прикосновению и смерти
более не причастно, ибо Христос, как говорит Писание,
воста от мертвых, смерть им ктому не обладает, говорит
апостол (Рим.6:9). Смотри, как точность [Писания]
руководствует человека, чтобы он не уклонился в
какую-либо сторону от истины. Когда разум вздумал
произвести многобожие, тогда человек должен был
услышать: Господь Бог твой - Господь един есть
(Втор.6:4). Когда сыны Израилевы будут ожидать другого
Христа, а не того, который пришел, они услышат: Аз
первый и по сих. Аз есмь алфа и омега (Откр.1:18); альфа
(α) отверста книзу, а омега (ω) отверста кверху - да
исполнится речевое: Сшедый, той есть и возшедый превыше
всякого начальства и власти, и господства и всякого
имене именуемого (Еф. 4:10; 1:21). А дабы, размышляя о
словах: Аз есмь первый и Аз по сих, Аз есмь алфа и
омега, Господь Бог твой Господь един есть, Аз есмь сый
(Исх. 3:14), не стал кто-либо отрицать Христа и Святого
Духа, для этого сказано: Отец Мой болий Мене есть
(Ин. 14:28); и еще: Да знают Тебе единаго истиннаго Бога
и Его же послал еси Иисус Христа (17:3). Сказано это не
в том смысле, будто Сын не есть истинный Бог, но для
того, чтобы наименование Троицы возвести к единству и
обратить мысль человеческую от многобожия к единому
Божеству.
8. Если же Арий, заблудившись умом,
подумает, что один только называется истинным Богом,
т.е. Отец, а Сын, хотя и есть Бог, но неистинный, -
такого опять иным образом изобличает, говоря: Аз есмь
свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго
в мир (Ин. 8:12; 1:9). Об Отце же сказано, что Бог свет
есть (1Ин. 1:5), а не сказано: "Свет истинный", дабы мы
из наименования Бога истинным и света истинным познавали
равенство Божества у Отца с Сыном и у Сына с Отцом; и
Отец именуется светом, и Сын именуется Богом без
прибавления здесь слова "истинный", и не было нужды
говорить, потому что нет никакого сомнения, ибо словами
Бог и свет ясно показано единое совершенство одинаковой
истинности как Отца по отношению к Сыну, так и Сына по
отношению к Отцу. Таким образом, все безумие твоего
заблуждения опровергнуто. Ибо Отец есть Отец, Сын есть
Сын, Святой Дух есть Святой Дух, Троица - единое
Божество, единая слава, единое господство. Ему слава и
держава, Отцу в Сыне, Сыну в Отце со Святым Духом во
веки веков. Аминь.
Отрясши и эту ересь, как бы ливийского
змия, или лягушку, или ужа, или некий иной вид
пресмыкающихся, весьма страшных, но не имеющих силы
укушением причинить вред, и поправ ее силою Святой
Троицы, призовем, идя вперед по порядку ересей, самого
Заступника нашего убожества и скудости, да поможет Он
достойным образом изобличить то, что говорится и что
бывает в каждой ереси, и сделать их опровержение.
Епифаний Кипрский, святитель
Цитировано по:
Восточные отцы и учители
Церкви IV века. Том III
- М.: Издательство МФТИ, 2000, -
С. 252-258
Святоотеческое наследие
Примечание
1. То есть исходя от Отца и
от Сына принимая.
2. В славянской Библии:
планетам (4Цар.23:5).
3. Несстан, или змея медная
(4Цар.18:4).
4. Веелзевуф или Ваал - скверный бог
(4Цар.1:2).
***
Труды святителя Епифания Кипрского:
- "О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Святое Писание"
- "Изложение кафолической веры"
- "О Павле Самосатском, сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси"
- "О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси"
- "О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона"
- "О камне алмазе, который носил первосвященник, трижды в год входя во Святая святых"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга первая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга вторая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга третья"
- "Послание к Епифанию архимандритов Акакия и Павла и его ответ"
- "Слово якорное"
- "Слово в неделю Ваий"
- "Слово на Великую Субботу"
- "Слово на Святое Воскресение Христово"
- "Слово похвальное Пресвятой Богородице"
|