Тоталитарные секты все чаще берутся за
"исцеление" наркоманов, но ничего хорошего для наркоманов из этого не выходит
Около месяца назад в еженедельном пятничном
выпуске "Российской газеты" была опубликована статья "Между
адом и раем". Автор взахлеб рассказывал о деятельности
новосибирского антинаркотического центра "Эммануил". "В
центре "Эммануил" лечат верой. И еще любовью и трудом", -
пишет автор. "Центр "Эммануил" существует в Новосибирске
шестой год, через него прошло порядка 400 человек.
Проследить судьбу каждого невозможно, но половина
"выпускников" не теряют с центром связи", - восторгается
автор. Появление подобной статьи (да еще в правительственной
"Российской газете"!) шокировало.
В досье "ЧС" к тому моменту было накоплено
уже немало материалов о деятельности антинаркотического
центра "Эммануил", существующего при неопятидесятнической
(харизматической) секте. Среди этих материалов было и пока
нигде не опубликованное интервью с женой одного из
новосибирских наркоманов. Их семья оказалась под угрозой как
раз после того, как Надежда (имя по просьбе героини
изменено), собрав последние деньги, отправила мужа на
лечение в "Эммануил". Поначалу ее шокировал тот факт, что
мужу в "Эммануиле" запретили видеться с ней. Она побывала на
"богослужении" секты. И была шокирована уже тем, что там
увидела. Так называемое "моление на иных языках", состоящее
из нечленораздельных звуков, выкрики. Но особенно ее
шокировало, когда люди в молитвенном экстазе вдруг начали
падать, а некоторые содрогаться в конвульсиях. Видя ужас
женщины, старожилы секты попытались ей объяснить, что все
это якобы происходит под "воздействием Святого Духа".
"Странный это какой-то дух", - решила Надежда и попыталась
бороться за своего супруга. Но не тут-то было. Между ними
уже встала плотная стена из руководителей секты. Все попытки
достучаться до разума супруга заканчивались ничем. У того
неистово горели глаза, и говорить он мог уже только о секте
и своих новых "братьях".
У нас практически не было сомнений в том,
что "Эммануил" - структура одной из тоталитарных сект,
эксплуатирующая в собственных интересах наркозависимых. И
вдруг такая статья в правительственной газете. Чтобы
прояснить для себя эту странную ситуацию, корреспондент "ЧС"
встретился с настоятелем новосибирского собора во имя
святого князя Александра Невского, директором новосибирского
отделения общественной организации "Центр религиоведческих
исследований" протоиереем Александром Новопашиным.
- Недавно в "Российской газете" была
опубликована статья "Между адом и раем", в которой
рассказывается о якобы положительном опыте излечения молодых
людей от наркозависимости в центре "Эммануил". Но в то же
время появлялась информация о том, что за этой вывеской
скрывается достаточно опасная секта. Вы что-то можете
рассказать об этом центре?
- Сейчас только ленивый не использует тему
реабилитации наркозависимых. Это делают и саентологи со
своим "Наркононом", и "Свидетели Иеговы" создают свои центры
для наркозависимых, делают это и другие деструктивные
культы. Но самые активные в этом направлении
неопятидесятнические движения, и в частности "Движение
веры". Особенно много подобных реабилитационных центров в
Кемерово. Интересно, что в Новосибирской области большинство
подобных центров открывают эмиссары именно из Кузбасса. О
создании подобных центров реабилитации с целью вербовки
новых адептов для сект говорилось на различных международных
конференциях, в которых принимали участие ведущие российские
психологи и психиатры. Все эти специалисты принимали участие
в подготовке итогового документа, в частности, конференции в
Нижнем Новгороде. В итоговом документе прямо говорится о
неопятидесятнических сектах, которые создают такие центры
для вербовки новых адептов.
