Кто заполнит пустоту в душе алкоголика?
Священник должен уметь отличить пьянство от
распущенности, а распущенность - от болезни
Мне часто говорят: "В России столько
больных, скажем, лейкемией, в том числе детей. Может, нужно
сначала помочь им, а уже потом помогать спившимся взрослым?"
И добавляют: это свободный выбор, никто не заставлял
человека пить, а дети страдают не по своей воле. Вместо
ответа я спрашиваю в таких случаях: а разве помощь должна
быть избирательной? Те заслуживают помощи, а эти – нет?
Помогать надо всем, зрелость общества как раз и определяется
его способностью помочь как можно большему числу людей.
Кто сказал, что алкоголизм – "свободный
выбор"? Разумеется, первую, вторую или третью рюмку человек
выпивает добровольно, но дальше болезнь уже не спрашивает.
Она хватает всех без разбора, ее жертвой может стать как
бомж, так и сенатор. Алкоголизм, как и любое заболевание,
равнодушен к званиям и регалиям. Если мы пойдем по пути
"этим помогаем, а этим – нет", то зачем тогда лечить, к
примеру, рак легких? Ведь никто насильно не заставлял
больного курить. Так можно договориться до полного абсурда.
Алкоголизм – биопсихосоциальное заболевание.
К кому в первую очередь бросается алкоголик, когда понимает,
что не в состоянии самостоятельно справиться с пьянством?
Очень часто – не к врачу. К священнику.
Конечно, священник сам, без врача, больному
не поможет. Бывает так, что приходит человек к своему
духовнику и жалуется: "Пью, не могу остановиться". Священник
ему в ответ: "Прочитай сорок раз молитву, дай обет перед
иконой". Это, конечно, не вредно, но заменить медицинскую
помощь не сможет.
Священник должен уметь определить, где
пьянство, где распущенность, а где уже болезнь, и направить
человека к специалисту. Очень важно наладить контакт между
Церковью и медиками. Например, в Свято-Троицкой семинарии в
американском городе Джорданвилле собираются вводить
специальный курс по проблемам алкоголизма. Со временем
священникам придется ориентироваться и в проблемах
наркомании, но сегодня наркомания не может соперничать с
алкоголизмом по "популярности".
***
Читайте также по теме:
***
Когда человек хочет бросить пить, лечится и
действительно бросает, ему поначалу кажется: самое главное –
бросить, "завязать", а дальше все проблемы улягутся сами
собой. Он не отдает себе отчет в том, что стоит ему бросить
пить, и в душе образуется пустота. Ну бросил пить, а чем
время заполнить? Энергию куда девать? Заполнить вакуум очень
трудно. Протрезвевший человек обращается к Богу, но, не
зная, как это делается, ударяется в богоискательство.
Свято место пусто не бывает – неокрепшие
души вчерашних алкоголиков охотно заманивают сектанты,
причем секты эти далеко не всегда безвредны для жизни и
здоровья. Поэтому, можно сказать, у Церкви и свой интерес
тут есть – не лишиться паствы. Например, католики в США
традиционно испытывали недоверие к программе "12 шагов". Они
не учитывали того, что в Соединенных Штатах большинство
алкоголиков (помимо американских индейцев, алеутов, чукчей)
– это итальянцы, поляки, ирландцы, т.е. главным образом
католики. А протестанты, которых насчитывается более
четырехсот деноминаций, охотно принимали алкоголиков,
помогали им. Разумеется, больные шли туда, где их ждут.
Католики увидели, что теряют паству, и в конце 60-х стали
открывать свои центры.
Иногда представители Русской Православной
Церкви воинственно выступают против программы "12 шагов" и
ее распространения в России. Не единожды мне доводилось
слышать, что группы анонимных алкоголиков – чуть ли не
секты, к которым бывший алкоголик привязан по гроб жизни.
Такие заявления – либо от безграмотности, либо от
ангажированности. Не секрет, что некоторые священнослужители
участвуют в коммерческих антиалкогольных программах, и для
них любая бесплатная программа – как кость в горле.
Иногда наши священники просто не владеют
информацией, а потому и не выполняют постановления своих
епископов. В России программы "12 шагов" неоднократно
получали благословение высших иерархов Церкви, в частности
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Заявления о
вреде программы "12 шагов", о ее мифических "подводных
камнях", о "сектантстве" делают, как правило, крикливые либо
политически ангажированные люди. "Это веяние гниющего
Запада!" – кричат они. Почему бы им тогда не отказаться от
антибиотиков или сотовых телефонов?
***
Читайте также по теме:
***
Конечно, США – куда более благополучная
страна с более зрелым обществом и как следствие с другим
отношением к алкоголизму и алкоголикам. Там не будут
показывать на тебя пальцем, если ты не пьешь вместе со
всеми, там даже не спросят, почему ты не пьешь, а алкоголизм
считается "нормальным" заболеванием – есть же диабетики,
сердечники, гипертоники. Есть и алкоголики. В России пока,
увы, к такому отношению к проблеме не готовы. И многое тут
зависит от духовенства, от того, насколько оно способно
всерьез озаботиться национальной трагедией, коль скоро ею
пока не озабочено государство.
Евгений Зубков – врач-психиатр
НГ-Религия – 04.07.2007.
|