С ума вы сошли – создавать семью, не попробовав?!
Пробуете, вас пробуют... Скоро пробу
негде ставить будет, а вы все пробуетесь? Этакая
предварительная дегустация.
Но для того, чтобы определить вкус, надо
иметь предварительный опыт, значит, первая проба не
может быть последней, ведь, чтобы по достоинству
оценить, надо иметь, с чем сравнить... И не одно из
двух. И вообще, чтобы подобрать свое, надо изощрить
вкус, а то, глядишь, вроде как ничего, вроде как
подобрал, а вдруг потом выяснится, что то, да не совсем
то... а уже будет поздно – "узы-кандалы" в виде кольца
на пальце да штампа в паспорте, отягощенные гирями в
виде подрастающих, а потому тяжелеющих, деток! Ужас!!!
Не, нельзя, нельзя, не попробовав...
Не "попробовав" чего? Семейной жизни? А
ее и не будет, пока вот тот самый штамп не появится.
Хоть утони в кастрюлях и отожмись в центрифуге
стиральной машины, но семейную жизнь ты не познаешь,
пока вот тот самый мерзкий, никчемный, как ты думаешь,
бессмысленный штампик не будет шлепнут куда следует. Он
ведь волшебный...
И в самом деле: живут себе люди, живут.
Души друг в друге не чают. Год живут, другой. Наконец,
какая-то из "половинок" (обычно ОНА) добивается своего и
они идут в ЗАГС. Казалось бы, что изменилось? Ведь всего
лишь сходили в присутственное место, где-то расписались,
что-то на пальчики надели, ну погуляли маленько, а
дальше-то?..
Дальше ведь, по идее, все должно
по-прежнему, годами накатанному, идти? Ан, нет! Или
обоих, или одну из "половинок", словно подменили. Откуда
что полезло. Все другое! Столько такого незнакомого,
чужого; столько мелочей, но до чего ж мерзопакостных!!!
И оказывается человек перед выбором: или бороться за
семью, в жизни которой образовался неожиданный
катаклизм, или счесть, что проба не удалась, и
попытаться все начать сначала. Но в другом месте и с
другим человеком.
Это был пример из жизни. Что дала
трехлетняя проба моему институтскому другу, если он стал
ночевать в учебной аудитории уже в первый месяц после
свадьбы?
Семейная жизнь – это общение, а общение
– это взаимоуважение. Это и доверие, но это и зоркость,
вовремя подмечающая кривизну в отношениях; это и
деликатное молчание, и строгий выговор к месту; это и
перевод неудобной ситуации в шутку, и строгий взгляд,
отбивающий охоту шутить серьезными вещами. Но все это
можно "отработать" и вне "а ля брачного" сожительства.
Все равно после свадьбы (даже если это просто роспись в
ЗАГСе) проклюнутся новые, доселе незнакомые черты в
обожаемом лике. Со временем лик станет лицом. Дай Бог,
чтобы лик не оказался личиной, скрывавшей рыло. Всякое
бывает. Но для этого нет нужды сожительствовать. И без
неуместной вне брака близости можно распознать негодяя,
и в добрачном сожительстве он так может и не проявиться
с худшей стороны.
Так что не аргумент это с точки зрения
проверки взаимопригодности к семейному сосуществованию.
Не "попробовав" чего? Подходите ли вы в
сексуальном отношении? Ой... А что, не подойдете с
первого раза и сразу разбежитесь, искать следующий
объект пробы? Тогда лучше и не пробовать, потому что вас
ничто не связывает выше пояса, а только на том, что ниже
– семейную жизнь не построить. Тогда не надо говорить о
каких-то пробах, лучше честно признайтесь, что просто
хотите пожить регулярной половой жизнью, но как бы не
совсем вразрез с христианской моралью. Т.е. вразрез, но
как бы по касательной, как бы не в лоб...
На самом же деле, половая близость – это
в первую очередь общение. Конечно, если говорить о
людях. Потому что каждый человек – это в первую очередь
личность, а потом уж внешность, пластика, темперамент,
сила, анатомия с эндокринологией. В слиянии тел
происходит слияние душ, которые телами пользуются как
средствами (вспомним Аристотеля, который рассматривал
тело как орган души).
Но это, простите, опять же, о людях.
Разумеется, каждый волен выбирать, быть ли ему человеком
(культивируя в себе духовное начало), или чем-то
животноподобным, т.е. этаким зооноидом, образовавшимся
вследствие мутации, вызванной поощрением в себе
животного начала. Порой складывается впечатление, что
поскольку нормальным животным человек не может быть по
определению, отсюда у кого-то и возникает желание верить
в реинкарнацию, позволяющую утешаться мыслью, что в
следующей жизни он станет кроликом в штате Кентукки, и
вот тогда...