Отдельно следует сказать об условиях
содержания наркоманов в подобных центрах, их психологической
обработке. Сейчас у нас собрано достаточное количество
свидетельств тех, кто прошел через такие центры. А что
касается "Эммануила"... Пригласили журналиста. Разумеется,
постарались показать, как говорится, товар лицом. Здесь
уместно провести аналогию с печально знаменитой сектой
"Народный храм" в Джонстауне (Гайана). Напомню, что там в
1979 году покончили с собой и были убиты 920 человек. В
интернет-пространстве есть очень интересная статья (правда,
на английском языке) "В Джонстауне тоже были счастливы". В
эту так называемую "экологическую" организацию неоднократно
приезжали журналисты. Что они видели? Люди уехали из города,
живут на природе, питаются экологически чистыми продуктами,
как в секте "Анастасия". Журналисты и кинооператоры снимали
улыбающихся, работающих на земле людей, счастливых детей на
качелях, а закончилось все это полем, усеянным мертвыми
телами этих же детей и взрослых...
Понятно, что, приглашая журналиста, в секте
никогда не покажут подлинное положение вещей.
Естественно, в поведении тех наркозависимых,
которые попадают в такие центры, какие-то изменения будут
происходить. Все-таки, так или иначе, в этих сектах
претендуют на близость к Евангелию. Попавшие туда люди
перестают сквернословить или курить. То есть морально
человек, возможно, будет преображаться. Но будет ли при этом
происходить преображение духовное, вот в чем вопрос? Есть
своеобразный потолок, выше которого не дано подняться ни
одной сектантской организации.
- На ваш взгляд, почему именно на
наркозависимых в таких общинах обращают особенное внимание?
- Как попадают наркозависимые в такие
центры? Чаще всего от безысходности их туда определяют
родственники. Порой они даже говорят, пусть уж лучше будет
сектантом, чем наркоманом. Да, действительно, иногда
внешнее, кажущееся вначале положительным, преображение
человека в таких сектах происходит. Но человек Бога в таких
сектах не обретает. А ведь мы, верующие, и подходим к этому
не только с материальной точки зрения: мол, смотрите,
перестал колоться! А душа? А семья? А общество? Все это для
человека оказывается потерянным. Если он не втянет в секту
семью, друзей, то вынужден будет от них отказаться как от
неверных, они будут для него "детьми сатаны".
Безвольным, наркозависимым человеком секте
гораздо легче управлять. Он всячески стремится порвать с
наркотиками, и ему говорят: ты победишь наркоманию, если
будешь делать то, что мы тебе скажем. И он готов выполнять
все приказы и распоряжения, лишь бы остаться в этой общине.
Иначе говоря, сектанты выбирают социально незащищенных,
физически и нравственно истощенных людей. Из таких людей
легче лепить что-то свое. И одновременно секта получает
имидж социально значимой организации, а с ним проще
проникнуть, например, в школы.
В 2004 году на конференции "Тоталитарные
секты и демократическое государство" в Новосибирске я
цитировал письмо последовательницы секты "Свидетели Иеговы",
которая писала о том, как проникнуть в школы: "В разговоре с
завучем затроньте тему преодоления наркозависимости,
скажите, что наша работа направлена на профилактику
наркомании". И таким образом секта открывает себе дорогу в
различные структуры: образовательные, детские,
государственные. И при этом может рассчитывать на
государственную поддержку и даже определенное финансирование.
- Может ли бывший наркоман, избавившийся от
зависимости, быть свободным от наркотиков?
- Среди бывших наркоманов есть такое
выражение: "героин умеет ждать". И не вернуться на прежний
путь человек может только с твердым духовным стержнем, когда
он наполнен благодатью Духа Святаго. Под бездуховностью
сегодня, к сожалению, многие понимают необразованность,
бескультурье, невоспитанность и прочее. На самом деле
бездуховность - это понятие, скорее, религиозное, нежели
нравственное. Бездуховность - это жизнь без Христа. Такая
жизнь представляется врагами Божиими, как истинная свобода.
Хотя на самом деле свобода от Христа есть свобода всякому
злу, которое не преминет заполнить образовавшуюся пустоту. Я
утверждаю, что бояться нужно не столько наркомании, сколько
бездуховности, т.к. из нее вырастают все проблемы, о которых
мы и говорим.
