Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы "12 шагов"
Часть II. О программе "12 шагов"
Иеромонах Анатолий Берестов. Критика
методов программы анонимных алкоголиков и наркоманов "12
шагов" с позиции Православия...
***
Содержание
Историческая справка
Даже беглый взгляд на историю программы "12
шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности
этого явления. Судите сами. Рождение группы анонимных алкоголиков,
созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В.
(Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом
(Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. [1].
Зародилось движение в Соединённых Штатах
Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его
координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В
последующем ячейки движения распространились в другие
регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.
У истоков этого нового объединения стояли
также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В
1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде,
Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и
масштабы распространения этой организации [2].
Анализ результатов деятельности различных
групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов",
впоследствии дал возможность объединить духовные принципы
работы групп АА (и других) с некоторыми положениями
психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.
Это привело к появлению в конце 40-х годов
Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:
- химическая зависимость (алкоголизм,
наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием,
имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;
- химическая зависимость является одним из
возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они
были названы созависимостью) и имеет единую природу с
другими видами зависимости;
- зависимость невозможно вылечить, однако
возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при
готовности человека к такому повороту и желании отказаться
для этого от своеволия;
- у человека, страдающего алкоголизмом или
наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых
веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или
интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской
модели – полностью безмедикаментозное;
- лечебный центр должен представлять собой
терапевтическое сообщество, персонал которого не
противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними.
Поощряется и стимулируется максимальная открытость в
общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;
- ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.
Добрались "12-тишаговики" и до России.
С 1987 года "12-ти шаговая" программа
реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно
распространяется по всей России. Проводятся всевозможные
съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная
литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА.
Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать
деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате,
Новосибирске и Москве.
С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь
тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской
Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с
наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ,
некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя"
подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую"
программу в России. Недаром многие православные россияне
считают общества АН оздоровительной сектоподобной
протестантски ориентированной международной организацией,
которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.
Да и стажировались некоторые наши
"продвинутые" активисты и даже священники в США по
приглашению Института проблем химической зависимости в
Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не
только от проблем наркологии, но и от медицины в целом).
Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или
повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области
наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно,
было бы желание, а Америка поможет.
Цель такой стажировки – перенять и внедрить
в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по
протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому
проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и
"Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы,
заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной
поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо
зарекомендовала себя уже во многих странах" [3], руками
некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень
активно внедряться в России. Тем более что деньги на это
даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом
одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень
почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков
наших соотечественников, а подготовкой наших психологов
руководят профессионалы из известнейших центров США:
Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч
(штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар"
(штат Нью-Йорк).
"…Программа "12 шагов" лоббируется со
стороны государства и финансируется международными
структурами".
Хочется напомнить историю с внедрением у нас
Программ демографического сдерживания – "Полового
воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя
зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало
население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали
локти и теперь, объявив демографическую проблему
первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что
там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология,
а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали
слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и
сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с
тем же протестантским душком, которую тоже пытались
протащить через Русскую Православную Церковь
скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из
неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?
Пока проблемами химической зависимости будут
заниматься некомпетентные люди, ждать положительных
результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда
серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись
прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь
та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как
говорится в известной басне И.А. Крылова:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…
Нашу страну губят дилетанты и падкие на
западные подачки новаторы-реформаторы.
По свидетельству многих российских
исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на
нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет
является духовным иммунитетом. В литературе наркологического
профиля была опубликована серия материалов, в которых
анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007
г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот
опыт, их суждения не были уж столь восторженными.
Иеромонах же Иона Займовский, автор книги
"Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого
Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп
АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как
беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался
уважаемый иеромонах?
Очень жаль, что священник, живущий в России,
здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает
накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт
душепопечения и излечения духовных недугов.
Это и положительный опыт исцеления пьяниц и
алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой
Мировой Войны.
Трудно предположить и печально, если он
этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.
Этот опыт теперь активно возрождается в
России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый
опыт православных организаций по реабилитации
наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному
монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ
отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по
проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать,
духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт
нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в
восторге от эффективности своих программ.
Можете ли вы представить себе владыку
Николая Японского, просветившего светом Православия Японию,
"работающим" там для удобства местного населения по
"инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или
Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих,
многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы
вынуждены руками православного священства проводить в
православной среде протестантскую или иную миссию?!
В первом номере журнала "Наркология" за 2007
год опубликована статья профессора, доктора медицинских
наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем
наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной
психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина
"Общество анонимных алкоголиков и перспективы его
деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный
материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных
позиций объективно отражает различные аспекты работы
сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов
(АА/АН)".
***
Читайте также по теме:
***
Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?
Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных
по сути компонента метода движения АА/АН:
- обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;
- активное взаимодействие между собой и
взаимопомощь друг другу пациентов в группе;
- создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.
Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы
прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно
этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков
начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент
отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без
всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ
жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что
алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего,
духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к
освобождению от чумы XXI века.
Мы не будем сейчас анализировать так
называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не
только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе
не является религиозным. В лучшем случае его можно в
какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между
понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак
равенства. Да и духовность духовности рознь!
Рассмотрим второй компонент деятельности
АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного
метода ни в коем случае не является изобретением общества
АА. Это частное проявление групповой психотерапии при
наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в
начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф.
А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами
общества АА или психотерапевтами обычных наркологических
стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов
эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение
надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации,
межличностное обучение, развитие навыков в общении,
имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным
моментом в процессе реабилитации больных.
Третьим компонентом деятельности общества
АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и
члены их семей общаются не только во время заседания ячеек,
но и вне их. Они ведут общественную деятельность по
пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта
деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид
деятельности АН требует также особого рассмотрения и
внесения корректировки.
Следует отметить большой недостаток в
деятельности АА/АН, который может привести их (и
периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям.
Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности
дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и
психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с
одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных
(а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и
совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном
и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко
развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой
стороны – может свидетельствовать даже о их связи с
деструктивной сектой – в частности, сайентологическими
организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой
(например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие
хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и
пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам!
Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая
архетипическая тоталитарная секта [4].
И такая связь прослеживается. У нас имеются
документы Федеральной службы Российской Федерации по
контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы,
свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире
активно распространяются на деньги той самой деструктивной
секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи,
как известно, питают особое пристрастие к методам
психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию
со своими сомнительными, а точнее – оккультными,
подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом
нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.
Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили
как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на
меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими
досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).
То, что во всём мире "12 шагов"
продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские
деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что
отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и
поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в
мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские
деньги.
Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.
Использованная литература
1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход
есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.
2. Невярович В.К. "Порок души".
3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и
страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21
4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные
секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.
5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.
6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.
|