Преодоление "выгорания" в миссионерском (и ином) служении
Сегодня на всевозможных конференциях
(будь то, по миссионерскому, будь то социальному или
молодёжному служению) зачастую поднимается вопрос о том,
как избежать "выгорания" в церковном служении. Этот
вопрос касается не только священников, но и всех мирян,
несущих свои послушания Матери-Церкви. К сожалению, в
поиске ответа на данный вопрос, нередко наблюдается
тенденция обращения к работам светских психологов и к
источникам, никак не связанных с церковным Преданием
(соответствующие опросы и обсуждения проводятся на
различных православных форумах). На мой взгляд, ответ на
поставленный вопрос можно найти и в Евангелии и в
святоотеческом учении. Поскольку моя жизнь связана с
миссией, то, как пример, можно рассмотреть опыт
преодоления "выгорания" в миссионерском служении.
Тема преодоления так называемого
"выгорания" в миссионерском служении сегодня актуальна,
так как множество молодых талантливых людей, поступающих
в миссионерские школы, или заканчивающие
соответстветствующие курсы, сталкиваюсь с трудностями,
бросают свою деятельность на ниве благовествования.
Проблема актуальна и для меня лично, так как с личным
охлаждением к делу миссии приходится сталкиваться
постоянно. Как говорит современный миссионер, в данное
время проповедующий на Доминике, "Мы же воспитываем
миссионеров, привлекаем их. Сколько есть слов о важности
миссии, а о том, чтобы предупредить людей, в какие ямы
они не должны упасть, чтобы ровно гореть - такого мало".
В связи с вышесказанным, хотелось бы поделиться
размышлениями и неким опытом (на библейской и
святоотеческой основе) о том, как преодолевать так
называемое "выгорание" в миссионерском служении.
Сам употребляющийся термин "выгорание"
звучит довольно громко. Слыша его можно подумать, что
человек горел, переставлял горы, а потом, вдруг, потух.
На практике бывает так, что человек сам был как
затухающий уголек, который просто угасает. Но, если
стремление христианина сравнивать с горением, то здесь
вспоминаются слова святителя Феофана Затворника "Итак,
ясно, что без ревности христианин плохой христианин, –
вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни хладен,
– и жизнь такая не жизнь". Следовательно, хранение этой
ревности - одна из задач христианина, поэтом, так
называемое "выгорание " - это духовная, а не
психологическая проблема. Угасание в христианине
ревности в доброделании связано с угасанием в нём огня
благодати Божией, которое может происходить по разным
причинам.
Для начала можно вспомнить, что Господь
даёт христианину для совершения доброго дела свою
благодать. А дальше происходит следующее: или этот огонь
приумножается, или гаснет. Да более глубокого осмысления
этого можно вспомнить притчу Господа о талантах и цитату
апостола Павла о его миссионерском служении. Это два
места из Священного Писания раскрывают проблематику
поднимаемого вопроса.
Господин дает трем своим рабам пять, два
и один талант соответственно. Двое из них преумножили
талант, а один зарыл в землю. Двое было вознаграждены, а
третий - наказан... Талант - это определенный Божий дар.
Для совершения доброго дела христианину подается дар
благодати. Огонь ревности о богоугождении - это тоже дар
благодати Святого Духа. Так вот, притча о талантах
раскрывает то, как надо пользоваться даром благодати,
чтобы он преумножился, а не исчез.
***
Читайте также по теме:
***
Двое рабов пустили данные им таланты в
дело, чтобы всё (а не только часть) полученного отдать
хозяину (Господу). А третий решил использовать дар для
человеческих интересов - зарыл в землю (человек - это
земной прах). В итоге, те, кто все отдал Богу без
остатка, стараясь быть верными в малом, были поставлены
над многим.
Казалось бы, все просто. Если полученный
дар пускать в доброе дело ради Христа (а не ради себя и
не ради людей), то талант преумножится: Господь даст
благодати и огонь ревности разгорится с большей силой.
Но, тут стоит остановиться на том, что, чаще всего
остается незаметным - что есть истинное доброе дело? По
мнению святых отцов, это то дело, которое было принесено
Христу без остатка. Преподобный Серафим Саровский
говорил, что «все же не ради Христа делаемое, хотя и
доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет,
да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
Преподобный Никодим Святогорец говорит, что дело
является посвященным Христу, если оно начиналось,
продолжалось и заканчивалось совершаться только ради
Христа и если при его совершении делатель не искал себе
утешения от этого труда. Получается, что совершить хотя
бы одно дело во славу Христа - это большой труд, и, в
первую очередь, умственный. Ведь, сложно творить дело от
его начала до конца помня о том, что оно посвящается
Христу. Если бы об этом так легко было помнить, то по
ходу делания не было бы ссор, сердечных смущений и того
другого, что препятствует чистоте приносимого Богу в дар
труда.