- Отец Александр, в Русской Православной
Церкви тоже есть немало центров помощи наркозависимым. В них
тоже молятся, читают Евангелие, как, скажем, в центрах
неопятидесятников, в чем же разница?
- Задача православных центров по
реабилитации наркоманов - с Божьей помощью помочь людям
победить грех, освободиться от наркотического дурмана и
вернуться в общество! Мы помогаем людям стать свободными, в
отличие от лидеров сект, которые на самом деле делают
наркозависимых своими рабами. Если человек, пройдя
реабилитацию в нашем центре, социально не адаптируется, не
вернется в общество, мы считаем, что в таком случае
реабилитация не окончена. Наша задача не удержать такого
человека где-то возле себя, возле храма, а вернуть его Богу,
семье, работе, обществу.
При учете освободившихся от наркозависимости
в православных реабилитационных центрах существует правило:
если человек не принимает наркотиков, участвует в субботних,
воскресных и праздничных богослужениях, исповедуется,
причащается, но при этом нигде не работает и ничего не
делает - таких в число реабилитированных не включают.
- Считаете ли вы корректным широкое
распространение в Новосибирске листовок с приглашением будто
бы в антинаркотический центр, который на самом деле
существует под прикрытием неопротестантских организаций?
- Это нарушение существующего
законодательства. Под видом псевдореабилитации ведется
религиозная пропаганда и агитация. Точнее сказать, эта та же
самая вербовка новых членов секты. Надо сказать, что
сектанты очень изворотливы в этом вопросе. Очень часто они
прикрываются малопонятными людям названиями. Очень часто они
используют в своих названиях слово "христианский", и люди,
не разбираясь, думают, что это православные. Очень часто
сегодня сектанты пишут в своих названиях "русская
христианская церковь", как это было в Искитиме.
А вернувшись к вашему вопросу, подчеркну:
подобная анонимность или использование маловнятных названий
- не просто некорректно, это нарушение существующего
законодательства. Это противозаконно, это чистокровный обман
и жульничество. Это еще раз подтверждает фразу, которую
часто приходится повторять: задача любой тоталитарной секты
затащить в свои ряды человека до того, как он что-либо о ней
узнает. Эта методика является одним из признаков тоталитарности секты.
- Давайте вернемся к статье в "Российской
газете". Как появляются подобные материалы без проверки
истинного лица той или иной религиозной организации? Может
быть, журналистам просто негде навести справки и они
руководствуются только своим первым впечатлением об
организации, о которой собираются писать?
- О том, как появляются такие статьи, я уже
говорил. Человеку пустили пыль в глаза, он "купился". Мне
просто жалко этого человека: он, сам того не подозревая,
стал марионеткой людей, которые использовали его перо.
А вообще журналистам надо быть
осмотрительнее. Надо сказать, что в начале 90-х об опасных
сектах писали достаточно много. Но потом лидеры этих сект
стали обращаться в суды "за защитой чести и достоинства", и
пыл журналистов поубавился. Потом маятник качнулся в другую
сторону - секты стали работать на привлечение прессы.
- Может ли ваш центр предоставить
объективную, проверенную информацию о деятельности
антинаркотических центров, существующих при
неопятидесятнических сектах?
- Все подобные центры мы физически не в
состоянии проверить. Но мы знаем деятельность самого этого
сектантского движения и говорим о нем. И если организация,
известная разрушительными последствиями для психики своих
адептов, создает так называемые центры реабилитации
наркозависимых, каковы же будут результаты пребывания в
подобных структурах? И это все не голословно. Об этом
говорят известные во всем мире психиатры, такие, как Пэр и
Гутрун Свартлинг. Я с ними лично знаком и не раз встречался
на различных конференциях. Надо сказать, что Пэр - бывший
министр здравоохранения Швеции, а шведская психиатрия
известна как одна из лучших в мире. Так вот, они, исследуя
неопятидесятническое движение, сделали вывод, что каждый
четвертый адепт предпринимал попытку самоубийства.
Нередко по телевидению в репортажах из общин
неопятидесятников можно увидеть корчащихся на полу людей.