Если мы не склонны видеть друг в друге в
первую очередь личность, никакая проба ничего не даст. И
наоборот, живой интерес к человеку, внимательное
отношение к нему, трезвое, уважительное – условие его
понимания, в том числе и в плане совпадения
чувственного. Этот уважительный интерес – непременное
условие дружбы, а дружба – та самая скрепа, которая
обеспечивает паре жизнеспособность, когда и первые
иллюзии испарятся, и быт начнет "заедать", "засасывать"
и другие житейские проблемы возникнут.
Возможны ли отношения до брака? – Да! Но
отношения дружбы: нежной, трогательной, романтичной, со
своими взлетами и падениями, восхищениями друг другом и
размолвками, после которых дружба либо распадается, либо
крепнет. За более-менее длительное время такого
"неслиянного" общения можно достаточно ясно понять, до
конца ли твой это человек: по взглядам, вкусам,
потребностям, по манерам, прикосновениям, по "ужимкам и
прыжкам". И очень важно не уклоняться в крайности: или
впадая в отчаяние, обнаруживая много отличий в
привычках, упуская из виду нечто существенное, способное
настолько объединить, что все остальное само собой
ранжируется, или, наоборот, концентрируясь на чем-то
привлекательном, приуменьшать значимость "мелочей".
Иногда эти "мелочи", которые на первый
взгляд и в самом деле не стоят того, чтобы из-за них
ссориться, впоследствии делают совместную жизнь
невыносимой, отравляя все положительное, что еще
осталось. Не говоря уже о том, что за мелочи, порой,
принимают достаточно серьезные пороки, например,
склонность к пьянству. Я не к тому, что не надо давать
аванс доверия пьющему человеку, что следует рвать
отношения при первом же инциденте, но слишком уж много
печальных историй начинались с того, что девушка
бросалась спасать мужчину, "тонущего в поисках истины"
(которая, как говорили древние, в вине), а в итоге, не
спасая его, топила вместе с ним не только свою жизнь, но
и жизнь своих будущих детей, а то и внуков... Кстати,
таким бракам нередко предшествовали достаточно
длительные "пробы".
Воздержание до брака имеет смысл не
только для верующих пар. Отбросив в сторону такие
крайности, как, с одной стороны, сомнительные с научной
точки зрения гипотезы (типа телегонии вкупе с волновой
генетикой), преследующие благую цель убедить всех в
полезности целомудрия, так и житейские концепции,
стремящиеся развенчать традиционные ценности (типа
"левак укрепляет брак", "все надо в жизни попробовать" и
т.п.), мы найдем достаточно аргументов не только в
христианском культурном наследии, но даже и в традициях
многих самобытных народов, называемых в просторечии (и,
как нередко выясняется при внимательном ознакомлении с
их культурой, совершенно зря) "дикарями".
Но мы, дабы уж совсем не выходить из
формата, ограничимся аргументацией только для
православных христиан, которых "терзают смутные
сомненья" в обоснованности добрачного воздержания.
Фундаментальной ценностью для добрачного
воздержания является добродетель целомудрия. Как всякая
абсолютная добродетель, она устремлена к Богу и в
определенном смысле является даром Божиим.
Но что есть целомудрие? В некоторых
молитвословах, например, в контексте рекомендаций по
приготовлению к причащению, супругам предписывается
накануне "хранить целомудрие". А в остальное время?
Можно расслабиться и во все тяжкие... в смысле свободы
от целомудрия? Тут мы сталкиваемся с некоторой
прижившейся в массовом сознании понятийной путаницей,
из-за чего понятие целомудрия сужается до воздержания от
половой близости. Даже о добрачном воздержании говорят:
"хранить целомудрие до брака". А после?.. В чине
венчания новобрачным тоже испрашивается целомудрие.
Неужели, в упомянутом суженном смысле?
Разумеется, нет. Встречающееся также
чуть более широкое понимание целомудрия: скромное
поведение, чистота помыслов, отвергающая плотские, опять
же, искушения – тоже не раскрывает сути явления.
***
Читайте также по теме:
***
Конечно же, целомудрие побуждает хранить
себя от нечистых помыслов и брезговать не только
плотскими грехами, но и непристойными разговорами и
развлечениями. Но оно не сводится к этому.
"Целомудрие" – перевод греческого слова
σωφροσυνη "софросини" от σως "сос" – здоровый, целый и
φρονεω "фронео" (от φρην "фрин" – ум) – мыслить, думать,
обладать умом, откуда φρονησις "фронисис" – мышление,
разум, рассудительность, образ мыслей. То есть,
целомудрие означает целостные разум, сознание, мышление
в противоположность расколотому сознанию – шизофрении
(σχιζω "схизо" – раскалывать, разрывать), не в
психиатрическом только, а в более глубоком, сущностном
понимании (кстати, этиология шизофрении до сих пор не
установлена).
Отсюда целомудрие – это целостное
мировосприятие, дающее цельную картину жизни: ценностной
и этической иерархии, взаимосвязанности событий и
причин, смысла всего существующего и происходящего.
Цельность – это еще и художественный
термин. Первое, с чего начинается обучение
академическому рисунку или живописи – цельное видение
модели (постановки) и цельное же отображение на листе.