Получается, что в труде во славу Христа
нужна также немалая умственная работа. К сожалению,
сегодня этом говорится редко, но, если вновь вернуться к
притче о талантах, то можно услышать от Господа
следующие слова: "Добрый и верный раб! в малом ты был
верен, над многим тебя поставлю" (Мф. 25:23). Для
современного человека "многим" кажутся внешние
результаты дела, а то, чем был занят разум во время дела
- вещью второстепенную, то есть, "малым". Но, как можно
увидеть, от правильного устроения ума зависит то, как
дело оценит Господин, и то, преумножит ли он талант, или
отнимет. Когда человек начинает трудиться во славу
Господа, ему многое дается легко, но, постепенно, как
говорится "глаз замыливается" и дело начинает
совершаться "на автомате". То есть, априори, во славу
Божию, но, на деле, это как бы забывается...
***
Читайте также по теме:
***
Преподобный авва Дорофей говорил, что
если монах при своем служении ссориться с братом,
спорит, тогда от его дел нет никакой пользы, хотя бы они
внешне казались бы завершенными. Также и в миссии, можно
много проповедывать, начиная совершать это ради Христа,
но, теряя трезвение ума, предаваться ненужным спорам,
возмущению и другим недовольствам. К примеру,
запланировал я ради Христа встречу в далёком поселке с
местными жителями, а не неё никто не пришел. Если я
сделал это сугубо ради Христа, то ничего не потеряю от
этого, а если я делал это ради самих людей, то я впаду в
уныние из-за того, что им это не нужно. Расстроюсь и
из-за своего потерянного времени. Если подобные
"неувязки" буду происходить стабильно, то у делателя уже
не будет ни малейшего желания продолжать однажды начатое
дело, ссылаясь на разные причины.
Это и называется
"выгоранием". Но, если я совершал это только ради
Христа, то Господь покрывает мои всевозможные
расстройства, и, мои силы не теряются. Все мои
расстройства растворяются во Христе и возникает
понимание того, что данные трудности меня приближают к
Нему, ведь и Его проповедь не была принимаема всеми, и
Он встречался с безразличием. Поэтому, мой труд в данном
случае не бесполезен, он даёт мне хотя бы на частицу
ощутить ту боль, которую ощущал Христос. Но, это
возможно только в том случае, если дело совершается
только ради Христа.
Как известно, Господь дает призывающую
благодать, и, сначала, дело совершается с лёгкостью, а
затем от делателя требуется собственный труд.
У многих "выгорание" происходит из-за того, что теряются
внешние утешения, сопровождавшие начало доброго дела. К
примеру, квартирная миссия. Замечу, по опыту то, что
когда миссионер впервые идет проповедывать по квартирам
(есть много примеров), ему открывают дверь,
приветствуют, интересуются проповедью. И тут начинает
казаться, что так должно быть всегда, но, происходит
обратное... И когда благовестнику раз за разом не
открывают дверь, а иногда ещё и посылают куда подальше -
есть большой соблазн опустить руки. Но если не терять в
уме слова "Господи, Иисусе Христе, я буду делать это
ради Тебя и Твоей славы", то Христос преумножает силы,
хотя бы внешне все было бы бесперспективно и плачевно.
Можно "выгореть" от внешних трудностей, но пароль "ради
Тебя, Господи" становится хранителем полученного от
Христа дара благодати для совершения дела.
Другой пример внешних утешений связан со
страстью тщеславия. Иногда деятельность миссионера
находится на виду, и он это ощущает, чувствует
поддержку. Но, когда наступает период кропотливой, ни
для кого незаметной работы, которую обязан осуществлять
миссионер, желание трудиться может исчезнуть. При чём,
сам трудящийся не всегда может дать себе трезвый отчёт в
том, что это произошло по причине отсутствия внимания к
его деятельности (т. е., из-за страсти тщеславия).
Ограничение в получении душевного утешения также ведёт к
охлаждению. И здесь средством помощи является желание
трудиться ради Христа, не обращая внимания на
сопутствующие обстоятельства. Если единая сокровенная
цель - принести своё служение в дар Господу, то ничто не
может быть помехой в исполнении этого дела.
Можно привести и другой пример: тебе
хочется на миссию в поселок, а у тебя есть какое-то
послушание, вынуждающее тебя быть не на проповеди, а
сидеть в кабинете у ноутбука. Есть повод, как говорится,
"остыть" к миссии. Но если отбросить все свои планы и
рутинную кабинетную работу от начала до конца посвятить
Христу, то Господь даёт много сил, в том числе, чтобы
преодолеть нахлынувшую печаль.
