Как стать Лапкиным
без лапкиновщины? Без того, за что его справедливо
критикуют, в т.ч. и автор этих строк...
1. Все свое тщеславие на служение людям
и Богу.
Игнатий Тихонович – в высшей степени
тщеславный человек. Он мог пустить энергию своего
тщеславия туда, куда ее направляют большинство людей: на
блуд, славу, на карьеру во власти, на приобретение богатства,
наконец, он мог бы стать самым известным террористом
СССР – на все это хватило бы его ума, трудолюбия и воли.
Лапкин пустил свое тщеславие в основном на проповедь
слова Божьего, воспитание в вере взрослых и детей,
помощь нуждающимся. Важное примечание: до определенного
момента в жизни тщеславие важное подспорье в развитии
человека, но во второй половине жизни, особенно, по
достижении каких либо успехов, оно должно угнетаться и
трансформироваться в желание славы Богу, а не себе
самому.
"И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом,
но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели
ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:15-16).
2. Высокая способность к подражанию к
делам праведников.
Как у всех тщеславных людей, у Игнатия
Тихоновича Лапкина очень высокая подражательная
способность к примерам великих людей. Он выбрал
подражание праведникам и ревнителям веры.
Вся его жизнь – это подражание: апостолу
Павлу, святителю Иоанну Златоусту, монахам. Да! Да! Это
сейчас бранит монахов. В 90-х годах он постоянно цитировал жития монахов и приводил
для поучения те или иные аскетические подвиги монахов.
Жизнь в девстве с женой, воздержание от мяса, сна,
молитвенность – всего это он набрался у монахов. Было
дело, говорят, что он в подражании святителю Иоанну
Златоусту (?) не разговаривал целый год.
"…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и
смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф.11:29).
3. Стремление к совершенству: в учебе,
работе, служению Богу.
Сколько людей троечники по жизни?!
Учатся на тройки, работают на тройки, жену любят на
тройки, детей воспитывают на тройки, верят на тройки,
помогают ближним на тройки. Ты – христианин, ты -
человек, который создан как оружие доброй воли Бога в
этом материальном мире. Если ты признаешь себя рабом
Божьим (по крайне мере в молитвах), то ты должен
исполнять Его волю в совершенстве. Разве Господь хочет,
чтобы Его волю исполнял так-сяк?
"Итак будьте совершенны, как совершен
Отец ваш Небесный" (Мф.5:48).
4. Высочайшее трудолюбие.
Труд - это
вечная епитимия всем мужчинам "в поте лица твоего будешь
есть хлеб" (Быт.3:19), лень и безделье порождают
основную массу пороков у мужчин. Мужчина должен выбирать
себе такую работу, которая бы приносила ему стабильно
высокий заработок, который бы позволял ему обеспечивать
благосостояние его многодетной семьи и возможность
оплачивать церковную десятину и помогать нуждающимся
(больным).
"Пойди к муравью, ленивец, посмотри на
действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника,
ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом
хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди
к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную
работу она производит; ее труды употребляют во здравие и
цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя
силою она слаба, но мудростью почтена.] Доколе ты,
ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив
руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и
нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то,
как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко
убежит от тебя.]" (Пртч. 6:6-11)
5. Аскетизм. От Китая до Греции, до
христианства и после, стремление к роскоши и
чревоугодие признавалось пороками, способными развратить
самых благородных и умных мужей. Весьма аскетично жили и
живут многие сильные мира сего. Причуды богатеев?
Понимание того, что без аскетизма и умения
самограничивать себя успешным трудно стать, а еще
труднее удержать достигнутое.
6. Стремление к знаниям и развитие ума.
Умение пользоваться современными информационными
технологиями для самообучения и обучения других.
Это качество настоящего мужчины. Мужчина
– глава семье и первый учитель жены и детей. Мужчина как
минимум в два раза должен быть умнее и способнее своей
жены. Мужчина должен постоянно заниматься
самообразованием, чтобы не потерять авторитет своего ума
и мудрости перед детьми.
