Исповедник веры. Отсидевший в
советское время четыре раза в
СИЗО и один раз в колонии. С его удивительной биографией
этого периода можно ознакомиться в
книге: "Для слова Божьего нет уз...".
В СИЗО и колонии умудрялся не только по многу часов
молиться, читать Священное Писание, но и проповедовать
заключенным и охранникам. Достойный опыт пребывания в
узах весьма будет полезен для христиан последних времен.
После суда в 1986 году (арестован 9 января 1986 года, приговор
суда - 10 июля 1986 года) . Приговорен за
критику советского режима, распространение антисоветских
и православных книг в аудио-формате к двум годам и шести месяцам
исправительно-трудовой колонии общего режима (статья
190-1 УК РСФСР). Друзья и сочувствующие
верующие кидают цветы. Освобожден по горбачевской
амнистии 25 марта 1987 года.
Человек с большой ревностью о вере и ее
чистоте. Вышел из семьи старообрядцев-беспоповцев.
Потом обратился к Православию. От юности, с его слов,
избежал смертных пороков.
Проповедник и миссионер с большим
опытом лекторской работы и миссионерских акций Тысячи выступлений в вузах,
различных государственных учреждениях,
правоохранительных органах, тюрьмах... Миссионер,
который смог организовать неоднократные миссионерские
поездки через всю Россию и Европу, про бессчетные
миссионерские проповеди на улице, раздачу Евангелий - и
говорить не приходится.
Аскет. По примеру царя Давида
"Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей"
(Пс.118:164) семикратно встает на молитву в течение дня,
полвека не ест мяса, особенно чурается свинины, не пьет
алкоголь, чай, кофе для того, чтобы не подать соблазна
мусульманам и различным сектантам "И потому, если пища
соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы
не соблазнить брата моего" (1Кор.8:13), спит не более 5
часов в сутки, часто и того меньше, по молодости, бывало
сон урезал до 2 - 3 часов; жена уже давно живет в другой
половине дома с отдельным входом, предельно скромно
(точнее - как сущий бомж) одевается и живет в весьма
скромных условиях, при этом (и немалые) пожертвования
тратит на помощь нуждающимся, миссию, организацию ежегодного летнего
детского православного лагеря и развитие деревни
Потеряевка.
Благодарственное письмо потеряевской общине от
архиепископа Томского и Асиновского Ростислава
Человек невероятного трудолюбия и
деятельной активности, трудоголик. Человек-батарейка.
Уже в советское тратил 9/10 своего заработка на
проповедь Православия. Для того, что можно было
организовать бесплатную раздачу тысяч и тысяч
магнитофонных записей верующим с житиями Святых,
творениями святителя Иоанна Златоуста на
официальной работе выдавал как минимум 200 % нормы
выработки (работал на стройке), после работы клал печи и
т.п.
Ответ митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия
Иванникова главному редактору портала "Русская народная
линия" Анатолию Степанову о Игнатие Лапкине. Если бы
все наши архипастыри защищали своих, как этот митрополит
чужих...
Человек большой эрудиции, ума и памяти.
Наизусть знает значительные отрывки из Священного
Писания с указанием глав и стихов, а также творения
Святых
Отцов.
Апологет с положительным опытом
обращения людей из сект, жизни в маловерии и грехах.
Под его влиянием обратилось немало сектантов, некоторые
даже стали православными священниками.
Человек с полувековым (точнее 44
года) опытом организации
детского православного (!) трудового лагеря. Кто хоть раз организовывал детский
лагерь даже на неделю, понимает, какое напряжение и
организаторские таланты это требует. Его лагерь с
первых лет, обозначенный как "православный", начал
действовать еще в советские времена, и не смотря на
титанические усилия власти и СМИ и в советское время и
при нашей "демократии", лагерь до сих пор не был закрыт
и запрещен.
Игнатий Лапкин в детском православном трудовом
лагере-стане в Потеряевке
Вечерняя молитва с детьми после костра в Потеряевке
Педагог с интересным заслуживающим
внимания педагогическим опытом воспитания детей, в т.ч.
с девиантным поведением.
Написал почти 40 томов книг. В
основном это ответы на многочисленные вопросы,
задаваемые людьми во время его лекций в вузах и т.п, а также это
его проповеди, стихи. Написал симфонию на жития святых,
симфонию на каноны Православной Церкви, симфонию на
неканонические книги Ветхого Завета. Смог найти
денег и издать эти книги, что тоже немаловажный факт.
Книги Игнатия Тихоновича Лапкина. На переднем плане
в красном переплете издание Нового Завета с
толкованиями Феофилакта Болгарского. Издание оформлено
сотнями гравюр Густава Доре, выполненными в цвете
Создал два сайта и популярный
видеоканал. Его видеобеседы в десятки раз более интересны
людям, чем проповеди и беседы многих священников и даже
митрополитов. И уж тем более видео беседы куда более
интересны, чем
видео-проповеди и евангельские беседы его критиков.
