Неприятный диагноз. Первый шаг к
святости
Что нужно человеку для того, чтобы стать
святым, и почему Церковь никогда не признавала и не
сможет признать кого-либо "святым при жизни"? Эти
вопросы являются краеугольными во всей христианской
духовной жизни. Ответить на них согласился известный
ученый-богослов, профессор Московской духовной
академии Алексей Ильич Осипов.
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич
Осипов
Как мы знаем из Евангелия, первым
вошедшим в рай оказался разбойник, у которого, образно
говоря, руки по локоть были в крови. Это удивительный
факт, не имеющий аналогов ни в одной религии мира. По
какой же причине он оказался спасенным?
Евангельский контекст говорит об этом
вполне определенно: за осознание мерзости своей жизни,
за глубокое ощущение, что он не достоин спасения, за
искреннее покаянное обращение к Спасителю. Разбойник
всем своим существом понимал и ни на йоту не сомневался,
что он не может быть там, где будет висящий на Кресте
рядом с ним Праведник. Отсюда его слова к Христу,
исполненные удивительного для человека, находящегося в
таких жутких страданиях, смирения: Помяни меня, Господи,
когда приидешь в Царствие Твое (Лк 23:42). Не просьбы об
избавлении от мук, не мольбы о жалости и снисхождении, а
- помяни меня там, в Твоем Царстве, где я, конечно,
никогда не буду. Вот что оказалось достаточным для
спасения! Действительно, как говорится в Ветхозаветном
псалме, сердце сокрушенно и смиренно Бог не
уничижит (Пс 50:19).
Святая жизнь начинается с внимания к
своей нравственной жизни, к своему внутреннему состоянию
- стремлениям и чувствам своей души и их сопоставлением
с заповедями Евангелия, с образом и поведением Самого
Христа. Это сопоставление открывает человеку внутри его
сердца целый мир - странный, ранее ему неведомый и часто
не очень-то симпатичный.
С одной стороны, в нас присутствует
глубокое чувство в том, что мы - добрые, умные,
справедливые, честные… Одним словом - хорошие,
праведные. Поэтому нам и в голову не приходит, что мы
можем оказаться вне Царствия Божия. Пускай где-нибудь с
краешку, в самом дальнем уголочке, но, конечно же, мы
будем там! Пусть не великими святыми, но все же - в
Царствии Божием. Ну как же, я ведь - верующий,
православный, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь… Я
никого не убил, не обворовал, не изменял жене, не
нарушал законов - а что же еще нужно-то? Право слово -
святой, да и только! Осталось лишь живьем
канонизировать!
Однако, с другой стороны, внимательно
присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам,
отношениям к друзьям и недругам и сопоставив всё это с
голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть
и нечто прямо противоположное. Оказывается, я не могу не
осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не объедаться…
И столько еще таких вот "не могу", что от моей
"хорошести" ничего не остается. Даже когда делаю доброе
дело, и то - оскверняю его тщеславием, расчетом и
прочими нехорошими движениями души. Слушаю общую
исповедь с огромным перечислением грехов и понимаю, что
99% в этом перечне - мое. То есть вижу, что ни в чем не
соответствую Евангельским нормам жизни.
Можно ли стать при жизни святым? Отвечая
на этот вопрос, нужно понимать, что святость - это
причастность Духу Святому, которая в земных условиях
колеблется, непостоянна, ибо неизменен только Бог. Она -
не птичка, которую можно однажды поймать в клетку - и
все в порядке. Нет, это постоянное наблюдение за своим
"ветхим человеком", бодрствование сердца и трезвение
ума, подобное той бдительности, в которой пребывают
защитники осажденной крепости. И как халатность стражей
нередко оборачивалась поражением войска, так и в истории
христианства бывали случаи, когда подвижники,
достигавшие явных благодатных даров прозорливости и
чудотворения, но утратившие бдительность над своими
мыслями и чувствами и в результате потерявшие видение
своих вутренних врагов, прежде всего, мнения о своих
высоких достижениях - духовно падали и даже погибали.
Были и такие, которые так и не поднимались в своей
святости выше чистоты детского уровня. Святитель Игнатий
(Брянчанинов) писал: cвятой Макарий Великий говорит, что
"…встречаются души, соделавшиеся причастницами
Божественной благодати… вместе с тем, по недостатку
деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в
состоянии очень неудовлетворительном в отношении к тому
состоянию, которое требуется и доставляется истинным
подвижничеством… В монастырях употребляется о таких
преуспевших старцах изречение - свят, но не искусен, и
наблюдается осторожность в советах с ними".
***
Читайте другие статьи автора:
***
Именно осознание своего бессилия
искоренить в себе страсти, победить грех и рождающееся
отсюда смирение являются началом и критерием правильной
духовной жизни. Ибо только это, снимая розовые очки с
глаз души и открывая очень далекое от евангельской
чистоты ее реальное состояние, делает человека способным
взыскать Спасителя, обратиться к Христу. Преподобный
Петр Дамаскин сказал: "Первым признаком начинающегося
здравия души является видение грехов своих, бесчисленных
как песок морской".
Необходимо повторить, что это лишь самое
начало пути, ведущего к святости. Но без начала не может
быть и продолжения.
Фома - 29.06.2009.
|