Скажите, чем они принципиально отличаются от уколовшегося
наркомана? Может быть, поэтому у наркоманов в подобных
центрах так легко происходит замена одной зависимости на
другую. Не случайно сегодня в психиатрии широко используется
термин "перезависимость". То есть замена одной зависимости
на другую. Что и происходит в неопятидесятнических центрах
реабилитации. Человек становится зависим не от "косячка" или
шприца, а от такого псевдомолитвенного, псевдорелигиозного
состояния, к которому человек начинает постоянно тянуться.
Он становится зависимым от участия в такого рода ритуалах,
от такого состояния, в которое его ввергает его гуру, пастор.
У одного из ведущих российских психиатров,
заведующего отделом судебной психиатрии института судебной
психиатрии имени Сербского, профессора Федора Кондратьева,
есть немало трудов о влиянии сект на психику. У меня есть
разрешение от профессора на публикацию этих материалов, и,
надеюсь, они появятся на страницах наших газет. Так вот,
одна из его работ называется "Наркомафия и сектомафия - это
одно и то же".
- Как давно неопятидесятники стали
использовать борьбу с наркоманией для привлечения в свои
общины новых адептов? Насколько успешны их усилия?
- Точной даты вам никто не сможет назвать.
Но в России неопятидесятники начали заниматься этим с конца 90-х годов.
Следует отметить, что лечить наркоманию
выгодно. Лечение наркозависимых - самая прибыльная отрасль
современной медицины. По обнародованным недавно данным
Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и
наркобизнесом, ежегодный оборот рынка антинаркотических
услуг достигает двухсот миллионов долларов. Тут, скорее
всего, речь идет об официальной медицине, а не о сектах. А в
сектах есть другая мера материальной заинтересованности.
Очень часто в них используют бесплатный труд
"реабилитируемых", например, в строительстве, при
организации агитационных акций и так далее.
Но это неопятидесятники стали использовать
реабилитацию наркоманов в своих целях относительно недавно.
А вот саентологи создали свой "Нарконон" намного раньше.
Вообще, секты давно используют возможности вербовки новых
членов через "лечение" каких-то болезней, борьбу с
наркоманией - так называемую социальную реабилитацию. Такие
возможности ищут и в других социально неблагополучных
группах. У тех же саентологов активно действуют организации
"Криминон" (понятно, речь идет о работе среди осужденных),
"Алконон" (реабилитация алкоголиков). При этом сектанты
активно используют опыт друг друга.
- Время от времени различные ведомства
проводят встречи с журналистами, семинары, на которых
рассказывают о тонкостях своей работы, о состоянии дел в том
или ином сегменте жизни. Может быть, вашему Центру тоже
стоит провести нечто подобное для журналистов?
- У нас были попытки выйти на некоторые
журналистские структуры. И такие попытки будут продолжены.
Но в то же время все наши семинары, которые мы проводим в
различных районах Новосибирской области по просьбе местных
администраций, открыты для представителей СМИ. В последнее
время такие семинары были проведены в Татарске, Куйбышеве,
Барабинске, Черепаново, Искитиме, Болотном. Такие семинары у
нас проходят регулярно. В Новосибирске проведены десятки
семинаров для педагогов, руководителей школ, руководителей
домов культуры, для чиновников районных и городских
администраций. Очень часто после таких мероприятий
проводятся пресс-конференции.
- Как быть журналисту и СМИ, если без злого
умысла они ввели в заблуждение своих читателей?
- Если без злого умысла и человек совесть не
потерял, то надо честно признаться в своей ошибке.
Признаться в своей ошибке прежде всего самому себе.
Во-вторых, нужно собрать более достоверную информацию и
опубликовать ее следом. Сообщить, что редакция и журналист
были введены в заблуждение. Это будет честно и не против совести.
Слава Богу, недостатка в информации сегодня
нет. Скажем, в наш Центр журналисты обращаются очень часто.
Александр Оконишников
www.chslovo.com - 23.08.2006.
Фото - протоиерей Александр Новопашин - РИА "Новости"
|