Конечно, оговорюсь, все это сделано и
делается не без помощи друзей
и единомышленников.
Стоял у истоков восстановления деревни
Потеряевка и двух православных общин, живущих определенным религиозно-аскетическим укладом
жизни. В общинах братьев Лапкиных (их окормляет
протоиерей Иоаким) сложился уклад, который не может
не привлекать внимание христиан, ревнующих о благочестии,
верности былым православным традициям и канонам.
Братья Игнатий и Иоаким Лапкины
Взрослые люди, желающие креститься,
проходят оглашение около трех лет, при этом они обязаны
прослушать более 500 часов огласительных бесед,
присутствовать все это время на Литургии
оглашенных, и после соответствующего возгласа покинуть
храм. Крещение происходит только после того, как человек
пройдет указанное оглашение, затем испытание своей веры, и получит рекомендации
от приходского совета. Крестят раз в год в Потеряевке
троекратным полным погружением. После Литургии (где
оглашенные стоят храме только до возгласа "оглашенные изыдите") вся община идет крестным ходом до пруда, где
под общую молитву и радость люди принимают
крещение.
Братья Лапкины полагают, что если
крещение было совершено кроплением или мочением, в
нарушение древней святоотеческой нормы троекратного полного погружения, да еще
и за мзду (типа "пожертвования"), то такое крещение
нужно воспринимать как не совершившееся, и таковых людей
нужно крестить правильно. К слову сказать такого же
мнения придерживался и святитель Лука Войно-Ясенецкий:
Во время Крещения взрослых, которое
происходит раз в году в пруду около деревни Потеряевка,
присутствует и молится вся община
Крещение протоиерей Иоаким Лапкин совершает только полным троекратным погружением
Могу с горечью констатировать, какой
радости, торжества и переживаний лишили и лишают до сих
пор священники Русской Православной Церкви "крещениями"
русских кроплением, втихую, без участия всей общины, без
оглашения и испытания веры.
На приходах нет никакой мзды за
совершение Таинств и треб. Все прихожане обязаны платить
десятину.
Даже свечи они делают сами, и ставят
бесплатно каждый по своему усмотрению. Впрочем,
десятина делает бессмысленной глупое при наличии
электрического освещения копчение храма свечами.
Торговля свечами не является источником дохода
священника.
Строго соблюдаются
канонические прещения (епитимии) к согрешившим.
Например, согрешившие блудом, убившие абортами детей
отлучаются от Причастия на 10 лет, второбрачные на год
и т.д.
На Литургии в храме Анфимия Никодимийского в с.
Потеряевка
Есть строгие требования к внешнему виду:
мужчинам запрещается бриться и даже подстригать бороду,
все обязаны быть подпоясанными, женщины и девочки
в двойных платках, полностью закрывающих волоса, в
длинных юбках, чей подол не должен быть выше 10 см от
пола. Верующие обязаны собираться как минимум за 7 минут
до начала Богослужения, после чего все 7 минут стоит молча,
готовясь к молитве Ходить
и разговаривать во время богослужения запрещено. Мужчины
стоят на правой половине, женщина на левой половине храма.
Лично видел, как стоят взрослые и дети в
храме. Это невероятно, но дети от мала до велика (и
местные - потеряевские, и дети из детского лагеря) выстояли молча
стоя на одном месте все вечернее субботнее богослужение.
В сравнении с этим, поведение взрослых и детей в наших храмах
"мирового оплота" Православия - это
бесчинное хождение
зверей со со своими детенышами по загону в зоопарке. Про
то, что основанная масса детей и младенцев приводится
родителями за пять минут до начала Причастия, про то, что
поповские дети во время чтения Евангелия и Херувимской
играют в снежки на улице - могу только плакать!
В другой
день на Литургии в Потеряевке стояла с самого начала
мать с грудным младенцем на руках. Этот младенец только
один раз пискнул на две секунды. Как они зомбируют детей
- не понимаю!
И делают это все люди, думается мне,
потому что имеют страх Божий: "Начало мудрости - страх
Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди
Его" (Пс.110:10), "Начало премудрости - бояться Бога, и
с верными она образуется вместе во чреве"
(Сир.1:15).
Начало большой верности Богу, начинается
в верности в малом! "Верный в малом и во многом верен, а
неверный в малом неверен и во многом" (Лк.16:10).
Митрополит Барнаульский Сергий Иванников в общине в
Потеряевке. Только в 2015 году он служил Литургию в
Потеряевке с "сектантами и еретиками" два раза в мае и
сентябре
Вместо проповеди священника часто
читается святитель Иоанн Златоуст , и иногда другие Отцы
Церкви.