Впрочем, у Лапкина имеет место видимая
неприязнь к получению высшего образования, которая
искусственно загоняет христиан в социальное гетто рабов
и низшего обслуживающего персонала. Сколько людей по
молодости под влиянием Лапкина бросили учебу в вузах, а
потом с усилиями доучивались заочно! Высшее образование
нужно выбирать, как и жену, очень тщательно, чтобы потом
с диплом экономиста и юриста не работать продавцом в
магазине. На такое и техникума достаточно. Кстати, очень
хороший вариант - техникум (колледж) после 9 классов,
работа по специальности, и если это по душе, получение
высшего образования заочно. Отсутствие высшего
гуманитарного (богословского) накладывает заметный
отпечаток на проповедях Лапкина: лишает их глубины,
тонкости и творческого переосмысления, отсутствие
высшего образования делает Игнатия Тихоновича только
лишь проповедником-компилятором, чего не скажешь,
например, о протодиаконе Андрее Кураеве.
7. Охранение себя от пороков и
развращения.
Блуд, пьянство, табакурение, игромания
вообще, страсть к компьютерным играм особенно, телемания
– вот главные жернова, перемалывающие мужчин и их
таланты, превращающие их в бедняков и неудачников,
умирающих до 60 лет. Кстати, все это эффективные способы
отупления мужчины, точнее подкаблучников, жены (прежде,
матери), которые для нравственно-психологического
доминирования над мужем словами и делами, прямо или чаще
косвенно заинтересованы в отупление мужа (сына).
"Дети прелюбодеев будут несовершенны,
и семя беззаконного ложа исчезнет" (Прем. Сол.3:16).
"...ибо Господь любит правду и не
оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а
беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых
истребится" (Пс.36:28).
Пожалуй, из всех известных мне лично
людей, Лапкин имеет самую высочайшую волю к достижению
поставленных задач и самодисциплину. Самодисциплина даже
в мелочах: "Верный в малом и во многом верен, а неверный
в малом неверен и во многом" (Лк.16:10). Без умения
подчинить себя самого себе самому, научиться правильно и
успешно руководить другими невозможно.
9. Законничество.
Законничество непосредственно связано с
самодисциплиной. Стремление к порядку, жить по правилам
(уставу), неукоснительное соблюдение закона - это
мужские качества. Чем больше коллектив и организация,
тем выше должны быть требования к соблюдению закона, его
не соблюдение - путь саморазрушению.
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон
или пророков" (Мф.5:17).
10. Смирение -
честное,
трезвое, адекватное понимание самого себя,
сочетанное со скромностью.
"По данной мне благодати, всякому из вас
говорю: не думайте о себе более, нежели должно
думать; но думайте скромно, по мере веры, какую
каждому Бог уделил" (Рим.12:3).
"Но мудрость, сходящая свыше, во-первых,
чиста, потом мирна, скромна, послушлива,
полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и
нелицемерна" (Иак.3:17).
Увы, именно этой добродетели - смирения
со скромностью, у Игнатия Тихоновича Лапкина весьма мало.
Все выше перечисленные добродетели без
смирения и скромности рано или поздно порождают в
человеке целый набор ущербности: лицемерие, усугубление
тщеславия, хвастовство, чувство собственной
непогрешимости, совершенной правоты, раздражение на
критиков и людей, которые с тобой не согласны.
"…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и
смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф.11:29)
"Ибо всякий возвышающий сам себя унижен
будет, а унижающий себя возвысится" (Лк.14:11).
"Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по
возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись
за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне
поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и
пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить
раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите:
мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что
должны были сделать" (Лк. 17:7-10)
"Ибо если я благовествую, то нечем мне
хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и
горе мне, если не благовествую!" (1Кор.9:16).
В "Лествице добродетелей, возводящих на
небо" преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях
смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении
уничижений, когда душа распростертыми объятьями
принимает их, как врачевство. На второй степени
истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в
совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем
желании научаться (Лествица. 25:8).
"Говорящие или делающие что-либо без
смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом,
разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма
немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны
измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем
великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни
слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не
принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и
не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть,
проявления и разные виды смирения, но само оно есть
благодать и дар свыше" (преподобный Григорий Синаит).
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" -
21.03.2016.