Дилетанта характеризует дробность в процессе работы
(глазик уже весть до ресничек и бличков проработан, а
больше на листе ничего и нет), тогда как профессионала –
цельность: образ как бы проявляется постепенно и
одновременно, и только мало-помалу какие-то участки
прорабатываются более детально, а прочие остаются на
своей начальной стадии, будучи лишь слегка намеченными,
но у работы законченный вид, потому что она – цельная.
Известный преподаватель
Санкт-Петербургской Академии Художеств П.П. Чистяков
(учитель Репина, Серова и многих других выдающихся
русских художников) уделял огромное внимание цельности.
"Рисуйте правый контур, а смотрите в левый", – советовал
педагог. "Рисуешь глаз – смотри на пятку".
Так вот, целомудрие аналогично цельному
видению художника. Только с той разницей, что художник
держит в едином охвате модель со всеми пропорциями,
пятнами, линиями и акцентами, а целомудренный взгляд –
всю реальность бытия, и, всматриваясь в нее, постепенно
все лучше и лучше различает детали, держа их постоянно в
соотношении, сопоставляя по значимости и выстраивая в
русле этого видения свою жизнь.
Противоположность целомудрию – такой
взгляд на мир, когда какая-то одна ценность (даже
неважно, насколько высокая, но не Бог) занимает все поле
зрения или неоправданно большую часть. Человек как бы
утыкается носом в это и ничего просто не в состоянии
увидеть. Целомудрие же – это как бы взгляд орла с высоты
своего полета: и пространство огромное обозревает, и
детали мельчайшие видны ему.
Целомудрием обусловлено видение всех
аспектов бытия в их взаимодействии как некой системы,
которая структурно устремлена к Богу – Первопричине
бытия. Этой добродетелью обеспечивается трезвость ума и
формирование всех добродетелей, начиная с основы основ –
смирения. А то, что в понимании смысла целомудрия на
первый план выдвинулся сексуальный аспект – ничего
удивительного: сексуальное влечение (будь то в своем
возвышенном варианте – влюбленности, будь то в низменном
– скотской потребительской похоти) – настолько мощная
сила, что разум как магнитом каким-то притягивается и
утыкается в предмет страсти, становясь неспособным
видеть все происходящее в совокупности составляющих
частей. Тогда как целомудрие позволяет человеку, любя
кого-либо или что либо, не впасть в идолопоклонство, не
перестать стремиться любить Бога всем существом, а себя
и ближнего как Его образ, и, что важно, любить свою
вторую половину в первую очередь как ближнего.
Еще немного занимательной этимологии.
Однокоренным со словом σωφροσυνη является слово σωτηρια
"сотирия", которое происходит от глагола σωζω "созо",
последний же одного корня с тем же прилагательным σως –
здоровый, целый, как и σωφροσυνη. Отсюда σωτηρια
означает оздоровление, как освобождение от болезни, от
порчи. Спасение понимается как восстановление когда-то
разрушенного человеком союза с Богом. Если мы говорим о
спасении, тем самым соглашаемся, что нам есть от чего
спасаться, что состояние вне этого пути – состояние
погибели, как следствие богоотступничества. Если мы
говорим о спасении как об исцелении в христианском
понимании, то мы имеем в виду исцеление духовное,
оздоровление человеческой природы от поразившего ее
насмерть греха и его последствий, и дарование ей
способности к вечной жизни.
Поэтому, понимая под "погибелью"
радикальное повреждение человеческой природы в
грехопадении прародителей, лишившее род человеческий
жизни вечной ("вечной" не столько в смысле
бесконечности, сколько вечной качественно, как присущей
вечному Богу и невозможную вне тесного единения с Ним),
под "спасением" понимаем восстановление этого единства
путем возрождения в жизнь вечную в таинстве Крещения и
дальнейшего целенаправленного оздоровления богоподобной
души в течение всей земной жизни.
Целомудрие (в широком, описанном выше,
понимании) – основа нашего спасения. Целомудренные
отношения выражаются не только в хранении добрачной
чистоты и не столько во взаимно добровольном,
согласованном "уклонении друг от друга для упражнения в
посте и молитве" (1 Кор. 7:5) в браке, сколько в
отношении к близкому человеку как личности во всех
областях жизни (целомудрие, скорее, как раз, проявляется
в чуткости, побуждающей "оказывать должное
благорасположение" (1 Кор. 7:3), откликаясь на радость
или скорбь второй половины, пренебрегая своими
удобствами, усталостью, занятостью, тревогами).
"Не попробовав?..." Да, именно так.
Забота о своей душе и о душе возлюбленной
(возлюбленного) поможет обуздать (не задушить)
"прекрасные порывы". Оно того стоит, потому что в жизни
христианина все ее важные этапы начинаются с освящения.
Должны начинаться.
Игорь Прекуп, протоиерей
Православие и мир - 24.01.2011.
|