Программа "12 шагов". Грех или болезнь?
Программа "12 шагов", предназначенная для
помощи людям, страдающим алкогольной или наркотической
зависимостью, является одной из самых известных методик,
имеющей как своих верных последователей, так и ярых
противников. Особенно их число увеличилось с тех пор, как
эта модель духовного переориентирования зависимых от
алкоголя и наркотиков стала воплощаться православными
священниками. Одним из тех, кто уверен, что программа "12
шагов" вполне совместима с православием и русской духовной
культурой, является руководитель реабилитационного центра "Метанойя"
при московском Даниловом монастыре игумен Иона Займовский.
– Отец Иона, почему вы стали заниматься
проблемой алкоголизма?
– Так сложилось, что в нашем обществе от
этой проблемы просто не уйти. И многие семьи страдают от
алкоголизма близких людей. В моем случае: один из
родственников скончался от алкоголизма, а мой ближайший друг
– священник – стал спиваться. У него эти проблемы начались
после семинарии. Мы очень много обсуждали его пристрастие и
возможности выздоровления. Когда я узнал, что он начал
посещать группы анонимных алкоголиков, то сначала с
недоверием отнесся к этому, считал эти собрания сектой. Но
позже мое мнение изменилось: я увидел, что этот человек
преобразился кардинальным образом.
– Какие перемены произошли?
– Ну, во-первых, он перестал пить, но это не
единственное, что я заметил. Человек стал совершенно иным,
он перестал обманывать. И честность в этом случае я
рассматриваю как залог выздоровления. Не выздоравливают те
люди, которые не могут быть честными с самими собой. Кроме
того, он стал намного более достойной личностью, у него
очень изменились отношения с женой и с детьми...
***
Читайте также по теме:
***
– Как он пришел к этому? Наверное, ему
как священнику было особенно трудно прийти в группу
анонимных алкоголиков?
– Не то слово. Он шел непроторенной дорогой.
На группах, правда, нельзя говорить, кто откуда. Там все
просто алкоголики. И это очень важно. Ограждаются
анонимность и безопасность каждого человека, может, человек
не хочет, чтобы о нем знали в группе как о священнике, как о
художнике или, например, враче. Он просто приходит.
– Насколько известно, вы не раз ездили на
Запад перенимать опыт работы помощи алкогольно-зависимым.
– Да, и особое впечатление на меня произвел
опыт Католической Церкви в Польше. Поляки сделали все на
государственном уровне: они создают реабилитационные центры.
А директорами этих центров становятся священники, прошедшие
специальное обучение. Вот, например, в Варшаве в капуцинском
монастыре есть учебно-методический центр, куда приезжают
анонимные алкоголики. Особенностью этого центра является
также то, что большинство пациентов составляют католические
священнослужители, страдающие алкоголизмом.
– Как возник реабилитационный центр "Метанойя"
и как сейчас строится его работа?
– Дело в том, что когда я начал заниматься
этой проблемой несколько лет назад, то почувствовал, что
алкогольно-зависимые люди на определенном этапе, если они
работают по программе "12 шагов", начинают тянуться к
Церкви: они просят об исповеди, начинают сознательно ходить
в Церковь. Об этом свидетельствуют и многие
священнослужители. То есть если человек выздоравливает, он
неизбежно тянется к Церкви и готовится стать сознательным
христианином. В результате мы организовали центр при
Даниловом монастыре.
Изначально у меня был помощник, который
читал лекции о природе зависимости, о созависимости, о
срывах, об этапах выздоровления... А потом мы перешли к
более церковной форме. Сейчас на встречах мы сначала читаем
молитву о душевном покое, которая традиционно принята в
содружестве анонимных алкоголиков, впервые я услышал ее от
архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Потом мы представляемся.
Сотрудники представляют себя, со мной сидит психолог,
человек церковный. Это человек еще и находящийся много лет в
программе выздоровления. После этого наши гости
представляются, говорят о том, какая проблема их сюда
привела. Далее я читаю Евангелие воскресного дня. Потом все
размышляют о прочитанном. Затем этого я читаю Евангелие
второй раз. После этого гости высказываются. Мы просим наших
гостей высказываться от первого лица: о своей проблеме, о
своем пути выздоровления... Выступают все желающие.
– Приходят именно церковные люди?
– Не всегда. Приходят разные люди. А наша
задача – помочь, чтобы люди акцентировали свое духовное
внимание на самых важных аспектах церковной жизни.
***
Читайте также по теме:
***
– Основа "Метанойи" – методика западной
программы "12 шагов". А в чем отличие от базовой программы?
– Это профилактическая программа, где мы
предлагаем нашим участниками делать шаги выздоровления
самостоятельно. У нас все-таки церковная группа. Кстати,
есть разные системы. Но 12-шаговая система зарекомендовала
себя как более действенная, и именно поэтому я выбрал это
направление.
– Программа предназначена не только для
работы с алкоголиками?
– Да, к нам приходят родственники, так
называемые созависимые. Есть костяк, но каждый раз
появляются новички...
– У вас же есть и особая группа для
священнослужителей – "Меридиан"?
– Я стараюсь помогать священнослужителям,
которые сами столкнулись с проблемой алкоголизма. За
прошедшие два года сложилась система общения через скайп.
Объединяются Вашингтон, Москва, Подмосковье, Иркутск,
Ангарск... Это очень важная группа со своей спецификой. К
нам постоянно присоединяются священники с проблемами,
которых не решишь на обычных встречах анонимных алкоголиков.
Поэтому это отдельная группа.
– В православной среде широко
распространено мнение, что алкоголизм и наркомания – это
грех...
– А любой врач скажет, что это болезнь. И
это одна из проблем церковного взгляда на проблему
алкоголизма. Если это грех, то мы должны врачевать его
покаянием. Много людей внутри Церкви каются и продолжают
пить. Потому что они не понимают, с чем имеют дело, а
алкоголизм – сложное заболевание, которое надо лечить.
Зависимые же стараются исповедоваться в том, в чем не
виноваты, они не виноваты в своей болезни. Непонимание
священнослужителями этой проблемы как болезни приводит к
тому, что дается неправильное лечение. Это заболевание имеет
духовную сторону, для решения проблемы необходимы церковные
инструменты, но не только они.
– Как может Церковь помочь в решении этой
проблемы?
– Церковь может открыть двери группам
анонимных алкоголиков. Открыть двери для их родственников,
помочь организовать выступления на приходе. Брать пример в
этом с Католической Церкви. Католики ввели в систему
социального служения сотрудничество с группами анонимных
алкоголиков и наркоманов. У нас же многие священнослужители
считают эти группы злом и сектой. Хотя бы потому, что
программа имеет американское происхождение. Но, как однажды
заметил Игумен Петр Мещеринов по этому поводу, тогда "надо
все лампочки выкрутить и разбить – их придумал американец
Эдисон". Как бы то ни было, эта методика работает, дает
результаты, и это является главным доводом в ее пользу.
Антон Курилович, Мария Ермаченко
НГ-Религии - 24.12.2009.
|