Что нас ждет на Страшном суде?
Что означает Страшный Суд? Не подумайте, что
в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на
Страшном Суде, извините, - теперь только по справедливости. Ничего подобного! Неразумно представлять
Бога на этом Суде как какого-нибудь деспота. Страшным
Последний Суд называется не потому, что Бог "забывает" о
любви и поступает по какой-то бездушной "правде", - нет, а
потому что здесь происходит окончательное самоутверждение,
самоопределение личности: способна она быть с Богом или
уйдет от Него, останется вне Его навсегда. Но может ли такое
быть? Хотя это и тайна будущего века, однако психологически
понять отвержение Бога можно.
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов
В качестве примера приведу один случай.
Однажды в старые, добрые времена один сельский учитель спас
от смерти петербургского аристократа, который, зимой сбился
с пути. Его занесло снегом, и он погибал. Сами понимаете,
насколько благодарен был ему спасенный. И вот через какое-то
время он пригласил учителя в Петербург и устроил в его честь
великосветский прием, созвав своих родных и друзей. Кто
бывал на больших приемах, представляет, в каком положении
оказался учитель, увидев перед собой множество вилок, ножей,
тарелочек и прочих принадлежностей тожественного стола,
которых он никогда глаза не видел. Не быв ни разу в жизни на
таких приемах, бедняга не знал, что делать: то возьмет
что-то не той рукой, не знает, как за кушанье приняться,
сидит, обливаясь холодным потом. В его честь произносятся
тосты, а он не умеет и ответить. Изнемогая от жажды, он
выпил воду из овального блюдечка, стоящего перед его
тарелками. И каков был его ужас, когда он увидел, как гости
омывают свои пальчики в этих тарелочках. Тут он вообще чуть
в обморок не упал. Так этот великолепный прием стал для
нашего учителя настоящим адом. Потом всю оставшуюся жизнь он
нередко век кивал по ночам в холодном поту - ему вновь
снился этот великосветский прием в его честь.
Вы, наверное, понимаете, к чему я это
говорю. Что такое Царство Божие? Это духовное единение с
Богом, Который есть бесконечная полнота любви, кротости и
смирения. И вот теперь представьте себе, как будет себя
чувствовать в этом Царстве человек, который наполнен
свойствам прямо противоположными: ненавистью: злобой,
лицемерием... Чем было бы для него Царство Божие, если бы он
вдруг оказался в нем? Тем самым, чем был для бедного учителя
аристократический прием. Для него Царство Бога было бы адом
в адской степени. Злобное существо не может пребывать в
атмосфере любви, атмосфере Царства Бога.
***
Читайте другие статьи автора:
***
Теперь становится понятным, что может
произойти на Страшном Суде. Не насилие над личностью,
подобно ток как древнегреческая богиня Фемида с завязанными
глазами отправляет людей - одного направо, другого налево -
в зависимости от их дел. Нет! Бог есть Любовь. Не случайно
преподобный Исаак Сирин говорит: "...мучимые в геенне
поражаются бичом любви... терпят мучение, вящее всякого...
возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что
грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою
своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит
собою соблюдших долг свой".
Возможно, будут личности, сознательно
отвергшие любовь Божию. Но человек, отвергающий Бога, уходит
сам, и это для него благо, ибо его ненависть не в силах
вынести пламени любви Божией. Так же, как для сельского
учителя мучением оказался великолепный прием в его честь.
Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому
двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри -
самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами
не захотели или не захотят из него выйти.
Мысль о том, что причиной пребывания
грешников в аду, не исключая самого диавола, является их
свободное "не хочу", высказывали целый ряд отцов: Климент
Александрийский, святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий
Великий, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн
Дамаскин, преподобный Исаак Сирин, святой Николай Кавасила и другие.
Здесь необходимо сказать о принципиально
важном изменении, которое произойдет с человеком в конце
бытия этого мира. Из учения святых отцов вытекает, что по
всеобщем воскресении человек вновь обретает свою природную
полноценность и с ней свободу и волю к самоопределению. На
Страшном Суде окончательная судьба человека решается уже им
самим, его волей, он вновь обретает и возможность покаяния,
то есть духовного обновления, исцеления - в отличие от
посмертного состояния души, которое полностью определялось
характером ее духовности. Отсюда и особенность Страшного
Суда: человек сам в последний раз и окончательно
определяется, быть ему с Богом или добровольно отойти в
неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных
страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу.
И еще об одном факте можно с полной
уверенностью говорить: на Страшном Суде перед каждым
человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и яркости
откроется великий подвиг Христов, Его жертвенная любовь, Его
потрясающее самоуничижение ради спасения человечества. И
трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее,
не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое
большое впечатление, несмотря на все свои недостатки,
произвел фильм "Страсти Христовы" Гибсона. А здесь перед
лицом каждого откроются сама реальность Креста и Слава
Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит
положительный выбор великого множества людей. Такому выбору,
конечно же, будет способствовать и печальный опыт мытарств,
показавших действительную "сладость" страстей и пребывания без Бога.