В той форме миссии, когда совершается
прямая проповедь слова Божия (будто на улице, или по
квартирам, или в поселке), нередко можно услышать
нелицеприятные слова в свой адрес. Не замечать этого и
не брать это близко к сердцу для многих непросто. И в
таком случае до "выгорания" недалеко. Но, и здесь способ
избежать уныния - осознание искания славы Божией. Как ни
парадоксально, она является именно тогда, когда
христианин подвергается поношениям: "Если злословят вас
за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух
Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами
прославляется" (1Пет.4:14). При правильном отношении к
делу (поиске славы Божией) даже внешние неприятности
начинают работать на миссионера.
У некоторых миссионеров "выгорание"
наступает от уныния, приходящего из-за незапланированных
обстоятельств. Но, все ситуации, воспринимаемые как
повод потрудиться во славу Христа, также легко
преодолеваются. К примеру, миссионер приехал послужить
Богу, но его направили не в тот посёлок, в который он
хотел. Есть повод для расстройства. Но если помнить, что
распределение талантов и их количество зависит от
Господина, а от раба требуется принять это с
благодарностью и потрудиться для Господина - настрой
меняется.
Также по-миссионерски настроенный
христианин может "сломаться" из-за, как ему кажется,
неправильного отношения к нему и к миссии
священноначалия. Но, проблема не в священноначалии, а в
памяти о том, что цель миссии не сама миссия, а личное
соединение со Христом. Когда миссионерствующий ставит
свои труды выше архипастырского благословения, он
поступает по гордости, лишая себя благодати. Был пример,
когда один священник миссионерствовал и открывал
самостоятельно приходы, а, когда об этом узнал епископ,
то отправил его под запрет. Если цель
миссионера-трудиться ради Христа, то все указания,
которые он принимает свыше, он принимает, как волю
Самого Христа и спокойно относится к происходящему,
пусть это и не выглядит так, как он задумывал прежде.
Получается, что ещё одно средство от
"выгорания" - принятие всего случающегося с
благодарностью, как от Самого от Христа и совершение дел
только ради Него. Трудиться над тем, чтобы не искать в
добродетели утешения для себя, стремиться работать даже
не ради пользы других, а только ради Самого Господа.
Тогда дело становится по-настоящему добрым в очах
Господина и Он преумножает данные ранее таланты, дает
огонь благодати, проявляющейся в ревности в служении
Ему. Притча о талантах довольно ясно показывает то, что
Господь умножает только то, что без остатка приносится
Ему.
Забвение о принесении всего своего
служения без остатка ради славы Господа ведёт к
появлению неблагоговения к миссии. Порой от церковных
людей можно услышать шутки "ну, что, ты много кого
отмиссионерил?" Такие выражения говорят об отсутствии
определенной серьёзности, отношение к миссионерству, как
к делу Божьему, будто бы миссия - это какое-то
развлечение, а не служение, приносимое Христу. С таким
отношением невозможно избежать "выгорания".
Миссионерство, как путь к святости,
подразумевает, что в жертву постепенно будет принесёт
весь человек, то есть будет жертва "всесожжения". Иерей
Даниил Сысоев говорил, что миссионеру приходится
заниматься и благотворительностью, и пр., осваивать все
добродетели. Но если миссионер рассматривает миссию как
что-то, чему можно посвятить только часть самого себя,
то "выгорание" произойдёт неименуемо: на огонь будет
подложено мало дров, и человек принесёт себя в жертву
только наполовину, и огонь потухнет, так как миссия
станет угрозой для той части, которую бы человек хотел
оставить при себе.
Труд внутри самой добродетели - следить
за своими мыслями. Это большой внутренний труд, и он
также совершается не своими силами. Апостол Павел
говорит: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и
благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их
потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со
мною" (1Кор.15:10). Святой Павел стал великим апостолом
силою благодати Божией. Но, после получения благодати
для апостольства, он не опускал рук, но, все совершая во
славу Божию (как сам он учил "итак, едите ли, пьете ли,
или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1Кор.10:31), преумножая однажды полученный дар. И ум,
трезвящийся о совершении всего лишь во славу Христа, он
хранил он не своими силами, а благодатью Божией.
Поэтому, уверен, что миссионеру
необходимо молиться не только об обращении людей к Богу,
но и чтобы Христос послал благодать, помогающую
совершать дело только лишь в Его славу. Ту самую
благодать, которая была ниспослана просветителю
язычников, сделавшая его великим апостолом Павлом.
Святитель Феофан Затворник говорит, что об этом нужно
просить Господа: "Существо утренней молитвы -
благодарить Бога за сон и укрепление и молить Его, чтобы
помог весь день делать дела во славу Его". Не просто,
просить у Бога помощи в делах, а в том, чтобы совершать
их от начала до конца во славу Божию.
Поприще миссионерского служения
изобилует всевозможными искушениями, пройти которые
можно лишь самоотверженно трудясь ради Христа, не ища в
миссии каких-то утешений, и не ожидая собственных
успехов и быстрого обращения людей к Богу.
Антон Дулевич
В Контакте - 22.09.2019.
|