"Бог ваших куличей не примет": чего
лучше не делать в Чистый четверг
В четверг Страстной недели во всех
православных храмах вспоминают важнейшее евангельское
событие: Тайную вечерю, когда Иисус Христос установил
таинство причастия (евхаристии, что в переводе с
греческого означает "благодарение"). Это ключевой день
церковного года, в который всех верующих призывают утром
прийти в храм и "причаститься Крови и Тела Христовых", а
вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из
Евангелия, рассказывающих о последних часах земной жизни
Христа. Нужно ли в этот день красить пасхальные яйца,
печь куличи и зачем патриархи моют ноги простым
священникам - в материале РИА Новости.
Великий Четверг. Тайная Вечеря. Фреска монастыря Ватопед, начало XIV века. Афон
С огоньком и чистыми ногами
Евангелие от Матфея описывает, как во
время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и,
преломив, раздал ученикам со словами: "Приимите, ядите:
сие есть Тело Мое". А затем подал апостолам чашу с вином
и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя
Нового Завета, за многих изливаемая во оставление
грехов". Прошло почти две тысячи лет, но каждый год даже
не очень церковные люди в Великий четверг идут в храм,
чтобы исполнить этот завет Христа.
После утренней литургии в церкви
вспоминают еще один момент Тайной вечери: перед
праздничной трапезой Христос, уподобившись слуге, вымыл
ноги сначала апостолу Петру, а затем и всем остальным
своим ученикам. В некоторых протестантских общинах
вплоть до XX века считалось, что, не повторив Его
поступок перед евхаристией, человек теряет спасение.
В Иерусалиме на площади перед храмом
Гроба Господня патриарх Феофил по традиции омоет ноги 12
монахам. А патриарх Московский и всея Руси Кирилл
совершит этот удивительный чин в храме Христа Спасителя
в Москве.
Вечером вспоминают уже события Страстной
пятницы - самого скорбного дня церковного года. В храмах
совершается служба "двенадцати Евангелий" - на ней
читают 12 отрывков из четырех новозаветных текстов,
описывающих последние часы земной жизни Христа: как Его
схватили, судили, били и распяли. Вспоминают и Его
последнюю беседу с учениками в Гефсиманском саду, и
"моление о чаше", когда Он просил Отца Небесного
избавить Его от "этой чаши" страданий, и казнь на
Голгофе, и погребение. Всю эту длинную службу священники
и прихожане стоят в храме с зажженными свечами. Потом их
не гасят, а, по традиции, стараются принести домой и
сохранить их огонь в лампадах до Пасхи.
***
Читайте также по теме:
***
В ожидании главного
Однако, несмотря на весь драматизм
последних дней Страстной недели, все в вечернем
богослужении четверга указывает на то, что распятие -
это еще не конец истории, что торжества смерти не будет
и жизнь все равно победит.
"Когда мне было 18 лет и я служил в
армии, Великий четверг выпал на 1 мая. Центр Москвы
должны были перекрыть на весь день из-за парада и
демонстраций. Прекращался доступ и в храм Воскресения
Словущего на Успенском вражке, куда я ходил с детства и
где прислуживал с 15 лет. И тогда владыка Питирим
(митрополит Питирим (Нечаев). - Прим. ред.) решил ночью
служить литургию Великого четверга, а потом, после
небольшого перерыва, утреню с чтением 12 Евангелий", -
вспоминает глава отдела внешних церковных связей
Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион
(Алфеев).
Он ночью приехал в храм. Она "была тихая
и теплая, и храм, наполненный светом, сиял среди ночи,
как какой-то сказочный дворец. А то, что происходило
внутри храма, передать словами невозможно: это было
"небо на земле". Это было, вероятно, то, что испытали
посланцы князя Владимира в десятом веке, когда
присутствовали за богослужением в храме Святой Софии в
Константинополе. Вернувшись на Русь, они так описали
пережитое: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас
туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе
или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и
красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.
Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми".
По словам митрополита, заменить подобный
опыт нельзя никакими рассуждениями о "Боге в душе" и
"высшем разуме".
Куличи подождут
Что касается куличей, творожных пасх,
крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной
уборки, даже в храме, то все эти хлопоты лучше всего
закончить заранее, чтобы на Страстной только ходить на
службы, убежден настоятель подмосковного храма в честь
иконы Божией Матери "Державная" священник Николай
Булгаков.
Он помнит, как однажды в Москве
архиепископ Киприан (Зернов) сказал своим прихожанам:
"Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите,
Господь ваших куличей не примет".
А службы в эти дни совершают дважды в
день - утром и вечером, в Страстную пятницу - даже три
раза. И за первые три дня Страстной единственный раз в
году полностью прочитывают все четыре Евангелия.
"Излишние мысли в сторону того, что
поесть и попить, колбасные и творожные "выверты"
сознания свидетельствуют: мы мало понимаем, что такое
пост, Евангелие и Кто такой Христос. Страстная неделя
требует отнятия внимания от второстепенного. Если и
возрождать что-то в церковной традиции, то делать это
нужно не с точки зрения "священного" быта, а надо
начинать с глубоких переживаний христианской общиной
всех событий Страстей Христовых. Ну а быт - так или
иначе - будет добавлен, оформлен и украшен: окна будут
чистыми, занавески свежими, яйца сваренными и
выкрашенными", - рассуждает известный проповедник
протоиерей Андрей Ткачев.
Ужас апостолов
Весь смысл богослужений Страстной, по
глубокому убеждению, священника, заключается даже не в
воспоминаниях о страданиях Христа, а в непосредственном
и личном переживании всех событий Его жизни в последнюю
неделю перед казнью.
"В воскресенье (Вербное, когда Он
въезжал в Иерусалим за неделю до Пасхи. - Прим. ред.)
народ кричал ему: "Осанна Сыну Давидову!", в среду
блудница помазала Христа миром, в четверг Господь
установил таинство евхаристии, потом молитва в
Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату,
Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд,
распятие, покой субботы и утро первого дня Воскресения.
А потом все распрямилось, как пружина, - и вот весь мир
живет уже две тысячи лет благодаря тем событиям, зная
или даже не зная об этом", - продолжает Ткачев.
Если бы Страсти Господни продолжились
хоть на один день, никто бы не выжил, считает священник.
Апостол Петр был на грани безумия от скорби и
собственного предательства, Иуда повесился, не дотерпел
до Воскресения. Все были перепуганы, растеряны,
находились в ужасной скорби. Если бы Господь воскрес на
пятый день, Он не нашел бы ни одного апостола, уверен
отец Андрей. "Это для нас сегодня покой Великой субботы
разбавлен знанием о грядущем Воскресении, а ужас
распятия скрашен пониманием того, что Христос на самом
деле жив. Но апостолы же этого не знали наверняка!" -
заключает он.
На самом деле апостолы все знали. Но,
наверное, так и не смогли поверить до конца. "Не оставлю
вас сиротами; приду к вам. Я живу, и вы будете жить. В
тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я
в вас. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и
Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" - так записал слова
Христа его любимый ученик Иоанн.
Алексей Михеев
РИА Новости
- 05.04.2018
***
Читайте также по теме:
|