Еще раз подчеркну: Страшный Суд - это такой
момент, когда будет подведен итог всего жизненного и
посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс
становления, самоопределения личности будет закончен. Этот
момент действительно страшен, и дай Бог, чтобы он вершился с
великой пользой для всех людей.
Геенна
Какова же вечная участь тех, кто не старался
жить добродетельно, а проводил жизнь в страстях, во зле, как
все мы, а то и вообще в Бога не верил? Вопрос будущей жизни
человека волновал всех и всегда. Но сложность его понимания
заключается не только в том, что это закрыто нас
непроницаемой завесой, но и в том, что вечность - это совсем
не время и для человеческого сознания, погруженного в поток
времени невозможно даже представить. Но в этом и нет
необходимости. Господь дал Свое Откровение только с одной
единственной целью - привести человека к спасению (тогда все
и увидим "лицем к лицу" - 1 Кор. 13:12), а не с тем, чтобы
преждевременно открыть тайны будущего века любопытствующему
рассудку. Потому всё Откровение носит педагогический,
воспитательный, а не отвлеченно-познавательный характер. С
той целью и возвещается о рае и аде. В Откровении нет
бесполезных сообщений, в нем всё глубоко сотериологично. Оно
говорит лишь столько и то, что необходимо и полезно человеку
в земной жизни для наследия жизни будущей. Потому и Церковь
устами святых отцов и голосом постановлений Вселенских
Соборов просто возвещает, повторяя Евангелие: да, для
праведных будет царство вечной жизни и света, а грешные
пойдут в муку вечную. И точка. Даже не ставился за
редчайшими исключениями, такой мучительный для многих
вопрос: как понять учение о Боге любви, если Он, зная, что
эти люди поп нут, дал им жизнь?
Вопрос имеет серьезное апологетическое
чтение. Но любой разумный человек понимает, что если даже в
познании этого тварного, пространственно-временного мира мы
наталкивается на непреодолимые границы, то тем более это
должно иметь место в отношении того мира, будущая жизнь -
просто тайна. Бердяев точно сказал, что эта проблема "есть
предельная тайна, не поддающаяся рационализации".
Может быть, поэтому самым разумным на этот
вопрос мог быть такой искренне смиренный ответ. Мы не знаем,
что такое вечность; нам не открыто, что такое новое небо и
новая земля; нам не понять жизнь в новом теле, потому
оставим мечту решить уравнение со многими неизвестными;
склонимся перед любовью и премудростью Божией, поверим, что
у Него не может быть ни неправды, ни мести, но есть только
безграничная любовь, и, следовательно, вечность для каждого
человека будет самой полезной и соответствующей его духу.
Преподобный Иоанн Дамаскин писал об этом вполне определенно:
"Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет
принять. И в будущем веке Бог всем дает блага - ибо Он есть
Источник благ, на всех изливающий благость, каждый же
причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя
воспринимающим".
В связи с этим приведу мысль святого Исаака
Сирина, великого подвижника VII века и бесспорного
авторитета в духовной жизни: "Если человек говорит, что лишь
для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с
ними (грешниками) здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их
там, - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге...
Такой (человек)... клевещет на Него". "Где любовь, там нет
возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда
совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не
воздает тем самым за дела прошлого.
Но заботится она о том, что наиболее полезно
в будущем: она исследует грядущее, а не прошедшее".
"Хотя и (говорится) о ярости, гневе,
ненависти и прочем применительно к Создателю, мы не должны
представлять, что Он также и делает что-либо из гнева,
ненависти или зависти. Многие образы употреблены в
божественных Писаниях по отношению к Богу, которые весьма
далеки от естества Его".
"Он (Бог) ничего (не делает) ради возмездия,
но взирает на пользу, которая должна произойти от Его
(действий). Одним из таких (предметов) является геенна... Не
для того милосердный Владыка сотворил разумные существа,
чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби, - тех,
о ком Он знал прежде их создания, во что они (превратятся
после сотворения), и которых Он (всё-таки) сотворил ".
Григорий Чудотворец и Григорий Нисский,
родной брат Василия Великого, также считали, что вечные муки
не бесконечны. Ибо понятие вечности не означает
бесконечности. Множество людей, споткнувшихся на мытарствах
и оказавшихся в вечных муках, по молитвам Церкви выходят
оттуда и входят в Царство Божие. Вспомним хотя бы историю с
императором Траяном! Всё это говорит о том, что состояние
вечности не означает безусловной окончательности, оно может
измениться, и только в положительную сторону. А вот еще
слова Исаака Сирина: "Если бы Царство и геенна с самого
появления добра и зла не были предусмотрены в сознании
Благого Бога нашего, тогда не были бы вечными помыслы Божий
о них; но праведность и грех были известны Ему прежде, чем
они проявили себя. Таким образом, Царство и геенна суть
следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом
по Его вечной благости, а не (следствия) воздаяния, даже
если Он и дал им имя воздаяния".
