Гражданский брак
Сразу же оговорюсь, что речь идет не о
браке, зарегистрированном в загсе (который признается
Церковью как брак, хотя и невенчанный), а о сожительстве без
регистрации и венчания, именуемом почему-то "гражданским
браком". Поэтому я беру это выражение в кавычки и далее для
удобства буду называть это явление так. Такое словосочетание
получило очень широкое распространение. Новомодные психологи
рекомендуют пожить в таком "браке", кинозвезды и другие
публичные люди не стесняются рассказывать на страницах
журналов о своих свободных, "без штампа" отношениях. Почему
людей привлекает жизнь в таком "браке"? Ответ очень прост.
Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности
никакой. "Гражданский брак" иногда называют пробным, то есть
молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и
жена "понарошку", а потом зарегистрироваться. Хотя иногда о
регистрации речь вообще не идет. Муж и жена – самые близкие
друг другу люди, даже ближе, чем дети родителям.
Спрашивается, а можно ли быть пробным отцом или матерью? То
есть родить ребенка, а если не понравится, отдать в детский
дом? Мало кто будет спорить, что это безнравственно.
"Влюбленные", Художник Рене Магритт (1928)
Если любишь, то на 100%. Нельзя любить
наполовину, особенно супруга или супругу. Это не любовь, а
недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в
основе "гражданского брака". Известен пример, что в подобном
союзе живут как бы с открытой дверью, так что всегда можно
сбежать. Но если в доме всегда открыта дверь, то жить в нем
холодно, неуютно и опасно.
Однажды на исповедь пришла ко мне девушка и
сказала, что живет с парнем без штампа. И начала говорить
про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: "Да вы
же просто не уверены, любите ли его". Она подумала и
ответила: "Да, вы правы, я до конца не знаю, смогу ли с ним
прожить жизнь". Но если вы не уверены в своих чувствах,
просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не
требуйте всего и сразу. То есть самого главного в этом
"браке" нет – настоящей любви и доверия друг к другу.
В Интернете есть сайт "Пережить.ru". Он
оказывает помощь тем, кто расстался с близким человеком.
Автор этого сайта пишет про людей, которые уже несколько лет
живут в "гражданском браке": "В шестнадцать – двадцать лет
они начали жить так называемым гражданским браком, и это
длится три-четыре, а чаще – пять лет. Потом вдруг приходит
понимание, что нужно что-то менять, что это путь в никуда.
Начинается подготовка к свадьбе, порой уже покупают кольца.
И тут они расстаются навсегда.
Некоторые даже успевают пожениться, но брак
практически сразу распадается. И такой финал закономерен. Мы
недооцениваем воспитательной роли "гражданского брака", а
ведь его неспроста так пропагандируют психологи столь не
любимого мною "глянца". Такая форма совместной жизни – вовсе
не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа
безответственных наслаждений.
Поэтому люди в "гражданском браке" и живут
довольно мирно, потому что бесы их не искушают – зачем
сворачивать людей с гибельного пути? И когда после
нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться и вдруг
осознают, насколько резко придется изменить свою жизнь,
возложить на себя какие-то обязательства, – это приводит к
тяжелым последствиям. Школа безответственных наслаждений не
может подготовить к поступлению в академию ответственности и любви".
Любовь – это не вздохи на скамейке, как
сказал поэт, а взаимная ответственность. Ее-то как раз
(особенно у мужчин) в "гражданском браке" нет. В одном
(кстати, совершенно светском) журнале прочел: "Для женщины
"гражданский брак" – иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия
свободы". Женщины, находясь в подобном сожительстве, чаще
всего хотят узаконить отношения. И понятно почему. Каждая
женщина – потенциальная мать и не хочет, чтобы ребенок рос
без отца и материальной поддержки. Опять же на алименты,
наследство, квартиру рассчитывать трудно. Интересно, что
женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а
мужчина свою "гражданскую жену" любовницей, сожительницей,
подругой. И лишь некоторые – женой. Мужики понимают, что
ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с
такого "мужа" тоже дело весьма трудное.
Людям хочется иметь семью, домашний очаг,
любить друг друга, но культ распущенности, наслаждений и
безответственности засосал многих. Люди пытаются найти
счастье в "гражданском браке" и не находят. Это лишь способ
уйти от реальности, забыться и забыть то, что настоящее
счастье возможно лишь когда супруги полностью верят друг
другу, любят и отвечают друг за друга перед Богом и всеми людьми.
Упомяну про духовную сторону этого вопроса.
Люди, которые пребывают в сожительстве, ставят себя вне
нормальной церковной жизни, и они это чувствуют. На исповеди
очень редко кто не осознаёт, что это большой грех (как
правило, все в этом каются). Существует мнение: если лиц,
находящихся в "гражданском браке", не допускать до
причастия, то это их оттолкнет от Церкви и они вообще
никогда не придут к Богу. Думаю, что это сущая ерунда.
Задача священника не привлекать любой ценой в храм, а
указывать путь ко спасению, иногда направляя и вразумляя. Я,
например, придерживаюсь строгого правила не допускать
живущих в "гражданском браке" до причастия. И не припомню
(хотя, может быть, и было такое), чтобы люди потом покидали
Церковь. После я их неоднократно видел в храме, а некоторые
даже заключали законный брак, но об этом потом. Все зависит
от того, как поговорить с людьми.
***
Читайте также по теме:
***
Обычно я вежливо говорю, почему причащаться
пока рано. Сначала нужно разобраться в своих отношениях и
либо зарегистрировать брак, либо не жить вместе. (Это не
значит, что люди должны полностью порвать все отношения. Они
лишь не должны жить плотской жизнью, ведь не все к этому
сводится. Может быть, они одумаются и поженятся.)
Но до этого приступать к причастию нельзя.
Это все равно что приходит причащаться человек, который два
дня назад впал в блуд и говорит, что и завтра сделает то же
самое. Запрещение причастия – это не отлучение от Церкви,
анафема; это – епитимья. Ясно, что человек немощен, ему
нелегко бывает сразу изменить жизнь, он может ходить в храм,
молиться, исповедаться, но приступать к чаше в состоянии
перманентного греха нельзя, это поругание Таинства. Нельзя
говорить человеку, что черное – белое, а его грех – норма.
Если Церковь ему не скажет правду, то кто? Сознание того,
что "гражданский брак" ставит его вне евхаристического
общения, вне чаши, может сильно повлиять на его жизнь. Ко
мне пришла как-то раз женщина. Она хотела причаститься, но
сказала, что много лет живет в "гражданском браке". Я принял
ее исповедь, побеседовал, но сказал, что с причастием
придется повременить. Она все поняла, уговорила своего
мужчину зарегистрироваться и была потом очень благодарна.
Случай этот, слава Богу, не единственный.
Павел Гумеров, иерей
Из книги иерей Павла Гумерова "Малая Церковь" (2007)
Православие.Ru – 03.03.2008.
|