После окончания воскресной Литургии
практически все собираются для чтения Евангелия или
апостольских посланий с последующим толкованием
блаженного Феофилакта Болгарского. Конечно, свое слово
вставляет и Игнатий Лапкин.
После Литургии община изучает Священное
Писание в толковании Феофилакта Болгарского
Не только те, кто пропускает
богослужения, но и опаздывающие обязаны писать
объяснительную!
По моему мнению, общины братьев Лапкиных
в своем укладе жизни и богослужения, наиболее
полно соответствуют тому порядку, который, могу
предположить, имел место в период наивысшего литургического,
богословского, канонического, проповеднического и
миссионерского развития в Православной Церкви, во
времена Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Немало из того, что Лапкиным делалось и
делается, мною многое еще не ведомо и не упомянуто.
Впрочем уже этого достаточно, чтобы у читателей
сложилась полная картина о талантах, и самое
главное - о делах этого проповедника.
***
Для меня очевидно, что на нем рука
Божия.
Не знаю еще таких людей, обладающих
такой совокупностью талантов, не знаю священников,
преподавателей Томской духовной семинарии, которые умеют делать и делают хотя бы 20 % от того, что
делал и делает Игнатий Тихонович Лапкин.
Для меня он - это человек, у которого можно и нужно учиться.
Полностью согласен с мнением протодиакона Андрея Кураева:
Не удивлен я искреннему братскому
прощанию митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия
Иваникова с Игнатием Лапкиным. Запись от 16 сентября 2015 года:
Обличитель
Вы думаете, что он обличает
только наших попов и архиереев?
Он обличает, каждого слушающего его, и прежде всего, меня
самого -
ибо слушают его мои уши, читают его книги мои глаза.
В
этом году 1 ноября исполнилось 15 лет, как я начал
служить миссионером в Церкви, оставив светскую работу в
университете. Все эти года мое служение мирно
сосуществовало с многими моими грехами и страстями,
немалой ленью, ропотом на "тяжелую долю". Ни проповеди профессора Алексея Ильича Осипова, ни беседы о. Дмитрия
Смирнова, ни лекции диакона Андрея Кураева, ни проповеди наших
священников, не привели у меня в душе к такому обличению, и самое
главное - к решительности искоренить страсти, грехи,
лень и свою некомпетентность по многим вопросам в самом себе.
После моей поездки в Потеряевку и
принятия троекратного полного погружения, произошли в моей личной религиозной жизни и в жизни моей
семьи заметные благоприятные изменения.
Как я могу ненавидеть и критиковать в
духе "сам дурак" моего обличителя? Самый лучший друг для
человека именно его обличитель, ибо не ласки и
комплименты друзей, ни молчание в духе "всехлюблюникогонеосуждаю", не приводят к покаянию и
изменению человека, а обличения.
"Слушайся совета и принимай обличение,
чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым" (Прит.19:20).
"Ненавидящий обличение идет по следам
грешника, а боящийся Господа обратится сердцем"
(Сир.21:7).
"Человек грешный уклоняется от обличения
и находит извинение, согласно желанию своему"
(Сир.32:19).
"Пусть наказывает меня праведник: это
милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который
не повредит голове моей" (Пс.140:5).
Смотрю на деревенского старика,
человек с высшими образованиями, кандидатской степенью,
обличенный
должностью... Почему не делаю всего того, что делает
этот старик?! Мне стыдно за свою лень,
лукавство, отсутствие организаторских способностей.
"Как хорошо обличенному показать
раскаяние!" (Сир.20:2).
Не скрою, мне требовалось немало
времени, чтобы принять в себе лапкиновские обличения,
тяжело давалось принятие правды о себе самом.
Считаю, что Игнатий Тихонович Лапкин
- самый лучший друг для
Русской Православной Церкви, ибо своими обличения он
приносит нам большую пользу. Вынужден констатировать,
что за 25 лет немало архиереев и священников
превратились в самоуверенных и лицемерных наемников-владык,
потерявших всякий страх Божий. И это очевидно не
только для одного протодиакона Андрея Кураева.
Другой вопрос, к чему в конце концов эти
обличения приведут у самого Игнатия Тихоновича Лапкина...
Слова апостола Павла в равной степени
относятся и к Лапкину, и к нам, недовольным его
обличениям:
"Итак, неизвинителен ты, всякий
человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь
другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого,
делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд
Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты,
человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие
дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство
благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея,
что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по
упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе
собираешь гнев на день гнева и откровения праведного
суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его:
тем, которые постоянством в добром деле ищут славы,
чести и бессмертия, -- жизнь вечную; а тем,
которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются
неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой
душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и
Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему
доброе, во-- первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет
лицеприятия у Бога" (Евр. 2:1-11)
Продолжение следует...
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 29.11.2015.
Фото - основная часть фотографий
корреспондентов РИА Новости