Обратим внимание: Исаак Сирин хочет сказать,
что все деяния Божий промыслительны, что они исходят только
из любви. Нет у Бога воздаяния, то есть, нет мести, нет
гнева, нет наказания, как это бывает здесь, на земле, когда
мы наказываемы людьми за какие-то проступки. Все действия
Божий продиктованы только любовью.
Он уподобляет Бога отцу, который не ради
наказания, а ради пользы, и только пользы, ставит ребенка в
ситуацию, которую тот по неразумию может воспринимать как
наказание, но она, оказывается, дана ради его блага.
Поразительно утверждение Исаака Сирина, что сама геенна есть
не что иное, как последнее промыслительное средство любви,
которое использует Бог в качестве спасения человека: "Не для
того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы
безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби!" Здесь,
можно сказать, впервые с такой ясностью дан святоотеческий
ответ на вопрос: зачем существует геенна? И он оставляет
надежду на наступление того "времени", когда "будет Бог все
во всем" (1 Кор. 15:28).
"Царство Божие и геенна огненная - следствия
милости, а не воздаяния, даже если Бог и дал им имя -
воздаяние!" Как это понять? Определенным ответом служат
слова святителя Иоанна Златоуста: "Потому Он (Бог) и
уготовал геенну, что Он - благ". Эти слова указывают на то,
что для человека с адским состоянием души невыносимо
пребывание с Богом, и Господь по Своей благости дает
возможность такому существу быть вне Себя. То есть Бог, до
конца сохраняя неприкосновенной свободу, разумной твари,
проявляет свою благость по отношению к ней тем, что
предоставляет ей возможность быть "там", где она может быть.
Ибо "адские муки, - как писал протоиерей Сергий Булгаков, -
происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни".
Святитель Григорий Богослов, не дерзая
присваивать себе Суд Божий, как известно, допускал
возможность посмертного спасения через ад или, как он сам
выражался, посредством крещения в огне. Он писал, правда, о
тех людях, которые умерли вне границ исторической Церкви:
"Может быть, они будут там крещены огнем - этим последним
крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает
вещество, как сено, и потребляет легковесность всякого греха".
Из утверждений святых отцов, предполагавших
возможность спасения из адского огня, глупый (простите за
это выражение) человек может сделать вывод:
- Ага, значит, если муки не бесконечны, то
можно жить без оглядок на них, жить в свое удовольствие!
Но послушайте, с какой силой святой Исаак
Сирин предупреждает такое легкомыслие: "Остережемся в душах
наших… и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению,
весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего
познания - степень страдания в ней".
Страшный путь - войти в Царство, пройдя
гееннский опыт "блага" вне Бога. Апостол пишет: "Каждого
дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне
открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам
спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3:13-15).
Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения
может быть различным: для одних оно со славой, честью,
наградой, другой спасется, но как из огня.
Кто захотел бы получить какое угодно
колоссальное наследство, но пройдя через долговременные и
жестокие пытки страшных садистов? Уверен, никто из тех, кто
имеет представление об этом и тем более опыт тяжелых
страданий. Когда российские представители на одной
международной конференции демонстрировали видеокассеты, где
было записано, что делали бандиты в Чечне с военнопленными,
многие не могли этого вынести: закрывали глаза, уходили из
зала. Даже смотреть невозможно - а если самому подобное
испытать? Действительно, ни за какие блага! Так и с геенной:
если бы только можно было показать, какие страдания
переносит человек, когда в нем во всей силе откроются и
начнут действовать страсти, то никто не захотел бы,
наверное, пожить сейчас "как следует" - а там - что будет.
Нет, избави Бог, - только бы не попасть в те страшные руки!
Вот почему мы слышим в Священном Писании
такие сильнейшие предупреждения: "...и пойдут сии в муку
вечную" (Мф. 25:46), "извержены будут во тьму внешнюю: там
будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8:12). Вот почему с такой
настойчивостью, с такой силой, ссылаясь и на постановления
Вселенских Соборов, Церковь предупреждает нас об угрозе
вечных мучений. Любовь не может не сделать всего того, что
можно, чтобы спасти любимого от страданий. Поэтому
"остережемся в душа наших, возлюбленные"!
Алексей Осипов,
профессор Московской духовной академии
Православная беседа № 20, 2007
Выбери жизнь со Христом!
"Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)
"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего,
слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…"
(Втор. 30:19-20)
|