Епифаний Кипрский. Слово в неделю Ваий 1
Память: 12 / 25 мая
Епифаний Кипрский (†403) - один из ранних апологетов,
известный своими облечениям около двадцати дохристианских заблуждений и восьмидесяти христианских ересей.
Святитель Епифаний Кипрский
***
Тот, Которого непрестанно воспевают и
прославляют Ангелы, Тот на земле, как человек,
преклоняет колена пред Отцем и молится, а на небе сам
приемлет молитвы и коленопреклонения от всей твари,
видимой и невидимой; на земле, как человек, алчет (Матф.
4:2, 21:18), а сам есть Хлеб небесный, сшедший свыше (Иоан.
6:41, 51); по домостроительству жаждет (Иоан. 19, 28), a
по Божеству сам есть источник жизни; на земле
утруждается (Иоан. 4, 6) по воспринятому (человечеству),
а Сам есть упокоение труждающихся и обремененных (Матф.
11, 28).
Он-то сегодня добровольно идет на
смерть, чтобы смертию своею сокрушить имеющего смерть во
власти своей, а обольщенным от него надеждою безсмертия,
и умерщвленным даровать безсмертие. Посему хотя Господь
Христос, Бог (сущий) в Сионе, шествует не со скипетрами
и трубами, но с совершенною нищетою, не с мечами,
оружиями и копьями, но с крайним смирением, не с
оруженосцами, не с позлащенными щитами, шлемом и бронею,
но с крайнею кротостию, безпредельным незлобием и
безмерною скромностию: однакож сказано: "и потрясеся
весь град, глаголя: кто есть сей? Народи же глаголаху:
сей есть Христос Сын Давида" (Матф. 21, 10–11). Он
входит в храм, и как истинный Бог храма, святейший
самого святилища, изгоняет из Него недостойных,
беззаконных и злонравных священников; а предстоящие в
храме Божием отроки храмолепно, или лучше, боголепно
восклицают Богу храма, Христу Иисусу: "осанна, осанна
Сыну Давидову" (Матф. 21, 15), дарующему "мир на небеси,
и славу в вышних" (Лук. 19, 38)!
Блаженны чаяния Церквей! Блаженны
надежды христиан! Люди, уверовав в Начальника мира (Ис.
9, 6), и обогатившись миром, сделались сожителями
Ангелов. Христос совокупил дольнее и горнее, соединил
бренных с безтелесными. Радуйтесь во Христе! Еще
повторяю, радуйтесь: "радуйся зело, дщи Сионя" (Зах. 9,
9), Новый Иерусалим, Церковь Божия! Приникни глубже в
таниство твоего празднества! Вознесись превыше видимого,
чтоб понять духовно (αναγωγικῶς) то, что совершается
чувственно. Для чего Иисус, Который всегда пешешествовал,
ныне, и только ныне, возсел на животное, сам восшедши на
оное? Для того, чтобы вразумить нас о своем вознесении
на крест. Какая это противу-лежащая весь? Без сомнения,
противоположный и противный миру образ мыслей, усвоенный
себе поселенным прямо рая (Быт. 3, 24) человеком, к
которому Христос и послал двух учеников, то есть, два
свои завета, – завет Ветхий и Новый. Кто эта ослица? Без
сомнения, ветхая и прелюбодейная синагога, которая
отягчена бременами житейскими, и на которой Христос
возседал до некоторого времени. Кто – осленок? Это я,
младый и самый необъезженный народ языческий, на
которого "никтоже от человек вседе" (Мк.11:2), – ни
закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Моисей, ни
Писания, а только сам Бог Слово, возлегший с нами
безсловесными в яслях, в Вифлееме, чтобы освободить нас
от нашего безсловесия, и потом сделать богословами. Что
это за отрешение осленка? Без сомнения, освобождение
(нас) от идолослужения и отрешение от кровавых идольских
жертв, которое предзнаменовано было прикосновением жены
кровоточивой. Кто суть ропщущие на отрешение осленка и
говорящие: "почто отрешаета" (Лук. 19, 31), "осля
привязано" (Матф. 21, 2)? – иудеи и демоны. Что это за
постилание отроками одежд? Совлечение ветхого человека,
и вместе безобразная нагота, и пустота синагоги. Кто
богословствующие младенцы? Без сомнения, чада верного
народа Христовой Церкви. Кто их матери? Купели крещения,
возраждающие верных. Что – сосцы матерей? Два завета,
которые оба суть наши учители, напаяющие нас млеком
духовнымь и небесным. Что такое сошествие Христа с горы
Елеонской? Без сомнения, не иное что, как сошествие с
неба к нам Бога Слова. Кто – масличные ветви? Души
милостивых. Что такое путь? Путь, который хорошо
устилают делами добродетелей, совлекаясь ветхого
человека. Что – финиковые ветви? Чистые сердца
праведных, процветающие как финики, и возвышающияся как
кедры Ливанские, насажденные в дому Господнем,
процветающие (Псал. 91, 13–14) и устремляющияся горе к
истинному Финику, без сомнения, одерживая победу над
мучителем и адом, от тираннии которых сами освобождены
силою победителя Христа. Кто предшествующие? Праведные
Пророки. Кто последующие? Апостолы, и мы, вместе с ними
уверовавшие из язычников. Что – град? Горний Иерусалим.
Что – храм? Царство небесное, из которого Христос изгнал
иудеев, как недостойных.
Так понимай обстоятельства настоящего
праздника. Так, соблюдай таинство Владыки, а также и то,
что относится к твоему празднеству... Будем вместе с
Ангелами ликовать, с народом рукоплескать, с осленком
прыгать, с матерями удивляться, с Апостолами
проповедывать, и, сретая Христа, идущего во Иерусалим,
хвалить, благословлять и восклицать: осанна, благословен
грядый, и паки грядый во имя Господне судить мир свой!
Слава Ему, со Отцем и Святым Духом в безконечные веки,
аминь!
Епифаний Кипрский, святитель
Цитировано по:
Печатается по
изданiю: Святаго Епифания епископа Кипрскаго,
Слово в
неделю Ваий. / Журнал "Христiанское чтение, издаваемое
при Санктпетербургской Духовной Академии". - СПб.: В
Типографии
Ильи Глазунова и К° - 1841 г. - Часть I. - С.
345-350.
Азбука веры
Примечание
1. Перевед. из S. Patr. nostr. Epiph.
Constant. S. Salam. in Cypro Episc. Operr. Tom, II pag.
301–303, ed. Colon. 1682.
***
Труды святителя Епифания Кипрского:
- "О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Святое Писание"
- "Изложение кафолической веры"
- "О Павле Самосатском, сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси"
- "О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси"
- "О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона"
- "О камне алмазе, который носил первосвященник, трижды в год входя во Святая святых"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга первая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга вторая"
- "На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. Книга третья"
- "Послание к Епифанию архимандритов Акакия и Павла и его ответ"
- "Слово якорное"
- "Слово в неделю Ваий"
- "Слово на Великую Субботу"
- "Слово на Святое Воскресение Христово"
- "Слово похвальное Пресвятой Богородице"
|