Семью нельзя строить на иллюзии
То, что произошло с этой женщиной, сейчас
происходит со многими. Человек приходит в Церковь и начинает
жить не в соответствии с теми правилами, которые существуют
в Ней уже две тысячи лет, а исходя из своих представлений о
том, как у него складываются отношения с Богом.
А ведь церковные правила – это техника
духовной и психологической безопасности, и новообращенных
нужно знакомить с ней с самого начала. Конечно, разобраться
в сложной проблеме семейной жизни на основании одного письма
невозможно. Я не буду давать рекомендаций его автору –
Татьяне, а буду говорить только о некой героине письма, на
которую предлагаю и самой Татьяне посмотреть как бы со
стороны. Ведь то, с чем столкнулась героиня письма – это
типичный синдром неофита: она стала молиться, ходить в
церковь, соблюдать посты, исповедоваться, причащаться. У нее
уверовал муж – все складывалось наилучшим образом, и о том,
что христианская жизнь – это несение креста и постоянная
внутренняя борьба, она, естественно, и не думала. И никто ей
об этом, видно, тогда не сказал, или она не очень-то и
послушала. Вот она и нафантазировала себе свое личное
представление о христианской жизни, о счастливом
христианском браке. И как только возникло серьезное
испытание – потеря ребенка, вся эта картинка посыпалась.
Вообще-то, как правило, женщина даже после
такой душевной травмы сохраняет веру. Но из письма видно,
что зачастую сохраняет она ее в качестве психологической
защиты. Ее тянет в храм, она хочет жить духовной жизнью, но
в ее поведении полностью отсутствует смирение. Поэтому и
желания мужа жить "по домострою", она не понимает и не
принимает. А ведь он, возможно, просто хотел таким образом
подвести ее к осознанию необходимости вместе пережить общую
трагедию. Он боялся – и, как показала жизнь, вполне
обоснованно – что она окончательно уйдет в "церковь" (в ее
собственном, а не церковном понимании) и главным авторитетом
для нее будет уже не муж, а священник. И если бы женщина
поняла, что брак – это школа смирения, а не равноправное
партнерство, возможно, ее жизнь сложилась бы по-другому. Но
она делает свой выбор и получает свободу, так ничего и не
поняв. И тогда она встречает и влюбляется в человека
изломанной судьбы, грешника, который уцепился за нее, как за
соломинку. Конечно, ею, скорее всего, двигала великая идея
спасения: "Все от него отвернулись, а я сейчас омою его
раны". А то, что при этом она совершает смертный грех,
как-то и в голову не пришло. Этот брак, как и, возможно, вся
церковная жизнь героини, в значительной мере были построены на иллюзиях.
И вот наконец она сама, без помощи
священников понимает, что любое сближение с мужчиной в той
ситуации, в которую она сама себя загнала – прелюбодеяние.
Но в состояние своей внутренней цельности вернуться не
может. Ничего не поделаешь – у нее уже было два мужа.
***
Читайте также по теме:
***
Теперь этот камень на сердце героине письма
придется нести всю жизнь. И здесь чувство вины и степень
греховности человека совершенно равноценны. Но это вовсе не
повод отчаиваться. Только сейчас для этой женщины и началась
настоящая духовная жизнь. Только сейчас, когда она
посмотрела на себя, убрав призму собственных иллюзий, она
стала на первую ступень, которая называется "примирение и
покаяние". Она поняла простую истину: если мы "ходим в
похотях сердца своего", мы не приближаемся к Богу, а идем в
другую сторону. Теперь у нее появился шанс начать тяжелую
работу по очищению свой души от всего того, что она
натворила. И самое главное для начала – осознать те
внутренние причины, которые послужили основанием для
иллюзорного восприятия жизни. Ведь вся эта ситуация –
результат таких фантазий.
Что в таком случае делает психолог? Он
помогает столкнуться с реальностью, с тем, что заставляет
человека такие фантазии продуцировать. Ведь были внутренние
причины, которые и толкнули героиню письма на эти поступки.
И, скорее всего, они никуда не делись. Ведь человек так
любит держаться за свои иллюзии – рушатся одни, он
немедленно воздвигает новые. И не дай Бог, нашей героине
попадется еще один человек с исковерканной судьбой – а она
его подсознательно будет искать! Поэтому необходимо помочь
этой женщине, а сделать это можно только последовательным
разрушением этих конструкций. Это жесткая работа, как для
психолога, так и для нее, но сделать это необходимо.
Сейчас произошла очень важная вещь – она
поняла, что чувство вины от исповеди не проходит. Надо очень
многое в себе пережить, многое перелопатить, вычистить, для
того, чтобы эта боль ее отпустила. Но именно эта боль как
раз и будет помогать ей в ее духовной жизни. И задача
психолога – не избавить ее от этой боли, потому, что это
означало бы искусственно отключить главный двигатель,
толкающий ее на верный путь, а помочь ей принять эту боль
как милость Божью. И, используя эту боль, пройти через саму
себя. И тут очень важно, чтобы человека не ввели в
заблуждение, не начали успокаивать, вроде бы жалея, а на
самом деле губя. Конечно, одному человеку, даже с помощью
духовника и психолога, этим путем не пройти. Тут необходима
милость Божья, на которую все мы и уповаем.
Андрей Фомин, психолог-психотерапевт
Фома № 12, 2006.
Фото - психолог Андрей Фомин
|