Катехизация у католиков
Интернет-портал Правкнига
предлагает вниманию наших читателей авторскую колонку
тележурналиста Ольги Бакушинской. Ольга –
практикующий католик, а потому делится крайне интересным
опытом катехизации этой христианской традиции. Ну а
поскольку тема церковной катехизации на сегодняшний день
крайне актуальна и для православных, мы сочли возможным
познакомить с этой традицией наших читателей. В
дальнейшем мы вернемся к данной теме, в том числе,
представив вам и другие катехизические опыты, в
частности, старообрядческий.
Эта статья не содержит оценок, она
содержит только факты, которые могут быть интересны
православным читателям. Все, конечно, помнят про
ленинский завет "учиться и учиться", и иногда мне
кажется, что Католическая Церковь в этом вопросе с
безбожником согласна. Потому что католики все время
учатся, но сначала они учатся "на звание католика".
Если человечек рождается в семье
практикующих католиков и его крестят в младенчестве, его
дальнейший церковный путь выглядит примерно так. Лет в
пять он вполне может пойти на катехизацию для малышей,
где дети получают первый знания о церкви и Боге в виде
игр, картинок, песенок и простых правил поведения в
храме. Это пока еще игра - серьезные вещи начнутся
немного позже, когда в семь-восемь лет дитя отправится
на катехизацию перед первым причастием – маленькие дети
в Католической Церкви не причащаются. Подготовка длится
два учебных года, и она дает довольно серьезные знания о
Ветхом и Новом Завете, Таинствах Церкви и обязанностях
христианина.
Перове Причастие у католиков. Это
воспринимается как великий праздник
Поскольку моя дочь сейчас как раз
заканчивает второй курс, и в мае должна приступить к
Таинствам, я могу точно сказать, что иногда ее вопросы
ставят меня в тупик. Я элементарно не знаю или забыла
вещи, которые у нее отскакивают от зубов. Более того,
они сдают что-то вроде зачетов. Конечно, это не школа,
где могут поставить двойку в дневник или отчитать перед
классом, это весьма доброжелательная проверка усвоения
материала. Сестры, которые обычно ведут катехизацию,
подходят к своей работе очень серьезно, детей любят,
дружат с ними, но никогда не махнут рукой на пробелы в
знаниях. Сам день первого причастия детей – большой
приходской праздник. Храм украшается цветами и лентами,
как при венчании. Да это и похоже на венчание в каком-то
смысле. Девочки в белых платьях и белых венках (в
некоторых поместных традициях и с фатой), мальчики в
темных костюмах. Иногда родители решают, что все дети
будут в альбах (белое литургическое одеяние, аналогом
которого в Православной Церкви является стихарь), но
чаще все-таки платья и костюмы. Раньше в католических
странах такие платья передавались по наследству от
матери к дочери, но и сейчас девочки и мамы очень
стараются и малышки выглядят в свой день ослепительно!
Праздник долго репетируется – католики
вообще любят репетировать торжественные события –
поэтому все обычно проходит без сучка и задоринки.
Если вы думаете, что детей после
причастия отпускают на все четыре стороны, вы глубоко
ошибаетесь. Они продолжают заниматься и углублять веру
по желанию родителей, но ответственные родители, как
правило, не пренебрегают катехизацией после причастия. В
четырнадцать лет подростки снова проходят обязательный
курс подготовки к конфирмации или миропомазанию.
Младенцы, да и взрослые до недавнего времени, не не
проходят миропомазание при крещении – это отдельная
история, к которой человек приходит в сознательном
возрасте. Итак, эти две катехизации обязательны, но
есть еще много всяких молодежных объединений, летних
лагерей, паломничеств, духовных упражнений, где
католическая молодежь может пообщаться друг с другом и
духовенством, узнать новое и поделиться опытом.
В принципе, различных возможностей
духовно возрастать в приходах обычно много и католик при
желании может учиться всю жизнь, поэтому подробно я
остановлюсь только на обязательном.
Со взрослыми людьми, которые пришли к
Христу, ситуация несколько другая, хотя и похожая. Вне
зависимости от того, были они крещены, и в каком обряде
они были крещены, им предстоит пройти подготовку к
принятию Таинств. Взрослые изучают Катехизис в течение
времени катехумената, установленного епископом, в России
это около года. Катехумены осваиваются в общине и к ним
потихоньку присматриваются. Для того чтобы быть
допущенным к Таинствам, необходимо аккуратно посещать
занятия, воскресные мессы и… сдать экзамены. А как же
без них? Экзамены довольно серьезные и к ним приходится
по-настоящему готовиться. Помимо экзаменов катехумену
предстоит одно, а иногда и не одно, индивидуальное
собеседование с катехизатором, где его будут
расспрашивать обо всем. О семье и планах, о работе, о
взглядах на жизнь. А главное о том, что его привело к
Богу. Ему также не раз подробно объяснят, что он пришел
туда, где на него будет возложена огромная
ответственность за дальнейшую жизнь, мысли и поступки.
И очень часто эта новая жизнь довольно трудна в светском
окружении. Особенно в вопросах целомудрия и брака.
Иногда это пугает и случаи отказа от воцерковления хоть
и редко, но бывают. Отношение к этому спокойное, потому
что если человек не чувствует в себе силы, лучше не
давать обещаний, которые потом не сможешь выполнить.
***
Читайте также по теме:
***
Крещение взрослых, как и любая
церемония, тоже несколько раз репетируется "на
местности", так что в торжественный день волнение не
мешает все делать красиво и точно. Крещение взрослых
обычно приурочивают к большому празднику, такому как
Крещение Господне или Пасха, и происходит это на глазах
у всей общины, которая символически принимает новых
членов. В день крещения взрослые принимают свое первое
причастие.
Крещеные в других конфессиях после
подготовки совершают акт исповедания веры и считаются с
этого момента католиками. Церемония тоже вполне
торжественная, но все же не такая, как Крещение.
Заканчивая свой краткий обзор, я бы
хотела сказать о плюсах подобного подхода. Среди
католиков нет людей, которые не знали бы элементарных
основ веры и несли совсем уж невероятную ересь о
христианстве и обязанностях христиан. Католиков,
безусловно, учат доброжелательности к другим конфессиям
и людям иной веры, так что в массе они редко выражают
агрессивность и фанатизм. И у катехуменов есть много
времени, чтобы подумать и разобраться, куда и зачем они
пришли, понять – нужно ли им это?
***
Вспоминается один реальный случай. Хотя
обычно день набора очередных групп вывешивается на доске
объявлений, моя подруга зашла в храм, когда объявления
еще не было, чтобы спросить, когда начинаются очередные
курсы катехизации. Священник, к которому она обратилась,
усадил ее на лавочку и разговаривал с ней около часа.
Пытал ее каверзными вопросами и даже, как ей показалось,
отговаривал. В конце беседы она все настояла, чтобы он
выдал информацию о курсах, а потом спросила: "Почему вы
меня пугали, если все равно назвали дату?" Тот
улыбнулся: "Если вас можно отговорить, из вас получится
плохой католик".
Ольга Бакушинская
Воскресный день - 24.03.2011.
|